Занятие - посиделки
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Образовательная область «Познание»
Занятие в старшей группе: Посиделки – «В гости к хозяюшке»
Подготовила: воспитатель МБДОУ детский сад №7 Артюшина.Н.В
(ознакомление с окружающим, нравственно – патриотическое воспитание)
Цель: приобщать детей к национальной культуре русского народа.
Задачи:
1. Продолжать знакомить детей с устным народным творчеством –
пословицами, поговорками, небылицами, сказками;
2. Развивать интерес и уважение к русской культуре;
3. Формировать у детей представления о жизни и быте своего народа в
старину;
4. Обогащать речь детей образными выражениями малых форм
русского фольклора;
5. Воспитывать чувство патриотизма, (любви) к своей стране.
Материалы и оборудование к занятию:
Уголок группы оформляется под старинную русскую избу: лавочки, стол,
накрытый скатертью, самовар, чай, настоящие сушки для угощения детей,
разнос, салфетки, деревянная посуда, вышитые полотенца, самотканые
дорожки, деревянные и глиняные игрушки, сундук, грамзапись или
аудиозапись русских народных песен.
В сундуке предметы быта русского народа.
Дети приходят на занятие в русских костюмах, воспитатель – хозяйка в
национальном русском костюме.
Ход занятия:
Хоз-ка: Здравствуйте, гости дорогие! Гости желанные, гости долгожданные.
Очень рада видеть вас у себя в дому! «Дорогим гостям и двери настежь!».
Проходите, рассаживайтесь на лавочки поудобнее, да поговорим! (Дети
проходят, садятся на лавочки).
В старину, как и сейчас всегда ходили в гости, одевали свои красивые
наряды, как и у вас. Собирались люди в большой избе, сидели, пели,
рассказывали сказки, водили хороводы, говорили шутки – прибаутки, пили
чай. Такие встречи называли посиделки. Вот и мы сегодня «посидим рядком,
да поговорим ладком!».
Кто из вас ребята знает, в какой стране он проживает? (Россия).
Да мы живем и всегда жили в России, раньше Россию еще называли Русь и
поэтому людей, живущих на Руси, в России называли и называют русскими
людьми.
Я – русская и вы русские люди, и дом мой – русский. И у вас дома русские. И
назывался он в старину – деревянная изба. А комната моя называлась
горница. Повторите «изба», «горница».
«Русь деревянная – края дорогие,
Здесь издавна русские люди живут.
Они прославляют жилища родные,
Раздольные русские песни поют…»
Русские люди всегда любили свой дом, гордились своими избами,
прославляли их. Слагали о них пословицы и поговорки. А вы знаете
пословицы и поговорки о русском доме и русском гостеприимстве. (Да).
Так расскажите мне их. Я люблю свой дом, горжусь им.
Д/упр – е «Назови пословицу, поговорку»
- Домом жить – не лукошко шить.
- Домом жить – не развеся уши ходить.
- Домом жить – ни о чем не тужить.
- Хозяюшка в дому, что оладушек в меду.
- Своя хатка – родная матка.
- Не красна изба углами, красна пирогами.
- Дом красится хозяином.
- Горе тому, кто плохо живет в дому.
- Коли изба крива – хозяйка плоха.
- Худо жить тому, у кого ничего нет в дому.
- В добром доме кудри вьются, а в худом секутся.
- Порядок в доме есть – хозяину честь.
- В каждой избушке свои погремушки.
- Ищи добра на стороне, а дом люби по старине.
- Изба кривая – хозяйка плохая.
- Дом вести – не бородой трясти.
- На дворе капель, а у нас в доме тепель.
- Свой дом – не чужой, из него не уйдешь.
Ох и молодцы вы ребята! Много знаете пословиц и поговорок. Русские люди
всегда этим славились. Всегда о своем доме говорите хорошее, хвалите его,
гордитесь им.
(Раздается чихание из мешка).
Хоз–ка: Кто из вас ребята простудился? (Нет). А кто же чихает, да кашляет?
(Дети отвечают: «Мешок»).
Ох, я и совсем забыла, что это мой чудесный мешок, говорящий мешок! А ну
– ка, мешок, подойди к ребятам поближе. Вот так небылица – небывальщина.
Ну, поговори с нами!
Мешок (рассказывает небылицу):
По поднебесью, ребята, медведь летит!
Медведь летит, хвостом вертит!
Свинья на ели гнездо свила!
Гнездо свила, деток вывела!
Хоз-ка: Вот так сказал, рассказал. А теперь давай, мешок, ребят послушаем,
ведь они тоже знают, по глазам вижу, веселые небылицы в лицах. Выходите,
да нас повеселите. (Дети выходят парами).
Чтение небылиц (из театрально – музыкального представления «К нам
гости пришли!».
1. Федул, что губы надул?
Кафтан прожёг.
Можно зашить!
Да иглы нет.
А велика дыра?
Один ворот остался.
2. Фома, что из леса не идешь?
Да медведь поймал.
Так веди сюда!
Да он не идет!
Так сам иди!
Да он меня не пускает!
3. Сынок, сходи за водицей на речку!
Живот болит!
Сынок, иди есть!
Что же ,раз мать велит, надо идти!
4. Что ваши девчата делают?
Шьют да поют.
А матушки?
Порют да плачут!
А что наши мальчики делают?
На войну собираются.
Хоз-ка: Молодцы, ребята, знаете русские небылицы. Если попадете в другую
страну, расскажите их. Вот все удивятся. Повеселили и меня и мешок мой. А
теперь пойдем поиграем с мешком. Вставайте, маленький народ, заводите
хоровод. (Дети встают в круг).
Физминутка
Хоз-ка:
Чудеса у нас на свете,
Стали карликами дети. (И потом пошли, пошли, пошли).
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали. (Побежали, побежали).
А что это у нас в мешке? (Из мешка достает шапку козла и платок).
Давайте поиграем в игру «Никанориха».
П/игра «Никанориха».
Утомился мой мешок, он забился в уголок. Да и мы пойдем, да отдохнем.
Хорошо нас мешок повеселил! Всем места хватило? (Дети садятся).
Хоз-ка: Все в моей горнице не такое, как у вас дома. Есть вещи и предметы,
которых уже в других домах нет. Шкафа и шифоньера у меня нет, храню я
свои любимые и необычные предметы вот в этом расписном ящике. Кто
знает как этот ящик называют? (Сундук).
Да это сундук. А в сундуке моем я загадки храню. Кто загадку отгадает,
тайну сундука узнает.
Отгадывание загадок о бытовых предметах.
1. «Он по горнице гуляет
Пыль и мусор собирает?» (веник)
(Хозяйка достает веник из сундука).
Да это веник, сейчас в квартире убирают пылесосом, а раньше
веником. Кто может показать как пользоваться веником? (Дети метут,
в совочек собирают мусор).
2. «Для кудрей и хохолков
Целых 25 зубков
И под каждым под зубком
Лягут волосы рядком!» (расческа)
(Достает деревянную расческу).
А в старину расческу называли гребнем, и он был деревянный, как и
многое другое на Руси.
Давайте расчешем и заплетем косу Насте. (Плетет и говорит слова).
«Расти коса до пояса». (Потом Настя поет песенку «Молода я,
молода»). Ох и молодая ты Настя, да красивая.
3. «Не лопата, не совок,
Что захватит, то в роток;
Кашу, суп или окрошку…
Вы узнали, это…..(ложка)»
Вот какие деревянные ложки были в старину на Руси. Из такой ложки
можно было есть очень горячее и никогда не обжигались! А еще на них
играли, как на музыкальных инструментах. Ложки получите, да на них
как я постучите. (Дети играют по образцу).
4. «Ростом разные подружки
Не похожи друг на дружку,
Все они сидят друг в дружке.
В одной молодице, прячутся сестрицы.
Каждая сестрица для маленькой темница». (матрешка)
Матрешка – это старая деревянная игрушка – куколка, в которую
играли ваши бабушки и дедушки. Эта игрушка еще и ум развивает. Кто
матрешек по росту выставляет, много умеет и знает.
Д/игра «Расставь по величине» (5 плоскостных, демонстрационных
силуэтов матрешек разных по величине).
5. «И шипит и кряхтит
Воду быстро кипятит.
Он наелся угольков,
Вот для нас и чай готов.
Кран на брюхе открывает,
Кипяточек разливает!» (самовар)
Ну, конечно, это золотой король на кухне в любой избе, доме. Сейчас
это чайник. А раньше чай пили из самоваров.
И загадки – то вы знаете, ничем вас не удивить! Разгадали тайну моего
сундука.
Ребята, как вы думаете, что это? (копилка)
Русский народ собрал в свою копилку много чего интересного, веселого и
полезного. Я собираю в эту копилку русские народные сказки. А вы любите
сказки, читаете их? А вот сейчас я узнаю, как хорошо вы знаете русские
сказки из моей копилки.
(В копилке отрывки – загадки из русских народных сказок. Хозяйка читает
отрывок, дети узнают и называют сказки).
1. «Возле леса, на опушке
Трое их живут в избушке.
Там три стула и три кружки.
Три кроватки, три подушки». («Три медведя»)
2. «Как-то раз в лесу густом
Вырос домик под кустом.
Рада мышка - поскребушка
И зелёная лягушка.
Рад и побегайчик,
Длинноухий зайчик.
Всем хватило места в нём.
Вот какой чудесный дом». («Теремок»)
3. «У Аленушки-сестрицы
Унесли братишку птицы.
Высоко они летят,
Далеко они глядят» . («Гуси-лебеди»)
4. «Парень слез с любимой печки,
За водой поплелся к речке,
Щуку в прорубе поймал
И с тех пор забот не знал». («По щучьему веленью»)
5. «Стрела у Ивана как птица в полете
Жена у Ивана живет на болоте». («Царевна – лягушка»)
6. «Знает утка, знает птица,
Где Кощея смерть таится.
Что же это за предмет?
Дай, дружок, скорей ответ!». (Иголка, «Царевна – лягушка»)
7. «Уговаривала братца
Старшая сестрица:
«Ты из лужицы не пей
Мутную водицу».
Не послушался мальчонка –
Превратился он в козленка». («Сестрица Аленушка и братец
Иванушка»)
8. «Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне». («По щучьему веленью»)
9. «Красна девица грустна,
Ей не нравится весна.
Ей на солнце тяжко —
Слёзы льёт бедняжка». («Снегурочка»)
10. «К лесу передом стоит
И кривой трубой дымит
Там Яга – лесная бабка –
На печи зевает сладко». («Гуси-лебеди»)
У кого из сказочных персонажей русских народных сказок была метла? (у
Бабы – Яги)
Что – то засиделись мы, пора бы встать да около дома моего прибрать. Где
моя метла?
П/игра «Баба – Яга»
Становитесь – ка народ, в веселый хоровод. Кто из вас будет Баба – Яга? Вот
тебе метла.
Слова игры:
В темном лесе есть избушка,
Стоит задом наперед.
В той избушке есть старушка
Бабушка Яга живет.
Нос крючком, глаза большие,
Словно угольки горят.
Ух, сердитая какая!
Дыбом волосы стоят.
Не простая костяная
Да поломана нога.
Фу, сердитая какая наша Бабушка – Яга!
(Баба – Яга метлой гоняет детей, дети от нее убегают на одной ноге).
Хоз-ка: Хорошо мы поиграли. Кто умеет веселиться, у того и дела спорятся.
Проходите на лавочки. Дарю вам книжку с русскими народными сказками.
Не скучно ли вам у меня, ребятки? А чтобы вы не заскучали, приглашаю всех
на чашку чая.
(Растерянно оглядывается).
Ах, ты, батюшки, а кто же это у меня в дому напроказничал? Был у меня
самовар красивый, ровный, пузатенький, а теперь одни осколочки от него
остались. Помогите, ребята, сложить из частей целое, соберите «Самовар» и
тогда можно будет чая попить.
Д/игра «Собери целое из частей»
(2-3 ребенка на мольберте собирают самовар)
Хозяйку порадовали, угодили мне, да помогли. А петь – то вы умеете? А то я
люблю гостей, которые умеют и любят петь. Русские люди всегда славились
умением петь, веселиться, да гостей принимать. Знаете песню «К нам гости
пришли?» Давайте споем, а кто громче всех споет, получит от меня
угощенье.
Песня «К нам гости пришли…»
Вот и закончился наш самовар. Спасибо, ребята, помогли. (Угощает
настоящими пирогами и чаем).
Хоз-ка:
Садитесь, гости, хозяйку потешьте,
Сушечек моих поешьте!
Да чайку из самовара отведайте!
В старину говорили: «Не красна изба углами, а красна пирогами». И вы так
говорите всегда, когда будете в гостях. Приятного аппетита! (Дети едят,
пьют чай).
(Играет русская народная музыка).
Хоз-ка: А теперь пришла пора попрощаться, детвора! Хорошо мы посидели,
приходите еще! (Дети прощаются, благодарят за угощения, уходят)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "Посиделки" для детей старшей группы
Конспект интегрированного занятия (ознакомление с окружающим, музыкальным, изобразительным)...
Конспект занятия «Посиделки в русской избе»
Конспект занятия «Посиделки в русской избе»...
Конспект открытого занятия "Посиделки Чай, чай"
конспект...
Конспект занятия «Посиделки у доктора Медуницы»
Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях...
Конспект занятия "Посиделки"
Занятие по духовно-нравственному воспитанию в старшей группе...
Занятие "Посиделки у казачки Веры"
Региональный компонент- донское казачество.Эта тема близка нам , мы живем в донском краю.И люди, живущие здесь- казаки.Мы с детства должны привить детям любовь к своему краю, к своей малой Родине....