Занятие по речевому развитию с детьми 5-6 лет ( пособия "ПО ДОРОГЕ К АЗБУКЕ")
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Тема: звуки и буквы
Цели: повторение и уточнение тематической лексики; развитие фонематического слуха, умение различать фонемы (звуки) и графемы (буквы); расширение представлений об органах артикуляции и их участии в произнесении звуков; совершенствование произносительных навыков; развитие внимания, аналитических способностей, воображения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi_zvuki_i_bukvy.docx | 18.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие по речевому развитию с детьми 5 – 6 лет
(пособие «ПО ДОРОГЕ К АЗБУКЕ»
Тема: звуки и буквы.
Цели: повторение и уточнение тематической лексики; развитие фонематического слуха, умение различать фонемы (звуки) и графемы (буквы); расширение представлений об органах артикуляции и их участии в произнесении звуков; совершенствование произносительных навыков; развитие внимания, аналитических способностей, воображения.
Наглядность:
- иллюстрации в пособиях;
- прописи.
Ход занятия
- Ситуация, создающая мотивацию к занятию.
История про Ёжика, Лисёнка и Мудрую Сову.
- Кто из знакомых вам героев изображён на рисунке? ( Ёжик и Лисёнок.)
-Вы помните, кто такие Ёжик и Лисёнок? (Игрушки)
- Вы, наверное, не забыли, что они любят путешествовать? Вспомните, где они побывали в прошлом году (В огороде, в саду, в городе, в магазине, на рынке, в парке, на почте, в деревне, в лесу и т. д.)
- А ещё у Лисёнка и Ёжика есть знакомая – Мудрая Сова. И эта Сова предложила им отправиться в большое путешествие в страну Азбуку, в которой живут буквы. Но путь в страну Азбуку лежит через страну Звуков. Эта страна невидимая , но она окружает нас всюду, потому что звуки есть везде. Их нельзя увидеть, можно только услышать или произнести.
- Закройте глаза и прислушайтесь. Какие звуки вы слышите? (Как проезжает машина, поют птицы, шелестит листва и т. д. )
- Скажите, как сигналит машина, как смеются люди, воет волк, лает собака, мяукает кошка. (Дети воспроизводят звукоподражания)
В конце диалога воспитатель делает вывод: звуки – это то, что можно услышать , и звуки бывают разные.
2.Расширение представлений по теме занятия.
1) Различение звуков и букв.
- Итак, всё, что вы сейчас произнесли и услышали, - это и есть звуки. А звуками считается всё, что можно услышать и произнести. Во время нашего путешествия мы узнаем, какие бывают звуки речи. Как они возникают, как произносятся, как дружат друг с другом. Ещё мы узнаем, что звуки обозначаются буквами.
- Куда мы с вами поедем? (В страну Азбуку)
-Какую страну мы должны проехать, прежде, чем попасть в Азбуку? (Страну Звуков)
3. Воспроизведение нового в типовой ситуации ( первичное закрепление)
2) Работа с рисунками на странице 1.
- Пора занимать свои места в вагончиках. Ёжик и Лисёнок уже уселись.
- Вы готовы к путешествию по стране Звуков?
-Тогда подудите, как паровозик. ( «Ту – ту»).
- Как стучат вагончики? ( «Чух – чух- чух»).
- А это уже значит, что мы уже едем по стране Звуков.
3). – Скажите, кого увидели Ёжик и Лисёнок?
- Лисёнок решил проверить, действительно ли они оказались в стране Звуков. По совету Мудрой Совы он закрыл глаза и прислушался. Какие звуки он услышал? ( Дети изображают, как подают голос корова, лошадь, овца, собака, петух и ворона)
- Можно ли всё, что вы произнесли, назвать звуками? (Можно)
- Это значит, что наши друзья игрушки уже попали в страну Звуков.
4). Физкультминутка.
Дети становятся в круг, в центре его – воспитатель.
Воспитатель предлагает детям всем вместе сочинить стихотворение.
Воспитатель: Подпевает козлик мне:
Дети: Бе – бе!
Воспитатель: Лает пёсик хвост подняв:
Дети: Гав – гав!
Воспитатель: А петух мне не бегу прокричал…
Дети: Ку-ка-ре-ку!
Воспитатель: А котёнок пискнул…
Дети: Мяу!
В ходе физкультминутки дети вслед за воспитателем изображают движение животных: топают ногой (как козлик), встают на четвереньки (как пёсик), машут руками (как петух), садятся на корточки (как котёнок).
-Какие звуки вы произнесли? («Бе» , «гав», «ку- ка- ре –ку», «мяу».)
4. Тренировочные занятия.
5) Выявление участия органов артикуляции в произнесении звуков.
-Эти звуки издают животные. А люди издают звуки речи. Из них получаются слова. После того как Ёжик и Лесёнок разобрались, что такое звуки, Мудрая Сова рассказала им, откуда и как появляются звуки. Оказывается, звуки возникают во рту.
-Что находится во рту у каждого из вас? (Зубы, язык.)
-А если мы закроем рот, что мешает нам увидеть зубы и язык ? ( Губы и щёки.)
- Попробуйте плотно закрыть рот и сказать «здравствуйте» , не открывая рот. ( Дети пытаются произнести это слово с закрытым ртом .)
-Вы смогли правильно произнести слово здравствуйте с закрытым ртом? ( Нет.)
-Можно ли разговаривать без помощи губ, щёк , языка и зубов? (Нельзя.)
6) «Отгадай загадку»
Когда мы едим - они работают,
Когда не едим - они отдыхают .
Не будем их чистить –
Они заболят.
( Зубы)
Посильней ты их раздуй,
На горячее подуй. (Щёки)
Всегда он в работе,
Когда мы говорим,
А отдыхает ,
Когда мы спим.
( Язык)
-О чём были загадки?
7) Артикуляционная гимнастика.
- Послушайте сказку о весёлом язычке и повторяйте за мной все движения язычка.
Жил да был на свете весёлый язычок. У него был свой дом – рот. Стены – щёки (дети надувают щёки), окна – губы и зубы (дети улыбаются и показывают зубы). Язычок был очень аккуратный. Каждый день он наводил порядок в своём домике: чистил стены ( дети проводят языком по внутренней стороне щёк), потолок ( … по нёбу), мыл пол ( … по внутренней стороне нижней челюсти), протирал окна ( дети широко открывают рот и проводят языком по верхним и нижним зубам).
Как-то раз весёлому язычку стало скучно. Он открыл окна (широко открывают рот), выглянул на улицу (высовывают вперёд язык), посмотрел по сторонам (движение языка в разные стороны), вверх, вниз. Увидел ворону и испугался, спрятался в свой домик (дети убирают язык внутрь) и закрыл окна (закрывают рот).
8) Работа в прописях, ч.1, с 0.
5. Итог занятия.
- В какой стране живут буквы? А звуки? В какой стране очутились Ёжик, Лисёнок и Мудрая Сова по дороге в страну Азбуку?
- С помощью чего мы произносим звуки?
- Вам понравилось занятие?
- Что вам понравилось на занятии?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по речевому развитию с детьми младшего дошкольного возраста Тема: «Самый дорогой на свете человек»
Интеграция образовательных областей: Речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие. Виды детской деятельности...
конспект открытого занятия по речевому развитию с детьми второй младшей группы
конспект открытого занятия по речевому развитию с детьми второй младшей группы "Мы с тобой весенним днем по тропинкам в лес идем"...
Конспект занятия по речевому развитию с детьми старшей группы на тему «Ноги сами рвутся в пляс!»
Цель: Информировать детей о народных инструментах, танцах. Учить детей пересказывать текст , добиваться последовательности в изложении содержания, обогащать словарный запас. Формировать бережное отнош...
Технологическая карта занятия по речевому развитию с детьми старшего дошкольного возраста "Составление описательного рассказа об игрушке "Кто у нас в гостях"
Речевое развитие. Составление описательного рассказа о игрушке «Кто у нас в гостях?»...
Занятие по речевому развитию с детьми 5-6 лет ( пособия "ПО ДОРОГЕ К АЗБУКЕ"), части 3,4 и "НАШИ ПРОПИСИ", части 1,2.
Тема: слова.Звуки.Цели: развитие фонематического восприятия, слогового анализа слов, умения различать слова по длительности звучания; совершенствование артикуляционной чёткостив произнесении многослож...
Конспект интегрированного занятия по речевому развитию в подготовительной группе «Весна идёт, весне дорогу!».
Цель: Чтение детям стихотворений о весне, приобщение их к поэтическому складу речи.Задачи:Образовательные:- формирование умений в овладении звуковой культурой речи;- формирование грамматического строя...
Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе "Весна идёт , весне дорогу"
Цель: развитие связной речи у детей.Задачи:Образовательные:- формирование умений в овладении звуковой культурой речи;- формирование грамматического строя речи;- подготовка детей к обучению грамоте.Раз...