Кружковая работа «Использование методов мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста»
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)
Кружковая работа
«Использование методов мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста»
|
Цель: Изучение и анализ эффективности использования методов мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
-создать условия для развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста в совместной и самостоятельной деятельности посредством метода мнемотехники: пополнение словарного запаса, умения преобразовывать образы в символы, развитие памяти, внимания и образного мышления, развитие мелкой моторики, развитие творческих способностей, фантазии.
-познакомить родителей с приемами и методами развития речи детей. Вовлечь родителей в процесс речевого развития детей.
-способствовать созданию в домашних условиях речевой предметно – развивающей среды.
-оформить развивающую предметно - пространственную среду в группе в соответствии требованиям ФГОС с использованием мнемотаблиц.
Формы работы с детьми:
-совместная деятельность воспитателя с детьми:
-индивидуальная работа с детьми
-свободная самостоятельная деятельность детей.
Методы работы:
-Словесный метод - рассказ, беседы воспитателя чтение художественных произведений, составление описательных рассказов.
-Наглядный метод: показ и рассматривание сюжетных картин, иллюстраций из сказок, рассказов, стихов.
-Практический. Составление мнемоквадратов, мнемодорожек, мнемосхем, мнемотаблиц.
Формы работы с родителями:
-анкетирование родителей
-консультации
-индивидуальные и групповые беседы
-оформление наглядной информации (стенды, папки-передвижки)
-привлечение к обогащению развивающей предметно-развивающей среды группы.
-проведение встреч-обсуждений по теме самообразования (с использованием ИКТ).
Используемые технологии: здоровьесберегающие, игровые, информационно-комуникационные, личностно-ориентированные.
Ожидаемые результаты для детей:
-расширение и обогащение словарного запаса, развитие связной речи; целостное восприятие окружающего мира;
-умение детей преобразовывать абстрактные символы в образы, составлять схемы и воспроизводить их, работать по образцу, по правилам, по инструкции;
-появится интерес к заучиванию стихов и малых фольклорных форм;
-дети преодолеют робость, застенчивость, научатся свободно держаться перед аудиторией.
Ожидаемые результаты для педагога и родителей воспитанников:
-повышение педагогической компетенции по теме самообразования;
-пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы;
-повышение активного взаимодействия с родителями воспитанников в контексте работы над темой самообразования в течение учебного года посредством включения в сотрудничество инновационных форм работы с семьями детей.
Перспективное планирование
с детьми старшей группы (5-6 лет)с использованием мнемотехники.
Месяц | Тема | Цели |
Сентябрь | Рассматривание игрушки( котенок) | Формировать умение подбирать к игрушке мнемоквадраты с описанием внешнего вида. |
| Рассматривание картины «Кошка с котятами» | Составлять рассказ по картине с помощью мнемотаблицы; Закрепить знания детей о кошке (внешнем виде, повадках и т.д) |
| Дидактическая игра «Копилка слов» | Обогащение словаря, развитие долговременной памяти, связой речи. Содержание игры: Дети «собирают» новые слова в копилку, т.е. рисуют или обозначают при помощи символов, сразу после их образования или истолкования и с отсрочкой (после других упражнений, в конце занятия, через день). К словам в «копилке» мы периодически возвращаемся: на следующий день, через неделю, через месяц. Детям предлагается вспомнить слова, которые они «положили» в копилку слов и составить с ними предложение или рассказ. |
Октябрь
|
Осень
| Цель: Закрепить с детьми знания о сезонных изменениях в природе. Упражнять детей в умении составлять связный рассказ по схеме-модели. |
Загадывание загадок о фруктах, овощах с помощью мнемотаблицы. | Цель: Закрепить с детьми знания о овощах и фруктах, о характерных признаках осени | |
| Дидактические игры с предлогами. | Познакомить детей с карточками – схемами предлогов (на, над). Учить графически, составлять схему предложения с предлогом. |
| О хлебе | Побуждать к составлению небольшого описательного рассказа по картине с помощью мнемотаблицы. |
Ноябрь | Рассказывание об игрушках(собака) | Формировать умение описывать с помощью мнемотаблицы; Развивать навыки диалогической речи. |
| Об овощах | Побуждать к составлению небольшого описательного рассказа по картине с помощью мнемотаблицы. |
| Заучивание скороговорок |
|
| Перелетные птицы. | Побуждать к составлению небольшого описательного рассказа по картине с помощью мнемотаблицы. |
Декабрь | Зима | Цель: Закрепить с детьми знания о сезонных изменениях в природе. Упражнять детей в умении составлять связный рассказ по схеме-модели. |
| Зимующие птицы. | Побуждать к составлению небольшого описательного рассказа по картине с помощью мнемотаблицы. |
| Составление описательного рассказа по картине «Таня не боится мороза». | Составлять небольшой описательный рассказ, отражающий содержание картины с помощью мнемотаблицы. |
| Любимые сказки
| Цель: Пересказывать сказку, выразительно передавая диалоги персонажей. Учить детей передавать содержание знакомой сказки, используя мнемотаблицу. Развивать у детей умственную активность |
Январь | Чтение и пересказ сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» | Формировать умение пересказывать короткую сказку, выразительно передавая диалоги персонажей. |
| Игра «Цветик-семицветик» | Обогащать словарь глаголами |
| Красавица зима
| Цель: Упражнять детей в умении соотносить знаковые символы с образами. Учить детей составлять рассказ о зиме с использованием наглядных пособий. |
| Дидактическая игра"Мое любимое животное" | Описать любимое животное с помощью мнемодорожки, мнемотаблицы предложенной воспитателем. |
Февраль | Рассказывание по набору предметов. | Упражнять: в составлении описательного рассказа о предметах с помощью мнемотаблицы; упражнять в образовании названий посуды. |
| Дидактическая игра"Дорисуй предмет(круг, треугольник, овал, прямоугольник) | Развивать память, мысленные операции, вкусовое восприятие, речь, фантазию, творческие способности |
| Составление описательного рассказа по картине «Мама моет посуду». | Составлять описательный рассказ с помощью мнемотаблицы по картине; тренировать детей в составлении простейшей мнемотаблицы. |
| Дидактическая игра"Нарисуй слово" | Создавать образы на основе схематического изображения |
Март | Беседа о транспорте, составление описательного рассказа. | Обогатить и уточнить: - представление о транспорте; - понимание общественной значимости труда шофера, водителя. Помочь составить описательный рассказ про транспорт с помощью мнемотаблицы. |
| «Правила движения для ребят и зверят» | Закреплять представление детей об улице, перекрестке, проезжей части, тротуаре,о назначении светофора для машин и людей. Развивать навыки связной речи, внимание, память с помощью мнемотехники. |
| Д/игра «Кто в домике живет?» (по И.А.Чистяковой) | Цель: обогащение глагольного словаря, развитие зрительного внимания, памяти, логического мышления Содержание: Дети получают домики с закрытыми ставнями, на которых нарисованы символы того, что могут делать животные, которые там живут, например, летает, вьет (гнездо), клюет, поет – это птица. Правильность ответа дети проверяют, открывая ставни домика. |
Апрель | Составление описательного рассказа по картине «Весна». | Составлять небольшой описательный рассказ, отражающий содержание картины с помощью мнемотаблицы; тренировать детей в составлении простейшей мнемотаблицы. |
| Дидактическая игра «Придумай сказку по коллажу" | Развивать у детей внимание, фантазию, творческие способности. Развивать умение работать коллажами |
| Дидактические игры с предлогами. | Продолжать знакомить детей с карточками – схемами предлогов. Учить графически, составлять схему предложения с предлогом. |
| Составление описательного рассказа об игрушках. | Закреплять умение составлять описательный рассказ об игрушке с помощью мнемотаблицы. |
Май | Беседа о птицах, составление описательного рассказа. | Обогатить и уточнить: - представление о жизни, среде обитания, внешнем виде птиц; Помочь составить описательный рассказ про птиц с помощью мнемотаблицы. |
| Дидактические игры с предлогами. | Продолжать знакомить детей с карточками – схемами предлогов. Учить графически, составлять схему предложения с предлогом. |
| Игра «Волшебники» | Обогащать словарный запас, развивать долговременную память и логическое мышление. |
| Составление описательного рассказа по картине «Лето». | составлять небольшой описательный рассказ, отражающий содержание картины с помощью мнемотаблицы. |
Взаимодействие с родителями воспитанников
|
Месяц | Содержание работы | Форма проведения | |
Сентябрь | Развитие детей. | Родительское собрание | |
Октябрь | Развиваем речь. | Папка-передвижка | |
Ноябрь | «Создание условий в семье для речевого развития ребенка 5-6лет». | Консультация для родителей
| |
Декабрь | Что такое мнемотехника? | Папка-передвижка | |
Январь | «Развитие речи у детей 5-6 лет. Метод мнемотехники». | Консультация | |
Февраль | « Мнемотехника в разучивании стихотворений». | Семинар-практикум | |
Март | Составляем и используем мнемотаблицы дома . | Папка передвижка
| |
Апрель | «Рассказываем сказки с помощью с мнемотаблиц». | Индивидуальные консультации | |
Май | «Наши успехи». | Родительское собрания | |
В течение года | Привлечение к обогащению РППС группы: изготовление наглядных пособий для детей по теме самообразования | ||
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhkovaya_rabota_v_starshey_gruppyno12.docx | 29.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Кружковая работа
«Использование методов мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста»
|
Цель: Изучение и анализ эффективности использования методов мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
-создать условия для развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста в совместной и самостоятельной деятельности посредством метода мнемотехники: пополнение словарного запаса, умения преобразовывать образы в символы, развитие памяти, внимания и образного мышления, развитие мелкой моторики, развитие творческих способностей, фантазии.
-познакомить родителей с приемами и методами развития речи детей. Вовлечь родителей в процесс речевого развития детей.
-способствовать созданию в домашних условиях речевой предметно – развивающей среды.
-оформить развивающую предметно - пространственную среду в группе в соответствии требованиям ФГОС с использованием мнемотаблиц.
Формы работы с детьми:
-совместная деятельность воспитателя с детьми:
-индивидуальная работа с детьми
-свободная самостоятельная деятельность детей.
Методы работы:
-Словесный метод - рассказ, беседы воспитателя чтение художественных произведений, составление описательных рассказов.
-Наглядный метод: показ и рассматривание сюжетных картин, иллюстраций из сказок, рассказов, стихов.
-Практический. Составление мнемоквадратов, мнемодорожек, мнемосхем, мнемотаблиц.
Формы работы с родителями:
-анкетирование родителей
-консультации
-индивидуальные и групповые беседы
-оформление наглядной информации (стенды, папки-передвижки)
-привлечение к обогащению развивающей предметно-развивающей среды группы.
-проведение встреч-обсуждений по теме самообразования (с использованием ИКТ).
Используемые технологии: здоровьесберегающие, игровые, информационно-комуникационные, личностно-ориентированные.
Ожидаемые результаты для детей:
-расширение и обогащение словарного запаса, развитие связной речи; целостное восприятие окружающего мира;
-умение детей преобразовывать абстрактные символы в образы, составлять схемы и воспроизводить их, работать по образцу, по правилам, по инструкции;
-появится интерес к заучиванию стихов и малых фольклорных форм;
-дети преодолеют робость, застенчивость, научатся свободно держаться перед аудиторией.
Ожидаемые результаты для педагога и родителей воспитанников:
-повышение педагогической компетенции по теме самообразования;
-пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы;
-повышение активного взаимодействия с родителями воспитанников в контексте работы над темой самообразования в течение учебного года посредством включения в сотрудничество инновационных форм работы с семьями детей.
Перспективное планирование
с детьми старшей группы (5-6 лет)с использованием мнемотехники.
Месяц | Тема | Цели |
Сентябрь | Рассматривание игрушки( котенок) | Формировать умение подбирать к игрушке мнемоквадраты с описанием внешнего вида. |
Рассматривание картины «Кошка с котятами» | Составлять рассказ по картине с помощью мнемотаблицы; Закрепить знания детей о кошке (внешнем виде, повадках и т.д) | |
Дидактическая игра «Копилка слов» | Обогащение словаря, развитие долговременной памяти, связой речи. Содержание игры: Дети «собирают» новые слова в копилку, т.е. рисуют или обозначают при помощи символов, сразу после их образования или истолкования и с отсрочкой (после других упражнений, в конце занятия, через день). К словам в «копилке» мы периодически возвращаемся: на следующий день, через неделю, через месяц. Детям предлагается вспомнить слова, которые они «положили» в копилку слов и составить с ними предложение или рассказ. | |
Октябрь |
Осень | Цель: Закрепить с детьми знания о сезонных изменениях в природе. Упражнять детей в умении составлять связный рассказ по схеме-модели. |
Загадывание загадок о фруктах, овощах с помощью мнемотаблицы. | Цель: Закрепить с детьми знания о овощах и фруктах, о характерных признаках осени | |
Дидактические игры с предлогами. | Познакомить детей с карточками – схемами предлогов (на, над). Учить графически, составлять схему предложения с предлогом. | |
О хлебе | Побуждать к составлению небольшого описательного рассказа по картине с помощью мнемотаблицы. | |
Ноябрь | Рассказывание об игрушках(собака) | Формировать умение описывать с помощью мнемотаблицы; Развивать навыки диалогической речи. |
Об овощах | Побуждать к составлению небольшого описательного рассказа по картине с помощью мнемотаблицы. | |
Заучивание скороговорок | ||
Перелетные птицы. | Побуждать к составлению небольшого описательного рассказа по картине с помощью мнемотаблицы. | |
Декабрь | Зима | Цель: Закрепить с детьми знания о сезонных изменениях в природе. Упражнять детей в умении составлять связный рассказ по схеме-модели. |
Зимующие птицы. | Побуждать к составлению небольшого описательного рассказа по картине с помощью мнемотаблицы. | |
| Составление описательного рассказа по картине «Таня не боится мороза». | Составлять небольшой описательный рассказ, отражающий содержание картины с помощью мнемотаблицы. |
Любимые сказки | Цель: Пересказывать сказку, выразительно передавая диалоги персонажей. Учить детей передавать содержание знакомой сказки, используя мнемотаблицу. Развивать у детей умственную активность | |
Январь | Чтение и пересказ сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» | Формировать умение пересказывать короткую сказку, выразительно передавая диалоги персонажей. |
Игра «Цветик-семицветик» | Обогащать словарь глаголами | |
Красавица зима
| Цель: Упражнять детей в умении соотносить знаковые символы с образами. Учить детей составлять рассказ о зиме с использованием наглядных пособий. | |
Дидактическая игра"Мое любимое животное" | Описать любимое животное с помощью мнемодорожки, мнемотаблицы предложенной воспитателем. | |
Февраль | Рассказывание по набору предметов. | Упражнять: в составлении описательного рассказа о предметах с помощью мнемотаблицы; упражнять в образовании названий посуды. |
Дидактическая игра"Дорисуй предмет(круг, треугольник, овал, прямоугольник) | Развивать память, мысленные операции, вкусовое восприятие, речь, фантазию, творческие способности | |
Составление описательного рассказа по картине «Мама моет посуду». | Составлять описательный рассказ с помощью мнемотаблицы по картине; тренировать детей в составлении простейшей мнемотаблицы. | |
Дидактическая игра"Нарисуй слово" | Создавать образы на основе схематического изображения | |
Март | Беседа о транспорте, составление описательного рассказа. | Обогатить и уточнить: - представление о транспорте; - понимание общественной значимости труда шофера, водителя. Помочь составить описательный рассказ про транспорт с помощью мнемотаблицы. |
«Правила движения для ребят и зверят» | Закреплять представление детей об улице, перекрестке, проезжей части, тротуаре,о назначении светофора для машин и людей. Развивать навыки связной речи, внимание, память с помощью мнемотехники. | |
Д/игра «Кто в домике живет?» (по И.А.Чистяковой) | Цель: обогащение глагольного словаря, развитие зрительного внимания, памяти, логического мышления Содержание: Дети получают домики с закрытыми ставнями, на которых нарисованы символы того, что могут делать животные, которые там живут, например, летает, вьет (гнездо), клюет, поет – это птица. Правильность ответа дети проверяют, открывая ставни домика. | |
Апрель | Составление описательного рассказа по картине «Весна». | Составлять небольшой описательный рассказ, отражающий содержание картины с помощью мнемотаблицы; тренировать детей в составлении простейшей мнемотаблицы. |
Дидактическая игра «Придумай сказку по коллажу" | Развивать у детей внимание, фантазию, творческие способности. Развивать умение работать коллажами | |
Дидактические игры с предлогами. | Продолжать знакомить детей с карточками – схемами предлогов. Учить графически, составлять схему предложения с предлогом. | |
Составление описательного рассказа об игрушках. | Закреплять умение составлять описательный рассказ об игрушке с помощью мнемотаблицы. | |
Май | Беседа о птицах, составление описательного рассказа. | Обогатить и уточнить: - представление о жизни, среде обитания, внешнем виде птиц; Помочь составить описательный рассказ про птиц с помощью мнемотаблицы. |
Дидактические игры с предлогами. | Продолжать знакомить детей с карточками – схемами предлогов. Учить графически, составлять схему предложения с предлогом. | |
| Игра «Волшебники» | Обогащать словарный запас, развивать долговременную память и логическое мышление. |
Составление описательного рассказа по картине «Лето». | составлять небольшой описательный рассказ, отражающий содержание картины с помощью мнемотаблицы. |
Взаимодействие с родителями воспитанников |
Месяц | Содержание работы | Форма проведения | |
Сентябрь | Развитие детей. | Родительское собрание | |
Октябрь | Развиваем речь. | Папка-передвижка | |
Ноябрь | «Создание условий в семье для речевого развития ребенка 5-6лет». | Консультация для родителей | |
Декабрь | Что такое мнемотехника? | Папка-передвижка | |
Январь | «Развитие речи у детей 5-6 лет. Метод мнемотехники». | Консультация | |
Февраль | « Мнемотехника в разучивании стихотворений». | Семинар-практикум | |
Март | Составляем и используем мнемотаблицы дома . | Папка передвижка | |
Апрель | «Рассказываем сказки с помощью с мнемотаблиц». | Индивидуальные консультации | |
Май | «Наши успехи». | Родительское собрания | |
В течение года | Привлечение к обогащению РППС группы: изготовление наглядных пособий для детей по теме самообразования |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ТЕМА: "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КАРТИН В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая проблема воспитания. В настоящее время нет необх...
Мастер - класс «Использование мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста»
Мнемотехника для старших дошкольников и взрослых!...
Отчет по теме самообразования «Использование мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста»
Известно, что главное содержание памяти дошкольника это представления: конкретные образы людей, явлений природы, событий, предметов, их свойств, качеств, признаков, действий. ...
Тема: "Использование мнемотехники в развитии речи детей старшего дошкольного возраста"
Консультация для родителей " Разучивание стихов с помощью мнемотехники"...
«Использование мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста» Что такое мнемотехника?
В дошкольном возрасте часто дети затрудняются рассказать или пересказать сказку, описать какой – то момент из жизни, произошедший с ними. Ребята начинают заикаться, повторять одни и тоже слова. ...
Проект по развитию речи «Использование мнемотехники в развитии речи детей старшего дошкольного возраста» 2020-21г
Цель: раскрыть понятие «мнемотехники» как эффективного средства развития связной речи; разработать систему знаний, умений и навыков с детьми старшего дошкольного возраста по развитию ...
Перспективный план работы с родителями по развитию речи детей старшего дошкольного возраста «Сказки как средство обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста»
Перспективный план работы с родителями поразвитию речи детей старшего дошкольного возраста«Сказки как средство обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста»...