Занятие по речевому развитию с детьми 5-6 лет ( пособия "ПО ДОРОГЕ К АЗБУКЕ"), части 3,4 и "НАШИ ПРОПИСИ", части 1,2.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Титова Ольга Владимировна

Тема: слова.Звуки.

Цели: развитие фонематического восприятия, слогового анализа слов, умения различать слова по длительности звучания; совершенствование артикуляционной чёткостив произнесении многосложных слов; расширение словаря; развитие внимания, речемыслительной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие 2

Тема: слова. Звуки.

Цели: развитие фонематического восприятия, слогового анализа слов, умение различать слова по длительности звучания; совершенствование артикуляционной чёткости в произнесении   многосложных слов; расширение словаря; развитие внимания, речемыслительной деятельности.

Наглядность:

- карточки для звукового и слогового анализа слов;

- иллюстрации в пособиях;

- прописи.

Ход занятия

1. Ситуация, создающая мотивацию к занятию.

- В какую страну отправились Ёжик, Лисёнок и Мудрая Сова?

- Через какую страну лежит путь к Азбуке?

- С помощью чего люди произносят звуки?

История про Ёжика, Лисёнка и Мудрую Сову.

Когда игрушечный поезд заехал на пригорок, наши путешественники увидели большой город. Мудрая Сова рассказала, что это город Звуков (см. рис. 1 на с. 2).

Каждый звук живёт в своём домике. Дома расположены на улицах Гласных и Согласных звуков, а один звук даже живёт на островке. Ёжику и Лисёнку предстоит познакомиться со всеми жителями этого города Звуков.

«Так чего мы остановились?- нетерпеливо воскликнул Лисёнок. – Едем скорее знакомиться со звуками!» - «Не торопись, - сказала Мудрая Сова. –Прежде чем попасть в город Звуков, вы должны пройти два испытания. Для этого вам необходимо запомнить, что все слова состоят из звуков».

2.Расширение представлений по теме занятия.

1) Работа с рисунками (с. 2).

- Для первого испытания Мудрая Сова вручила друзьм – игрушкам две линейки. Это одинаковые линейки?

-Чем они отличаются? (Зелёная линейка длинная, а красная – короткая).

- Ёжику и Лисёнку надо разделить предметы на длинные и короткие. Помогите им это сделать: рядом с длинными предметами начертите длинную зелёную линию, а рядом с короткими – короткую красную.

Воспитатель предлагает детям определить пары длинных и коротких предметов и после этого обозначить их соответствующими линиями.

- Молодцы! Вы помогли Ёжику и Лисёнку справиться с первым испытанием.

2) Деление слов на длинные и короткие.

   Дальше Мудрая Сова рассказала нашим друзьям, что слова, как и предметы, тоже бывают длинными и короткими. В длинных словах много звуков, потому что они произносятся долго. Например: те-ле-ви-зор, ско- во- род-ка. А в коротких словах мало звуков. Например: мак, дом. Эти слова произносятся коротко.

Бывает так, что длинные предметы называются длинным словом:  э-лек-три-чка, я-ще-ри-ца. А бывает и наоборот: длинный предмет называется коротким словом, короткий  - длинным. Мост, например, длинный, а называется коротким словом. Шарф длинный, а называется коротко. Или пу-го-ви-ца – длинное слово, а сам предмет короткий.

- Расскажите, теперь сами, чем длинные слова отличаются от коротких.

3. Воспроизведение нового в типовой ситуации ( первичное закрепление).

3) Определение длительности произнесения слов.

   Второе испытание, которое  Мудрая Сова устроила Ёжику и Лисёнку, заключается в том, чтобы они определили, какие слова длинные, а какие – короткие. Давайте  и мы поиграем в слова. Я буду называть слова. А вы скажите, длинные они или короткие: круг (короткое слово), атт- рак-ци-он (длинное слово), вос-пи-та-тель-ни-ца, гном, вен-ти-ля-тор, сад, па- рик-ма-хер, мёд, дым, ви-де-о- маг-ни-то-фон, соль и т. д.

4) Физкультминутка.

Продолжение предыдущего задания. Дети становятся в круг. Воспитатель произносит слова: о-ду-ван-чик, соль, са-лат-ни-ца, по-ло-тен-це, стул, стол, та-бу-рет-ка, бык, гла-ди-о-лус, лак, ав-то-стан-ция, зуб.

Когда воспитатель по слогам произносит многосложное слово, дети всё это время бегут по кругу. Во время произнесения односложного слова  делают один шаг вперёд.

5) Работа с рисунком (с.3)

- Ёжику так понравилось играть в длинные и короткие слова, что он придумал свою игру. Назовите каждую картинку. Если она называется длинным словом, т.е. в нём много звуков, закрасьте длинную полоску зелёным цветом. Если слово короткое, т.е. в нём мало звуков, закрасьте короткую полоску красным.

   Прежде чем дети приступят к самостоятельному выполнению задания, воспитатель анализирует вместе с ними несколько примеров.

   В конце осуществляется проверка, какие картинки дети обозначили длинной зелёной полоской, а какие короткие – красной.

6)  Самостоятельный подбор односложных и многосложных слов.

- Приведите свои примеры длинных слов.

- Назовите короткие слова.

7) Работа в прописях (ч. 1, с. 1)

4. Итог занятия.

- Чему   мы научились на сегодняшнем занятии?

- Чего много в длинных словах и мало в коротких словах?

- В какие игры мы играли?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по речевому развитию с детьми младшего дошкольного возраста Тема: «Самый дорогой на свете человек»

Интеграция образовательных областей: Речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие. Виды детской деятельности...

конспект открытого занятия по речевому развитию с детьми второй младшей группы

конспект открытого занятия по речевому развитию с детьми второй младшей группы "Мы с тобой весенним днем по тропинкам в лес идем"...

Конспект занятия по речевому развитию с детьми старшей группы на тему «Ноги сами рвутся в пляс!»

Цель: Информировать детей о народных инструментах, танцах. Учить детей пересказывать текст , добиваться последовательности в изложении содержания, обогащать словарный запас. Формировать бережное отнош...

Занятие по речевому развитию с детьми 5-6 лет ( пособия "ПО ДОРОГЕ К АЗБУКЕ")

Тема: звуки и буквыЦели: повторение и уточнение тематической лексики; развитие фонематического слуха, умение различать фонемы (звуки) и графемы (буквы); расширение представлений об органах артикуляции...

Конспект интегрированного занятия по речевому развитию в подготовительной группе «Весна идёт, весне дорогу!».

Цель: Чтение детям стихотворений о весне, приобщение их к поэтическому складу речи.Задачи:Образовательные:- формирование умений в овладении звуковой культурой речи;- формирование грамматического строя...

Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе "Весна идёт , весне дорогу"

Цель: развитие связной речи у детей.Задачи:Образовательные:- формирование умений в овладении звуковой культурой речи;- формирование грамматического строя речи;- подготовка детей к обучению грамоте.Раз...