«Буква Я»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Тема: «Буква Я»
Цель: познакомить с гласной буквой Я.
Задачи:
- учить писать букву Я;
- Учить читать слоги: МА –МЯ, ЛА – ЛЯ, НА-НЯ, РА – РЯ.
- Познакомить детей с согласными : МЬ, ЛЬ, НЬ, РЬ.
Ход занятия
1. Организационная часть
Воспитатель: - Здравствуйте ребята. Я пришла к вам в гости. Давайте с вами познакомимся. Мы встанем в кружок, чтобы всех было видно. Меня зовут Наталья Михайловна. А вы тоже каждый назовите свое имя и передайте его друг другу в ладошку. Вот мы и познакомились.
Дружно за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся!
Будет весело сейчас
Все получится у нас!
Я к вам пришла не одна. Яша, Яша ты где? Озорник мой дружок. Я вам загадаю загадку, а вы ее отгадаете и узнаете, кто мой друг Яша.
На спине иголки,
Длинные и колкие,
А свернется он в клубок –
Нет ни головы, не ног. (Ёж)
- Правильно, ежик. А зовут его Яша.
Ну где же он, куда спрятался. Решил в прятки поиграть.
(Ищут ежа, увидели следы)
- Ой, я вижу чьи -то следы. Давайте по следам пойдем и того кто их оставил найдем.
(Идут по следам, увидели корзинку. За корзинкой ежик )
- Здесь моя корзинка, кто ее сюда принес. Ах вот кто, вот он проказник Яша.
(Яша здоровается с детьми)
- Давайте посадим его на пенечек, чтобы нам его было видно. А мы посмотрим, что у меня в корзинке. Что здесь? (Яблоки, ягоды). Правильно, яблоки, ягоды, а как зовут ежика? Яша. Давай все вместе произнесем эти слова: Яша, яблоки, ягоды. У всех этих слов в начале одинаковое звучание. Мы слышим букву Я. (вывешивается буква Я на мальберт)
«Я» похожа на себя:
Голова большая
На одной ноге стоит,
Вперед идет другая.
- Посмотрите на неё внимательно и скажите сколько элементов у буквы Я. Она состоит из 3 элементов. Длинная прямая палочка, полукруг и короткая наклонная палочка.
- Я для вас приготовила задание. У меня есть элементы буквы, а вы должны ее собрать.
Это задание вы выполнили хорошо. А теперь присядем за столы и выполним еще одно задание. Перед вами листы, на которых написана буква Я. Вы должны напечатать ее по точкам.
Ребята, вы любите играть? Выходите, мы с вами поиграем в игру «Ёжик». Правила игры.
Дети встают в круг, выбирают ежика с помощью считалки. Он встает в центр круга, а все остальные идут по кругу и говорят текст:
Ежик, ежик, покажи
Нам свои иголки
Говорят, что вы ежи
Очень-очень колки.
Ребенок-ежик произносит свои слова:
Я клубочком свернусь
По дорожке покачусь,
Кто дорожку перейдет,
На иголки попадет.
(ловит детей, тот кого поймал встает рядом с воспитателем)
Сегодня мы с вами познакомились с буквой Я. Эта буква необычная. Когда она стоит после согласного звука, она делает его мягким. А вы знаете звуки бывают мягкие и твердые.
Ребята давайте с вами подойдем к экрану. На экране мы видим два домика. В этих домиках живут буква А и буква Я. У них есть соседи. Назовите соседей буквы А(называют буквы, а затем читают слоги). А кто мне скажет в этом домике живут какие звуки? Мягкие или твердые? Правильно твердые. Давайте с вами произнесем их.
А теперь называем соседей буквы Я. (читают слоги). А здесь какие звуки? Давайте произнесем.
У меня для вас есть интересная игра «Камень – вата». Камень – кулачек, это твердый звук, а вата- ладошка, мягкий звук. Я вам буду называть слоги, а вы должны определить, какой в них звук мягкий или твердый.
- Молодцы, вы такие внимательные.
3. Итоговая часть
Воспитатель: Ребята, с какой буквой мы сегодня познакомились? А почему она необычная?
Мне сегодня с вами очень понравилось работать. Вы все такие молодцы. Выполнили все задания на отлично. Были активными, веселыми, общительными. Мы вам с Яшей приготовили в подарок вот такие раскраски. Что здесь нарисовано? Правильно красавица буква Я.
Нам с Яшей пора уходить. Яша, скажи деткам до свидания. До свидания, ребята.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация занятия по знакомству детей со звуками и буквами(с использованием ЭОР - видеопрограммы "Русский язык вместе с Хрюшей и Степашкой" Путешествие за пропавшими буквами. Буква И
Презентация занятия по знакомству детей со звуками и буквами(с использованием ЭОР - видеопрограммы "Русский язык вместе с Хрюшей и Степашкой" )Путешествие за пропавшими буквами. Буква И. Цели и задач...
Индивидуальное занятие для детей старшей группы с проблемами запоминания букв на тему: " Буква К """
Цель: закрепление буквы "К". Задачи:совершенствовать навыки звукового анализа, зрительно-пространственной ориентации, развивать зрит. внимание и память, а также закреплять навыки пользован...
Конспект коррекционного занятия «Буква К. Поиск общего в построении букв» для детей с нарушением зрения (подготовительная группа)
Это одно из полного курса авторских занятий по развитию восприятия графического изображения букв для детей подготовительной к школе группы, имеющих нарушения зрения. У таких детей гораздо чаще, чем у ...
КОНСПЕКТ открытого логопедического занятия по обучению грамоте. Тема:"БУКВЫ ПОТЕРЯЛИСЬ". Дифференциация звуков С-З.Буквы С, З.
Логопедическое занятие по обучению грамоте . Цель: дифференциация звуков [С], [З] в слогах, словах, предложениях;- развитие оптико-пространственной координации, общей и мелкой моторики;- развитие граф...
Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»
Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....
Закрепление умения находить пройденные буквы среди других букв алфавита, читать и составлять слоги и двусложные слова с пройденными буквами.
Закрепление умения находить пройденные буквы среди других букв алфавита, читать и составлять слоги и двусложные слова с пройденными буквами.Развитие фонетических представлений, навыков звукового и сло...