НОД Путешествие в сказку «Как олененку маму искали» (Тема «Дикие животные наших лесов и их детеныши»)
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Задачи. Ауктуализация словаря по теме «Дикие животные наших лесов и их детеныши». Совершенст¬вование грамматического строя речи (образование имен существительных с помощью суффиксов: -ИХ-, -УХ-, -ИЦ-, -ОНОК-, -НОК-, -АТ-, -ЯТ-; употребление в речи предлогов: НА, ИЗ, ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД). Развитие связной речи. Развитие общих речевых навыков (четкости дикции, интонационной выразитель¬ности речи). Совершенствование навыков звукового и слогового анализа слов. Совершенствование навы¬ков чтения и печатания. Развитие общей и мелкой моторики. Развитие зрительного и слухового внимания. Развитие творческого воображения, подражательности. Воспитание бережного отношения к природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_kak_olenyonok_mamu_iskal.docx | 677.72 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 53»
КОНСПЕКТ
НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ
Путешествие в сказку
«Как олененку маму искали»
(Тема «Дикие животные наших лесов и их детеныши»)
Подготовила и провела:
Спраговская О.В.,
воспитатель высшей
квалификационной категории
Декабрь, 2019г.
Задачи. Ауктуализация словаря по теме «Дикие животные наших лесов и их детеныши». Совершенствование грамматического строя речи (образование имен существительных с помощью суффиксов: -ИХ-, -УХ-, -ИЦ-, -ОНОК-, -НОК-, -АТ-, -ЯТ-; употребление в речи предлогов: НА, ИЗ, ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД). Развитие связной речи. Развитие общих речевых навыков (четкости дикции, интонационной выразительности речи). Совершенствование навыков звукового и слогового анализа слов. Совершенствование навыков чтения и печатания. Развитие общей и мелкой моторики. Развитие зрительного и слухового внимания. Развитие творческого воображения, подражательности. Воспитание бережного отношения к природе.
Интеграция образовательных областей.
«Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Предварительная работа.
Разучивание: упражнения «На водопой», слов к инсценировке, чистоговорки про бобров.
Материалы и оборудование. Иллюстрации к сказке, предметные картинки с изображениями диких животных, карточки для печатания, карточки для штриховки, контурные изображения диких животных наших лесов, карточки для составления предложений, наборное полотно, магнитная доска, карточки со схемами слов.
Ход занятия
1. Организация начала занятия. Совершенствование навыка слогового анализа слов.
Воспитатель. Для того чтобы попасть в сказку «Как олененку маму искали», выполните мое задание. Подойдите к столу, возьмите картинки, рассмотрите и назовите их, разделите названия на слоги.
1-й ребенок. ЛИ-СИ-ЦА. В этом слове три слога.
2-й ребенок. ВОЛК. В этом слове один слог.
3 - й ребенок. БЕЛ-КА. В этом слове два слога.
И т. п.
Воспитатель. Каких животных вы сейчас называли?
Дети. Это дикие животные, они живут в лесу.
Воспитатель. Вот мы и отправимся сейчас в лес вместе с нашей девочкой.
2. Рассказывание сказки логопедом. Развитие творческого воображения, слухового внимания.
Воспитатель выставляет на наборное полотно иллюстрацию к сказке.
Воспитатель. Однажды девочка опять собралась на прогулку в лес. Вышла она на лесную полянку и услышала, что кто-то жалобно плачет. Девочка спряталась за дерево и стала наблюдать. Она же знала, что вести себя в лесу нужно очень осторожно, чтобы не напугать животных и птиц, чтобы не навредить им. И вот она увидела, что плакал малыш, у которого были тоненькие ножки, огромные глаза и крошечный дрожащий хвостик. Он жалобно тянул:
- Мама! Мама!
Неожиданно на ветку дуба прыгнула белка и спросила:
- Что случилось? Ты потерялся?
- Да, я потерял маму.
- А какая твоя мама? У нее есть пушистый рыженький хвостик?
- Нет, - горько заплакал малыш.
Из-за дуба вразвалку вышла медведица и сказала:
- Наверное твоя мама носит лохматую коричневую шубу?
- Нет, - продолжал плакать малыш.
Послышалось шуршание, и из-под пня выкатилась ежиха. Она озабоченно нахмурилась и сказала:
- Я знаю, у твоей мамы колючки на спине.
- Нет, - продолжал реветь малыш.
Зашевелились кусты, и оттуда выскочила зайчиха. Она спросила:
- Тогда у твоей мамы косые глаза и длинные уши?
- Нет! Нет, - зарыдал малыш.
С сопением из норы вылезла барсучиха.
- Может быть, у твоей мамы белые полоски на мордочке? - поинтересовалась она.
- Нет же, - неожиданно рассмеялся малыш. - Где вы видели такую маму: с пушистым хвостиком, в коричневой лохматой шубе, с иголками на спине, с косыми глазами, с длинными ушами, да еще с белыми полосками на мордочке?
- Да уж, - засмеялись все лесные мамы. - А какая же твоя мама?
- Моя мама - самая красивая. Она светло-коричневая, с белыми пятнышками на спине. У нее маленькая головка и большие красивые глаза, стройные ноги и крошечный хвостик.
- Знаем, знаем, - загалдели лесные мамы. - Как хорошо, что малыш знает приметы своей мамы И тут на поляну выбежала встревоженная оленуха. Малыш бросился к своей маме. Она нежно лизнула его влажным языком в лоб. Как были рады этой встрече все лесные мамы! А больше всех была рада девочка, которая с улыбкой отправилась домой.
3. Упражнение «На водопой». Совершенствование грамматического строя речи (употребление в речи (имен существительных с суффиксами -ИХ, -ИЦ, -ОНОК, -ЕНОК, -АТ, -ЯТ). Координация речи с движением, развитие творческого воображения, подражательности.
Воспитатель. Вставайте в круг на ковре и представьте, что мы превратились в диких животных.
Дети.
Как-то раз лесной тропой (Идут по кругу друг за другом.)
Звери шли на водопой.
За мамой лосихой топал лосенок, (Идут, громко топая.)
За мамой лисицей крался лисенок, (Крадутся на носочках.)
За мамой ежихой катился ежонок, (Двигаются в полу приседе.)
За мамой медведицей шел медвежонок, (Идут в перевалку.)
За мамою белкой скакали бельчата, (Двигаются прыжками.)
За мамой зайчихой — косые зайчата, (Продолжают прыгать, сделав ушки из ладоне).
Волчица вела за собою волчат, (Крадутся большими шагами.)
Все мамы и дети напиться хотят. (Поворачиваются лицом в круг, встают на чет-
вереньки, делают лакателъные движения.)
4. Беседа по сказке. Разыгрывание сценки по ролям. Развитие диалогической речи, совершенствована общих речевых навыков (четкости дикции, интонационной выразительности речи).
Воспитатель. Куда однажды собралась девочка?
Дети. Однажды девочка собралась на прогулку в лес.
Воспитатель. Что неожиданно услышала девочка?
Дети. Девочка услышала, что кто-то жалобно плачет.
Воспитатель. Кто же это был?
Дети. Плакал малыш, у которого были тоненькие ножки, огромные глаза и крошечный дрожащий хвостик.
Воспитатель. Кто пришел на помощь малышу?
Дети. На помощь малышу пришли лесные мамы.
Воспитатель. Попробуйте изобразить, как все происходило.
Далее воспитатель выбирает детей на роли олененка и лесных мам. Дети разыгрывают сценку по ролям.
Воспитатель.Чем закончилась лесная сказка?
Дети. На полянку выбежала мама оленуха и увидела своего детеныша. Все лесные мамы очень обрадовались, а больше всех обрадовалась девочка, которая с улыбкой пошла домой.
5. Игра «Кто откуда?». Совершенствование грамматического строя речи (употребление в речи имен существительных с суффиксами -ИХ, -ИЦ, -ОНОК, -ЕНОК, -АТ, -ЯТ, употребление в речи предлогов К ИЗ, ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД, расширение глагольного словаря).
Воспитатель открывает фланелеграф, на котором закреплены рисунки с изображениями лесных мам, большой дуб, пень, кусты, нора.
Воспитатель. Где сидела мама-белка?
Дети. Белка сидела на ветке дуба.
Воспитатель. Откуда вразвалку вышла медведица?
Дети. Медведица вышла из-за дуба.
Воспитатель. Откуда выкатилась ежиха?
Дети. Ежиха выкатилась из-под пня.
Воспитатель. Откуда выскочила зайчиха?
Дети. Зайчиха выскочила из кустов.
Воспитатель. Откуда с сопением вылезла барсучиха?
Дети. Барсучиха вылезла из норы.
6. Развитие общих речевых навыков (четкости дикции, звукопроизношения).
Воспитатель. Сейчас мы с вами расскажем чистоговорку про бобров. Делаете вдох, а на выдохе говорите первую строчку. Снова делаете вдох - на выдохе говорите вторую строчку и т. д.
Дети.
У нас в реке живут бобры.
Бобры добры, бобры бодры.
Мудры плотин строители.
Бобры - речные жители.
(В. Лившиц)
7. Игра «Найди маму». Профилактика письменных нарушений речи. Развитие зрительного внимания, мелкой моторики.
Воспитатель. Пройдите за столы, садитесь. Возьмите карточки. Вы видите на карточке несколько наложенных контурных изображений лесных мам, а рядом - изображение одного детеныша. Вы должны обвести и раскрасить изображение той мамы, чей детеныш нарисован на вашей карточке. Детеныша тоже можете раскрасить. Правильно подберите карандаш для раскрашивания.
Дети выполняют задание. Воспитатель оценивает выполнение задания.
8. Упражнение «Составь предложение». Совершенствование навыка чтения. На доске выставлены карточки (рис.4).
У БЕЛКИ НОРА
У ЛИСЫ ДУПЛО
У МЕДВЕДЯ ЛОГОВО
У ВОЛКА БЕРЛОГА
У БОБРА НОРКА
У ЕЖА ХАТКА
Рис.4
Воспитатель. Прочитайте предложения. Правильно ли я их составила?
Дети. Неправильно.
Воспитатель. Поменяйте карточки местами так, чтобы исправить мои ошибки.
Дети меняют карточки местами, составляют предложения:
У белки дупло.
У лисы нора.
У бобра хатка.
И т. д.
9. Упражнение «Подбери схемы». Совершенствование навыка фонематического анализа.
Воспитатель. Вы так хорошо справились с моим заданием, что я хочу, чтобы вы исправили еще одну мою ошибку.
Воспитатель открывает магнитную доску, на которой закреплены изображения волка, лисы, лося и три схемы (рис.5).
Рис.5
Воспитатель. Поместите схемы под изображения тех животных, в названиях которых столько звуков сколько кружков на картинке.
Дети выполняют задание логопеда.
10. Организация окончания занятия.
Воспитатель. Как называется сказка, в которой мы побывали?
Дети. Сказка называется «Как олененку маму искали».
Воспитатель. Как зовут маму олененка?
Дети. У олененка мама - оленуха.
Воспитатель. Чем мы сегодня занимались?
Дети. Мы разыгрывали сценку, делили слова на слоги, составляли предложения, играли в игры «Найди маму» и «Кто откуда?».
Воспитатель. Дома расскажите сказку маме и папе и попробуйте нарисовать картинку к ней, а завтра мы устроим выставку, будем рассматривать и обсуждать ваши работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Путешествие в заколдованный лес » Конспект занятия по развитию речи Лексическая тема: « Дикие животные наших лесов и их детеныши»(подготовительная к школе группа для с ОНР)
« Путешествие в заколдованный лес ».Лексическая тема: Дикие животные наших лесов и их детеныши. Коррекционно-образовательные цели.Расширение и активизация словаря по теме «Дикие животные».Образов...
КОНСПЕКТ открытого занятия: «Дикие животные наших лесов и их детеныши» в подготовительной к школе логопедической группе
Развитие связной речи, актуализация словаря по теме "Дикие животные" в подготовительной логопедической группе....
Занятие на тему "Дикие животные наших лесов и их детеныши";
Коррекционно-образовательные:расширять и активизировать словарь по теме "Дикие животные наших лесов и их детеныши";закреплять знания о диких животных и их детенышах, знакомить с их жилищами;учить дете...
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Дикие животные наших лесов и их детеныши».
Программное содержание:1. Систематизировать знания детей о диких животных наших лесов и их детенышей. Формировать бережное отношение к природе и всему живому.2. Развитие логического ...
Конспект интегрированного занятия воспитателя и учителя-дефектолога на тему «Дикие животные наших лесов и их детеныши»
конспект нод...
Конспект занятия «Дикие животные наших лесов и их детеныши» для детей старшей и подготовительной группы
Занятие для детей старшего и подготовительного возраста.Цели:Уточнить представления о диких животных наших лесов.Активизировать и расширять словарь по теме, закрепить обобщающее понятие «дикие ж...
Конспект НОД по формированию лексико-грамматического строя речи в группе компенсирующей направленности у детей с ТНР по лексической теме: «Дикие животные наших лесов и их детеныши».
Материал будет интересен учителям-логопедам и воспитателям коррекционных групп...