Звук и буква Б
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Конспект НОД (обучение грамоте) в подготовительной группе по теме:
Буква «Б».
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация»
Форма организации: групповая
Цель: Научить детей правильно произносить звуки [б], [б’] и давать акустико – артикуляционную характеристику, анализировать звуковой ряд, закрепить связь звука и буквы «Б». Познакомить детей с графическим образом буквы.
Задачи:
Образовательные: Сформировать самоконтроль за речью через слуховой, зрительный, тактильно – вибрационный контроль, готовить руку к письму, формировать навык слитного чтения, автоматизировать звук [б] в слогах, словах и предложениях, учить различать звуки по твёрдости – мягкости, закрепить навык звуко – слогового анализа и синтеза слов.
Развивающие: Развивать фонематические процессы, артикуляционную моторику, мелкую моторику, общую моторику и координацию движений, память, внимание.
Воспитательные: Воспитывать самоконтроль, речевую активность в процессе речевой деятельности, усидчивость, дисциплинированность, навыки аккуратности, сотрудничества, потребность поднимать руку, когда есть желание ответить на вопрос педагога. Воспитывать мотивацию к обучению.
Демонстрационный материал: Изображения клоунов Бома и Бима; предметные картинки и игрушки на звуки [б], [б’] в начале, середине и конце слов; презентация в Power Point.
Раздаточный материал: Карандаши, рабочие тетради, фишки для звукового анализа, индивидуальные зеркала.
Методические приёмы: Игровая ситуация, беседа – диалог, физкультминутка, продуктивная деятельность детей, анализ, подведение итогов.
Ход ООД
1.Организационный момент.
Раз, два, три, четыре, пять – становитесь в круг играть. Наступил новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Мы спокойны и добры, мы приветливы, здоровы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту. А выдохните через рот все обиды и огорчения.
2.Артикуляционная гимнастика.
Очень любит наш роток улыбаться («Улыбка»),
А подвижный язычок работой заниматься.
Наш язык лопатку сделал, раз – два («Лопатка»),
А потом забор построил. Красота. («Заборчик»).
Рядом с новеньким забором – желобок («Желобок»),
По нему несётся воздуха поток (упражнение на выработку воздушной струи),
Мясорубку надо сделать не спеша («Мясорубка»),
Физзарядка получилась хороша.
3.Сообщение темы.
- К нам в гости пришли весёлые клоуны Бом и Бим. А в имени Бом какой первый звук? (Звук [ б].) Ребята какой первый звук вы слышите в имени Бим? (Звук [ б’].)
- Сегодня вы познакомитесь со звуками [б] и [б’] и научитесь их чётко произносить.
4.Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам. Работа с зеркалами.
- Ребята давайте произнесём звук [ б] перед зеркалом.
-Какое положение принимают губы? (Губы сомкнуты.)
- Губы смыкаются и мешают воздуху свободно выходить изо рта, затем раскрываются мгновенным выдохом воздуха. Взрываются.
-Какое положение принимают зубы? (Зубы разомкнуты.)
-Какое положение принимает язык? (Язычок спокойно лежит во рту.)
-Положите руку на горло, горлышко работает – значит, звук [ б] звонкий.
- Звук [ б] - согласный, твердый, звонкий.
- А звук [ б’]? (Согласный, мягкий, звонкий, губной.)
- Молодцы ребята.
5.Развитие мягкой голосоподачи. Голосовое упражнение «Немое кино».
- Будьте внимательны, я буду показывать звуки без голоса, а потом мы с вами их пропоем. (Звукоряды: ауи, иуа, иау.)
6. Произношение звуков [б], [б’] в слогах. Развитие координации движений.
- Бим и Бом любят играть на музыкальных инструментах. Они играют на балалайке, трубе и барабане. Давайте поиграем с ними:
- на балалайке – ба-бо-бу-ба-бо-бу;
- на трубе – би-ба-бо-би-ба-бо;
- на барабане – бам-бом-бум-бим.
7. Развитие фонематических представлений.
- Предлагаю вам поиграть в игру. Я буду произносить слоги. Услышите слог, в котором есть звук [б], хлопните в ладоши.
Ха, ба, па, ты, бы, мы, бо, но, по, бу, ту, пу….
Игра «Поймай слово»
- Ребята, вы должны будете хлопками «ловить» слова со звуками [б], [б’].
(Альбом, хобот, буква, кабан, азбука, паук, машина, бант, нос, батон, соболь, бревно, робот, губы.)
- Вы хорошо справились с заданием, молодцы!
8.Анализ слогов «би», «ба», «бу», и слов «Бим», «Бом».
- Бом спрашивает, а зачем вам ребята эти цветные кружочки? (Чтобы обозначать звуки.)
- А что это за замки и почему они разноцветные? (В этих замках живут звуки. В красном замке живут гласные звуки, в синем – твёрдые согласные, в зелёном – мягкие согласные.)
- В левую руку возьмите синий кружок, в правую - красный. Даю я вам звуки [б], [а]. Какой получился слог? (Ба.) Теперь Бом вам даёт звуки [б], [о]. (Бо.)
-Какого звука не хватает этому слогу, чтобы получилось его имя? (Звука [м].) Бим даёт вам кружочками слог «би», дополните слог «би» звуком, чтобы получилось имя Бим.
Игра «Кто внимательный»
- Давайте поиграем. Когда я назову согласный твердый звук[ б], вы поднимите…(синий кружок), а когда – согласный мягкий звук [б’] …(Зеленый кружок). Бом и Бим посмотрят, кто самый внимательный из вас. Б, б’, б’, б, б, бя, ба, бы, аб, бе.
9.Произношение звуков в словах. Определение позиции звука в слове.
-Посмотрите на доску, перед вами картинки, нужно назвать только те картинки, в которых есть звук [ б] (баран, мак, банан, собака, пила, кабан, грибы, арбуз, кот).
- Бим и Бом принесли вам подарки, в названии которых есть звуки [ б] и [б’]. Только что – то я запуталась, кто из них какой сундучок с подарками принёс, давайте вместе разберёмся.
- Что у нас в первом сундучке? (Баночка, бумага, банан, бусы.)
-Какой звук встречается во всех этих словах? (Звук [ б].)
- А где вы произносили звук [ б]? (В начале слова.)
- Так, а что же во втором сундучке? (Белочка, билет, бинт, бегемот.)
- И какой же звук встречается во всех этих словах? (Звук [ б’].)
- Ну и кто ж тогда подарил вам первый сундучок с подарками? ( Первый сундучок подарил Бом.)
- А второй сундучок? (Второй сундучок подарил Бим)
10.Произношение звука [ б] в связной речи.
- Повторите за мной чистоговорку.
Ба-ба-ба, ба-ба-ба
- Мама, мама! Вон труба!
Бу-бу-бу, бу-бу-бу
- Ты и мне купи трубу,
Би-би-би, би-би-би
- Ты на этой потруби.
Бу-бу-бу, бу-бу-бу
- Дядя, дайте мне трубу,
Бе-бе-бе, бе-бе-бе
- Потрубил я на трубе,
Ба-ба-ба, ба-ба-ба
- Не нужна уже труба.
Физкультминутка.
С барабаном ходит ежик,
Бум-бум-бум!
Целый день играет ежик,
Бум-бум-бум!
С барабаном за плечами,
Бум-бум-бум!
Ежик в сад забрел случайно,
Бум-бум-бум!
Очень яблоки любил он,
Бум-бум-бум!
Барабан в саду забыл он,
Бум-бум-бум!
Ночью яблоки срывались,
Бум-бум-бум!
И удары раздавались,
Бум-бум-бум!
Зайцы здорово струхнули,
Бум-бум-бум!
Глаз до зорьки не сомкнули,
Бум-бум-бум!
11.Знакомство с буквой «Б».
- Ребята, с какими звуками нас познакомили клоуны Бом и Бим? (Со звуками [ б] и [б’].) А вы бы хотели увидеть, какой буквой обозначаются эти звуки? (Да.)
- Но для начала давайте вспомним правило. Что мы слышим, произносим? (Звуки). Что мы видим, читаем, пишем? (Буквы). Давайте все вместе повторим правило: Звук я слышу, произношу, Букву вижу, читаю, пишу. Звуки [б[, [б’] обозначаются на письме буквой Б. Из каких элементов состоит буква Б? ( Из длинной и короткой палочки, полукруга).
Буква эта с большим брюшком,
В кепке с длинным козырьком.
- Построим из пальцев букву «Б».
Указательный с большим
Мы в кольцо соединим
Остальные мы дугой
Над кольцом объединим.
- На доске закреплены буквы (буквы магнитной азбуки из графически похожих В, Ф, Р), каждый из вас подойдет к доске и выберет букву «Б».
- Чтобы нам запомнить букву «Б», давайте ее напечатаем в тетради. Занимайте места. Выполняйте задание по образцу.
12. Организация окончания занятия.
- Вот вы и справились со всеми заданиями. Ну что ж, Биму и Бому пришла пора прощаться с нами. Мы им говорим спасибо, ведь благодаря им мы с вами узнали так много слов со звуками [ б] и [б’]. Давайте вспомним слова со звуками [ б] и [б’]. (Бант, бумага, белка, барабан, банка.) Ребята вам понравилось занятие?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фронтальное логопедическое занятие. Тема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")
Закрепление звука и буквы "И".Для детей с общий недоразвитием речи (ОНР) III уровня.Конспект фронтального логопедического занятияТема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")...
Звук [в], буква В. Звук [р], буква Р.
Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....
Звук и буква О (старшая группа).Звук и буква О (подготовитульная группа).
Данный материал поможет молодым специалистам - логопедам в работе по развитию фонематического слуха, анализа и синтеза, профилактике дисграфии.Может использоваться воспитателями на занятиях по ознаком...
Звук [е], буква Е, звук [ё], буква Ё.
методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....
Звук [Н], буква “Н” , звук [И], буква “И”.
Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....
презентация на тему "Звук и буква У", презентация на тему "Звук и буква О"
Презентация адресована логопедам,дефектолагам,молодым специалистам,работающим с детьми дошкольного возраста....
Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»
Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....