Программа кружковой работы "Говорушки" с использованием технологии «Мнемотехника»
рабочая программа по развитию речи (средняя группа)
Программа «Говорушки» направлена на облегчение и ускорение у детей 4-5 лет процесса запоминания и усвоения текстов, формирования приёмов работы с памятью. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а затем и слова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
govorushki.docx | 31.98 КБ |
Предварительный просмотр:
«Говорушки» Программа кружковой работы на 2018-2019 учебный год с использованием технологии «Мнемотехника» (разновозрастная группа №1)
Руководитель: Непомнящих Е.Г.
Программа «Говорушки» направлена на облегчение и ускорение у детей 4-5 лет процесса запоминания и усвоения текстов, формирования приёмов работы с памятью. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а затем и слова.
Содержание
Актуальность _________________________________________________ 1 Пояснительная записка ___________________________________________ 2 Ожидаемые результаты __________________________________________ 4 Цели, задачи программы _________________________________________ 5 Список детей _________________________________________________ 6 Содержание программы __________________________________________ 7 Список литературы ____________________________________________ 11
Актуальность:
Мнемотехника в переводе с греческого — искусство запоминания, технология развития памяти.
Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит. Мнемотехника для дошкольников как раз помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Более того приемы мнемотехники в результате грамотной работы воспитателя приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи.
Пояснительная записка
К. Д. Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”.
Метод мнемотаблиц помогает эффективно воспринимать и воспроизводить полученную информацию.
Как показала практика, эта методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, предложений и текстов.
Методика мнемотехники — несложный прием для развития речи, облегчающая запоминание и реализующаяся через использование мнемотаблиц и графических рисунков. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. На каждое слово или словосочетание придумывается картинка и весь текст зарисовывается схематично. Любой рассказ, сказку, пословицу, стихотворение можно «записать», используя картинки или символьные знаки. Глядя на эти схемы, ребенок воспроизводит полученную информацию.
Мнемотаблицы :
• являются дидактическим материалом по развитию речи;
• их можно использовать для пополнения словарного запаса и развития речи;
• использовать при обучении пересказу и составлению рассказов, при загадывании загадок, при заучивании пословиц, поговорок, стихотворений.
Работа с такими таблицами строится по принципу «от простого к сложному»:
1. Рассматривание таблиц и разбор, изображённых на ней символов.
2. Преобразование символов в образы.
3. Пересказ при помощи символов.
С помощью мнемотаблиц можно пересказывать сказки и рассказы. Дети видят всех действующих лиц, и своё внимание концентрируют на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.
Программа «Говорушки» разработана на основании нормативных документов:
- Федеральный закон «Об образовании» от 29.12.2013г № 273-ФЗ
- Образовательная программа МБДОУ
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г 4 1155 «Об утверждении ФГОС ДО»
Ожидаемые результаты:
- Пополнение словарного запаса и развития речи детей;
- Использование мнемотаблиц при обучении пересказу и составлению рассказов, при загадывании загадок, при заучивании пословиц, поговорок, стихотворений.
- Использование детьми полученных знаний, умений и навыков в свободной деятельности
- Формирование умения взаимодействовать друг с другом
- Расширение словарного запаса детей
- Развитие мелкой моторики пальцев рук, воображения, самостоятельности.
- Повышение интереса родителей к жизни и деятельности детей в детском саду
Программа рассчитана на 36 часов
Кружковая образовательная деятельность проводится 1 раз в неделю по четвергам во вторую половину дня с 15.30 до 15.50.
Длительность образовательной деятельности 20 минут
Цель: Развитие речи детей через овладение приёмами работы с мнемотаблицами.
Задачи:
1. Развитие речи и пополнение словарного запаса.
2. Преобразование образов в символы.
3. Развитие памяти, внимания и образного мышления.
4. Развитие мелкой моторики.
5. Развитие творческих способностей, фантазии.
Формы проведения:
- Систематическая образовательная деятельность
- Игры, игровые приемы
- Индивидуальная работа
Содержание программы основывается на современных тенденциях личностно-ориентированного образования и главных педагогических принципах:
1.Принцип личностно-ориентированного общения - партнерство, соучастие и взаимодействие - приоритетные формы общения педагога с ребенком.
2. Принцип деятельностного подхода - любые знания приобретаются ребенком во время активной деятельности.
3. Принцип занимательности - творческая деятельность интересна и увлекательна для детей.
4. Принцип гуманизации - учет возрастных и индивидуальных особенностей, атмосфера доброжелательности и взаимопонимания.
5. Принцип культурособранности, который основывается на ценностях региональной, национальной и мировой культуры.
Содержание программы:
№ | Тема образовательной деятельности | Программные задачи | Материал |
Сентябрь | |||
1. | Диагностика развития монологической, диалогической речи детей. | Выявление у детей уровня развития речи. | |
Октябрь | |||
1. | Знакомство с мнемокарточками. Игра «Волшебники» | Подбор слов к заданной картинке. | Набор картинок |
2. | Знакомство с мнемодорожками к стихам А. Барто «Мяч», «Мишка», «Бычок». | Подбор и составление мнемодорожки из набора картинок. Формирование умения перекодировать информацию, соотносить слова и картинки. | Текст стихотворения, картинки к дидактической игре |
3. | Чтение стихотворения «Листопад». | Подбор и составление мнемодорожки из набора картинок | Картинки к стихотворению |
4. | «Листопад». | Заучивание стихотворения. Д/игра «Сложи картинки по порядку». | Текст стихотворения, картинки |
Ноябрь | |||
1. | Стихотворение «Подарки осени». | Чтение стихотворения «Подарки осени». Подбор и составление мнемодорожки из набора картинок. | Текст стихотворения, набор картинок |
2. | «Подарки осени». | Заучивание стихотворения «Подарки осени». Д/игра «Сложи картинки по порядку». | Текст стихотворения, картинки к дидактической игре |
3. | Составление рассказа об осени. | Формирование умения составлять небольшой рассказ с помощью воспитателя, используя мнемотаблицу | Набор картинок |
4. | Стихотворение «Мыши водят хоровод». | Чтение стихотворения «Мыши водят хоровод». Подбор и составление мнемодорожки из набора картинок. | Текст стихотворения, набор картинок |
Декабрь | |||
1. | «Мыши водят хоровод». | Заучивание наизусть стихотворения «Мыши водят хоровод». Д/игра «Что перепутал Буратино». | Текст стихотворения, картинки |
2. | Составление рассказа о домашнем животном. | Формирование умения описывать домашнее животное, используя мнемотаблицу. Активизация словаря по лексической теме. | Набор картинок |
3. | Стихотворение «Дед Мороз прислал нам елку». | Чтение стихотворения «Дед Мороз прислал нам елку». Подбор и составление мнемодорожки из набора картинок. | Текст стихотворения, набор картинок по тексту. |
4. | «Дед Мороз прислал нам елку». | Заучивание стихотворения «Дед Мороз прислал нам елку». Д/игра «Сложи картинки по порядку». | Текст стихотворения, картинки к дидактической игре |
Январь | |||
1. | Стихотворение «Елка». | Чтение стихотворения «Елка». Подбор и составление мнемодорожки из набора картинок. | Текст стихотворения, набор картинок по тексту. |
2. | «Елка». | Заучивание стихотворения «Елка». Д/игра «Сложи картинки по порядку». | Текст стихотворения, картинки к дидактической игре |
3. | Стихотворение «Падает снежок». | Чтение стихотворения «Падает снежок». Подбор и составление мнемодорожки из набора картинок | Текст стихотворения, набор картинок по тексту. |
4. | «Падает снежок». | Заучивание наизусть стихотворения «Падает снежок». Д/игра «Наведи порядок в картинках». | Текст стихотворения, картинки к дидактической игре |
Февраль | |||
1. | Стихотворение «Хлеб» | Чтение стихотворения «Хлеб». Подбор и составление мнемодорожки из набора картинок. | Текст стихотворения, набор картинок по тексту. |
2. | «Хлеб». | Заучивание стихотворения «Хлеб». Д/игра «Какой картинки не хватает». | Текст стихотворения, картинки к дидактической игре |
3. | Д/игра «Составь из набора картинок мнемодорожку к знакомым стихотворениям». | Закреплять умение детей составлять из набора картинок мнемодорожку к знакомым стихотворениям. | Картинки к дидактической игре |
4. | Составление рассказа о папе. | Формирование умения детей описывать образ человека, с помощью мнемотаблицы. Активизация словаря по лексической теме. | Набор картинок |
Март | |||
1. | Заучивание стихотворения Т. Волгиной «Подарок маме». | Формирование способности выразительно рассказывать стихотворение, с помощью мнемотаблицы. | Набор картинок |
2. | Составление рассказа о маме. | Закрепление умения детей описывать образ человека,с помощью мнемотаблицы. Активизировать словарь по лексической теме. | Набор картинок |
3. | Стихотворение «Белка шалунишка». | Чтение стихотворения «Белка шалунишка». Подбор и составление мнемодорожки из набора картинок. | Текст стихотворения, набор картинок по тексту. |
4. | «Белка шалунишка». | Заучивание наизусть стихотворения «Белка шалунишка». Д/игра «Угадай стихотворение». | Текст стихотворения, картинки к дидактической игре |
Апрель | |||
1. | Стихотворение «Космонавт». | Чтение стихотворения «Космонавт». Подбор и составление мнемодорожки из набора картинок. | Текст стихотворения, набор картинок по тексту. |
2. | «Космонавт». | Заучивание стихотворения «Космонавт». Д/игра «Какой картинки не хватает». | Текст стихотворения, картинки к дидактической игре |
3. | Сказка «Волк и семеро козлят». | Чтение сказки «Волк и семеро козлят».Подбор и составление мнемодорожки из набора картинок. | Набор картинок |
4. | Пересказ русской народной сказки «Волк и семеро козлят». | Закрепление умения рассказывать сказку, опираясь на мнемотаблицу. | Набор картинок |
Май | |||
1. | Стихотворение «Жук». | Чтение стихотворения «Жук». Подбор и составление мнемодорожки из набора картинок | Текст стихотворения, набор картинок по тексту. |
2. | «Жук». | Заучивание стихотворения «Жук». Д/игра «Какой картинки не хватает». | Текст стихотворения, картинки к дидактической игре |
3. | Д/игра «Составь из набора картинок мнемодорожки к знакомым стихотворениям». | Закрепление умения детей составлять из набора картинок мнемодорожку к знакомым стихотворениям. | Картинки к дидактической игре |
4. | Викторина «Говорушки» | Повторение знакомых стихотворений. | Использование мнемодорожек к выученным ранее стихотворениям |
Список используемой литературы:
1. Маханёва М. Д. «Подготовка к обучению грамоте детей 4 – 5 лет» методическое пособие. Изд. «ТЦ Сфера». – Москва. – 2016 г. ;
2. Нищева Н. В. «Обучение детей пересказу по опорным картинкам». Изд. – «ДЕТСТВО – ПРЕСС». Санкт-Петербург. – 2016 г.
3. Полянская Т. Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста»; Учебно-методическое пособие. Изд. – «ДЕТСТВО – ПРЕСС». Санкт-Петербург. – 2009 г.
4. под ред. Савушкин С. Н. «Развитие речи. Логопедический фольклор. Считалки. Заклички. Дразнилки.» изд. «Карапуз». Москва. – 2014г.
5. под ред. Савушкин С. Н. «Развитие речи. Логопедический фольклор. Пословицы. Поговорки» изд. «Карапуз». Москва. – 2014г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий совместной деятельности с детьми старшего возраста «Прогулка в весенний лес» с использованием технологий: мнемотехника, развивающие игры.
1. Коллаж «Пробуждение природы».2. Карточки – модели «Признаки весны».3. Шапочки диких животных.4. Настольная ширма.5. Развивающие игры «Танграм», «Волшебный круг», «Монгольская игра».6. Блоки Дьенеша...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей группы по познавательно-речевому развитию с использованием технологии мнемотехника
Образовательная область: «Коммуникация».Интеграция образовательных областей: «Чтение художественной литературы», «Социализация», «Здоровье», «Познание».Цель. Развитие монологической речи дошкольников....
Конспект совместной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста с использованием технологии:мнемотехника, коллажи "Путешествие в страну здоровья"
Конспект на тему: "Путешествие в страну здоровья". Приобщает детей к здоровому образу жизни, закрепляет и обобщает представления детей о витаминах, какую роль они играют в жизни человека. Воспит...
ППО Использование технологий Мнемотехника в развития связной речи и памяти детей дошкольного возраста с ОНР в кружковой рабте
Развитие связной речи – одна из главных задач, которую ставит перед собой дошкольное образование. Формирование связной речи позволяет дошкольникам успешно вступать в разные формы общения. В наст...
Кружковая работа «Использование методов мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста»
Кружковая работа «Использование методов мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста»...
Проект на тему: Использование технологии мнемотехники для развития связной речи у детей дошкольного возраста: "Секреты мнемотехники"
Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Владение родным языком – это не только умение правильно строить предложения. Дети овладевают родным...