Методическая разработка. Осознанное движение для детей младшего возраста
методическая разработка по физкультуре (младшая группа)

Екатерина Вячеславовна Максимова

Основы осознанного движения для детей младшего дошкольного возраста: профилактика плоскостопия и работа над правильной осанкой в игровой форме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_razrabotka_osoznannoe_dvizh_v_mladshem_vozraste.docx27.45 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 90 Невского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка

по осознанному движению

для детей младшего дошкольного возраста

Выполнила

инструктор по физической культуре

Максимовой Екатерины Вячеславовны

Санкт-Петербург

2022


  1. Пояснительная записка
  2. Календарно-тематическое планирование
  3. Заключение

Пояснительная записка

Осознанное движение в младшем возрасте

Современные родители, ведущие здоровый образ жизни озабочены состоянием здоровья своих детей. Они понимают всю необходимость двигательной активности в дошкольном возрасте и являются инициаторами создания дополнительного физкультурно-оздоровительного кружка в условиях ДОУ. Родители воспитанников максимально заинтересованы в том, чтобы дети получали дополнительный двигательный опыт в условиях и системе дошкольного учреждения.

Актуальность состоит в том, что сегодня жизнь ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения и укрепления здоровья. В настоящее время общество стремится к тому, чтобы все дети, начиная с раннего возраста, росли здоровыми и гармонически развитыми. Вместе с тем результаты научных исследований свидетельствуют о том, что уже в дошкольном возрасте здоровых детей становится все меньше и меньше. По данным опубликованным в Государственном докладе о состоянии здоровья населения РФ, 60% детей в возрасте от 3 до 7 лет имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья и только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми.

Все чаще и чаще в детском саду стали встречаться дети с плоскостопием и с нарушением осанки, так как эти заболевания взаимосвязаны. Плоскостопие чаще всего встречается среди ослабленных детей с пониженным физическим развитием и слабым мышечно-связочным аппаратом. Нередко нагрузка при ходьбе, беге, прыжках для сводов стоп таких детей оказывается чрезмерной. Связки и мышцы стопы перенапрягаются, теряют пружинящие свойства. Своды стоп расплющиваются, опускаются, и возникает плоскостопие: про дольное, поперечное или продольно - поперечное. Наиболее часто встречающей патологией у детей дошкольного возраста является деформация свода стопы - ее уплощение. Речь идет о продольном плоскостопии, так как поперечное плоскостопие в детском возрасте встречается сравнительно редко. Плоскостопие - это не только косметический дефект. Оно часто сопровождается болями в стопах, голенях, повышенной утомляемостью при ходьбе, затруднениями при беге, прыжках, ухудшением координации движений, перегрузкой суставов нижних конечностей, более ранним появлением болевых синдромов остеохрондроза.

Дошкольный период — чрезвычайно важный этап в жизни ребенка. Ребенок не рождается с готовым набором движений, а осваивает их в процессе жизни.

Обучение движениям способствует осознанию ребенком самого себя как личности, вырабатывает у него потребность совершенствовать собственную природу, создает предпосылки для реализации его индивидуальности. Осуществляя самые разные движения, ребенок получает возможность самосовершенствования, формируется интерес и любовь к физической культуре.

Профессор И.А. Аршанский, более тридцати лет назад дал формулу важнейшего закона развития: ведущей системой в организме ребенка является скелетно-мышечная, а все остальные развиваются в зависимости от нее. Нагружая скелетно-мышечную систему, мы не только делаем ребенка сильным и ловким, но тем самым развиваем и укрепляем его сердце, легкие, все внутренние органы. Включение в интенсивную работу скелетно-мышечной системы ведет к совершенствованию всех органов и систем - к созданию резервов мощности и прочности организма, которые, в свою очередь, и определяют меру крепости здоровья. В настоящее время идет постоянный поиск новых и совершенствование старых форм, средств методов оздоровления детей дошкольного возраста в условиях организованных детских коллективов.

Исходя из этого, перед нами встала проблема создания такой программы физкультурного образования, которая удовлетворила бы потребность родителей в создании условий для полноценного двигательного обогащения и укрепления здоровья детей, которая бы максимально способствовала формированию у дошкольника интереса к своим физическим возможностям к их совершенствованию и развитию, а также учитывала индивидуальные особенности детей, специфику их развития и индивидуальные темпы роста.

Таким образом, программа предлагает родителям альтернативу детским оздоровительным и спортивным секциям. Программа предполагает индивидуальный подход, что существенно помогает каждому ребёнку проявить свой потенциал. А своевременность использования физических упражнений с профилактической целью является наиболее значимым фактором внедрения лечебной гимнастики, элементов йоги и современные оздоровительно-профилактические технологии в практику оздоровительной работы дошкольных учреждений.

Цель: содействие   правильному   физическому   развитию, укрепление здоровья, формирование правильной осанки и исправление дефектов осанки и нарушению постановки стоп, если они уже есть. Воспитание бережного отношения к собственному здоровью.

Задачи:

Оздоровительные:

-укрепить опорно-двигательный аппарат и формировать правильную осанку;

-корректировать, развивать координационные, скоростные физические способности и выносливость;

-приобщать детей к здоровому образу жизни, вырабатывать потребность в регулярных занятиях физической культурой;

-гармонично развивать функции организма, направленные на укрепление здоровья;

-создать условия для положительного психоэмоционального состояния детей.

Образовательные:

-формировать основные жизненно важные двигательные умения и навыки;

-формировать устойчивый интерес к занятиям физической культурой;

- расширять представления об окружающем мире.

Воспитательные:

- воспитывать морально-волевые качества;

- содействовать умственному, нравственному и эстетическому воспитанию.

Конкретные задачи для групп младшего дошкольного возраста:

1. Развитие двигательной активности;

2. Развитие координации и чувства ритма;

3. Развитие гибкости и подвижности суставов;

4. Профилактика плоскостопия и сколиоза;

5. Психомоторное развитие;

6. Профилактика гиперактивности;

7. Снятие психоэмоционального напряжения.

Перспективное планирование занятий в кружке «Разумное тело» с детьми младшего дошкольного возраста

Тематическое план по периодам:

Период

Задачи периода:

Кол-во часов

Подготовительн ый период

октябрь – ноябрь

Диагностика, отбор детей по показаниям здоровья

2

1.Воспитание сознательного отношения к занятиям.

2.Обучение навыкам принимать и фиксировать правильную осанку.

3. Обучение специальным корригирующим упражнениям.

4.Общее укрепление мышечно-связочного аппарата.

5. Развитие        силы мышц (захваты и прокаты стопой предметов различной формы, сгибание - разгибание пальцев ног).

6. Создание        правильного представления о нормальной постановке стоп в положении сидя, стоя, в ходьбе.

7. Обучение правильному выполнению упражнений для формирования осанки и укрепления свода стопы Обучение массажу стоп мячами - массажерами.

20

Основной период

декабрь - февраль

  1. Совершенствование навыка правильной осанки и выработка стереотипа правильной походки
  2. Развитие гибкости и подвижности позвоночника.
  3. Обучение упражнениям, укрепляющим мышечный корсет с применением гимнастического инвентаря (гимнастические палки, мячи, обручи, мячи - массажеры и т.д.).
  4. Укрепление мышц голеностопного сустава и стопы.
  5. Развитие силы стопы (упражнения выполняются в исходном положении стоя, добавляется ходьба на носках, на наружном своде стопы)

20

Заключительный период

март - май

1. Укрепление мышц ног и верхнего плечевого пояса с применением наклонной доски, массажеров, с использованием упражнений: покачивание на носках, ходьба на носках на месте, ходьба с высоким подниманием колена, бег на месте на носках, прыжки на двух ногах с продвижением вперед по амортизирующему покрытию (матах).

2. Развитие общей и силовой выносливости.

3. Формирование навыка рациональной техники ходьбы, бега и прыжков.

4. Закрепление достигнутых навыков стереотипа правильной осанки и походки.

22

Всего:

64


Заключение

Данная методика направленна на профилактику плоскостопия и нарушения осанки, укрепления здоровья детей, в целях укрепления опорно-двигательного аппарата детей дошкольного возраста. Важно отметить, что познание движения идет через игру, таким образом дети больше заинтересованы в вовлечении в познавательную деятельность и с большим энтузиазмом выполняют поставленные перед ними задачи.

В процессе у детей:

1.Формируется правильное положение осанки;

2. Идет профилактика деформации стопы, т.е. плоскостопия;

3.Тело ребенка подготавливается к предстоящей жизнедеятельности: идет развитие основных физических качеств и расширение функциональных возможностей организма, обогащение двигательного опыта жизненно – важными навыками и умениями;

4. Корректируется нервно-мышечный аппарат;

5. Воспитывается бережное отношение к собственному здоровью;

6. Происходит процесс освоения знаний о ценностях физической культуры и о влиянии занятий лечебной гимнастики на развитие человека, формирование здорового образа жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка беседы-концерта для детей младшего возраста "Музыка детских мультфильмов"

Методическая разработка беседы-концерта для детей младшего возраста "Музыка детских мультфильмов"...

Методическая разработка по математике для детей младшего возраста

Материал в данном конспекте предназначен для формирования умения сравнивать предметы по величине (большой, маленький), умения называть свойства предметов....

Методическая разработка по математическому развитию детей младшего возраста. «Колобок в стране геометрических фигур

Предлагаю воспитателям второй младшей группы конспект комплексного занятия по математике для детей второй младшей группы по сказке «Колобок», на котором дети закрепляют знания о геометрических фи...

Собственная методическая разработка «Развитие мелкой моторики детей младшего возраста посредством игр с водой»

Собственна методическая разработка «Развитие мелкой моторики детей младшего возраста посредством игр с водой»...

Методическая разработка. Пальчиковая гимнастика для детей младшего возраста.

Ум ребёнка находиться на кончиках его пальцев                                         ...

Методическая разработка: "Космическое путешествие" для детей младшего возраста.

Цель: приобщение детей к здоровому образу жизни посредством активизации двигательной деятельности.Задачи:- формировать навыки здорового образа жизни;- развивать физические качества личности &nda...

Методическая разработка "Музыкальная картотека для детей младшего возраста"

Благотворное воздействие музыки на всестороннее гармоничное развитие детей является основой обязательного включения музыкальных занятий в учебный процесс дошкольника в  ДОУ. Постижение эстетики и...