Занятие по речевому развитию с детьми 5-6 лет ( пособия "ПО ДОРОГЕ К АЗБУКЕ")
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Титова Ольга Владимировна

Тема: звуки и буквы

Цели: повторение и уточнение тематической лексики; развитие фонематического слуха, умение различать фонемы (звуки) и графемы (буквы); расширение представлений об органах артикуляции и их участии в произнесении звуков; совершенствование произносительных навыков; развитие внимания, аналитических способностей, воображения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_zvuki_i_bukvy.docx18.38 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по речевому развитию с детьми 5 – 6 лет

(пособие «ПО ДОРОГЕ К АЗБУКЕ»

Тема: звуки и буквы.

Цели: повторение и уточнение тематической лексики; развитие фонематического слуха, умение различать фонемы (звуки) и графемы (буквы); расширение представлений об органах артикуляции и их участии в произнесении звуков; совершенствование произносительных навыков; развитие внимания, аналитических способностей, воображения.

Наглядность:

- иллюстрации в пособиях;

- прописи.

Ход занятия

  1. Ситуация, создающая мотивацию к занятию.

История про Ёжика, Лисёнка и Мудрую Сову.

- Кто из знакомых вам героев изображён на рисунке?  ( Ёжик и Лисёнок.)

-Вы помните, кто такие Ёжик и Лисёнок? (Игрушки)

- Вы, наверное, не забыли, что они любят путешествовать? Вспомните, где они побывали в прошлом году (В огороде, в саду, в городе, в магазине, на рынке, в парке, на почте, в деревне, в лесу и т. д.)

- А ещё у Лисёнка и Ёжика есть знакомая – Мудрая Сова. И эта Сова предложила им отправиться в большое путешествие в страну Азбуку, в которой живут буквы. Но путь в страну Азбуку лежит через страну Звуков. Эта страна невидимая , но она окружает нас всюду, потому что звуки есть везде. Их нельзя увидеть, можно только услышать или произнести.

- Закройте глаза и прислушайтесь. Какие звуки вы слышите? (Как проезжает машина, поют птицы, шелестит листва и т. д. )

- Скажите, как сигналит машина, как смеются люди, воет волк, лает собака, мяукает кошка. (Дети воспроизводят звукоподражания)

В конце диалога воспитатель делает вывод: звуки – это то, что можно услышать , и звуки бывают разные.

2.Расширение представлений по теме занятия.

1) Различение звуков и букв.

- Итак, всё, что вы сейчас произнесли и услышали, - это и есть звуки. А звуками считается всё, что можно услышать и произнести. Во время нашего путешествия мы узнаем, какие бывают звуки речи. Как они возникают, как произносятся, как дружат друг с другом. Ещё мы узнаем, что звуки обозначаются буквами.

- Куда мы с вами поедем? (В страну Азбуку)

-Какую страну мы должны проехать, прежде, чем попасть в Азбуку? (Страну Звуков)

3. Воспроизведение нового в типовой ситуации ( первичное закрепление)

2) Работа с рисунками на странице 1.

- Пора занимать свои места в вагончиках. Ёжик и Лисёнок уже уселись.

- Вы готовы к путешествию по стране Звуков?

-Тогда подудите, как паровозик. ( «Ту – ту»).

- Как стучат  вагончики? ( «Чух – чух- чух»).

- А это уже значит, что мы уже едем по стране Звуков.

3). – Скажите, кого увидели Ёжик и Лисёнок?

- Лисёнок решил проверить, действительно ли они оказались в стране Звуков. По совету Мудрой Совы он закрыл глаза и прислушался. Какие звуки он услышал? ( Дети изображают, как подают голос корова, лошадь, овца, собака, петух и ворона)

- Можно ли всё, что вы произнесли, назвать звуками? (Можно)

- Это значит, что наши друзья игрушки уже попали в страну Звуков.

4). Физкультминутка.

Дети становятся в круг, в центре его – воспитатель.

Воспитатель предлагает детям всем вместе сочинить стихотворение.

Воспитатель: Подпевает козлик мне:

Дети: Бе – бе!

Воспитатель: Лает пёсик хвост подняв:

Дети: Гав – гав!

Воспитатель: А петух мне не бегу прокричал…

Дети: Ку-ка-ре-ку!

Воспитатель: А котёнок пискнул…

Дети: Мяу!

В ходе физкультминутки дети вслед за воспитателем изображают движение животных: топают ногой (как козлик), встают на четвереньки (как пёсик), машут руками (как петух), садятся на корточки (как котёнок).

-Какие звуки вы произнесли? («Бе» , «гав», «ку- ка- ре –ку», «мяу».)

4. Тренировочные занятия.

5) Выявление участия органов артикуляции в произнесении звуков.

-Эти звуки издают животные. А люди издают звуки речи. Из них получаются слова. После того как  Ёжик и Лесёнок разобрались, что такое звуки,  Мудрая Сова рассказала им, откуда  и как  появляются  звуки. Оказывается, звуки  возникают во рту.

-Что находится во рту у каждого из вас?  (Зубы, язык.)

-А если мы закроем рот,  что  мешает нам увидеть зубы и язык ?   ( Губы и щёки.)

- Попробуйте  плотно  закрыть рот  и  сказать  «здравствуйте» , не открывая рот. ( Дети пытаются произнести это слово с закрытым ртом .)

-Вы  смогли  правильно  произнести  слово  здравствуйте  с  закрытым  ртом? ( Нет.)

-Можно ли разговаривать без помощи губ, щёк , языка и зубов? (Нельзя.)

6)  «Отгадай  загадку»

Когда мы едим - они работают,

Когда не едим - они отдыхают .

Не будем их чистить –

Они заболят.

                                  ( Зубы)

Посильней ты их раздуй,

На горячее подуй.          (Щёки)              

Всегда он в работе,

Когда мы говорим,

А отдыхает ,

Когда мы спим.

                             ( Язык)

-О чём были загадки?

7) Артикуляционная гимнастика.

- Послушайте сказку о весёлом язычке и повторяйте за мной все движения язычка.

   Жил да был на свете весёлый язычок. У него был свой дом – рот. Стены – щёки (дети надувают щёки), окна – губы и зубы (дети улыбаются и показывают зубы). Язычок был очень аккуратный. Каждый день он наводил порядок в своём домике: чистил стены ( дети проводят языком по внутренней стороне щёк), потолок ( … по нёбу), мыл пол ( … по внутренней стороне нижней челюсти), протирал окна ( дети широко открывают рот и проводят языком по верхним и нижним зубам).

   Как-то раз весёлому язычку стало скучно. Он открыл окна (широко открывают рот), выглянул на улицу (высовывают вперёд язык), посмотрел по сторонам (движение языка в разные стороны), вверх, вниз. Увидел ворону и испугался, спрятался в свой домик (дети убирают язык внутрь) и закрыл окна (закрывают рот).

8) Работа в прописях, ч.1, с 0.

5. Итог занятия.

- В какой стране живут буквы? А звуки? В какой стране очутились Ёжик, Лисёнок и Мудрая Сова по дороге в страну Азбуку?

- С помощью чего мы произносим звуки?

- Вам понравилось занятие?

- Что вам понравилось на занятии?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по речевому развитию с детьми младшего дошкольного возраста Тема: «Самый дорогой на свете человек»

Интеграция образовательных областей: Речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие. Виды детской деятельности...

конспект открытого занятия по речевому развитию с детьми второй младшей группы

конспект открытого занятия по речевому развитию с детьми второй младшей группы "Мы с тобой весенним днем по тропинкам в лес идем"...

Конспект занятия по речевому развитию с детьми старшей группы на тему «Ноги сами рвутся в пляс!»

Цель: Информировать детей о народных инструментах, танцах. Учить детей пересказывать текст , добиваться последовательности в изложении содержания, обогащать словарный запас. Формировать бережное отнош...

Занятие по речевому развитию с детьми 5-6 лет ( пособия "ПО ДОРОГЕ К АЗБУКЕ"), части 3,4 и "НАШИ ПРОПИСИ", части 1,2.

Тема: слова.Звуки.Цели: развитие фонематического восприятия, слогового анализа слов, умения различать слова по длительности звучания; совершенствование артикуляционной чёткостив произнесении многослож...

Конспект интегрированного занятия по речевому развитию в подготовительной группе «Весна идёт, весне дорогу!».

Цель: Чтение детям стихотворений о весне, приобщение их к поэтическому складу речи.Задачи:Образовательные:- формирование умений в овладении звуковой культурой речи;- формирование грамматического строя...

Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе "Весна идёт , весне дорогу"

Цель: развитие связной речи у детей.Задачи:Образовательные:- формирование умений в овладении звуковой культурой речи;- формирование грамматического строя речи;- подготовка детей к обучению грамоте.Раз...