Занятие по речевому развитию с детьми 5-6 лет ( пособия "ПО ДОРОГЕ К АЗБУКЕ"), части 3,4 и "НАШИ ПРОПИСИ", части 1,2.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Тема: слова.Звуки.
Цели: развитие фонематического восприятия, слогового анализа слов, умения различать слова по длительности звучания; совершенствование артикуляционной чёткостив произнесении многосложных слов; расширение словаря; развитие внимания, речемыслительной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Занятие по речевому развитию с детьми 5-6 лет | 16.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие 2
Тема: слова. Звуки.
Цели: развитие фонематического восприятия, слогового анализа слов, умение различать слова по длительности звучания; совершенствование артикуляционной чёткости в произнесении многосложных слов; расширение словаря; развитие внимания, речемыслительной деятельности.
Наглядность:
- карточки для звукового и слогового анализа слов;
- иллюстрации в пособиях;
- прописи.
Ход занятия
1. Ситуация, создающая мотивацию к занятию.
- В какую страну отправились Ёжик, Лисёнок и Мудрая Сова?
- Через какую страну лежит путь к Азбуке?
- С помощью чего люди произносят звуки?
История про Ёжика, Лисёнка и Мудрую Сову.
Когда игрушечный поезд заехал на пригорок, наши путешественники увидели большой город. Мудрая Сова рассказала, что это город Звуков (см. рис. 1 на с. 2).
Каждый звук живёт в своём домике. Дома расположены на улицах Гласных и Согласных звуков, а один звук даже живёт на островке. Ёжику и Лисёнку предстоит познакомиться со всеми жителями этого города Звуков.
«Так чего мы остановились?- нетерпеливо воскликнул Лисёнок. – Едем скорее знакомиться со звуками!» - «Не торопись, - сказала Мудрая Сова. –Прежде чем попасть в город Звуков, вы должны пройти два испытания. Для этого вам необходимо запомнить, что все слова состоят из звуков».
2.Расширение представлений по теме занятия.
1) Работа с рисунками (с. 2).
- Для первого испытания Мудрая Сова вручила друзьм – игрушкам две линейки. Это одинаковые линейки?
-Чем они отличаются? (Зелёная линейка длинная, а красная – короткая).
- Ёжику и Лисёнку надо разделить предметы на длинные и короткие. Помогите им это сделать: рядом с длинными предметами начертите длинную зелёную линию, а рядом с короткими – короткую красную.
Воспитатель предлагает детям определить пары длинных и коротких предметов и после этого обозначить их соответствующими линиями.
- Молодцы! Вы помогли Ёжику и Лисёнку справиться с первым испытанием.
2) Деление слов на длинные и короткие.
Дальше Мудрая Сова рассказала нашим друзьям, что слова, как и предметы, тоже бывают длинными и короткими. В длинных словах много звуков, потому что они произносятся долго. Например: те-ле-ви-зор, ско- во- род-ка. А в коротких словах мало звуков. Например: мак, дом. Эти слова произносятся коротко.
Бывает так, что длинные предметы называются длинным словом: э-лек-три-чка, я-ще-ри-ца. А бывает и наоборот: длинный предмет называется коротким словом, короткий - длинным. Мост, например, длинный, а называется коротким словом. Шарф длинный, а называется коротко. Или пу-го-ви-ца – длинное слово, а сам предмет короткий.
- Расскажите, теперь сами, чем длинные слова отличаются от коротких.
3. Воспроизведение нового в типовой ситуации ( первичное закрепление).
3) Определение длительности произнесения слов.
Второе испытание, которое Мудрая Сова устроила Ёжику и Лисёнку, заключается в том, чтобы они определили, какие слова длинные, а какие – короткие. Давайте и мы поиграем в слова. Я буду называть слова. А вы скажите, длинные они или короткие: круг (короткое слово), атт- рак-ци-он (длинное слово), вос-пи-та-тель-ни-ца, гном, вен-ти-ля-тор, сад, па- рик-ма-хер, мёд, дым, ви-де-о- маг-ни-то-фон, соль и т. д.
4) Физкультминутка.
Продолжение предыдущего задания. Дети становятся в круг. Воспитатель произносит слова: о-ду-ван-чик, соль, са-лат-ни-ца, по-ло-тен-це, стул, стол, та-бу-рет-ка, бык, гла-ди-о-лус, лак, ав-то-стан-ция, зуб.
Когда воспитатель по слогам произносит многосложное слово, дети всё это время бегут по кругу. Во время произнесения односложного слова делают один шаг вперёд.
5) Работа с рисунком (с.3)
- Ёжику так понравилось играть в длинные и короткие слова, что он придумал свою игру. Назовите каждую картинку. Если она называется длинным словом, т.е. в нём много звуков, закрасьте длинную полоску зелёным цветом. Если слово короткое, т.е. в нём мало звуков, закрасьте короткую полоску красным.
Прежде чем дети приступят к самостоятельному выполнению задания, воспитатель анализирует вместе с ними несколько примеров.
В конце осуществляется проверка, какие картинки дети обозначили длинной зелёной полоской, а какие короткие – красной.
6) Самостоятельный подбор односложных и многосложных слов.
- Приведите свои примеры длинных слов.
- Назовите короткие слова.
7) Работа в прописях (ч. 1, с. 1)
4. Итог занятия.
- Чему мы научились на сегодняшнем занятии?
- Чего много в длинных словах и мало в коротких словах?
- В какие игры мы играли?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по речевому развитию с детьми младшего дошкольного возраста Тема: «Самый дорогой на свете человек»
Интеграция образовательных областей: Речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие. Виды детской деятельности...
конспект открытого занятия по речевому развитию с детьми второй младшей группы
конспект открытого занятия по речевому развитию с детьми второй младшей группы "Мы с тобой весенним днем по тропинкам в лес идем"...
Конспект занятия по речевому развитию с детьми старшей группы на тему «Ноги сами рвутся в пляс!»
Цель: Информировать детей о народных инструментах, танцах. Учить детей пересказывать текст , добиваться последовательности в изложении содержания, обогащать словарный запас. Формировать бережное отнош...
Технологическая карта занятия по речевому развитию с детьми старшего дошкольного возраста "Составление описательного рассказа об игрушке "Кто у нас в гостях"
Речевое развитие. Составление описательного рассказа о игрушке «Кто у нас в гостях?»...
Занятие по речевому развитию с детьми 5-6 лет ( пособия "ПО ДОРОГЕ К АЗБУКЕ")
Тема: звуки и буквыЦели: повторение и уточнение тематической лексики; развитие фонематического слуха, умение различать фонемы (звуки) и графемы (буквы); расширение представлений об органах артикуляции...
Конспект интегрированного занятия по речевому развитию в подготовительной группе «Весна идёт, весне дорогу!».
Цель: Чтение детям стихотворений о весне, приобщение их к поэтическому складу речи.Задачи:Образовательные:- формирование умений в овладении звуковой культурой речи;- формирование грамматического строя...
Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе "Весна идёт , весне дорогу"
Цель: развитие связной речи у детей.Задачи:Образовательные:- формирование умений в овладении звуковой культурой речи;- формирование грамматического строя речи;- подготовка детей к обучению грамоте.Раз...