Конспект занятия по формированию речевого восприятия для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Материал содержит пример построения коррекционного занятия по формированию речевого восприятия на материале лексической темы "Деревья" (авторская разработка И.А.Морозовой, М.А. Пушкаревой)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bukva_a.docx | 17.67 КБ |
Предварительный просмотр:
«Звук и буква А»
Лексическая тема. «Деревья».
Цели. Закреплять правильное произношение звука а, умение выделять его голосом в слове. Учить определять место звука в слове. Познакомить с термином «гласный звук». Учить определять гласные звуки в словах; условно обозначать гласные звуки.
Демонстрационный материал. Мешочек, пластмассовые или картонные буквы, картинки с изображением деревьев (рябина, ель, ива, дуб, клен, береза, акация).
Раздаточный материал. Кассы букв; полоски для обозначения слов, красные фишки; картинки по разным лексическим темам (в названии двух картинок должен быть звук а); нитки, бархатная бумага.
Ход занятия
Организационный момент
Игра «Чудесный мешочек».
Дефектолог показывает детям мешочек с буквами и дает задания:
— Найдите и покажите букву А.
— Почему вы считаете, что это буква? (Мы ее можем увидеть и написать.)
Основная часть Характеристика буквы А
Перед детьми индивидуальные кассы букв. Дефектолог спрашивает:
- Все ли буквы А в ваших кассах одинаковые? (Нет, не все. Есть буквы большие и маленькие.)
- Большие буквы А — заглавные, маленькие буквы а — строчные.
- Из каких элементов состоит буква А! Выложите букву А из ниток на бархатной бумаге.
Характеристика звука а
- Какой звук обозначает буква А? (Звук а.)
- Почему это звук? (Звук мы слышим и произносим.)
- Встречает ли воздух преграду, когда мы произносим звук о? (Нет.)
- Как называется звук, при произнесении которого воздух проходит свободно, не встречая преграды? (Такой звук называется гласным.)
- Фишкой какого цвета мы договорились обозначать гласные звуки? (Фишкой красного цвета.)
- Как мы договорились обозначать слово? (Полоской с тремя делениями.)
Игра «Кто внимательнее»
Дефектолог произносит звуки: а, у, о, и, а, а, э, и, у, а... Дети хлопают в ладоши, когда слышат звук а.
Дефектолог произносит слоги: am, ум, их...; ма, ту, ко, та, ха... Дети закрывают глаза, если слышат слог со звуком а
Аналогично проводится упражнение со словами (акация, ель, ива, дуб, клен, береза...), только дети поднимают руку, когда слышат слово со звуком а. Произнося слова, дефектолог голосом выделяет звук а и показывает дошкольникам соответствующие картинки.
Определение места звука а в слове
На панно предметные картинки с изображением березы, ивы, акации, пальмы. Дефектолог предлагает детям назвать их, выделяя голосом звук а, затем определить место звука в каждом слове и отметить его на полосках, обозначающих слова.
Физкультминутка
Пальчиковая гимнастика «Листья»
Дефектолог читает стихотворение, а дети выполняют соответствующие движения.
Раз, два, три, четыре, пять, (Дети поочередно загибают
пальчики, начиная с большого.)
Будем листья собирать. (Сжимают и разжимают
кулачки.)
Листья березы, (Загибают пальчики, начиная с большого.) Листья рябины, Листья клена, Листья ели,
Листики дуба мы соберем,
Маме букет мы отнесем. («Шагают» по столу средним и указательным пальчиками.)
Н. Нищева
Игра «Лото»
Дефектолог раздает детям картинки (по разным лексическим темам).
— Внимательно рассмотрите картинки и положите фишки красного цвета (или буквы из касс) на те картинки, в названии которых есть звук а.
Дети могут поменяться карточками после выполнения задания.
Упражнение на словообразование
На панно выставлены картинки. Дефектолог дает детям задания.
- Что изображено на картинках? (Деревья.)
- Что изображено на каждой из картинок? (Дерево.)
- Назовите дерево ласково. {Деревце.)
- Как назвать предмет, который изготовлен из дерева? (Деревянный.)
- Обратите внимание, в словах деревья, дерево, деревце, деревянный есть одинаковая часть — дерев-.
- Образуйте новые слова с частями: дуб-, берез-, клен-, ель-...
Игра «Придумай имя»
Дефектолог предлагает детям придумать имена, в которых звук а слышится в начале, в конце и середине слова.
Работа в тетрадях Написание буквы А (по точкам).
Итог занятия
Обобщающие вопросы по теме занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспекты занятий по формированию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста
Система занятий основанная на образном и сюжетном принципах подачи материала. В пособии представлены развернутые конспекты занятий по формированию представлений о времени у старших дошкольников во все...
Конспект занятия по развитию зрительного восприятия для детей старшего дошкольного возраста
Конспект занятия по развитию зрительного восприятия....
Конспект занятия по формированию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста "Зимняя сказка"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"4548028","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"374"}}]]...
Конспект занятия по формированию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Конспект занятия по формированию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.Цели:Формирование навыка счета у детей старшего дошкольного возраста и (прямой, обратный);Задачи:1. ...
Конспект занятия по формированию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста
Конспект занятия по формированию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста Цель: формирование навыков выполнения счетных операций у детей старшего дошкольного возра...
Будущий первоклассник - конспект занятия по формированию школьной готовности у детей старшего дошкольного возраста
Конспект занятия для подготовительной к школе группы ,проводит педагог – психолог Аджигирей Н.В. ЦЕЛЬ: Формировать школьную готовность у детей старшего дошкольного возраста.ЗАДАЧИ:1....
Конспект занятия по развитию речевой креативности у детей старшего дошкольного возраста.
Методика составления сказки по цветным карточкам....