Скороговорки на произношение твёрдых и мягких звуков.
картотека по развитию речи (старшая группа)
Их можно использовать на занятиях по развитию речи и изолированно
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skorogovorki_na_proiznoshenie_tvyordyh_i_myagkih_zvukov.docx | 22.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Предложите ребенку проверить себя и убедиться, что теперь он может произносить любые, даже самые трудные, скороговорки. Пусть малыш постарается объяснить смысл пословиц и поговорок.
Звуки [м] и [м']
Повтори скороговорки:
Милый, милый Михаил
Мыться с мылом не любил.
Говорил: «Не надо мыла!
Я без мыла очень милый!»
(Т. Павлова-Зеленская)
Марина Малъвину кормила малиной.
(Т. Павлова-Зеленская)
Повтори и постарайся объяснить значение пословиц и поговорок:
Мал, да удал.
***
Шел мимо, зашел, где мило.
***
Мыла ~ не устала, вымыла — не узнала.
Звуки [н] и [н']
Повтори скороговорки:
Неразлучные подружки
Жить не могут друг без дружки —
Надя Левина,
Неля Аюлина,
Ната Мулина.
***
Клоун-чудак все делал не так:
Рисовал ножом,
Ел карандашом,
На руках ходил,
Воду в сите носил.
***
Носорог бодает рогом –
Не шутите с носорогом.
(С. Маршак)
Повтори и постарайся объяснить значение пословиц и поговорок:
Наш Федул губы надул.
***
На вкус на цвет товарища нет.
Звуки [п] и [п']
Повтори скороговорки:
Пичуга на ветке,
Питон в клетке.
***
Наш Полкан попал в капкан.
***
У Пети — копилка,
У Вити ~ копирка.
Повтори и постарайся объяснить значение пословиц и поговорок:
Жизнь прожить — не попе перейти.
***
Повеселимся и спляшем,
Когда пашню вспашем.
Звуки [б] и [б']
Повтори скороговорки:
Бедненькой Любе
Холодно в шубе.
***
Был баран белорыл,
Всех баранов перебелорылил.
***
По бревну бобры бредут.
***
Кибитка битком набита.
Повтори и постарайся объяснить значение пословиц и поговорок:
Побалуешься — избалуешься.
***
Если бы да кабы,
Да во рту росли б грибы,
Да все белые бы.
Звуки [ф] и [ф']
Повтори скороговорки:
Федя полез за конфетой в буфет...
Факт, что в буфете не будет конфет.
***
У филина Фили два филиненка —
Филька и Филимонка.
***
Фокусник одет во фрак.
Повтори и постарайся объяснить значение пословиц и поговорок:
Мать сыра земля всех кормит,
Всех поит, всех одевает,
Всех своим теплом пригревает.
***
Все в пору да в срок,
Так и будет толк.
Звуки [в] и [в']
Повтори скороговорки:
Варежки у Вари пропали на бульваре.
***
Проворонила ворона вороненка.
***
Вертолет вертел винтами,
Волновал траву с цветами.
(Г. Виеру)
Повтори и постарайся объяснить значение пословиц и поговорок:
В зимний холод всякий молод.
***
Слово не воробей, вылетит — не поймаешь.
Звуки [т] и [т']
Повтори скороговорки:
Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом.
***
Сидел тетерев на дереве, а тетерка с тетеревятами — на ветке.
***
Банты у Ани,
Ленты у Тани.
Повтори и постарайся объяснить значение пословиц и поговорок:
Учить — ум точить.
***
Труд человека кормит, а лень — портит.
Звуки [д] и [д']
Повтори скороговорки:
В дупле на дубе дятла дом.
Целый день сидит он в нем.
***
Несу к огороду
Холодную воду.
***
Даня в доме мылся в душе,
Долго мыл ладонью уши.
Повтори и постарайся объяснить значение пословиц и поговорок:
От добра добра не ищут.
***
Долог день до вечера, коли делать нечего.
Звуки [к] и[к']
Повтори скороговорки:
Купи кипу пик.
***
Около кола — колокола.
***
Клала Клава лук на полку,
Кликнула себе Николку.
Повтори и постарайся объяснить значение пословиц и поговорок:
Вез наук как без рук.
***
Всяк кулик на своей кочке велик.
Звуки [г] и [г']
Повтори скороговорки:
Галка села на забор,
Грач завёл с ней разговор.
***
На иве — галка, на берегу — галька.
***
Клади в угол уголь.
Повтори и постарайся объяснить значение пословиц и поговорок:
У лодыря Егорки все отговорки.
***
Нет друга — ищи,
А нашел — береги.
Звуки [х] и [х']
Повтори скороговорки:
Дед Михай надел малахай.
***
Муха-горюха села на ухо.
***
Уха была неплоха, неплоха была уха.
***
Прохор и Пахом ехали верхом,
Ехали верхом Прохор и Пахом.
***
Грызет белка орех, а ребятам смех.
Повтори и постарайся объяснить значение пословиц и поговорок:
Что сделано наспех,
Сделано на смех.
***
Какова пряха,
Такова и рубаха.
Звуки [с] и [с']
Повтори скороговорки:
У Саньки новенькие санки.
***
У Сони и Сани в сетях сом с усами.
***
Сидел воробей на сосне,
Заснул и свалился во сне...
Если б он не свалился во сне,
До сих пор бы сидел на сосне.
***
В поле — все, все, все:
В поле — сев, сев, сев.
***
Сеня вез сена воз.
Повтори и постарайся объяснить значение пословиц и поговорок:
Каковы сани, таковы, и сами.
***
Ему по секрету, а он всему свету.
Звук [з] и [з']
Повтори скороговорки:
Из кузова в кузов игла перегрузка арбузов.
В грозу, в грязи от груза арбузов развалился кузов.
***
От зорьки до зорьки моряки на вахте зорки.
***
Замок закрыт на замок.
У входа в замок — звонок.
Столетняя пыль на звонке —
Замок сто лет на замке.
(Т. Павлова-Зеленская)
***
Из загона три газели
На густой газон глазели.
— Вот бы сигануть с разгона
Через изгородь загона !
(В. Борисов)
Повтори и постарайся объяснить значение пословиц и поговорок:
Не все то золото, что блестит.
***
Назвался груздем —
Полезай в кузов.
Звук [ц]
Повтори скороговорки:
Бедным курицам не спится,
Если им лисица снится.
***
Пес тоскует на цепи,
А попробуй отцепи.
***
Из колодца принесла
Курица водицы,
И цыплята всей семьей
Побежали мыться.
Повтори и постарайся объяснить значение пословиц и поговорок:
Кушать хочется,
Да лень ворочаться.
***
Грамоте учиться
Всегда пригодится.
Звук [ш]
Повтори скороговорки:
Шесть мышат в камыше шуршат.
***
Слушали старушки
Кукушек на опушке.
***
В чашке — кашка,
В плошке — плюшки.
У мишки —шишка,
У кошки — мышка,
У мышки — сыр.
***
Повтори и постарайся объяснить значение пословиц и поговорок:
Тише едешь —
Дальше будешь.
***
С кем поведешься,
От того и наберешься.
Звуки [л] и [л']
Повтори скороговорки:
Полы мыла Алла,
А Луша помогала.
***
Под липой — лиса,
На липе — оса.
***
Налили Лене лимонада,
А ей еще лимона надо.
***
На льдине спит тюлень,
Он ленится весь день.
***
Повтори и постарайся объяснить значение пословиц и поговорок:
И нескладно, и не ладно.
***
Кончил дело — гуляй смело.
Звуки [р] и [р']
Повтори скороговорки:
Тридцать три трубача трубят тревогу.
***
Тары - бары -растабары!
У Варвары куры стары.
***
Редька редко росла на грядке,
Грядка редко была в порядке.
Король-орел,
Орел-король.
***
В озере — карп,
А в море —краб.
***
Повтори и постарайся объяснить значение пословиц и поговорок:
Семь раз отмерь — один раз отрежь.
***
Без труда не вытянешь и рыбку из пруда.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в подготовительной логопедической группе "Дифференциация согласных звуков по принципу: твёрдый и мягкий. Звуки «П»- «ПЬ»"
На занятии в игровой форме учим детей различать звуки "П" и "Пь"...
Конспект открытого коррекционно-образовательного занятия по развитию фонетических средств языка в старшей группе компенсирующей направленности по теме: «Твёрдые и мягкие согласные звуки»
Конспект открытого коррекционно-образовательного занятия по развитию фонетических средств языка в старшей группе компенсирующей направленности по теме: «Твёрдые и мягкие согласные звуки»...
Игры на дифференциацию твёрдого и мягкого звука [с], [с\']
Речевой материал по коррекции и дифференцивции звуков [c], [c']...
Различение твёрдых и мягких звуков:[Л]-[ЛЬ] (Звери, птица)
Материал представлен в виде перфокарты. Ребёнок должен назвать предмет, определить наличие твётдого или мягкого звука в слове и соединить картинку с соответствующим обозначением звука [Л] или [ЛЬ] лин...
Различение твёрдых и мягких звуков: [Л]-[ЛЬ] (Птицы)
Материал представлен в виде префокарты. Ребёнок должен назвать предмет, определить твёрдость или мягкость звука, затем соединить картинку в соответствии с обозначением звука [Л] или [ЛЬ]. Дополн...
Различение твёрдых и мягких звуков:[Л][ЛЬ] (Транспорт)
Ребёнок должен назвать предмет справа, определить твёрдость или мягкость звука, соединить картинку с соответствующим обозначением звука [Л] или [ЛЬ]. Дополнительное задание: определить количество слог...
Различение твёрдых и мягких звуков: [Л]-[ЛЬ] ((Фрукты/ягоды/овощи/продукты)
Ребёнок должен назвать предмет, определить твёрдость или мягкость звука, соединить картинку с соответствующим обозначением звука [Л] или [ЛЬ]. Дополнительное задание: определить количество слогов в ка...