Развитие речи дошкольников посредством использования технологии мнемотехника.
консультация по логопедии (подготовительная группа)

Чмыхова Ольга Борисовна

В данной статье раскрываются преимущества использования возможностей образовательной технологии мнемотехника в системе работы по развитию речи у дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_doshkolnikov_.docx14.76 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие связной речи дошкольника с использованием технологии «мнемотехника»

С вступлением в силу ФГОС ДО стали предъявляться требования к результатам освоения программы в виде целевых ориентиров дошкольного образования. На этапе завершения дошкольного образования воспитанник должен хорошо владеть устной речью, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желаний. Речевое развитие по-прежнему остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте. Основная цель ФГОС ДО речевого развития - это формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком.

В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов.

К сожалению, на сегодняшний день - образная, богатая синонимами, описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое и это делает проблему развития связной речи одной из наиболее актуальных. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера. Недостаток общения родителей со своими детьми, порой игнорирование речевых трудностей детей лишь увеличивает количество дошкольников с недостатками речи.

В речи детей существует множество проблем: односложная речь, неспособность построить распространенное предложение; бедность речи, недостаточный словарный запас; трудности в построении монолога (сюжетный или описательный рассказ, пересказ); отсутствие навыков культурной речи.

Чтобы успешно решить эти проблемы, необходимо сделать процесс обучения интересным, развивающим, несколько опережающим развитие ребенка, но не превышающим его возможностей. Поэтому наряду с общепринятыми приемами и принципами я считаю необходимым использовать в своей работе оригинальные, творческие методики, и одна из них – это мнемотехника.

Еще К.Д.Ушинский говорил: «Если учить ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он долго будет и напрасно мучиться,но если свяжите двадцать таких слов с картинками, их он усвоит на лету.

Мнемотехника — система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Использование мнемотехники в настоящее время становиться актуальным. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда ребенок в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.

Теоретическая основа базируется на представлении о сложной и активной природе процессов запоминания, опирающихся у человека на целый ряд совместно работающих аппаратов мозговой коры, она открывает широкие возможности для более эффективного заучивания детьми стихотворного текста, даже, что особенно важно, детьми с проблемами в развитии. (В. А. Козаренко «Учебник мнемотехники. Система запоминания «Джордано»»)

Работа с технологией мнемотехники опирается на следующие принципы:

-Принцип творческого обучения и воспитания: максимальная реализация творческих возможностей ребёнка;

-Принцип доступности: предложенный материал по уровню сложности, доступен пониманию ребёнка;

-Принцип личностной ориентации: личность каждого ребёнка является непреложной ценностью в процессе воспитания;

-Принцип природосообразности: учёт возрастных и индивидуальных особенностей, задатков, возможностей детей.

Внедрение мнемотехнических технологий в воспитательно-образовательный процесс с целью повышения уровня сформированности связной речи у детей дошкольного возраста актуально и значимо. Использование дидактических игр в интеграции с методом наглядного моделирования – мнемотаблицами, мнемодорожками при пересказе, составлении рассказа, заучивании стихов и формировании грамматических категорий  облегчает сам  процесс и улучшает качество формируемой  связной речи у дошкольников


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы на тему «Развитие речи дошкольников посредством использования устного народного творчества».

Речь в жизни человека - это наиважнейшая функция, необходимая каждому. Без речи, без звучащего слова, жизнь была бы скучна и не интересна. Благодаря речи мы общаемся, передаем опыт, регулируем деятель...

«Развитие речи дошкольников посредством использования информационно - коммуникационных технологий»

Варианты работы по использованию ИКТ в образовательной деятельности по  развития речи....

Исследовательская работа по теме «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством использования технологии мнемотехники»

Актуальность исследования обусловлена тем, что овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рожде...

Развитии речи дошкольников посредством использования игр и игровых технологий

мастер - класс педагогов "Развитии речи дошкольников посредством использования игр и игровых технологий"...

Отчет по самообразованию "Развитие речи дошкольников посредством использования ИКТ технологий"

Отчет по самообразованию "Развитие речи дошкольников посредством использования ИКТ технологий"...

Развитие речи дошкольников посредством инновационных технологий

Опыт работы по теме: "Развитие речи дошкольников посредством инновационных технологий"....

Статья: "Развитие речи детей посредством использования элементов мнемотехники"

В сообщении говорится о том, что такое мнемотехника, что является целью и как можно использовать приемы мнемотехники в работе по развитию речи детей. В сообщении раскрыто какой наглядно-демонстративны...