Занятие по развитию речи в подготовительной группе на тему: «Животные жарких стран. Африка»
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)
данное занятие преследует следующие цели и задачи: закрепить представления детей о животных жарких стран и их особенностях, закреплять умение образовывать форму множественного числа существительных, закреплять названия детёнышей животных, упражнять в согласовании сущ. с прилагат., повторение схемы рассказа-описания животного. Развивать умение сравнивать животных по существенным признакам, развивать связную речь (рассказ-описание), развивать общую и мелкую моторику, внимание, мышление. Воспитывать познавательный интерес к фауне жарких стран.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
занятие по развитию речи в подготовительной группе "Животные жарких стран. Африка" | 24.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытое занятие по развитию речи в подготовительной группе на тему: «Животные жарких стран. Африка»
Задачи: закреплять представления о животных жарких стран и их особенностях, закреплять умение образовывать форму множественного числа существительных, закреплять названия детенышей, упражнять в согласовании существительных с прилагательными, повторение схемы составления рассказа-описания животного. Развивать умение сравнивать животных по существенным признакам, развивать связную речь(рассказ-описание), развивать общую и мелкую моторику, внимание, мышление. Воспитывать познавательный интерес к фауне жарких стран.
Ход занятия:
- Оргмомент. Слайд 1. Заставка. Звучит музыка.
-Послушайте, ребята, одну удивительную историю. Жила-была маленькая Снежинка. СЛАЙД 2. Снежинка очень любила зиму (щелчок), любила кружиться и танцевать в морозном воздухе. Но еще Снежинка умела мечтать. И мечтала она совсем не о зимних забавах. По ночам Снежинке снились необыкновенные сны.
-Ребята, а как вы думаете, что может сниться Снежинке? (составление детьми предложений о том, что сниться Снежинке).
-Что может, ребята, присниться Снежинке?
Она не расскажет-расскажут картинки.
1 задание. (в конверте) Здесь картинка непростая, здесь картинка разрезная. Чтобы узнать, что на ней изображено, её необходимо собрать как пазл и тогда мы узнаем, что же снится Снежинке. (дети собирают разрезную картинку-пазл)
-Итак, теперь вы знаете, что же снится Снежинке. Это… (Африка).
-Африка? Какая такая Африка, вы уверены? А я не знаю что это такое, наверное какой-то фрукт? Расскажите мне, друзья, что такое Африка? (ответы детей)
-Молодцы, но нас ждет следующая картинка.
СЛАЙД 3. –Снятся Снежинке хорошие сны:
Африка снится, снятся слоны.
Доброе солнце, жаркое лето.
Снится земля зеленого цвета.
-Снежинка очень грустила, что не может увидеть наяву таких необыкновенных животных. Ведь в наших лесах не водятся страусы и фламинго. А теперь я предлагаю вам отгадать загадки и назвать животных, которых тоже нет в наших лесах.
2 задание. (на столе лежат перевернутые вниз рисунком картинки с изображением африканских животных, дети должны выбрать по очереди любую картинку, указывая на её номер, отгадать загадку, назвать и показать картинку животного)
- По реке плывет бревно
Ох, и злющее оно!
Тем, кто в речку угодил,
Нос откусит…(крокодил).
- Он ходит, голову задрав
Не потому, что важный граф,
Не потому, что гордый нрав,
А потому, что он…(жираф)
- Очень много силы в нем
Ростом он почти, что с дом
У него огромный нос,
Будто нос лет тыщу рос (слон)
- Его увидишь- сразу ясно:
Царь зверей-шутить опасно.
Грозный вид и грозный рык
Даже гривы не подстриг (лев)
- На носу большущий рог
Носит каждый…(носорог)
- Очень вкусные бананы
На обед у …(обезьяны)
- Зверь я горбатый,
Но нравлюсь ребятам. (верблюд)
- Я лошадка, но не та,
Что бежит в упряжке
Я от носа до хвоста
В меховой тельняшке (зебра)
- Когда жара спадет
Он выйдет из болота
И ужинать пойдет,
Вот жизнь у…(бегемота)
- Ночью охотится
Днем отсыпается
Кошка пятнистая
Как называется? (леопард)
=========================
(люблю на дерево взобраться
На ветках толстых поваляться
Жару в тенечке переждать
На шубке пятнышки считать)-леопард.
-Вот вы и назвали мне зверей, которые не живут в наших лесах. Но зато эти звери живут где?(в Африке) -А на какие 2 группы можно разделить этих зверей, вы знаете?(хищники и травоядные). -А кто из них кто, я не знаю. Давайте вы хищников поместите в красное колечко, а травоядных- в зеленое.
(на столе2 кольца: зеленое и красное. Дети в зависимости от задания раскладывают животных по кольцам).
-А что же нам расскажут картинки на экране? Давайте еще раз назовем кого нет в наших лесах (по очереди отвечают дети) СЛАЙД 4: В наших лесах нет черепах и кенгуру. СЛАЙД 5: В наших лесах нет обезьян и жирафов. СЛАЙД 6: В наших лесах нет крокодилов и носорогов.
2.Постановка цели занятия.
- И вот однажды, чтобы увидеть всех этих зверей, Снежинка все-таки решила совершить опасное путешествие в жаркие страны.
-ребята, а как вы думаете, почему это путешествие было опасным для Снежинки? (потому сто от жары она может растаять).
-Правильно, молодцы. Тогда Снежинка решила отправиться к своему другу Ветерку и попросила его помочь… А чтобы Снежинке и Ветерку не было страшно одним в незнакомом месте, мы с вами тоже совершим путешествие вместе с ними, а потом расскажем нашим друзьям и гостям что мы увидели и узнали.
3.Основная часть.
(воспитатель раздает детям вырезанные из бумаги снежинки, дети дуют на них и отправляются в путешествие) – Давайте скажем волшебные слова и отправимся путешествовать: ты на месте покружись и на снежинке очутись! Полетеееелиииии!!!!!
- пока Ветерок нес Снежинку, он рассказал ей о джунглях. А что он рассказал ей, ребята, как вы думаете? Что такое джунгли? Какие растения там растут?(джунгли-это влажный и жаркий лес. Там растут пальмы и лианы)
СЛАЙД 7. Верно, именно так и сказал Снежинке Ветерок…
Этот пепролазный лес
Жаркий, очень влажный
Встретит множество чудес
В нем турист отважный.
И конечно, для подсказки-
Жил тут Маугли из сказки.
-Но вот Снежинка в джунглях. Она приземлилась на верхушку пальмы и увидела…
…веселую длиннохвостую…(обезьянку) СЛАЙД 8, щелчок 1
- потом она заметила чешуйчатого острозубого…(крокодила) СЛАЙД 8, щелчок 2
- затем увидела полосатого хищного… (тигра) СЛАЙД 8, щелчок 3
- «Я хочу увидеть и других животных!»-радостно закричала Снежинка и продолжила свое путешествие по Африке.
3 задание. А теперь послушайте, что же увидела Снежинка, но будьте очень внимательны, ведь вам будет нужно сосчитать то, что она увидела.
- Принесла слону обезьяна два банана
Вот обрадовала подарком великана
Был один банан у него-посмотрите.
Теперь сколько стало всего- подскажите (три)
- На качели, на качели,
На качели звери сели
Пять пятнистых леопардов
Солнцу улыбаются
И со старым добрым львом
Весело качаются.
(Сколько всего зверей?) (шесть)
- Слон, слониха, три слоненка
Шли толпой на водопой.
А навстречу два тигренка
С водопоя шли домой.
Сосчитайте поскорей,
Сколько встретилось зверей? (семь)
- Крокодил достал ракушки
Все ракушки как игрушки.
Всех ракушек было шесть.
Заигрался крокодил
И одну вдруг проглотил.
(Сколько ракушек осталось?) (пять)
-Вот так и летела Снежинка, а Ветерок ей все рассказывал и рассказывал…
- О чем же еще Ветерок рассказал Снежинке? СЛАЙД 9, 2щелчка ( в Африке есть пустыни, покрытые песком и саванны, покрытые травой).
-Правильно, а ещё Ветерок рассказал, что иногда повадки животных сравнивают с внешним видом и действиями людей. И сейчас мы с вами поиграем в игру «Угадай, кто?». Я буду называть признаки животного, а вы должны угадать, о каком животном идет речь. Итак, иногда о людях говорят так:
4 задание . Топает, как…(слон)
Извивается, как …(змея)
Выносливый, как…(верблюд)
Толстый, как…(бегемот)
Медлительный, как …(черепаха)
Повторяет, как …(попугай)
Кривляется, как…(обезьяна)
Лохматый, как…(лев)
-Молодцы, справились с заданием. Ну что же, а наша Снежинка тем временем полетела по пустыне и саванне. И кого же она там увидела? Да это же…
СЛАЙД 10, щелчок 1.- двугорбый…(верблюд)
Щелчок 2- гривастый царственный…(лев)
Щелчок 3-длинношеий пятнистый …(жираф)
Щелчок 4-большеухие серые …(слоны)
Щелчок 5-толстокожий воинственный …(носорог)
Щелчок 6-полосатая быстрая …(зебра)
-Но вдруг Снежинка увидела это СЛАЙД 11 –Ух, какой он!-закричала Снежинка.
-Это, наверное, африканский гусь! Он такой же длинношеий!
-Ребята, разве это гусь? Давайте поможем Снежинке разобраться! Поможете?
СЛАЙД 12. 5 задание. Давайте сравним гуся и жирафа.
-Что общего: и у жирафа, и у гуся длинная шея, НО:
Гусь-птица, а жираф-животное
Гусь живет в наших краях, а жираф- в Африке
Гусь покрыт перьями, а жираф нет
У жирафа пятнистая шкура, а у гуся пятен нет.
СЛАЙД 13. –Ух, какой он!- закричала Снежинка! –Это, наверное, африканский кот. Он очень похож на кота.
СЛАЙД 14.(Аналогичное сравнение кота и льва. Отмечается сходство и различие. Напомнить детям, что кот, тигр, пантера, гепард, леопард относятся к семейству «кошачьи»).
СЛАЙД 15. –Ух, какой он!-закричала Снежинка. –Это, наверное, африканская лошадь! У лошади такая же грива и такие же копыта!
СЛАЙД 16. (сравнение лошади и зебры. Напомнить детям, что лошадь и зебра относятся к одному семейству «лошадиные»).
-Снежинка увидела много нового и слегка утомилась. Давайте вместе с нею сделаем веселую звериную зарядку. СЛАЙД 17 с музыкой. (физкультминутка).
-Ну вот мы все отдохнули и можем снова отправляться в путь вместе с нашими друзьями- Снежинкой и Ветерком.
СЛАЙД 18. –Ой, смотрите, смотрите!-закричала Снежинка. –Кто это там спрятался за деревом? ( дети составляют предложения: за деревом спрятался жирафенок и т.п.) По очереди открываются СЛАЙДЫ 19,20.
-Какие молодцы! А давайте расскажем нашей Снежинке, каких же ещё детенышей животных вы знаете? 6 задание. Волшебный мешочек.
Детеныш зебры…(жеребенок)
У верблюда-…(верблюжонок)
У тигра-…(тигренок)
У страуса-…(страусенок)
У кенгуру-…(кенгуренок)
У бегемота-…(бегемотик)
У крокодила-…(крокодильчик)
У леопарда-…(котенок)
============================
Львенком славным так гордится
Его мама! Мама…(львица)
============================
Тигренок совсем никого не боится
Ведь ходит поблизости мама…(тигрица)
============================
Гулять зовет слоненок тихо
Свою мамочку…(слониху)
============================
Мама кенгуренка-…(кенгуриха)
Мама страусенка-…(страусиха)
============================
1 львенок, а множ. число? (львята)
1 слоненок, а множ. число? (слонята)
-Снежинке так понравились животные, что ей захотелось рассказать о них что-нибудь интересное своей сестре-Пылинке. И тогда она решила отправиться на фотоохоту.
- И Снежинка старалась,
Животных снимала.
Но что получилось?
Что в кадр поместилось?
СЛАЙД 21. –что же сфотографировала Снежинка?( после каждого щелчка дети говорят полными предложениями. Например, Снежинка сфотографировала тигриную пасть и т.д.)
- Посмотрела Снежинка на получившиеся фотографии и решила, что ничего Пылинка не поймет. Надо, пожалуй, ей позвонить. (воспитатель выставляет игрушечный телефон. Сам играет роль Пылинки, а ребенок- роль Снежинки, которая отвечает на вопросы. Можно добавить картинку животного, ребенок согласно плана её описывает).
СЛАЙД 22. –Здравствуй, дорогая Пылинка. Я увидела столько необыкновенных животных!
П: Расскажи мне о них, пожалуйста!
1 щелчок.
С:Вот, например, жираф.
2 щелчок. П: Чем покрыта его шкура?
С: шкура жирафа покрыта пятнами.
3 щелчок. П: Что интересного есть в его теле?
С: Жираф-очень длинношеее животное. На голове у него рожки. Сзади-хвост, а на конце хвоста-маленькая кисточка.
4 щелчок. П: А чем питается жираф?
С: Жираф питается листьями с кустов и деревьев.
5 щелчок. П: А кто у жирафа детеныш?
С: у жирафа рождается жирафенок.
П: А где можно встретить жирафа?
С: жираф живет в Африке.
П: Как много интересного ты увидела, Снежинка! Спасибо тебе за рассказ. Пока.
С: Пока!
-Ребта, а вам понравился рассказ Снежинки? Что еще можно рассказать о жирафе?
4 Закрепление.-Самостоятельный рассказ. Воспитатель имитирует звонок Пылинке, говоря ей, что дети хотят рассказать ещё об одном животном.1-2 ребенка рассказывают о выбранном животном. Сопровождение рассказа- слайд 22. Второй ряд эффектов-для дополнительной помощи детям в составлении рассказа.
- Припоминание алгоритма составления рассказа-описания.
-А теперь вспомним, на какие вопросы ответила Снежинка, чтобы рассказ получился красивым и интересным. (СЛАЙД 22, третий ряд эффектов).
5. Обобщение. А еще у Снежинки есть сестра-Дождинка. И ей тоже надо обязательно рассказать о том, где была Снежинка и что она видела. Но как же нам это сделать? (написать письмо или отправить телеграмму)
-Да, мы с вами обязательно напишем Дождинке письмо, в конверт вложим рисунки животных, живущих в Африке, а на рисунках напишем вот такие стихи.
СЛАЙД 23. Стихи.
- Это лев-он царь зверей
В мире нет его сильней
Он шагает очень важно
Он красивый и отважный.
- А вот умный добрый слон
Посылает вам поклон,
Он кивает головой
И знакомится с тобой.
- А смешные обезьяны
Раскачали так лианы,
Что пружинит вниз и вверх
И взлетает выше всех.
- У жирафа шея длинная
Видно все ему вокруг,
У зебры шея лошадиная
Она для всех хороший друг.
- От солнца всё в глазах искрится
С тигрятами лежит тигрица.
Где машины не пройдут
По пескам пройдет верблюд.
- Посмотрите: бегемот
В жаркой Африке живет
Целый день в реке сидит,
Корни ест он или спит.
Ночью он не будет спать,
Выйдет травки пощипать
И затопчет все луга-
Тяжела его нога.
А потом опять поспать
Заберется в воду,
Так проходят его дни,
Так проходят годы…
6. Итог. Ну что ж, ребята, пора Снежинке возвращаться из путешествия, да и нам тоже. Ей было очень интересно побывать в далеких краях, послушать рассказы Ветерка и ваши рассказы. Она увидела и узнала много нового.
- А вам понравилось наше путешествие? Почему?
-За то, что вы о многом ей рассказали, из далекой Африки Снежинка прислала вам что-то вкусное. Отгадайте, что это:
Этот вкусный желтый плод
К нам из Африки плывет
Обезьянкам в зоопарке
Пищу круглый год дает. (банан). Угощайтесь. Конец.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-развивающее логопедическое занятие с детьми ОНР в подготовительной группе по теме "Животные жарких стран".
Уважаемые коллеги и родители! Представляю вам конспект логопедического занятия, на котором дети учатся в игровой форме грамотно произносить слова и строить предложения....
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе по теме: « Животные жарких стран и Севера».
расширить и углубить представление детей о диких животных: о северном олене, о белом медведе, о верблюде. Учить детей по внешнему виду животного определять его место жительства, делать сравнительный а...
Конспект НОД по развитию речи детей средней группы на тему: «Животные жарких стран».
Познакомить с животными жарких стран, учить описывать их, сравнивать, употреблять антонимы и притяжательные прилагательные, развивать внимание, мышление....
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе с ОНР «Животные жарких стран»
Активизация и актуализация словаря по теме «Животные жарких стран».Формировать умение делить двусложные и трехсложные слова с открытыми слогами на части...
Открытое занятие по развитию речи в подготовительной группе на тему «Путешествие в страну Красивой речи»
Формировать умения обобщать, классифицировать. Расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх. Упражнять в делении слова на слоги, в подборе антонимов и синонимов. Формировать предст...
НОД развитие речи в подготовительной группе на тему "Животные Жарких стран"
Тема: Животные жарких стран Цель: Формирование лексико-грамматических средств языка. Программные задачи: Образовательные: уточнить и систематизировать представления детей о жизни животн...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему: "Путешествие в страну Красивой речи".
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему: "Путешествие в страну Красивой речи"....