Методическая разработка "Речь с движением"
методическая разработка по развитию речи (старшая, подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Методическая разработка на тему
"Взаимосвязь речи и движений в работе с детьми, имеющими ТНР"
Всем известен тот факт: чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупных ученых (Павлов, Леонтьев, Лурия). Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается и его координация. Это очень важно для для детей с нормально развивающейся речью и, особенно, для детей с различными речевыми диагнозами. Формирование движений происходит при участии речи. Точное динамическое выполнение упражнений для рук, ног, туловища, головы подготавливают совершенствование движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти.
Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук. Почему человек, не находя нужного слова для объяснения. Часто помогает себе жестами? И наоборот, почему ребенок сосредоточенно пишущий, помогает себе, непроизвольно высовывая язык, покусывая губы?
Развитие общей моторики наиболее успешно осуществляется при проведении различных оздоровительных мероприятий: зарядки, физкультурных занятий, динамических пауз между занятиями, бодрящей гимнастики, во время подвижных игр на прогулке и др.
Так как развитие общих движений тесно связано с развитием речи, в своей работе необходимо как можно больше включать во все эти мероприятия речевые задания для развития общих речевых навыков (темп, ритм, дыхание, речевая выразительность) и речи в целом.
Для закрепления и дифференциации звуков, для закрепления лексических и грамматических категорий используются различные речевые упражнения и различные речевые приемы, которые могут включаться во все виды физкультурно-оздоровительных мероприятий.
- Слоговая зарядка. Смысл ее в вызывании, уточнении, закреплении поставленных звуков, дифференциации правильно произносимых звуков.
- Произносим слоги с голосом. Например: ас-ас-ас — автоматизация звука С в обратных слогах; со-со-со — автоматизация звука С в прямых слогах; са-за-са — дифференциация сходных по артикуляционным и акустическим признакам фонем. Выполнять слоговую зарядку можно в сочетании с выполнением различных упражнений.
- Произнесение слогов без голоса. При произнесении слога без голоса большая сила подается на работу мышц артикуляционного аппарата, что очень важно. т. к. при сложных речевых нарушениях у детей наблюдается слабость мышц артикуляционного аппарата.
- Произносить слоги с хлопками, с притопыванием, с ударами по мячу, с ловлей мяча, с прокатыванием обруча друг другу и выполнение других движений с предметами и без них.
Произнося звуковые сочетания с движениями мы посылаем дополнительную энергию в мозг теменно-височных отделов, тем самым стимулируя развитие речевого центра.
- Речь с движениями. У большинства детей-логопатов речь и движения сложно согласуются между собой. Как правило, у одних детей запаздывают движения, у других — речь. Речь с движениями имеет огромное значение. Правильность выполнения движений очень важна. Она снимает напряженность мышц, формирует темп, ритм, выразительность речи и движений, дисциплинирует поведение. Работа начинается с простых упражнений:
- «Тук-тук» - забиваем гвозди молоточком.
- «Топ-топ» - топают ножки.
- «Га-га-га» - хлопают «крыльями».
Затем по мере овладения речью с этими движениями, детям предлагаются легкие в звуковом произношении тексты.
На носочки поднимайся
Приседай и выпрямляйся.
Ванька-встанька, (2 раза)
- Приседай-ка, приседай-ка.
Будь послушный, ишь какой.
Нам не справиться с тобой!
Мячик мой, лети высоко,
Мячик мой, лети далеко,
В пол ударься поскорей
И скачи, скачи быстрей!
3. Развитие зрительного анализатора.
- Упражнение «Красный, желтый, зеленый». Детям раздают мячи разного цвета и дают установку: красные — стоят; синие — маршируют; зеленые — подпрыгивают на месте.
- Упражнение «Встаньте, как на картинке». Педагог показывает символы: круг, полукруг, друг за другом, шеренга. Дети должны перестроится в соответствии с показанными картинками.
- Игра «Не ошибись». Дети передают мяч со соседям (слева, справа, за, перед).
4. Речевые игры с движениями. Например, автоматизация звука Ш:
Тише, тише, Маша пишет,
Пишет Машенька письмо.
А кто Маше помешает,
Того Маша догоняет.
Дифференциация звуков С-З
«Зайка и хозяйка»
- Зайка, ты куда пропал?
- Я в капусте отдыхал.
-А капусту не поел?
- Только носиком задел.
- Тебя нужно наказать!
- Ну, сумей меня догнать!
5. Хороводные игры. («Каравай», «Мышеловка» и др.) В хороводных играх участвует вся группа. В этих играх синхронно произносятся слова и выполняются движения. Все дети должны выполнять движения и произносить слова в одинаковом темпе и ритме. В хороводных играх развивается речевое дыхание, тренируется память, внимание, формируется чувство коллективизма.
6. Речь с пальчиковыми упражнениями. В работе на этом этапе можно использовать считалки, небольшие рассказы, сказки. Основа этого приема: палец-звук, палец-слог, палец-слово, палец-предложение. В ходе работы можно загибать или отгибать пальцы, дотрагиваться поочередно четырьмя пальцами до большого на каждый звук, слог, слово, предложение.
7. Пальчиковая гимнастика. Вводится в оздоровительные мероприятия, стимулирует развитие мелкой моторики в сочетании с речью.
8. Упражнения для развития дыхания. У детей дошкольного возраста, как правило, дыхание поверхностное, вдох короткий, у ребенка не хватает воздуха, чтобы произнести фразу до конца на одном дыхании. Происходит добор воздуха в середине фразы (речь взахлеб). Часто в связи с этим наблюдается приглушенность голоса, тихая, невнятная речь. Необходимо работать над выработкой диафрагмального дыхания. Начинать рекомендуется со следующих упражнений:
- плавно дуть на легкие предметы (султанчики, вертушки и др.),не надувая щек.
- пропевание гласных звуков изолированно и в комбинациях по 2,3,4,5,6 звуков.
- игры на звукоподражания: «Кто как голос падает?», «Кого напугал Бобик?»
Во время проведения физкультурных мероприятий можно отрабатывать и лексико-грамматические категории: например, дифференциация единственногои множественного числа существительных: мяч — мячи, веревка — веревки, палка — палки и др.; образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами: мяч — мячики, палка — палочка, лестница - лесенка, веревка — веревочка, скамейка — скамеечка и др.; пространственные отношения (до, между, слева, справа), предлоги (в, на, под, у, около, за, перед).
Игры с движениями нужно подбирать, по возможности, с учетом лексических тем. Например, «Два Мороза», «Снеговик» - лексическая тема «Зима»; «У медведя во бору», «Хитрая лиса» - лексическая тема «Дикие животные» и др.
Только планомерная, последовательная работа по формированию речи с движением даст положительную динамику, как в развитии речи, так и развитии двигательных умений и навыков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка занятия по безопасности дорожного движения «Беседа о правилах дорожного движения» с использованием ИКТ-технологий с детьми среднего дошкольного возраста
Конспект занятия по безопасности дорожного движения для средней группы...
Методическая разработка танцевальных движений "В мире танцев"
танцы для детей дошкольного возраста...
Методическая разработка комплектов наглядно - дидактических пособий на тему: Движение+движение = формула здоровья
Задачи методической разработки:- вызвать интерес у родителей к решению проблемы укрепления здоровья детей и формированию элементарных привычек здорового образа жизни;- обеспечить взаимодей...
Методическая разработка: Непосредственно образовательная деятельность по ПДД для детей 4-5 лет «Как кот знакомился с правилами дорожного движения» с презентацией "Правила дорожного движения для малышей"
Педагогические технологии: ИКТ-технология ,здоровьесберегающие, игровые. Цель:- Познакомить детей с элементарными правилами дорожного движения.- Учить отвечать на вопросы по тексту- Создать ...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с правилами дорожного движения в рамках акции "Москвичи с рождения - за безопасность дорожного движения"
Методические рекомендации по ознакомлению детей с правилами дорожного движения в рамках акции "Москвичи с рождения - за безопасность дорожного движения" содержат описание работы воспитателя...
Методическая разработка Познавательно – игрового интегрированного развлечения для детей старшего возраста по правилам дорожного движения с использованием ИКТ технологий. Тема: «Правила дорожного движения - правила жизни".
Создать условия для закрепления детьми знаний правил дорожного движения, расширить знания о светофоре и его сигналах и умений использовать знания в различных практических ситуациях для обе...
Методическая разработка. Осознанное движение для детей младшего возраста
Основы осознанного движения для детей младшего дошкольного возраста: профилактика плоскостопия и работа над правильной осанкой в игровой форме....