Проект «Ах, эти чудо сказки» (старшая группа)
проект по развитию речи (старшая группа)

Орехова Татьяна Александровна

Цель проекта: прививать любовь к сказкам, совершенствовать эстетические, речевые способности по средствам русской народной сказки.

Тип проекта: творческий.

Продолжительность проекта: краткосрочный.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_skazkam.docx24.74 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Ах, эти чудо сказки»

(Влияние художественной литературы на развитие словаря детей дошкольного возраста)

Художественная литература является действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания, оказывает большое влияние на общее развитие ребёнка, непосредственно способствует формированию готовности к учению.

Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя.

Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих его людей. В них начинают пробуждаться гуманные чувства - способность проявить участие, доброта, протест против несправедливости. Это основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, настоящая гражданственность.

Актуальность проекта:

Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. В настоящее время мы видим возрастающее количество детей с дефектами речи, скудным словарным запасом. Поэтому на современном этапе поиск новых форм и методов обучения и воспитания – это один из наиболее важных вопросов педагогики. С повышением внимания к развитию личности ребенка связывают возможность обновления и качественного улучшения его речевого развития.

В наше время детям стали меньше читать, меньше уделять внимания работе с книгой, дети заменяют книгу телевизором, компьютером, играми в различные приставки.

Еще В. Сухомлинский говорил: «Чтение в годы детства – это прежде воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души».

Огромную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребёнка играет художественная литература. Взрослые должны помнить, что потребность ребёнка в том, чтобы ему читали, даже если он уже научился самостоятельно читать, надо удовлетворять. Чем раньше начать знакомство ребёнка с художественной литературой, тем лучше для него.

Словарь – один из компонентов речевого развития ребенка. Овладение словарем является важным условием умственного развития, поскольку содержание исторического опыта, присваиваемого ребенком в онтогенезе, обобщено и отражено в речевой форме и прежде всего в значениях слов. Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления. Одновременно с этим происходит развитие мышления, поскольку овладение лексическим значением происходит на основе операций анализа, синтеза, обобщения. Бедность словаря мешает полноценному общению, а, следовательно, и общему развитию ребенка. И напротив, богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития. Своевременное развитие словаря – один из важнейших факторов подготовки к школьному обучению.

Описание проектной работы и ее результатов

Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.

Речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребенку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности Дошкольный возраст – возраст интенсивного формирования речи, это благоприятная пора для выработки навыков эффективного общения.

Не маловажную роль в развитии речи, пополнения словарного запаса ребенка играет художественная литература.

Художественное слово помогает ребенку понять красоту звучащей родной речи, оно учит его эстетическому восприятию окружающего и одновременно формирует его этические (нравственные) представления.

Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества - потешек, песен.

Например, потешки и колыбельные песни - бесценный материал, который позволяет ребёнку «почувствовать» язык, ощутить его мелодичность и ритм. Они обогащают словарь детей за счёт того, что содержат много сведений о предметах окружающего мира, обучают детей образовывать однокоренные слова («котя», «котенька», «коток»). Повторяющиеся звукосочетания, фразы, звукоподражания развивают фонематический слух, помогают запоминать слова и выражения.

 Глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, живой юмор, образность языка - особенности этих фольклорных произведений-миниатюр.

В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь природы и общества, сложный мир человеческих отношений, способствует речевому развитию ребёнка, давая ему образцы правильного литературного языка.

Затем, детям читают авторские сказки, стихи, рассказы, доступные ему.

Именно в русской народной сказке имеется наличие всех необходимых элементов образности, сказка оказывает большое воспитательное и обучающее влияние на малыша. Русская народная сказка легко воспринимается детьми, на её основе у детей развиваются мышление и воображение. Чтение русских народных сказок раскрывает перед детьми неисчерпаемое богатство русского языка. При этом развивается чуткость к выразительным средствам художественной речи, умение воспроизводить эти средства в своем творчестве. Чем чаще дети их слышат, тем больше они впитывают гармонию слова.

Сказки необыкновенно богаты фразеологическими оборотами. Образные выражения проникают из сказок, отделяются от них, рождаются в «живой» разговорной речи. Например, «конь вороной», «мороз трескучий», «стрелец-молодец», «видимо-невидимо», «мастер на все руки» и многие другие образно характеризуют поведение людей и явления природы.

Проект «Ах, эти чудо сказки»

Цель проекта: прививать детям любовь к русским народным сказкам, совершенствовать эстетические, речевые способности по средствам русской народной сказки.

Задачи:

  1. Создавать для детей условия, способствующие освоению сказок;
  2. Закрепить и расширить представление о сказках;
  3. Развивать творческие способности, коммуникативные умения у детей;
  4. Развивать диалогическую речь, логическое мышление у детей среднего дошкольного возраста
  5. Продолжать поддерживать традиции семейного чтения, вовлекать детей и родителей в совместную деятельность по знакомству со сказками.

Участники проекта:

Дети старшей группы: участвуют в различных видах деятельности (познавательной, игровой, практической);

Воспитатели: осуществляют педагогическое просвещение родителей по проблеме; организуют деятельность детей и родителей; помогают в постановке и инсценировке сказок; обустраивают предметно – развивающую среду.

Тип проекта: творческий.

Продолжительность проекта: краткосрочный

Проект осуществляется через образовательные области: социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.

Этапы работы проекта:

1. Этап – подготовительный;

  • Сбор информации, литературы и дополнительных материалов, изготовление ширмы для постановки кукольного театра, изготовление атрибутов необходимых для постановки спектакля, разработка анкет – опросников для родителей, с целью выявления интересов детей и родителей.
  • Информирование родителей о предстоящем проекте.
  • Подбор методической, справочной и художественной литературы, пословиц и поговорок, связанных с героями сказок, разработка дидактических игр.
  • Разработка конспектов занятий, подготовка детей к проведению этих занятий.

2. План мероприятий с детьми и родителями в реализации проекта:

  • Провести цикл занятий НОД по выбранным произведениям:
  • Совместная и самостоятельная деятельность детей:
  1. Рисование «Заинька»,
  2. Аппликация: «На солнечной поляночке»
  3. Конструирование из геометрических фигур.
  • Содержание работы с детьми:
  1. Беседы «Мои любимые сказки», «На какого героя я хочу быть похож?», «Какие сказки вам читают дома?».
  2. Чтение русских народных сказок.
  3. Разучивание поговорок, пословиц, загадок о сказочных героях.
  4. Пересказ и инсценировка понравившихся сказок.
  5. Самостоятельная работа по придумыванию сказок.
  6. Рассказывание сказок собственного сочинения.
  7. Рассматривание иллюстраций к произведениям.
  8. Дидактические игры направленные на закрепление текста сказки: «Сказочные герои», «Третий лишний» и др.
  9. Викторина по сказкам.
  10. Инсценировка сказки «Заячья избушка».
  • Содержание работы с родителями:
  1. Опрос – анкетирование «Сказки в жизни вашего ребенка».
  2. Помощь в оформлении книжного уголка.
  3. Консультация родителей на темы: «Сказкоторапия», «Почему так важно читать сказки ребенку перед сном».
  4. Совместная деятельность родителей и детей в изготовлении атрибутов для кукольного, пальчикового, настольного театра.
  • Создание мини библиотеки по сказкам, подбор необходимых иллюстраций.

3. Подведение итогов по проделанной работе.

Результат:

  1. В процессе работы дети обучаются не только внимательно слушать сказки, но и активно участвовать в работе с ней;
  2. Узнают и называют прочитанные сказочные произведения, персонажей, делать выводы исходя из текста прочитанного произведения (выделять мораль);
  3. Обучиться различным видам театра, уметь обыгрывать сказки, с помощью мимики и жестов показывать эмоции героев сказок, передавать их чувства и настроение;
  4. Уметь самостоятельно выбирать сказку, проводить предварительную работу к ее показу (организованно распределять роли, обсуждать декорации, костюмы, маски)

Вывод:

Таким образом, помогая детям овладеть языком художественного произведения, педагог выполняет и задачи воспитания.

Итак, художественная литература и фольклор имеет огромное значение в воспитании детей и является одним из могучих средств развития и обогащения речи детей. Перед детским садом стоит увлекательная задача - заложить семена любви и уважения к книге, к художественному слову, фольклору.

Литература

1. Бородич, А. М. Методика развития речи детей [Текст]:  М. 2004

2. Гербова, В. В. «Развитие речи в детском саду» [Текст]:  М. Мозаика-синтез, 2010

3. Максакова, А. И., Тумакова Т. А «Учите, играя» [Текст]:  М., 2005.

4. Сохина, Ф. А. «Развитие речи детей дошкольного возраста» [Текст]:  М. 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "В гостях у сказки" старшая группа

Для повышения интереса к книге, любви к чтению мной разработан проект "В гостях у сказки", развивающий устойчивый интерес к сказке....

Познавательный проект на тему: «Математические сказки»(Старшая группа)

Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через занимательный материал в организованной и самостоятельной деятельности детей....

Театрализованная постановка по сказке К.И. Чуковского «Чудо-дерево» старшая группа

Театрализованная постановка по сказке К.И. Чуковского «Чудо-дерево»                           старшая группаЦель: Созд...

Педагогический проект по познавательно-исследовательской деятельности "Чудо магниты" (старшая группа)

Познавательско-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста -один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает  окружающий мир. Наблюдение за демонстрацией опытов и...

ПРОЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ «С нами чудо из чудес - Благовещение с небес»

С каждым годом традиционные праздники забываются, отходят на задний план. В некоторых семьях им не придается никакого значения. Когда-то традиции передавались в семье из поколения в поколение – ...

ПРОЕКТ «В гостях у сказки» старшая группа.

Цель проекта: воспитание у детей любви и интереса к сказке, как одной из форм устного народного творчества. Формирование чувства патриотизма к исконно русскому.Задачи проекта: создавать условия для де...

ПРОЕКТ «Удивительные рассказы, фантазии, сказки».(старшая группа)

С развитием массового телевидения и современных компьютерных технологий читать детям стали меньше. Телевизор и компьютер в этом поединке с книгой без труда вышли победителями: смотреть зрелище легчеи ...