Развитии речи дошкольников посредством использования игр и игровых технологий
материал по развитию речи

Ерофеева Татьяна Дмитриевна

мастер - класс педагогов "Развитии речи дошкольников посредством использования игр и игровых технологий"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master_klass_erofeevoy.doc130 КБ

Предварительный просмотр:

         

Здравствуйте, уважаемые педагоги !

                    Рада видеть вас на нашем мастер-классе. Сегодня мы с вами поговорим о развитии речи посредством использования игр и игровых технологий

Задача логопеда – заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи. А для этого занятия должны быть интересной игрой. Многократные повторения одного и того же материала утомляют не только ребенка, но и взрослого. Только в логопедии от повторений никуда не деться, особенно когда нужно отработать правильный артикуляционный уклад, научить ребенка слышать, узнавать звук, а затем и правильно его произносить. Итак, в какой же форме можно преподнести ребенку речевой материал, заинтересовать его, вызвать желание снова и снова повторять уже знакомые, но такие сложные и не всегда доступные правильному произнесению слова? Вспомните, как загораются глаза у малышей, когда Вы говорите: «А сейчас мы поиграем в интересную игру!». Не надо быть тонким психологом, чтобы понять, какое громадное и особое место занимает игра в жизни ребенка.

На логопедических занятиях я использую следующие игровые технологии:

1. Игровые технологии на развитие артикуляционного аппарата.

2. Игровые технологии для выработки плавной направленной воздушной струи.

3. Игровые технологии для развития мелкой моторики.

4. Игровые технологии для развития общей моторики.

Рассмотрим более подробно каждую технологию. 

Игровые технологии на развитие артикуляционного аппарата

Детей не так просто заставить делать артикуляционные упражнения.  Упражнения даются нелегко, отнимают много энергии, требуют усидчивости и терпения. Для того чтобы привлечь ребенка, заинтересовать его использую следующие приемы:

Сказка о Веселом Язычке. Это всевозможные истории из жизни Язычка («Утро Язычка», «Котенок», «Лошадка» и другие истории)

Презентации артикуляционных упражнений на определенный звук.

Артикуляционная гимнастика для  девочек и мальчиков.

 Артикуляционная гимнастика под музыку.

 Артикуляционная гимнастика «Мерсибо»

Образование звуков речи – это сложный двигательный навык:

- для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо);

- артикуляция связана с работой многочисленных мышц (артикуляционных, жевательных, мимических, глотательных);

- процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы)

Чтобы создать основу для произношения звуков речи и коррекции речевых нарушений, ребенку предстоит научиться управлять своими органами артикуляции, а поможет ему в этом специальная артикуляционная гимнастика.

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов речи, необходимых для правильного произношения звуков.

Артикуляционные упражнения бывают двух видов:

            Статистические – упражнения на удержание определенной артикуляционной позы; каждое упражнение выполняется по 10-15 секунд: птенчики, лопаточка, иголочка, горка, трубочка, чашечка, грибок и др.

            Динамические упражнения для развития подвижности органов речи, скорости переключения с одного артикуляционного движения на другое: улыбка-хоботок, заборчик бублик, качели, часики, лошадка вкусно, змейка и др. Выполнять динамические упражнения необходимо 5-7 раз. Движения проводить неторопливо, четко, ритмично.

Начинать артикуляционную гимнастику лучше с упражнения для губ. Выполняя упражнения для языка, используйте ладонь своей руки и руку ребенка, имитируя движения языка. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

             Гимнастика не должна ребенку надоедать, следите, чтобы ребенок от нее не уставал!

Базовый комплекс артикуляционной гимнастики:.

Упражнения для формирования позиции губ

"Улыбка". Удерживание губ в улыбке, зубы не видны.

"Заборчик". Рот закрыт. Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке.

"Хоботок". Вытягивание сомкнутых губ вперед.

"Бублик". Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть выдвинуты вперед. Верхние и нижние резцы обнажены.

"Кролик". Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.

Упражнения для язычка.

"Птенчики". Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.

"Лопаточка". Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

"Иголочка". Рот открыт. Узкий направленный язык выдвинут вперед.

"Вкусное варенье". Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.

"Чашечка". Рот широко открыт. Передний и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

"Горка". Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.

"Качели". Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку.

"Часики". Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбке. Узким язычком попеременно тянуться к уголкам рта.

"Змейка". Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать вглубь рта.

"Грибок". Рот открыт. Язык присосать к небу.

"Лошадка". Присосать язык к небу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

"Маляр". Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого неба.

"Гармошка". Рот открыт. Язык присосать к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

"Катушка". Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается вглубь рта

             Рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики.

1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно

по 5-7 минут, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись.

2. Артикуляционную гимнастику делают сидя, поскольку в этом положении у ребенка тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном состоянии.

3. Артикуляционную гимнастику выполняют перед настенным зеркалом, т. к. ребенок должен хорошо видеть свое лицо и лицо взрослого, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений.

4. Не следует предлагать детям белее 2-3 движений за один раз. При отборе упражнений следует соблюдать определенную последовательность: от простого упражнения - к более сложному.

Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

5. Статистические упражнения (на удержание артикуляционной позы в одном положении) выполнять по 10-15 секунд.

6. Динамические упражнения (на смену артикуляционных поз) выполнять 5-7 раз.

7. Движения проводить неторопливо, четко, ритмично.

8. Начинать артикуляционную гимнастику лучше с упражнения для губ. Выполняя упражнения для языка, используйте ладонь своей руки и руку ребенка, имитируя движения языка

гимнастика не должна ребенку надоедать, следите, чтобы ребенок от нее не уставал!

            "Сказка о веселом язычке"

Жил-был Язычок в ротике-домике.

(показать кончик широкого язычка и спрятать-повторить 3 раза)

Вокруг домика стоял красивый заборчик!

(губы в улыбке, зубы обнажены - повторить 3-5 раз).

А на крыше домика была высокая труба

(губы в трубочку - повторить 3 раза.)

Проснулся Язычок утром и широко открыл окошко

(широко открыть рот, закрыть-повторить 3 раза).

Посмотрел язычок на солнышко,

(язык поднять вверх к носу)

потом на травку

(язык опустить вниз,

понравилось ему на улице и решил он погулять, побегать

(язычок водить влево-вправо к уголкам губ-5 раз в каждую сторону).

Потом Язычок сел на лошадку и поскакал в лес

(цокать).

А в лесу он увидел грибы и стал их собирать

(язычок «приклеить» к нёбу и открыть широко рот-5 раз).

А ещё много орешков нашёл наш Язычок и стал собирать их и складывать в кармашки

(рот закрыт, язык упирается то в одну щёку, то в другую - по 5 раз).

Потом в лесу подул холодный ветерок (губы в улыбке, зубы обнажены, язык за нижними зубами: С-С-С-С,

И Язычок услышал, как зашелестели листочки на деревьях: Ш-Ш-Ш

(язык в форме чашечки поднят кверху, губы округлены).

А по стволу дерева стучит дятел: Д-Д-Д…

(рот приоткрыт, зубы обнажены, язык стучит в альвеолы-бугорки за верхними зубами)

Как хорошо в лесу!

(Улыбка)

Проголодался Язычок и пошёл домой кушать вкусное варенье (облизывать верхнюю и нижнюю губу по кругу – по 3-5 круговых движений по часовой стрелке и против часовой стрелки)

Потом захотелось ему попить, он взял чашечку и начал пить

(язычок в форме «чашечки» и «лакает», как котёнок-3-5 раз).

А потом он стал чистить зубки

(рот открыт, язычком водить по верхним и по нижним зубам - по 3 повтора).

И решил отдохнуть…

           Артикуляционные упражнения в стихах:

1. «Лягушки улыбаются» («Улыбка»)

Квакуша любит улыбаться,

Рот у Квакуши до ушей,

Хоть завязочки пришей.

Тянуть губы прямо к ушкам

Очень нравится лягушкам.

Улыбаются, смеются,

А глаза у них, как блюдца.

2. «Заборчик»

Зубы ровно мы смыкаем

И заборчик получаем…

А сейчас раздвинем губы –

Посчитаем наши зубы.

3. «Хобот слонёнка»

Подражаю я слону:

Губы хоботом тяну…

Даже если я устану,

Их тянуть не перестану.

Буду долго так держать,

Свои губы укреплять.

4. «Бублик»

Бублик мы изобразили–

Плавно губы округлили,

Их теперь нельзя смыкать:

Бублик надо удержать

            Игровые технологии для выработки плавной направленной воздушной струи

Правильное речевое дыхание необходимо для развития речи, поскольку дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и голос. Для развития дыхания используются самые разнообразные игры  Детям предлагается подуть на ватные шарики, воздушные шарики, бумажные лодочки, бумажных бабочек .Нравится детям игра «Прятки». Прячу картинку на конкретный звук за нарезанной бумагой, и предлагаю ребенку подуть и узнать, что спряталось.

            Можно посвятить развитию мелкой моторики отдельную беседу, т. к. игр и игровых упражнений огромное количество. Мне бы хотелось остановиться на использовании прищепок и су-джок шариков в логопедической практике логии для развития мелкой моторики

Для развития моторики пальцев рук хорошо использовать различные шнуровки, застёжки, плетёнки, мозаику и другие мелкие предметы (пуговицы, крупы, горох, фасоль), счётные палочки, обводки

           Еще один способ профилактики и активизации  речи ребенка – Су-джок терапия или «Весёлые шарики-ёжики». Это высокая эффективность, безопасность и простота, наилучший метод самопомощи, существующий в настоящее время. С помощью шариков и колец удобно массировать пальцы в целях благотворного влияния на весь организм.

            Самомассаж

В руки шарик я беру

И по пальчикам качу.

Шарик сильно посжимаю

 И ладошку поменяю.

            Су-джок шарики использую при автоматизации звуков

Игра «Кто больше»

Предлагается придумать слова на заданный звук и за каждое слово взять шарик.

Игра «Шарик прокати – картинку назови»

Игра «Звуковая схема»

Для характеристики слова используются массажные шарики трех цветов: красный, синий, зеленый.

Например: лук, аист

Игра «Раздели на слоги»

Предлагается взять столько шариков, сколько слогов в слове.

Например: сок, сумка, сапоги

             Автоматизация звуков на занятии осуществляется и с помощью массажных колец: кольцо надевается на каждый палец поочередно и проговаривается чистоговорка на поставленный звук

Ша-ша-ша - наша Даша хороша.

Ши-ши-ши – Паша с Дашей малыши.

Ше-ше-ше - подарили шарфик Даше.

Шу-шу-шу - шубку новую ношу.

Шо-шо-шо - нам гулять хорошо

Игровые технологии для развития общей моторики

На логопедических занятиях уделяется внимание не только мелкой моторике, но и общей. Проводятся различные физкультминутки с целью снятия умственного напряжения, статического напряжения мышц спины, улучшение мозгового кровообращения.

             Применяю кинезиологию. Имеется картотека кинезиологических упражнений.Что же происходит, когда ребенок занимается кинезиологией? А происходит вот что: развитие межполушарной специализации;
— развитие межполушарного взаимодействия;
— синхронизация работы полушарий;
— развитие мелкой моторики;
— развитие способностей;
— развитие памяти, внимания, речи;
— развитие мышления.
Выполним упражнения « Ухо, нос», «капитан»,  «лезгинка».

Спасибо за внимание. Всем успехов в развитии речи  ваших воспитанников!

Еще один способ профилактики и активизации  речи ребенка – Су-джок терапия или «Весёлые шарики-ёжики». Это высокая эффективность, безопасность и простота, наилучший метод самопомощи, существующий в настоящее время. С помощью шариков и колец удобно массировать пальцы в целях благотворного влияния на весь организм.

●Самомассаж

В руки шарик я беру

И по пальчикам качу.

Шарик сильно посжимаю

 И ладошку поменяю.

Су-джок шарики использую при автоматизации звуков

●Игра «Кто больше»

Детям предлагается придумать слова на заданный звук и за каждое слово взять шарик.

●Игра «Шарик прокати – картинку назови»

●Игра «Звуковая схема»

Для характеристики слова используются массажные шарики трех цветов: красный, синий, зеленый.

Например: лук, аист

●Игра «Раздели на слоги»

Детям предлагается взять столько шариков, сколько слогов в слове.

Например: сок, сумка, сапоги

Автоматизация звуков на занятии осуществляется и с помощью массажных колец: кольцо надевается на каждый палец поочередно и проговаривается чистоговорка на поставленный звук

Ша-ша-ша - наша Даша хороша.

Ши-ши-ши – Паша с Дашей малыши.

Ше-ше-ше - подарили шарфик Даше.

Шу-шу-шу - шубку новую ношу.

Шо-шо-шо - нам гулять хорошо

Игровые технологии для развития общей моторики

На логопедических занятиях уделяется внимание не только мелкой моторике, но и общей. Проводятся различные физкультминутки с целью снятия умственного напряжения, статического напряжения мышц спины, улучшение мозгового кровообращения.

Еще один способ профилактики и активизации  речи ребенка – Су-джок терапия или «Весёлые шарики-ёжики». Это высокая эффективность, безопасность и простота, наилучший метод самопомощи, существующий в настоящее время. С помощью шариков и колец удобно массировать пальцы в целях благотворного влияния на весь организм.

●Самомассаж

В руки шарик я беру

И по пальчикам качу.

Шарик сильно посжимаю

 И ладошку поменяю.

Су-джок шарики использую при автоматизации звуков

●Игра «Кто больше»

Детям предлагается придумать слова на заданный звук и за каждое слово взять шарик.

●Игра «Шарик прокати – картинку назови»

●Игра «Звуковая схема»

Для характеристики слова используются массажные шарики трех цветов: красный, синий, зеленый.

Например: лук, аист

●Игра «Раздели на слоги»

Детям предлагается взять столько шариков, сколько слогов в слове.

Например: сок, сумка, сапоги

Автоматизация звуков на занятии осуществляется и с помощью массажных колец: кольцо надевается на каждый палец поочередно и проговаривается чистоговорка на поставленный звук

Ша-ша-ша - наша Даша хороша.

Ши-ши-ши – Паша с Дашей малыши.

Ше-ше-ше - подарили шарфик Даше.

Шу-шу-шу - шубку новую ношу.

Шо-шо-шо - нам гулять хорошо

Игровые технологии для развития общей моторики

На логопедических занятиях уделяется внимание не только мелкой моторике, но и общей. Проводятся различные физкультминутки с целью снятия умственного напряжения, статического напряжения мышц спины, улучшение мозгового кровообращения.

Применяю кинезиологию. Имеется картотека кинезиологических упражнений.Что же происходит, когда ребенок занимается кинезиологией? А происходит вот что: развитие межполушарной специализации;
— развитие межполушарного взаимодействия;
— синхронизация работы полушарий;
— развитие мелкой моторики;
— развитие способностей;
— развитие памяти, внимания, речи;
— развитие мышления;

Особое значение игра приобретает в коррекционно-педагогическом процессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями, поскольку наряду с предметной деятельностью она используется в качестве основы отображают свои представления и знания об окружающем мире. Задача логопеда – заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи А для этого занятия должны формирования правильной речи детей и для их полноценного развития. В игре дошкольники быть не скучными уроками, а интересной игрой. Многократные повторения одного и того же материала утомляют не только ребенка, но и взрослого. Только в логопедии от повторений никуда не деться, особенно когда нужно отработать правильный артикуляционный уклад, научить ребенка слышать, узнавать звук, а затем и правильно его произносить. Итак, в какой же форме можно преподнести ребенку речевой материал, заинтересовать его, вызвать желание снова и снова повторять уже знакомые, но такие сложные и не всегда доступные правильному произнесению слова? Вспомните, как загораются глаза у малышей, когда Вы говорите: «А сейчас мы поиграем в интересную игру!». Не надо быть тонким психологом, чтобы понять, какое громадное и особое место занимает игра в жизни ребенка.

На логопедических занятиях я использую следующие игровые технологии:

1. Игровые технологии на развитие артикуляционного аппарата.

2. Игровые технологии для выработки плавной направленной воздушной струи.

3. Игровые технологии для развития мелкой моторики.

4. Игровые технологии для развития общей моторики.

Рассмотрим более подробно каждую технологию. 

Игровые технологии на развитие артикуляционного аппарата

Детей не так просто заставить делать артикуляционные упражнения.  Упражнения даются нелегко, отнимают много энергии, требуют усидчивости и терпения. Для того чтобы привлечь ребенка, заинтересовать его использую следующие приемы:

- Сказка о Веселом Язычке. Использую пособие Е.Г.Карельской «Растим говорунов» М.:Дрофа, 2007 г. Это всевозможные истории из жизни Язычка («Утро Язычка», «Котенок», «Лошадка» и другие истории) (6 слайд)

-Презентации артикуляционных упражнений на определенный звук (7 слайд)

-Артикуляционная гимнастика для  девочек и мальчиков. Чтобы повысить интерес девочек и мальчиков к выполнению скучных упражнений предлагаю отправиться в путешествие по различным сказкам (8-9 слайд). Девочки встретятся с Золушкой, Красной Шапочкой, Машенькой и другими сказочными героями. Мальчики отправятся в путешествие на машине (10-11 слайд).

-Артикуляционная гимнастика под музыку (

Музыкальный репертуар использую разный (детские песенки, современные мелодии) (13 слайд). Дети с удовольствием выполняют гимнастику.

Игровые технологии для выработки плавной направленной воздушной струи

Правильное речевое дыхание необходимо для развития речи, поскольку дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и голос. Для развития дыхания используются самые разнообразные игры Детям предлагается подуть на ватные шарики, воздушные шарики, бумажные лодочки, бумажных бабочек и т.д. Нравится детям игра «Прятки». Прячу картинку на конкретный звук за нарезанной бумагой, манкой и предлагаю ребенку подуть и узнать, что спряталось. На своих занятиях применяю компьютерную технологию «Мерсибо»

Игры и упражнения с гласными звуками являются тем фундаментом, на котором базируется вся работа по развитию фонематических процессов. Дети на логопедических занятиях пропевают гласные звуки с движениями (15 слайд). Все гласные пропеваются на выдохе.

● «Цветок распускается» - [а].

И.п. – стоя, руки опущены. Руки через стороны поднять вверх – вдох. Руки через стороны вниз, поем «а-а-а».

● «Рубим дрова» - [у].

И.п. – стоя, руки опущены. Ноги шире плеч. Прямые руки вверх – вдох. Наклон – поем «у-у-у».

● «Пускаем облачко» - [о].

И.п. стоя, руки опущены. Руки в стороны – вдох. Руки соединяются, кисти складываются, изображая букву О, продвигаются ото рта – выдох.

● «Держим большой мяч» - [э].

И.п. – стоя руки опущены. Руки в стороны - вдох. Руки перед грудью – выдох: «э-э-э».

● «Маятник» - [ы].

И.п. – стоя, руки опущены. Прямые руки со сжатыми кулаками вперед – вдох. Прямые руки со сжатыми кулаками отводятся назад – выдох: «ы-ы-ы».

● «Поймаем лучик» - [и].

И.п. – стоя, руки опущены – выдох. Руки плавно поднимаются вверх – выдох: «и-и-и».

Игровые технологии для развития мелкой моторики

Для развития моторики пальцев рук хорошо использовать различные шнуровки, застёжки, плетёнки, мозаику и другие мелкие предметы (пуговицы, крупы, горох, фасоль), счётные палочки, обводки, штриховки и многое другое. Можно посвятить развитию мелкой моторики отдельную беседу, т. к. игр и игровых упражнений огромное количество. Мне бы хотелось остановиться на использовании прищепок и су-джок шариков в логопедической практике

●Прищепки хорошо использовать  для самомассажа кончиков пальцев. Прикусываем прищепкой каждый пальчик и произносим слова:

Кусается сильно котёнок-глупыш,

он думает это не палец, а мышь.

Хватит кусаться глупый малыш,

а будешь кусаться – Скажу тебе, кыш!      

     ●В упражнениях действия   с прищепками озвучиваются весёлыми текстами, стихами игровыми приёмами, например,  игра-соревнование «Наша мамочка устала»

 Наша мамочка устала –

Всю одежду постирала,

 Милой маме помогу,

Все прищепки соберу.

Пока логопед произносит слова, дети, кто быстрее, стараются нацепить прищепки на край коробки (картона), кто больше прикрепил, тот победил.

●Предлагаю Вам посмотреть и подумать, чего не хватает ёжику. Правильно иголок. Давайте поможем ему, только ёжик запутался и не может вспомнить, какого цвета были у него иголки. А я Вам подскажу, две красные, одна жёлтая, одна синяя и две зелёных иголки. Запомнили? Дети прикрепляют прищепки.

●Игра "Рыбка»
- Назовите картинки со звуком «р», и определите, где он находится (в начале, середине, конце слова).

●Прищепки использую для развития фонематического слуха. Ребенок прикрепляет прищепку с буквой  к картинке(по первому з вуку в слове)

.

Еще один способ профилактики и активизации  речи ребенка – Су-джок терапия или «Весёлые шарики-ёжики». Это высокая эффективность, безопасность и простота, наилучший метод самопомощи, существующий в настоящее время. С помощью шариков и колец удобно массировать пальцы в целях благотворного влияния на весь организм.

●Самомассаж

В руки шарик я беру

И по пальчикам качу.

Шарик сильно посжимаю

 И ладошку поменяю.

Су-джок шарики использую при автоматизации звуков

●Игра «Кто больше»

Детям предлагается придумать слова на заданный звук и за каждое слово взять шарик.

●Игра «Шарик прокати – картинку назови»

●Игра «Звуковая схема»

Для характеристики слова используются массажные шарики трех цветов: красный, синий, зеленый.

Например: лук, аист

●Игра «Раздели на слоги»

Детям предлагается взять столько шариков, сколько слогов в слове.

Например: сок, сумка, сапоги

Автоматизация звуков на занятии осуществляется и с помощью массажных колец: кольцо надевается на каждый палец поочередно и проговаривается чистоговорка на поставленный звук

Ша-ша-ша - наша Даша хороша.

Ши-ши-ши – Паша с Дашей малыши.

Ше-ше-ше - подарили шарфик Даше.

Шу-шу-шу - шубку новую ношу.

Шо-шо-шо - нам гулять хорошо

Игровые технологии для развития общей моторики

На логопедических занятиях уделяется внимание не только мелкой моторике, но и общей. Проводятся различные физкультминутки с целью снятия умственного напряжения, статического напряжения мышц спины, улучшение мозгового кровообращения.

 Снежинки 

Закружились, завертелись белые снежинки. (Покружиться на месте.)

Вверх взлетели белой стаей лёгкие пушинки. (Подняться на носочки, руки – вверху.)

Чуть затихла злая вьюга. -   (Опустить руки вниз, встать прямо.)

Улеглись повсюду.   (Развести руки в стороны.)

На снежинки наступать осторожно буду! (Осторожные шаги на носочках.)

 (Е.Г.Карельская)

 Зимний день

Зимний день такой холодный. (Поёжиться, похлопать себя по плечам.) 

Греем руки мы вот так: Х-х-х-… (Соответственно.)

Воробью насыплем крошки. (Щепотью правой руки.) 

Он обрадуется так! (Похлопать в ладоши.) 

Мы попрыгаем немножко, (Прыжки на месте.)

Пробежимся по снежку. (Соответственно)

Постучим нога о ножку, (Соответственно.)

Поваляемся в снегу. (Покататься по коврику.)

 (Е.Г.Карельская).

В логопедической практике использую разнообразные игры с мячом (25 слайд). Игры с мячом не только развивают общую моторику, они помогают проводить работу по коррекции звукопроизношения. Основные движения: перебрасывание мяча с ударом об пол, перебрасывание мяча, прокатывание мяча в положении сидя.

Примеры игр:

● «Мяч поймай – слово называй»

● «Встречу слово на дороге – разобью его на слоги» - ребенок произносит слово по слогам, одновременно отбивая слоги мячом.

● «Вдоль цепочки из колец ходит ловкий удалец» - на полу обручи. Детям предлагается пройти дорожку, ударяя мячом в каждый обруч и повторить за логопедом слова на закрепляемый звук.

 Я вдоль обручей иду,

В каждый обруч попаду,

И словечко повторю.

● «Кошечки с мячиком» - стоя на коленях (сидя на пятках) ребенок прокатывает мяч вокруг себя вправо и влево, произнося слова на тот или иной звук.

Мячик катится вокруг-

Мой веселый, круглый друг.

Игра – это всегда эмоции, а там где есть эмоции, там активность, там внимание и воображение, там работает мышление. Использование игровых технологий в логопедической практике положительно влияет не только на речевое развитие ребенка, но и на его физическое развитие в целом (26 слайд). Хочется надеяться, что игры, представленные на мастер – классе,  пригодятся Вам в работе.

Уважаемые воспитатели! Эпиграфом нашей сегодняшней встречи я выбрала слова одного из самых известных британских политиков Уинстона Черчилля: «Красивая речь – это спорт и искусство». Черчилль играл со словами и смыслами как Вивальди со звуком скрипки. Но мало кому известно, что в детстве будущий великий оратор был слаб здоровьем, шепелявил и заикался. Благодаря силе воли и упорным ежедневным тренировкам, он не только справился со своими недугами, но и стал прекрасным оратором.

А вот зачем язык тренировать? Ведь он и так «без костей». Оказывается язык — главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно – мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно.

Образование звуков речи – это сложный двигательный навык:

- для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо);

- артикуляция связана с работой многочисленных мышц (артикуляционных, жевательных, мимических, глотательных);

- процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы)

ВЫВОД: чтобы создать основу для произношения звуков речи и коррекции речевых нарушений, ребенку предстоит научиться управлять своими органами артикуляции, а поможет ему в этом специальная артикуляционная гимнастика.

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов речи, необходимых для правильного произношения звуков.

Артикуляционные упражнения бывают двух видов:

• Статистические – упражнения на удержание определенной артикуляционной позы; каждое упражнение выполняется по 10-15 секунд: птенчики, лопаточка, иголочка, горка, трубочка, чашечка, грибок и др.

• Динамические упражнения для развития подвижности органов речи, скорости переключения с одного артикуляционного движения на другое: улыбка-хоботок, заборчик бублик, качели, часики, лошадка вкусно, змейка и др. Выполнять динамические упражнения необходимо 5-7 раз. Движения проводить неторопливо, четко, ритмично.

Начинать артикуляционную гимнастику лучше с упражнения для губ. Выполняя упражнения для языка, используйте ладонь своей руки и руку ребенка, имитируя движения языка. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

ПОМНИТЕ: гимнастика не должна ребенку надоедать, следите, чтобы ребенок от нее не уставал!

Прежде чем поехать на автомобиле в лютый мороз, мы прогреваем двигатель. Также и мы с детьми в начале логопедического занятия разогреваем свои пальчики и артикуляционный аппарат. Только целенаправленная систематичная работа по развитию артикуляционного аппарата поможет ребенку научиться произносить правильно звуки русского языка и стать успешным в будущем!

Базовый комплекс артикуляционной гимнастики.

Упражнения для формирования позиции губ

"Улыбка". Удерживание губ в улыбке, зубы не видны.

"Заборчик". Рот закрыт. Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке.

"Хоботок". Вытягивание сомкнутых губ вперед.

"Бублик". Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть выдвинуты вперед. Верхние и нижние резцы обнажены.

"Кролик". Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.

Упражнения для язычка.

"Птенчики". Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.

"Лопаточка". Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

"Иголочка". Рот открыт. Узкий направленный язык выдвинут вперед.

"Вкусное варенье". Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.

"Чашечка". Рот широко открыт. Передний и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

"Горка". Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.

"Качели". Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку.

"Часики". Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбке. Узким язычком попеременно тянуться к уголкам рта.

"Змейка". Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать вглубь рта.

"Грибок". Рот открыт. Язык присосать к небу.

"Лошадка". Присосать язык к небу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

"Маляр". Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого неба.

"Гармошка". Рот открыт. Язык присосать к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

"Катушка". Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается вглубь рта

Рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики.

1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно

по 5-7 минут, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись.

2. Артикуляционную гимнастику делают сидя, поскольку в этом положении у ребенка тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном состоянии.

3. Артикуляционную гимнастику выполняют перед настенным зеркалом, т. к. ребенок должен хорошо видеть свое лицо и лицо взрослого, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений.

4. Не следует предлагать детям белее 2-3 движений за один раз. При отборе упражнений следует соблюдать определенную последовательность: от простого упражнения - к более сложному.

Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

5. Статистические упражнения (на удержание артикуляционной позы в одном положении) выполнять по 10-15 секунд.

6. Динамические упражнения (на смену артикуляционных поз) выполнять 5-7 раз.

7. Движения проводить неторопливо, четко, ритмично.

8. Начинать артикуляционную гимнастику лучше с упражнения для губ. Выполняя упражнения для языка, используйте ладонь своей руки и руку ребенка, имитируя движения языка.

ПОМНИТЕ: гимнастика не должна ребенку надоедать, следите, чтобы ребенок от нее не уставал!

"Сказка о веселом язычке"[/b]

Жил-был Язычок в ротике-домике.

(показать кончик широкого язычка и спрятать-повторить 3 раза)

Вокруг домика стоял красивый заборчик!

(губы в улыбке, зубы обнажены - повторить 3-5 раз).

А на крыше домика была высокая труба

(губы в трубочку - повторить 3 раза.)

Проснулся Язычок утром и широко открыл окошко

(широко открыть рот, закрыть-повторить 3 раза).

Посмотрел язычок на солнышко,

(язык поднять вверх к носу)

потом на травку

(язык опустить вниз,

понравилось ему на улице и решил он погулять, побегать

(язычок водить влево-вправо к уголкам губ-5 раз в каждую сторону).

Потом Язычок сел на лошадку и поскакал в лес

(цокать).

А в лесу он увидел грибы и стал их собирать

(язычок «приклеить» к нёбу и открыть широко рот-5 раз).

А ещё много орешков нашёл наш Язычок и стал собирать их и складывать в кармашки

(рот закрыт, язык упирается то в одну щёку, то в другую - по 5 раз).

Потом в лесу подул холодный ветерок (губы в улыбке, зубы обнажены, язык за нижними зубами: С-С-С-С,

И Язычок услышал, как зашелестели листочки на деревьях: Ш-Ш-Ш

(язык в форме чашечки поднят кверху, губы округлены).

А по стволу дерева стучит дятел: Д-Д-Д…

(рот приоткрыт, зубы обнажены, язык стучит в альвеолы-бугорки за верхними зубами)

Как хорошо в лесу!

(Улыбка)

Проголодался Язычок и пошёл домой кушать вкусное варенье (облизывать верхнюю и нижнюю губу по кругу – по 3-5 круговых движений по часовой стрелке и против часовой стрелки)

Потом захотелось ему попить, он взял чашечку и начал пить

(язычок в форме «чашечки» и «лакает», как котёнок-3-5 раз).

А потом он стал чистить зубки

(рот открыт, язычком водить по верхним и по нижним зубам - по 3 повтора).

И решил отдохнуть…

Артикуляционные упражнения в стихах:

1. «Лягушки улыбаются» («Улыбка»)

Квакуша любит улыбаться,

Рот у Квакуши до ушей,

Хоть завязочки пришей.

Тянуть губы прямо к ушкам

Очень нравится лягушкам.

Улыбаются, смеются,

А глаза у них, как блюдца.

2. «Заборчик»

Зубы ровно мы смыкаем

И заборчик получаем…

А сейчас раздвинем губы –

Посчитаем наши зубы.

3. «Хобот слонёнка»

Подражаю я слону:

Губы хоботом тяну…

Даже если я устану,

Их тянуть не перестану.

Буду долго так держать,

Свои губы укреплять.

4. «Бублик»

Бублик мы изобразили–

Плавно губы округлили,

Их теперь нельзя смыкать:

Бублик надо удержать.

Вначале я хочу спросить у вас: для чего нужны пальчиковые игры и что они развивают(ответы)

Да, правильно, молодцы. Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит. Исследования учёных показали что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Чем активнее и точнее движение пальцев у малыша, тем быстрее он начинает говорить.

Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией. Первой формой общения первобытных людей были жесты, особенно велика была роль руки – она дала возможность путем указывающих, очерчивающих, оборонительных, угрожающих и других движений развить тот первичный язык, с помощью которого люди объяснялись. Позднее жесты стали сочетаться с возгласами, выкриками. Прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь, но она долгое время оставалась связанной с жестикуляционной речью.

Движения пальцев рук у людей совершенствовались из поколений в поколения, т. к. люди выполняли руками все более тонкую и сложную работу. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти руки в человеческом мозге. Так развитие функций руки и речи у людей шло параллельно.

Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, когда же они достигают достаточной тонкости, начинается развитие словесной речиРазвитие движений пальцев рук как бы подготавливают почву для последующего формирования речи.

Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: "Ум ребёнка находится на кончике его пальцев", а филосов И. Кант, что "Рука-это вышедший наружу мозг человека", "Готовить глаз к видению, руку - к действию и душу к чувствованию", были слова М. Монтессори.

Малышу необходимо всё потрогать, так он учится различать тепло и холод, твёрдость и мягкость, тяжесть, размер и форму предметов. Рука имеет самое большое представительство в коре головного мозга.

У нас на ладони находится множество биологически активных точек. Воздействуя на них можно регулировать функционирование внутренних органов (мизинец-сердце, безымянный - печень, средний - кишечник, указательный - желудок, большой палец голова). Следовательно, воздействуя на определённые точки, можно влиять на соответствующий этой точке орган человека. Чем лучше работают пальцы и вся кисть тем лучше ребёнок говорит.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Главное требование в играх рукой, её кистью, пальчиками : мы должны одинаково заботиться о развитии правой и левой руки. Благодаря пальчиковым играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредоточиться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.

Учитывая возрастные особенности детей, педагогам необходимо активно использовать в своей работе игровую мотивацию, которая значительно повышает интерес детей к учебным мероприятиям, а так же эффективность самих мероприятий. Также можно утверждать, что использование разнообразных пальчиковых игр в педагогическом процессе дошкольного учреждения может рассматриваться как один из путей повышения качества работы по речевому развитию детей в дошкольном учреждении.

Я предлагаю вашему вниманию некоторые из игр, которые я использую в своей работе с детьми:

Для начала сделаем массаж пальчиков и ладоней:

Игра с «Су Джоком»:

Колобок рукой катаю (правой ладонью катаем мячик по левой)

Взад, вперёд его гоняю.

Им поглажу я ладошку будто я сметаю крошку. (гладим мячиком ладонь)

И сожму его немножко, как сжимает лапу кошка (сжимаем и разжимаем мячик)

Колобок я разожму и другой рукой начну

Колобок наш отдохнёт и опять игра начнёт (повторяем то же самое другой рукой)

Пальчиковая игра «Башмачки»:

Берём пластмассовые крышки от бутылок (4 штуки) и надеваем их, как обувь, на указательные и средние пальцы«Идём» пальцами как ножками, не отрывая «обувь» от поверхности стола, как бы шаркая. После каждого двустишия – смена рук.

Катя туфли потеряла,

Долго плакала, искала.

Другая рука:

В крышки пальчики обула

Смело в них вперёд шагнула.

Другая рука:

Пошла Катя на прогулку

По кривому переулку.

Другая рука:

Пальцы, словно ножки,

Обуты в босоножки.

Другая рука:

Каждый пальчик будто ножка

Только шаркает немножко.

Игра с бельевыми прищепками «Уточки и гуси»:

Берутся нетугие бельевые прищепки. Прищепкой прищемите ногтевые фаланги пальцев (кроме большого) .

На каждый ударный слог меняйте пальчик.

Чтобы детям было ещё интереснее играть в пальчиковые игры я изготовила игру « Собери пазлы» , с помощью этой игры развивается мелкая моторика.

  Целью работы по развитию речи детей дошкольного возраста является становление начальной коммуникативной компетентности ребёнка – его умения решать игровые, учебные, бытовые задачи посредством речи.

НАИБОЛЕЕ АКТУАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС:

Здоровьесберегающие технологии

Информационно – коммуникационная технология

Проектные технологии

Игровые технологии

Педагогическая технология - это последовательная, взаимосвязанная система действий педагога, направленных на решение педагогических задач, или планомерное последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса.

Основным направлением логопедического воздействия является развитие речи, коррекция и профилактика её нарушений. В процессе логопедической работы я использую следующие современные технологии.

Личностно-ориентированные технологии:

1. Педагогика сотрудничества

2. Гуманно-личностная технология

Они позволяют: изучить личностные особенности каждого ребенка посредством общения; построить всю коррекционную работу с ребенком на основе перспективного плана работы на год с учетом индивидуально-типологических свойств личности ребенка, разработав индивидуальный коррекционно-образовательный маршрут; выработать индивидуальный стиль общения с каждым ребенком с целью достижения взаимопонимания для обеспечения максимальной эффективности коррекционного воздействия при устранении речевых и личностных нарушений.

Технология педагогики сотрудничества лежит в основе осуществления работы с родителями воспитанников  посещающих логопедический пункт. (непременными участниками образовательного процесса)

Здоровьесберегающие технологии – основные формы работы на коррекционных занятиях:

Артикуляционная гимнастика является неотъемлемой частью занятий, регулярное ее выполнение помогает: улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию; улучшить подвижность артикуляционных органов; укрепить мышечную систему языка, губ, щёк; уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов.

Неотъемлемая часть оздоровительного режима – дыхательная гимнастика, способствующая развитию и укреплению грудной клетки. Упражнения дыхательной гимнастики направлены на закрепление навыков диафрагмально – речевого дыхания (оно считается наиболее правильным типом дыхания). Ведётся работа над развитием силы, плавности, длительности выдоха. Кроме оздоровительного значения, выработка правильного дыхания необходима для дальнейшей работы над коррекцией звукопроизношения.

Чем выше двигательная активность ребёнка, тем интенсивней развивается его речь. Оздоровительные паузы – физминутки, проводятся в игровой форме в середине занятия. Они направлены на нормализацию мышечного тонуса, исправление неправильных поз, запоминание серии двигательных актов, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции. Сочетание речи с определёнными движениями даёт ряд преимуществ для детей, посещающих логопедические занятия.

Развитию мелкой моторики пальцев рук на коррекционных занятиях уделяется собое внимание, так как этот вид деятельности способствует умственному и речевому развитию, выработке основных элементарных умений, формированию графических навыков. Целесообразно сочетать упражнения по развитию мелкой моторики с собственно речевыми упражнениями.

Су – Джок терапия – стимуляция высокоактивных точек соответствующих всем органам и системам, расположенных на кистях рук и стопах. Воздействие на точки стоп осуществляется во время хождения по ребристым дорожкам, коврикам с пуговицами и т. д. На коррекционных занятиях происходит стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук и стопах ребёнка при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики)

При систематическом проведении массажа улучшается функция рецепторов проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами. Виды развивающего массажа, используемые в логопедической практике: массаж и самомассаж лица; массаж и самомассаж кистей и пальцев рук; аурикулярный массаж (массаж ушных раковин); массаж язычной мускулатуры.

Комплекс упражнений на релаксацию используется для обучения детей управлению собственным мышечным тонусом, приёмам расслабления различных групп мышц. Умение расслабляться помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение, расслабить мышцы, что необходимо для исправления речи.

Психогимнастика помогает создать условия для успешного обучения каждого ребёнка. Коррекционная направленность занятий предполагает исправление двигательных, речевых, поведенческих расстройств, нарушение общения, недостаточности высших психических функций.

Игровые технологии

Специфику игровой технологии в значительной степени определяет вид деятельности и игровая среда: игры с предметами, словесные игры, игра-драмматизация, игры-имитации и пр. Пронизывание игровым сюжетом всего занятия способствует погружению ребенка в игру и обучающая задача идет для него вторым планом, на фоне эмоционального подъема, повышенного познавательного интереса.

Технология коллективного способа организации детей

Использование на занятиях: работа в парах; работа в подгруппе;

Технология модульного обучения положена в основу планирования всей коррекционной работы, осуществляется через взаимодействие всех участников образовательного процесса (ребенка, педагогов и семьи).

Специфические педагогические коррекционные технологии.

1. Технологии обучения связной речи.

2. Технологии постановки звуков различны и эффективность их применения носит индивидуальный характер.

3. Технологии устранения нарушений слоговой структуры слова.

В коррекционной работе непременно применяются разнообразные модели и схемы в качестве метода наглядного моделирования.

Технология дидактического синквейна способствует: обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий. Является диагностическим инструментом, даёт возможность оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала. Носит характер комплексного воздействия, не только развивает речь, но способствует развитию ВПФ (памяти, внимания, мышления).

Правила составления дидактического синквейна

первая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;

вторая строка – два слова, прилагательные;

третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;

четвертая строка - фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;

пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы (это может быть одно слово).

Например

1. Кукла

 

3. Стоит, сидит, улыбается. 4. Моя кукла самая красивая.

5. Игрушка.

«Дидактический синквейн» гармонично сочетает в себе элементы трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно ориентированной и может успешно применяться в логопедической практике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы на тему «Развитие речи дошкольников посредством использования устного народного творчества».

Речь в жизни человека - это наиважнейшая функция, необходимая каждому. Без речи, без звучащего слова, жизнь была бы скучна и не интересна. Благодаря речи мы общаемся, передаем опыт, регулируем деятель...

«Развитие речи дошкольников посредством использования информационно - коммуникационных технологий»

Варианты работы по использованию ИКТ в образовательной деятельности по  развития речи....

Статья «Развитие связной речи дошкольников посредством использования интерактивной технологии»

Опыт работы по использованию приёмов  интерактивной технологии для развития связной речи дошольников....

Отчет по самообразованию "Развитие речи дошкольников посредством использования ИКТ технологий"

Отчет по самообразованию "Развитие речи дошкольников посредством использования ИКТ технологий"...

Развитие речи дошкольников посредством использования технологии мнемотехника.

В данной статье раскрываются преимущества использования возможностей образовательной технологии мнемотехника в системе работы по развитию речи у дошкольников....