ППО Использование технологий Мнемотехника в развития связной речи и памяти детей дошкольного возраста с ОНР в кружковой рабте
методическая разработка (старшая группа)
Развитие связной речи – одна из главных задач, которую ставит перед собой дошкольное образование. Формирование связной речи позволяет дошкольникам успешно вступать в разные формы общения. В настоящее время одним из самых распространенных патологий является общее недоразвитие речи. Согласно классификации Р.Е. Левиной, общее недоразвитие речи - это речевая патология, при которой отмечается стойкое отставание в формирования всех компонентов речевой системы: фонетики, лексики, грамматики.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Колобова Татьяна Петровна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 47 пос. Эльбан
Амурского муниципального района
Хабаровского края
Опыт инновационной педагогической деятельности
Использование технологии «Мнемотехника»
для развития связной речи и памяти детей дошкольного возраста
с общим недоразвитием речи в кружковой работе
Автор:
Колобова Татьяна Петровна,
воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида №47 пос. Эльбан Амурского муниципального района Хабаровского края,
Заведующий-Шуваева Любовь Павловна,
стаж работы 30 лет, образование высшее
пос. Эльбан Амурского муниципального района
2019 г.
Содержание
Наименование | Номер страницы |
Глава 1. Актуальность развития связной речи для общего развития дошкольников | 3 |
Глава 2. Главная идея опыта и его теоретическое обоснование | 5 |
Глава 3. Технология реализация идей. Система, содержание, методы, приемы воспитания и обучения | 7 |
3.1. Средства реализации актуальных задач | 7 |
3.1.1. Роль среды в развитии связной речи | 7 |
3.1.2. Дидактические игры и упражнения – как одно из эффективных средств для развития памяти, мышления, внимания | 8 |
3.1.3. Использование мнемотаблиц при разучивании стихотворении, описательные рассказы, обучение пересказу в кружковой работе | 9 |
З.1.4. Используемые формы и приемы организации деятельности | 11 |
3.2. Описание педагогической технологии опыта | 12 |
3.2.1. Обследование и оценка речевого развития детей | 12 |
3.2.2. Этапы работы по развитию связной речи | 16 |
3.3. Успехи и трудности | 22 |
Глава 4. Условия, обеспечивающие наибольшую эффективность. Риски и ограничения | 24 |
Глава 5. Результативность опыта | 25 |
Глава 6. Рекомендации по использованию опыта инновационной деятельности | 27 |
Библиографический список | 29 |
Приложение |
Глава1. Актуальность развития связной речи для общего развития дошкольников
Развитие связной речи – одна из главных задач, которую ставит перед собой дошкольное образование. Формирование связной речи позволяет дошкольникам успешно вступать в разные формы общения. В настоящее время одним из самых распространенных патологий является общее недоразвитие речи. Согласно классификации Р.Е. Левиной, общее недоразвитие речи - это речевая патология, при которой отмечается стойкое отставание в формирования всех компонентов речевой системы: фонетики, лексики, грамматики.
Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера. Недостаток общения родителей со своими детьми, игнорирование речевых трудностей, лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи. Дети с речевыми нарушениями не любят учить стихи, пересказывать тексты, не владеют приемами и методами запоминания. Заучивание стихотворений вызывает у них большие трудности, отмечается быстрое утомление и отрицательные эмоции.
Согласно Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО): «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте» (п.3.3.4.1. глава 3.3. ФГОС ДО)[9].
Работая в компенсирующей группе с детьми с ОВЗ, я заметила, что они без радости включаются в учебную деятельность. Как правило, у таких детей снижены внимание, память, они не проявляют интереса к речевой деятельности, не готовы к выполнению заданий, не отличаются высокой работоспособностью. Просмотрев множество литературы и Интернет-ресурсов, я заинтересовалась развивающей технологией «мнемотехника».
Связная речь у детей с общим недоразвитием речи (далее – ОНР) самостоятельно не формируется, поэтому я решила апробировать мнемотехнику в условиях кружка речевой направленности. Программа кружка позволит развивать последовательность, точность и ясность изложения текста рассказа, выразительность и интонационную сторону речи через использование авторской технологии О.С.Гомзяк «Говори правильно», а также одновременно развивать память детей.
Реализуя данную программу, поставила перед собой задачи:
- Познакомить детей с новой технологией, как формой запоминания – мнемотехника.
- Познакомить детей с новой технологией составления рассказов: мнемоквадраты, мнемодорожки, мнемотаблицы, опорные слова, опорные схемы – алгоритмы.
- Учить составлять рассказы, рассказы-описания о предметах и объектах по образцу, по предложенному плану, связно рассказывать о содержании сюжетных картинок.
- Совершенствовать навык пересказа хорошо знакомых сказок, коротких текстов со зрительной опорой (схемы-алгоритмы для составления описательных рассказов) с помощью игр-драматизаций, через использование серии картин с развивающимся сюжетом (по технологии О. Гомзяк). Формировать умение передавать в речи последовательность событий.
- Совершенствовать диалогическую речь: умение задавать вопросы и отвечать на них распространёнными предложениями.
- Развивать коммуникативную функцию речи, логическое мышление, психические процессы детей (мышление, воображение, слуховая и зрительная память).
Глава 2. Главная идея опыта и его теоретическое обоснование опыта. Взгляды ведущих педагогов и психологов на проблему
Проблема использования различных знаково - символических средств была освещена в работах таких ученых, как А.А.Венгер, Л.С.Выготский, Н.Г.Салмина, Е.Е.Сапогова, Ф.А.Сохина, О.С.Ушакова и др. Своими исследованиями ученые доказывают, что именно знаково-символическая деятельность обеспечивает человеку процесс осознания особенностей тех предметов и объектов, с которыми он взаимодействует.
Здесь также используется термин «ассоциация».
Ассоциация (от латин. associo – объединяю (по словарю Ушакова) - связь между отдельными представлениями, при которой одно из представлений вызывает другое. Например, «рыба»-«вода», «лист»-«дерево», «колесо»-«машина», «елка»-«Новый год» и т.д.( том 1 с 20)[13].
В основе моделирования лежат факторы, облегчающие процесс становления связной речи. Один из таких факторов, по мнению С.Л. Рубинштейна, А.М. Леушиной, Л.В. Эльконина и др., — наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия. В качестве второго вспомогательного фактора мы выделим создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л.С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания, а также то, что каждое звено высказывания должно вовремя сменяться последующим.
Мнемотехника,или мнемоника в переводе с греческого искусство запоминания— система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Мнемотехнику можно использовать на всех этапах работы, так как она многофункциональна. Особое место в работе с детьми занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц. Мнемотаблица- это схема, в которую заложена определенная информация.
Рисунок 1: Мнемотаблица рисованная
Рисунок 2: Мнемотаблица наглядная
По мнению Полянской Т.Б., суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение). Таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки, ребенок легко воспроизводит текстовую информацию. Всё это достигается путём образования ассоциаций .Абстрактные объекты, факты заменяются образами, имеющими визуальное, аудиальное или кинестетическое представление. [8].
Мнемотехнику в педагогике называют по-разному: Воробьева Валентина Константиновна называет эту методику сенсорно – графическими схемами, [4] .
Ткаченко Татьяна Александровна – предметно-схематическими моделями, [12].
Глухов В. П. –блоками-квадратами,[5].
БольшеваТ.В.коллажем,[1]
Коллаж –это объединение на одном листе (фланелеграфе) картинок, букв, цифр, фигур, которые связаны одной темой и целью.
Ефименкова Л. Н –схемой составления рассказа.[6].
Глава 3.Технология реализация идей. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения
3.1. Средства реализации актуальных задач
«Точка, точка, огуречик…Вот и вышел человечек» К азалось бы, как все просто! Но, увы, не всегда все так складно да ладно бывает в жизни! Дети с речевыми паталогиями не проявляют интерес к поисковой деятельности и с трудом планируют любые ее виды, не готовы к выполнению заданий, не отличаются высокой работоспособностью. В силу этих и других причин дети не любят учить стихи, пересказывать тексты, составлять рассказы, не владеют приемами запоминания. Все это вызывает у них трудности, быстрое утомление, отрицательные эмоции.
Моя многолетняя практика показывает, что детям с нарушениями речи необходимы вспомогательные средства, облегчающие и направляющие процесс становления у ребенка развернутого речевого высказывания. Важная роль в речевой коррекции принадлежит богатой предметно-развивающей среды.
3.1.1. Роль среды в развитии связной речи
По требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к развивающей предметно-пространственной среде - «среда должна обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития» (п.3.3.1. глава 3.3. ФГОС ДО) [9].
Созданная и пополняемая мною развивающая среда насыщенна и соответствует возрастным особенностям. Образовательное пространство оснащено разнообразными средствами обучения и воспитания и обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами, каждый ребенок может найти занятие по душе.
Организация предметно-пространственной среды позволяет ее трансформировать – изменять в зависимости от образовательной ситуации, меняющихся интересов и возможностей детей. Полифункциональность различных составляющих предметной среды (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) моей группы дает возможность разнообразно ее использовать (детская мебель, ширма, природные материалы и т.д.).
Развивающая среда моей группы вариативна, обеспечивает свободный выбор детей. В группе есть пространства для игры, конструирования, уединения и пр. По мере угасания интереса детей к игре и в зависимости от потребностей детей на данный момент я меняю игровой материал. Появление новых предметов, стимулирует игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
Доступность игр, игрушек, материалов, пособий группы обеспечивает самостоятельный выбор детей для основных видов активности, все, что окружает детей в группе можно брать, не спрашивая разрешения. Так, как у части детей группы низкая речевая активность, с целью ее активизации некоторые привлекательные средства располагаю в недоступной зоне. Предметно-пространственной среды группы соответствует требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования. .(Приложение№1,2,3,4,6).
Также мною была подобрана и составлена картотека интерактивных игр по развитию речи. (Приложение №10).Игры помогают детям составлять рассказы по схемам и сюжетным картинкам, развивать логическое мышление в разгадывание викторин.
Игры на развитие речевого дыхания «Чья птичка дальше улетит?»«Бабочка – лети»Упражнение «Снег идёт!».Игра «Вертушка.«Катись, карандаш!» «Летящее пёрышко».Эти игры нужны для того что бы научить ребёнка красивой, чёткой, с хорошей дикцией речь.
3.1.2. Дидактические игры и упражнения – как одно из эффективных средств для развития памяти, мышления, внимания
Среди игр особое место занимают дидактические игры и упражнения – это игры, специально разработанные взрослыми с целью обучения или развития новых способностей. Обучающая задача, поставленная в дидактической игре, имеет для ребёнка явное преимущество. Ребенка в этих играх привлекает игровая ситуация, а, играя, он незаметно для себя решает дидактическую задачу. Ребёнок, увлечённый замыслом игры, как бы не замечает, что он учится, хотя при этом он постоянно сталкивается с затруднениями, которые требуют перестройки его представлений и способов действия. В игре же ребёнок сам стремится научиться тому, что он ещё не умеет.
Я в своей работе использую следующие игры: «Исправь ошибку»«Сравни разных зверят», «Разложи картинки», «Кто, что умеет делать», «Кто назовет больше действий», «Как сказать по-другому?», «Это правда или нет?», «Кто у кого», «Один — много». Специалисты отмечают, что для детей с общим недоразвитием речи рекомендуется максимальное использование игровых методов обучения. Это связано с тем, что у таких детей поздно формируются познавательные интересы и долго сохраняется игровая мотивация. Для формирования связной речи у детей ОНР я использовала различные подвижные игры с речевыми движениями.«Кто к нам пришел?», «Назови свое имя», «Мяч по кругу», «Паровозик дружбы», «Прокати мяч и назови», «Да-да и нет-нет», «Найди себе пару», «Поздоровайся!», «Нужно делать так!», «Подари улыбку другу», «Узнай по голосу» и др.
Компьютерные технологии органично занимают место нового универсального технического средства обучения и развития.
Для индивидуальной работы с детьми использую компьютерную программу «Учимся говорить правильно», разработанную на основе приёмов мнемотехники, серию компьютерных презентаций «Школа весёлого колобка» для составления описательных рассказов, использую «Живые мнемотаблицы» со звуком для запоминания стихотворений.
Я применяю следующие средства развития связной речи: пальчиковые игры, дидактические игры и упражнения, ознакомление с окружающим, художественная литература, просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним; игры-драматизации (подготовка и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок);речевые игры и упражнения (на развитие монологической и диалогической речи);составление рассказов по картинкам из сказок и по схемам; задания для развития речевой интонационной выразительности; упражнения на развитие выразительной мимики, элементы искусства пантомимы.
Таким образом, целенаправленно подобранный широкий арсенал средств предметной среды для игр дошкольников является средством для качественного развития связной речи, памяти и мышления, мелкой моторики.
3.1.3. Использование мнемотаблиц при разучивании стихотворении, описательных рассказов, при обучении пересказу
Возможности мнемотаблиц колоссальны. С их помощью улучшается развитие памяти, мышления, воображение, внимания, и других психических процессов, ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи.
Мнемотехника многофункциональна. Как указывалось выше приемы можно использовать при пересказе, заучивании стихов, при составлении описательных и творческих рассказов. Мнемотаблицы могут быть предметные, предметно-схематические и схематические.
На начальном этапе предлагаю готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы .При начальном разучивании стихотворений с помощью мнемотаблиц я ставила задачи по ознакомлению ребенка с мнемотаблицей, по созданию у него целостного представления. (Приложение№17)
Методика начального разучивания включает в себя выразительное чтение, вопросы, чтобы уяснить основную мысль, начинаем выяснять непонятные слова и объяснять в доступной форме. Детальный показ мнемоквадрата с изображением, дальше мнемодорожка и целый образ сопровождаемый словом. На этом этапе с помощью мнемотаблиц рассказывается стихотворение с опорой на нее можно проговаривать совместно непосредственном в контакте с ребенком.На начальном этапе я предлагала готовую схему, а по мере обучения ребенок также включался в процесс создания своей схемы.
Надо отметить, что при подготовке мнемотаблиц могут возникнуть трудности. Так, например, желаемое для разучивания стихотворение может загромождено прилагательными, словами с абстрактными значениями, иметь трудный стихотворный размер, рифмы поставлены на далеком расстоянии друг от друга, слова требуют длительный поиск картинного материала .Кроме того, на начальных этапах работы с мнемотаблицами у некоторых детей возникают трудности с ассоциированием слов с картинками, знаками, схемами. Можно услышать вопросы: «Что здесь нарисовано? «Что это обозначает?».
Также затруднено одновременно разучивание стихотворных текстов и самоконтроль за произношением автоматизируемых звуков.
В начале проводимой работы у детей наблюдался ряд трудностей (Никита П., Артем С., Даша К.,Милана Т.): трудность воспроизведения текста, сложность выделять признаки предмета, неправильное построение предложений, мучительное припоминание слов стихотворений.
Описательный рассказ– это наиболее трудный вид в монологической речи. Описание задействует все психические функции (восприятие, внимание, память, мышление). Дети не располагают теми знаниями, которые приобретают в течение жизни. Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание - это анализ, а это ребенку очень трудно. Здесь мне важно было научить ребенка сначала выделять признаки предмета.
Например: Составление рассказов-описаний по теме «Игрушки» - «Кукла»: «Это —кукла Маша. Ее купили в магазине. Она сделана из резины. У куклы есть головка, шейка, ручки, туловище, ножки. Кукла нарядная. На ней красное платьице и белые туфельки. Кукла Маша — игрушка. С ней играют. С куклой нужно обращаться аккуратно».( Приложение№31)
Мнемотаблицы я использовала для составления творческих рассказов. Предложение придумать рассказ или сказку дети обычно встречают радостно. Но чтобы рассказы детей были не однообразные, логично построенные, существенную помощь оказывали мнемотаблицы. .(Приложение№32)
Для обучения детей навыкам пересказа я использовала сюжетные картинки и схемы – алгоритмы. Им принадлежат особая роль в формировании связной речи. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность умение строить предложения. И если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.
Я использовала сюжетные картины для развития связной речи в старшей лого группе Гомзяк О.С. составление рассказов по сюжетным картинкам. Например: «Заяц и Снеговик». (Приложение№33)
З.1.4. Используемые формы и приемы организации деятельности
Для реализации актуальных задач я использовала педагогически целесообразные формы занятий с дошкольниками по развитию связной речи, внимания, памяти.
Таблица 1. Формы работы с детьми по развитию связной речи
№ п/п | Форма образовательной деятельности | Образовательная область | Содержание |
1. | Непосредственно-образовательная деятельность | Речевое развитие | - пальчиковые игры с речевым сопровождением и без, - Логоритмические упражнения, - театрализованная деятельность (пальчиковые театры). описательные картинки, мнемотаблицы для заучиваниястихотворений по программе, фабульные картинки, алгоритмы составления рассказов по теме. |
2. | Совместная образовательная деятельность | В непосредственно-образовательной и совместной деятельности, в режимных моментах | - пальчиковые игры с речевым сопровождением и без, - игры и упражнения с мелкими предметами, -рисование с каждым ребенком мнемоквадратов, мнемодорожек, мнемотаблиц, -составление творческих рассказов из личного опыта, по картинкам и серии сюжетных картин. |
3. | Индивидуальная коррекционная работа | Кружок «Говорушечка» | - все формы работы, -художественно-творческая изобразительная деятельность -помощь в заучивании стихотворений. |
4. | Кружковая работа | Кружок «Говорушечка» | использование мнемотаблиц для заучивания стихотворений, создание и рисование мнемотаблиц |
3.2. Описание педагогической технологии опыта
3.2.1. Обследование и оценка речевого развития детей
На начальном этапе с целью сбора информации, необходимой для анализа уровня развития связной речи, памяти, внимания, мелкой моторики детей, я проводила беседы с родителями, изучила состояние здоровья воспитанников, наблюдала за детьми в режимных моментах и на занятиях – музыкальных, физкультурных, анализировала результаты продуктивной деятельности детей. Проведенное исследование позволило судить о значительном отставании обследованных детей в моторном и речевом развитии от возрастной нормы.
Для оценки уровня развития связной речи я подобрала ряд методик. Я провела ряд обследований детей и наблюдение за речью в процессе игровой, обиходно-бытовой и учебной деятельности.
«Оценка состояния уровня по методике обследования связной речи Глухова В.П.»((Приложение№7) Основное внимание обращается на наличие и уровень сформированности у детей навыков фразовой речи и на особенности речевого поведения.
В целях комплексного исследования связной речи детей я подобрала методики- серию заданий, которые включали: составление предложений по отдельным ситуационным картинкам; составление предложения по трем картинкам, связанным тематически; пересказ текста; составление рассказа по картинке или серии сюжетных картинок; сочинение рассказа на основе личного опыта; составление рассказа-описания. Комплексное обследование позволило получить целостную оценку речевой способности ребенка в разных формах речевых высказываний - от элементарных (составление фразы) до наиболее сложных (составление рассказов с элементами творчества). При этом учитывала характерные особенности и недостатки в построении развернутых высказываний.
В тестовых заданиях я оценивала выполнимый комплекс заданий выполняемых детьми:
Задание 1.Определить способность ребенка составлять законченное высказывание на уровне фразы (по изображенному на картинке действию).
Задание 2. Выявление способности детей устанавливать лексико-смысловые отношения между предметами и переносить их в виде законченной фразы-высказывания.
Задание 3. Выявить возможности детей воспроизводить небольшой по объему и простой по структуре литературный текст.
Задание 4.Составить связный сюжетный рассказ на основе наглядного содержания последовательных фрагментов-эпизодов.
Задание 5. Составить описательный рассказ.
Для изучения речевой способности ребенкадетям предлагались как модели предметов (игрушки), так и их графические изображения, на которых достаточно полно и четко представлены основные свойства и детали предметов.
Я предлагала ребенку в течение несколько минут внимательно рассмотреть предмет, а затем составить о нем рассказ по данному вопросному плану. Например, при описании куклы давала следующую инструкцию-указание: «Расскажи об этой кукле: как ее зовут, какая она по величине; назови основные части тела; из чего она сделана, во что одета, что у нее на голове» и т.п.Оценивала выполнение заданий в баллах. Для фиксации результатов исследования я заполняла протокол на каждого ребенка (Приложение № 8,9).
Анализ результатов:
5 баллов– ответ на вопрос – задание в виде грамматически правильно построенной фразы, адекватной по содержанию предложенной картинки, полное или точно отображенное ее предметное содержание.
4 балла – длительные паузы с поиском нужного слова.
3 балла – сочетание указанных недостатков информативности и лексико – грамматического структурирования фразы при выполнении всех вариантов задания.
2 балла – адекватная фраза – высказывание составлена с помощью дополнительного вопроса, указывающего на выполненное субъектом действие.
1 балл – отсутствие адекватного фразового ответа с помощью дополнительного вопроса.
Оценка результатов:
4-5 баллов - высокий уровень;
3 балла - средний уровень;
1-2 балла - низкий уровень.
При подсчете принимала средне-арифметическое значение баллов.
По результатам изучения развития связной дошкольников с общим недоразвитием речи при выполнении предложенных заданий на данном этапе были выделены четыре уровня связной (высокий, средний, ниже среднего и низкий).
Высокий уровень - ребенок набирает 13 —15 баллов.
Средний уровень - ребенок набирает 9 — 12 баллов.
Ниже среднего - ребенок набирает 5 - 8 баллов.
Низкий уровень - ребенок набирает 0-4 балла.
Высокому уровню развития связной речи детей 5-6 лет соответствует способность ребенка составлять законченное высказывание на уровне фразы (по изображенному на картинке действию)умение детей устанавливать лексико-смысловые отношения между предметами и переносить их в виде законченной фразы-высказывания, воспроизводить небольшой по объему и простой по структуре литературный текст. Составить связный сюжетный рассказ на основе наглядного содержания последовательных фрагментов-эпизодов. (от 13до 15 баллов).
Среднему уровню развития связной речи детей 5-6 лет соответствует длительные паузы с поиском нужного слова, сочетание указанных недостатков информативности и лексико – грамматического структурирования фразы при выполнении всех вариантов задания, адекватная фраза – высказывание составлена с помощью дополнительного вопроса, указывающего на выполненное субъектом действие. (от 9 до 12 баллов).
Низкому уровню развития речи детей 5-6 лет соответствует отсутствие адекватного фразового ответа с помощью дополнительного вопроса(от 5 баллов и меньше).
Результаты исследования я отразила в таблице «Показатели развития связной речи 5-6 лет с общим недоразвитием речи» (Приложение№35)
Уровень развития связной речи детей с общим недоразвитием речи у исследуемой группы на начало работы я представляю в виде диаграммы.
Рисунок 1. Диаграмма «Уровень развития связной речи у детей компенсирующей группы на начальном этапе»
Из диаграммы видно, что из 12 детей: высокий уровень развития связной речи выявлен у 1 ребенка - 10%; средний уровень - у 4 детей - 40%, низкий уровень - у 7 детей - 70%.
Анализируя итоги выполнения заданий по всем методикам можно отметить следующее: В самостоятельной речи детей преобладают одно- и двусложные образования, в отраженной речи дети не в состоянии использовать морфологические элементы для выражения грамматических значений. Пассивный словарь детей значительно шире активного. Это создает впечатление, что дети почти все понимают, но сами ничего не могут сказать. В устной речи дети стараются избегать трудных для них слов и выражений. Не зная того или иного слова, дети употребляют другое слово, обозначающее сходный объект. Речь обеднена из-за редкого употребления наречий, хотя многие из них детям знакомы.
Практически у всех детей отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения, нарушены пространственные представления, наблюдается неустойчивость и сужение объема слуховой и зрительной памяти, повышенная утомляемость и истощаемость, дети имеют затруднения в переключении с одного вида деятельности на другой, недостаточный уровень словесно-логического мышления.
Можно сделать вывод: у детей преобладает низкий уровень развития связной речи,следовательно, возникает необходимость проведения специальной коррекционной работы по развитию связной речи и мелкой моторики для коррекции общего недоразвития речи и всех сопутствующих нарушений.
Работа по обследованию связной речи, внимание, памяти проводилась в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждение детском саду комбинированного вида № 47 пос. Эльбан, в компенсирующей группе для детей 5 – 7 лет с тяжелыми нарушениями речи. Коррекционную работу я проводила с 12-ю детей с общим недоразвитием речи, которым территориальной психолого-медико-педагогической комиссией установлены следующие диагнозы:
- ОНР – 2 уровня – 3 детей,
- ОНР – 3 уровня – 8 детей,
- НВОНР – 1 ребенок.
Дети имели следующие уровни речевого развития:
Таблица 7: Речевое развитие детей компенсирующей группы 5-7 лет на 01.09. в 2016г.
Компоненты речи | Уровни развития детей | ||
Высокий | Средний | Низкий | |
Фонетико-фонематическое развитие | 0 | 3ч. - 25% | 9ч. – 75% |
Лексико-грамматическое развитие | 0 | 3ч .- 25% | 9ч. – 75% |
Словарь | 0 | 5ч. - 42% | 7ч. – 58% |
Связная речь | 0 | 6ч. – 50% | 6ч. - 50% |
Таблица 8: Результаты изучения произвольного запоминания
Количество детей – 12человек | Начало 2016 года |
Ребенок с легкостью воспроизводит текст стихотворения | 11% |
Ребенок воспроизводит текст с помощью наводящих вопросов педагога | 61% |
Ребенок не воспроизводит текст | 28% |
Вывод:Анализ исследований педагогов и психологов, мои наблюдения за детьми с ограниченными возможностями здоровья показал, что у детей недостаточно развита память, снижено внимание. В силу этих и других причин дети с речевой патологией не любят учить стихи, пересказывать тексты, составлять рассказы, не владеют приемами методами запоминания. Это привело меня к выводу о необходимости проведения коррекционной работы по развитию связной речи в условиях ДОУ.
При выполнении заданий детьми мною были выявлены различные нарушенияв пересказывании текста, овладения приемами и методами запоминания, страдает слуховое внимание и память.
3.2.2. Этапы работы по развитию связной речи
На следующем этапе я работала над обогащением предметно- развивающей среды группы для развития связной речи, внимания, памяти и логического мышления. Подбор игрового и дидактического материала носит многофункциональный характер, используется в разных целях. Игры подобрала в порядке нарастающей сложности, направленные на развитие речи и внеречевых психических процессов. Через дидактические игры я собиралась корректировать нарушения внимания, наблюдательности, сообразительности и памяти детей. Играя в разнообразные дидактические игры, дети должны научиться систематизировать предметы по сходным и отличительным признакам, а это то, что страдает у всех детей с проблемами в развитии. В этом случае, благодаря игровому действию, дети будут наиболее сосредоточенно работать над выполнением сложной для них задачи.(Приложение№15,27,12,14)
С учетом выявленных особенностей развития связной речи детей я подобрала и описала дидактические игры по мнемотехнике, направленные на развитие связной речи в образовательном процессе (Приложение№11). Взяв за основу использование мнемотаблиц при составлении описательных рассказов, разработанных Л.Н. Ефименковой, мною были разработаны схемы для составления описательных рассказов и заучивания стихотворений, В схемах я учитывала их высокую наглядность и образовательные возможности (Приложение№5).
Для развития связной речи нами использовались игры, предложенные Т.А.Ткаченко (Приложение №12) и игры по мелкой моторике(Приложение №13,14).
При подборе игр мы учитывали возможности и интересы всех детей. Для разнообразия игр добавили кубики «Расскажи и узнай сказку»; игры «Какая сказка спряталась?», «Угадай, кто я»; дидактические игры «Лото – Живой мир»; папки с картинками по лексическим темам для составления рассказов, схемы, описаний; дидактический материал «Запоминай-ка», «Занимательный куб», различные мозаики и пазлы, кубики с картинками разного уровня сложности, игра «Су-Джок».
Оформили картотеку игр на развитие логического мышления (Приложение№15).
Решая, задачу подбора игр я разработала этапы игр по развитию связной речи:
Я разработала этапы по развитию речи детей:
1 этап: комплекс дидактических игр по развитию связной речи по технологии Т.А.Ткаченко;
2 этап: Технология Т.Б. Полянской «Использование метода мнемотехники в обучении детей рассказыванию»;
3 этап: Развитие связной речи детей с помощью сюжетных картин, опорных слов, опорных схем по технологии О.С.Гомзяк «Говорим правильно» и Н.В.Нищевой«Систему коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи»;
4 этап:Практическая работа с детьми по использованию дидактических игр и упражнений для коррекции памяти, внимания.
На первом этапе мы использовали комплекс игр для оценки уровня развития связной речи, предложенные Т.А.Ткаченко. Описание игр представлено(Приложение№12)
На 2 этапе мы широко использовали технологию Полянской Т.Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста».В моей практике этот этап был основным .Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др.
Для начала детей знакомила с мнемоквадратами— понятными изображениями, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение.
- солнце.
Затем задание усложняется, демонстрируется мнемодорожка— это квадрат из четырех картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2–3 предложения.
И, наконец, самая сложная структура — это мнемотаблицы. Они представляют собой изображения основных звеньев, в том числе схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или даже стихотворение.
Т. Б. Полянская отмечала, что для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы (лиса — рыжий хвост, елка — зеленый треугольник), а для старших дошкольников — черно-белые. Т. Б. Полянская отмечает необходимость работы с детьми по обучению чтению символов. Она указывает на большую предварительную работу по развитию речи с помощью мнемотаблиц: подготовка дополнительного познавательного материала, расширяющего кругозор детей: обсуждение с детьми, увиденного на экскурсиях, наблюдений за явлениями природы, художественных произведений; подготовка оборудования и раздаточного материала; выбор приемов, которые могут заинтересовать детей на занятии.
Автор предлагает включать обсуждение по теме («Что ты знаешь об этом?»), подвижные игры, словесные игры, слушание музыки, чтение стихов, поговорок, народные приметы и т. п. основной частью является составление описательных рассказов по мнемотаблицам и схемам-таблицам (с подготовительной группы). Для закрепления полученных знаний совместно с детьми я изготовляла альбомы по пройденной теме с детскими рассказами и рисунками и мнемотаблицами.
Словесная игра «Ассоциация» развивает ассоциативное мышление, учит находить причинно-следственные связи между предметами, развивает наблюдательность, внимание.Для более точного запоминания я усовершенствовала методы, мы придумывали слово и к нему подбирали картинку - ассоциацию: например, предложение: «весна пришла» – подбираем картинку – ассоциацию.
Весна | Пришла |
У детей запоминается предложение. Картинка «открытая дверь» - слово «пришла».
картинка – слово «тает» | «Снег» |
В дальнейшем дети сами подбирали картинки - ассоциации и составляли предложение, а затем мнемотаблицы.(Приложение№16)
Также с помощью картинок мы учили детей составлять сложные слова например ,картинка: две улитки встретились, они долго шли к друг другу какое сложное слово можно составить? «Долго ждали друг друга» - дети придумали слова «долгожданная, долгожданный». Ребенок, смотря на эту картинку, вспоминает трудное слово.
На 3 этапедля реализации поставленных задач я использовала ,технологию Гомзяк О.С. «Говорим правильно».
Данное пособие мне помогло познакомить детей со схемами- алгоритмами.(Приложение№34)
Систему коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи Нищевой Н.В мы использовали частично: игры, задания иупражнения для развития общих речевых навыков, слухового и зрительного внимания и восприятия, формирования и совершенствования лексического состава языка и грамматического строя речи, развития связной речи и речевого общения, фонематических представлений и навыков звукового анализа и синтеза, мимической, артикуляционной, тонкой, общей моторики.(Приложение№13,14).
Следующим 4 этапом стала практическая работа с детьми по использованию дидактических игр и упражнений для коррекции памяти, внимания в педагогическом процессе.
Проанализировав распорядок дня группы, мы решили проводить коррекцию ежедневно по 3-5 минут со всеми детьми на различных образовательных занятиях, а также в часы, отведенные для игр, и во время прогулок. Упражнения, дидактический и речевой материал подбирали в зависимости лексической темы и коррекционной работы, планируемой логопедом, музыкальным руководителем - по логоритмике.
Устойчивость внимания детей с ОВЗ составляет 5-7 минут, поэтому мы решили проводить по две динамической паузы на каждом занятии, длительностью по 2-3 минуты, на которых использовала дидактические игры и упражнения по развитию мелкой моторики. На одних динамических паузах дети стояли возле рабочих столов или в кругу вместе со мной, проговаривая стихотворный текст, сопровождая его определенными действиями пальцев рук. На других – могли ходить друг за другом по кругу то в одном, то в другом направлении или произвольно по всей комнате. Это дополнительно развивало координацию движений, внимание, снимает статическую напряженность.
Индивидуальную коррекционную работу проводила с каждым ребенком ежедневно в совместной деятельности.
При подборе игр учитывали возрастные и речевые возможности и интересы детей путем предоставления разнообразного игрового материала, а также игры: предложенные Т.А.Ткаченко –«Закончи предложение», «Назови одним словом» ит.д.) (Приложение №12,10).
Чтобы игра действительно увлекла детей и лично затронула каждого из них, мы становились ее непосредственным участником. Своими действиями, эмоциональным общением вовлекали их в совместную деятельность, делая ее важной и значимой. Мы организовывали игры и направляли их, становились как бы центром в игре. Это очень важно на первых этапах знакомства с новой игрой. В случае необходимости помогали детям преодолевать затруднения, одобряя их правильные действия и достижения, поощряя соблюдение правил и тактично отмечая ошибки некоторых детей.
Новые игры вводили постепенно: это игры для развития фонетико-фонематической стороны речи, игры для развития лексической стороны речи (формирования словаря): игра«Светофор»«Летает, а не птица».(Приложение №18).
Вводили игры, доступные детям и, вместе с тем, требующие определенного напряжения сил, способствующие их развитию и самоорганизации. Такое обучение способствовало лучшему усвоению детьми нового материала, соблюдению правил, а также развитию у них речи, мышления, внимания, памяти.
Дети с нарушениями речи нуждаются в подробном и последовательном изложении техники выполнения упражнения с демонстрацией каждого ее элемента. Причем, они не могут удержать в памяти всю последовательность движений. Поэтому в коррекционной работе мощным средством явилось использование технологии мнемотехника – моделирования. Поэтому я решила для детей с низким уровнем развития связной речи, внимания, памяти, мышления, мелкой моторики и соответственно низким уровнем развития речевых навыков организовать работу по дополнительному образованию - кружок «Говорушечка Приложение№ 19,20).
Мы поставили цель: Развитие связной речи детей 5-7 лет с ОНР средствами технологии О.С.Гомзяк.
Программа кружка «Говорушечка» разработана мною на основе авторских программ и пособий: Гомзяк О.С. «Говорим правильно»,Гомзяк О.С. «Сюжетные картины для развития связной речи в старшей логогруппе», Нищева Н.В. «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи».
Был составлен комплексно-тематический план занятийкружка «Говорушечка». Практическая работа с детьми основана на использовании дидактических игр «Чудесный мешочек», «Подбери действия», «Что лишнее?», «Узнай по описанию»;речевых игр:составление рассказов по сюжетным картинкам, по схемам- алгоритмам, заучивание с помощью мнемотаблиц, пересказы по плану; инсценировки сказок, драматизацию, рассматривание картин; продуктивные виды творческой деятельности: рисование в нетрадиционной технике, торцевание, тестопластика, аппликация, поделки из природного и бросового материала,пальчиковые игры.Занятия кружка проводились 1 раз в неделю во вторую половину дня с 16.00 до 16.30.
За 2 годаулучшились навыки детей в обогащении словарного запаса, что способствовало более прочному усвоению грамматических навыков, ускоряет коррекцию нарушений звукопроизношения и слоговой структуры слов. У детей развилось воображение и элементы творчества.
Зная, что успех коррекционной работы зависит и от взаимодействия с родителями, мы включили в повестку планируемых родительских собраний темы, связанные с развитием речи. Так былпроведен семинар-практикум: по теме: «Использование мнемотехники в работе с детьми»(Приложение№21).По ходу семинара – практикума мы познакомили родителей с мнемотехникой -историей возникновения.Родители разгадывали ребусы, загадки, рисовали коллаж, рассказывали сказки при помощи схем –алгоритмов. При составлении описательных рассказов, при пересказах, при заучивании стихов; рассматривали готовые мнемоквадраты, мнемодорожки и мнемотаблицы, составляли их самостоятельно. Мы разработали консультации:«Памятка для родителей по использованию методов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста», «Современные дидактические игры по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста». (Приложение№22,23). В вечернее время, рассказывая родителям об успехах детей, мы давали рекомендации.
3.3. Успехи и трудности
В процессе реализации программы по развитию связной у детей мы испытывали трудности в планировании нагрузки по разным видам деятельности на детей. Работа воспитателя компенсирующей группы и так достаточно сложна: я реализую адаптированную образовательную программудля детей с ТНР по всем разделам, провожу индивидуально-коррекционную работу по рекомендациям учителя-логопеда и педагога-психолога, одновременно контролируя речь детей группы, на что тоже нужно время. Поэтому необходимо планировать разумную нагрузку на ребенка в течение дня. Чтобы избежать перегрузок, я старалась гибко планировать содержание и время проведения игр и упражнений с детьми в образовательном процессе.
В первое время после поступления в группу Никита П. (5л.6м.) вообще не принимал участие в заучивании стихотворений.В беседе с мамой выяснилось, что дома и раньше в другом детском саду он отказывался учитьстихотворения, которые давали к праздникам. Я посоветовала маме сначала самой нарисовать в таблице небольшое стихотворение, прочитать консультацию про мнемотехнику в интернете на сайте «Болтунишка», рисовать в присутствии сына на темы, которые ему интересны. Объяснила, что с помощью картинок –схем ему будет легче запомнить слово, а дальше и рифму. Так у детей идет замещение: то, что мы не умеем читать, мы можем нарисовать. Просмотр картинок и рисунков позволяет значительно быстрее запомнить текст.Затем постепенно привлекать его к рисованию самой мнемотаблицы или составлению коллажа. Скоро Никита стал с удовольствием учить стихотворенияи выступать на праздниках. При выполнении заучивания речевых зарядок у Матвея М. не получалось правильно и последовательно запомнить небольшой текст. Используя картинки –ассоциации с помощью взрослого и путем тренировок, ему удалось научиться запоминать стихотворения,так как формируется его артикуляционный праксис,развивается умственная активность, преодолевается робость, застенчивость.
Прием схемы – алгоритма для составления рассказа иногда я использовала на занятиях и совместной деятельности с Варей Ш, Костей К, Егором Ч.
У Савелия К.,Насти Л. были очень слабые творческие рассказы или сказки,поэтому я использовала мнемотаблицы – схемы- алгоритмы, чтобы рассказы детей не были однообразны и логически построены. Постепенно рассказы детей стали более насыщенными, потому что наглядные модели позволялидетям обобщить свой непосредственный опыт, активизировать словарный запас, формировали мотивацию к овладению правильной речью и самоконтроль.
Часть детей с трудом рассказывали стихотворения на утренниках,они стеснялись, не могли вспомнить строчку стихотворения (Максим Г., Вика Ш., КостяК.). Мною было организовано множество образовательных ситуаций, направленных на решение постепенно усложняющихся задач: научить способам доброжелательного делового общения с собеседником, научить задавать вопросы, выстраивая их в логической последовательности, учить обобщать полученные сведения в единый рассказ, учить способам презентации составленного текста. Использовала прием «Добрые приветствия» с целью: познакомить детей с разнообразными формами приветствия: «Как я рада тебя видеть», «Как я по тебе соскучилась», «Бесконечно счастлива, видеть тебя», «Как хорошо, что мы встретились».Параллельно с этой работой использовала речевые игры, настольно-печатные игры, которые помогал детям научиться классифицировать предметы, развивали речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки.
В итоге проводимой коррекционной работы речь детей становилась более точной, уверенной и детидаже овладели навыком составления сложных описательных рассказов.
Но это оказалось не единственным их достижением.Дети стали быстрее овладевать правильным произношением звуков. Дети при обучении составления мнемотаблиц демонстрировали творческие способности при рисовании. У них заметно улучшились результаты изобразительной деятельности. Я с удовольствием отмечала и то, что разученные сценки-упражнения дети уже по собственной инициативе воспроизводят в стихотворениях, берут сами мнемокнижки и читают, играют в «школу» в самостоятельных играх.
Глава 4. Условия, обеспечивающие наибольшую эффективность . Риски и ограничения
Для достижения высоких результатов по развитиюсвязной речи детей я считаю, что необходимы определенные условия:
- Создание в дошкольном образовательном учреждении условий для развития творческого потенциала педагогов: моральное и материальное стимулирование педагогов, освещение их успехов на разных уровнях.
- Желание педагога повышать свой профессионализм через самообразование, курсы повышения квалификации и другие методические формы.
- Должна быть создана богатая развивающая среда для дошкольников в группе и в домашних условиях, которая будет способствовать их развитию.
- Направленная положительная мотивация детей к участию в дидактических играх, их желание быть знающим, умеющим, любознательным, творческим на пороге школы.
- Тесное активное сотрудничество и помощь родителей.
К рискам и ограничениям по реализации данного опыта можно отнести следующие:
- Недостаточная компетентность педагога по проблеме.
- Недостаточная развивающая предметная среда.
- Возраст детей, так как развитие связной речи предполагает определённую степень зрелости мозговых структур. Программа предусмотрена для детей старшего дошкольного возраста в связи с уровнем сложности выполнения игровых заданий
- Нежелание родителей сотрудничать и поддерживать педагога и ребенка (пассивный или активный отказ родителей).
Глава 5. Результативность опыта
Работа по использованию дидактических игр и упражнений поразвитию связной речи, памяти и внимания проводилась мною с сентября 2016 года по май 2018 года. Для оценки результативности опыта я обследовала уровеньобследования связной речи по методике Глухова В.П. Полученные результаты отразила в таблице.(Приложение№35)
Сравнительный анализ позволил определить эффективность разработанной системы коррекционной работы по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, что видно на диаграмме.
Рисунок 2. Диаграмма развития связной речи детей с ОНР за 2016-2018г.
В целом, наблюдается положительная динамика развития связной речи детей.
Таблица10: Результаты формирования произвольного запоминания у детей с ОВЗ
Количество детей – 12человек | Сентябрь 2016 года | Май 2018 года |
Ребенок с легкостью воспроизводит текст стихотворения | 11% | 92% |
Ребенок воспроизводит текст с помощью наводящих вопросов педагога | 61% | 18% |
Ребенок не воспроизводит текст | 28% | 0% |
Отмечается положительная динамика, поэтому мы будем продолжать работу по развитию произвольной памяти через заучивание стихотворений с использованием мнемотехники.
При регулярном использовании дидактических игр и игровых упражнений по развитию речи, памяти, внимания и мелкой моторики вкоррекционном обучении дети:
- освоили технологию мнемотехники для развития памяти;
- дети научились сами составлять – рисовать мнемотаблицы; заучивать стихотворения;
- освоили схемы-алгоритмы для составления описательных рассказов;
- научились составлять рассказы с помощью демонстраций действий, сюжетных картин;
- стали пользоваться в самостоятельной речи распространенными предложениями;
- овладели грамматически правильной речью через использование дидактических и словесных игр по О.С. Гомзяк, Н.В. Нищевой, интерактивных развивающих игр и ИКТ-технологий (развивающие игры, ЦОРы);
- у них совершенствовалась диалогическая речь;
- у них развились творческие способности средствами театрализованной деятельности.
- дети быстро освоили упражнения по мелкой моторике по развитию речи, памяти и внимания;
- у детей повысился самоконтроль выполняемых заданий, самооценки своей деятельности.
Обследование уровня развития речи показало следующие результаты:
Таблица 11. Уровни развития речи детей 6-7 лет на выпуске в школу
Компоненты речи | Уровни развития | |||||
Высокий | Средний | Низкий | ||||
Сент. 2016г. ч. /% | Май 2018г. ч./% | Сент. 2016г. ч. /% | Май 2018г. ч./% | Сент. 2016г. ч. /% | Май 2018г. ч./% | |
Звукопроиз-ношение | 0 | 8ч. - 66% | 3ч. – 25% | 4ч. – 34% | 11ч.- 91% | 0 |
Лексико-грамматическое развитие | 0 | 9ч. - 75% | 4ч. – 34% | 3ч. – 25% | 10ч.- 83% | 0 |
Связная речь | 0 | 9ч. - 75% | 7ч. – 58% | 3ч. – 25% | 7ч. – 58% | 0 |
По заключениютерриториальной психолого – медико – педагогической комиссии на конец коррекционной работы детям определены образовательные маршруты для дальнейшего обучения в школе:
Таблица 12. Развитие детей 6-7 лет на выпуске в школу (диагнозы)
Диагноз | Число детей | |
Начало работы ч. /% | Конец работы ч./% | |
Норма | 0 | 10ч. – 84% |
ОНР – 2 уровня | 3ч. –24% | 0 |
ОНР - 3 уровня | 8ч. – 68% | 0 |
НВОНР | 1ч. – 8% | 2ч. – 16% |
Из таблиц можно увидеть положительную динамику в развитии речи детей. Систематическое использование дидактических игр и упражнений по мелкой моторике, игры для развития фонетико-фонематической стороны речи для развития лексической стороны речи (формирования словаря), памяти, логического мышления.В педагогическом процессе эффективно влияет на преодоление речевых нарушений.
Глава 6. Рекомендации по использованию опыта инновационной деятельности
Педагоги дошкольных учреждений пос. Эльбан положительно оценили мой опыт работы, т.к. в нем подробно описаны методы и приемы использованию дидактических игр и упражнений для развития грамматического строя и связной речи, для развития лексической стороны речи (формирования словаря), памяти, логического мышления. В нем показана положительная динамика в развитии детей. В опыте в помощь педагогам представлены:
- программа кружка «Говорушечка» (Приложение№ 19, 20);
- рекомендации по использованию дидактических игр и упражнений в коррекционной работе (Приложение №11,12,27,15,28,10);
- картотека пальчиковых игр (Приложение№14);
- дан перечень игр по развитию мелкой моторики (Приложение№ 13,14);
- игры для развития связной речи, предложенные Т.А.Ткаченко(Приложение№12);
- различные варианты использования мнемотаблиц и картотека методических пособий (Приложение№5,16);
- этапы игр по развитию связной речи(Приложение№18);
- общие рекомендации по использованию методов мнемотехники в развитию связной речи детей дошкольного(Приложение№29);
- конспекты консультаций для родителей, выступлений на собраниях (Приложение№22,21,23);
- презентации выставки предметов и пособий по развитию связной речи (Приложение №29,30,10);
- конспект НОД по развитию речи с детьми старшей компенсирующей группы по теме: «Составление рассказа о весне с опорой на мнемотаблицу» для педагогов муниципальной инновационной площадки(Приложение№24,30);
- мастер-класс «Развитие памяти у детей старшего дошкольного возраста с помощью мнемотаблиц»(Приложение№25,26).
Все это позволит педагогам осуществлять дифференцированный подход по развитию связной речи детей, поможет в выборе игр и упражнений для коррекции связной речи, памяти и внимания, мелкой моторики каждого ребенка, добиваться положительных результатов. Предложенные игры и упражнения просты и доступны. Оснащение групп играми по речевому развитию позволит найти каждому ребенку занятие по душе, что будет способствовать наиболее эффективному преодолению речевых нарушений.
Рекомендации позволят воспитателям организовать планомерную и целенаправленную работу по внедрению мнемотехнике в образовательном процессе.
Данный опыт можно использовать воспитателями общеобразовательных групп любого дошкольного учреждения с целью коррекции речевых нарушений.
Приложение
Библиографический список
- Большова Т.В. Учимся по сказке. Издательство: «Детство – ПРЕСС», 2001.
- Венгер Л. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию //Дошкольное воспитание. 1982, – № 3.
- Венгер Л.А., Мухина, В.С. Психология. - М.: Просвещение, 1988. - 328с.
- Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. –2-е изд.,-М.:АСТ: Астрель: Транзит-книга,2006.
- ГлуховВ.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи..-2-е изд., - М.: АРКТИ,2004.
- Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. М.: Просвещение, 1985.
- Нищева Н.В. «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи» - СПб.: «Детство – Пресс» 2003.
- Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие.-СПб.: Издательство Детство-Пресс, 2009.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. №1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». - «Российская Газета». Опубликовано: 25 ноября 2013 г. в «РГ» - Федеральный выпуск №6241 Вступает в силу:1 января 2014 г. Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html.
- Ткаченко Т.А. Формирование и развитие связной речи ООО«Издательство ГНОМ и Д», 2001.
- Ткаченко Т.А. Логические упражнения для развития речи. Альбом дошкольника. М.: Книголюб, 2005.
- Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Дошкольное воспитание.1990. №10. С.16-21.
13. Ушаков Д.Н. «Толковый словарь русского языка» под редакцией Дмитрия Николаевича Ушакова.-электронный словарь УшаковаCopyright(C) Толковый словарь Ушакова 2009. С.20
14.Чохонелидзе Т.Учим стихи по картинке.// Обруч. 2000.-№3,с.26-27.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование технологии ТРИЗ в активизации речи детей дошкольного возраста.
В статье показаны основные методы и приемы по применению Триз технологии в речевом развитии детей дошкольного возраста....
Методическая разработка «Использование технологии группового сбора в ознакомлении детей дошкольного возраста с культурой народов севера»
Групповой сбор можно назвать недостающим звеном в современной практике дошкольного образования, так как именно он обеспечивает связь между академическими знаниями, и практическими умениями и навыками,...
Использование технологии МНЕМОТЕХНИКИ в экологическом воспитании детей дошкольного возраста".
1.Способствовать развитию основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления.2.Развивать связную речь, расширять и обогащать словарный запас детей.3.Способствовать развитию ме...
творческий отчёт. Использование технологий моделирования в речевом развитии детей дошкольного возраста.
речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребёнка. мною была поставленна цель: Помочь детям научиться говорить связно, последовательно грамматически правильно изл...
Мастер-класс «Использование технологии «Синквейн» в речевом развитии детей дошкольного возраста»
Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов по составлению синквейнов в работе с детьми, пропаганда и распространение инновационной педагогической технологии....
Использование приемов мнемотехники для развития памяти детей дошкольного возраста.
С раннего детства процесс развития памяти ребенка идет по нескольким направлениям.Во-первых, механическая постепенно дополняется и замещается логической. Во-вторых, непосредственное запоминание со вре...
Мастер-класс для педагогов "Использование технологии развития критического мышления (ТРКМ) детей дошкольного возраста в условиях обновления содержания дошкольного образования" (презентация)
Использование технологии развития критического мышления (ТРКМ) детей дошкольного возраста является одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании ...