Конспект открытого занятия "Посиделки Чай, чай"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Чиркина Екатерина Николаевна

конспект

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chaynye_posidelki.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                   Воспитатель: Чиркина

Екатерина Николаевна

                                                                                             

Цель:

  • Знакомство с традициями чаепития в России.

Задачи:

  • Познакомить детей с историей появления чая, с напитками под названием «чай»
  • Развивать интерес к  обычаям и традициям своей Родины .
  • Закреплять умение образовывать прилагательные.
  • Развивать чувство юмора.
  • Развивать восприятие музыки и эмоциональный отклик на неё.
  • Воспитывать у детей  гостеприимство.

 В: Я рада видеть вас всех в нашей горнице на посиделках. Присаживайтесь рядком,  да  поговорим ладком.

Перед вами карта мира, где можно увидеть все страны. Кто может показать, где расположена наша страна – Россия? (Показ ребенка.) На нашей планете много разных стран.     У каждого народа свои песни, танцы, традиции. Как вы понимаете слово «традиция»? (Ответы детей.) Правильно! «Традиция» - это слово не русское, в переводе с латинского оно означает «передача». Традиция – то, что передается от одного поколения к другому. Традиции бывают и семейные. Какие традиции приняты в вашей семье? (Дети рассказывают о своих семейных традициях.) Сегодня мы поговорим о традициях чаепития. Во многих странах любят пить чай, но традиции чаепития у разных народов свои.  «Чай» - это китайское слово.

   Одна из старинных китайских легенд так рассказывает о происхождении чая. Давным-давно пастухи заметили, что стоит овцам пощипать листьев вечнозеленого растения, растущего в горах, как они начинают резвиться и легко взбираются на кручи. Пастухи решили испробовать чудодейственную силу листьев на себе. Они высушили их, заварили в кипятке, как это делали с другими лекарственными травами, и стали пить ароматный настой, ощущая мгновенный прилив сил.

Чай – это кустарник (Показ иллюстраций с чайным кустарником.) Какую часть растения используют для приготовления чая? (Ответы детей.) 

Но также - Чай — это прекрасный, полезный напиток, пришедший к нам из далеких времен. Он хорошо утоляет жажду, снимает усталость, придает бодрость, поднимает настроение.                  

Чай горячий, ароматный,

И на вкус весьма приятный,

Он недуги исцеляет

 И усталость прогоняет,

 Силы новые дает

 И друзей за стол зовет.

 С благодарностью весь мир

 Славит чудо-эликсир.

  Впервые чай стали пить в Китае, а затем чай  начинает свое триумфальное шествие по миру. Он попадает в Японию, затем в Корею, Индию, Индонезию, Иран, Монголию, в Юго-Восточную Сибирь и в Среднюю Азию.

  А как чай попал в Россию?

   В 1638 г. русский царь Михаил Федорович Романов направил

   своих послов  в    Сибирь с богатыми дарами к монгольскому правителю Алтан- хану. 

   Провожая русских посланников, хан подарил царю связку пушнины — мех соболя, бобра, барса, изумительный черный атлас, вышитый золотом и серебром, а также 200 пакетов с надписью «бахча». «Чай для заварки» — так перевели царю эти слова 

             Для бедных людей чай был почти недоступен и они пили его лишь в особых случаях, так как чай был очень дорогим. Поэтому и возникло выражение «чайком побаловаться». А многие простые люди даже не знали, как заваривать чай.

Дети, а знаете ли вы как надо правильно заваривать чай? (ответы детей)
Заварочный чайник несколько раз ополаскивали кипятком, затем засыпали заварку и заливали кипятком, давали настояться несколько минут, накрывая специальной салфеткой, а затем пили ароматный, душистый чай

(Совместное заваривание чая с девочками(хозяйками дома ))

 В России первое время были и противники чая.

  А кое-кто  приписывал чаю вредные свойства. Но постепенно были оценены истинные достоинства этого напитка. В начале XX в. Россия заняла второе место после Англии по употреблению чая. В крупных городах страны открывались специализированные магазины, торговавшие самыми разнообразными сортами чая. Мужчин, торговавших чаем, называли  «чайниками», а женщин «чайницами»

            В XVIII в. в России изобрели самовар. Поначалу его изготовили на Урале. Когда же началось массовое производство самоваров, особенно много их изготавливали в Туле.

            Внутри самовара находилась труба. В нее засыпали сосновые шишки или сухие чурки, древесный уголь. Их поджигали лучиной, раздували огонь, и вода закипала. Сверху у самовара имеется приспособление для установки заварного чайника.

     Давайте послушаем песню о самоваре и посмотрим какие разные  они бывают.

С появлением самовара родился добрый обычай: всей семьей собираться за столом с кипящим самоваром. За чаем обсуждали новости, решали семейные дела. НО ПРЕЖДЕ ЧЕМ ЧАЙКУ ПОПИТЬ НАДО ВОДУ НАНОСИТЬ .(игра «Принеси воду»)

Ах, девочки(мальчики) молодцы! Быстро с заданием справились. Недаром в народе говорят: Чай не пьешь - откуда силу возьмешь? А кто еще знает пословицы и поговорки о чае? (дети рассказывают пословицы и поговорки о чае)

А теперь отгадаем загадки о чае

      В брюхе — баня,

      В носу — решето,

      На голове — пупок.

       Всего одна рука

       И та — на спине. (Чайник.)

       Бел, как снег

       В чести у всех.

        В рот попал —

       Там и пропал. (Сахар.)

      Что на сковородку наливают,

       Вчетверо сгибают,

      Да в сметану макают? (Блин.)

      Сверху дыра,

       Снизу дыра,

       А посередине —

       Огонь да вода. (Самовар.)

             Ножек четыре,

              Шляпок одна.

               Нужен, коль станет

              Чаевничать вся семья. (Стол.)

Маленькое, сдобное

Колесо съедобное.

Я одна тебя не съем,

Разделю ребяткам всем. (Бублик.)   

                 

Цветом желт и ароматен,

 В чай кладут и чай приятен.

 Только очень кислый он,

      А зовут его....(лимон).

 Я хочу открыть секрет

И полезный дать совет:

 Если хворь с кем приключится,

Чаем можете лечиться.

Чай всех снадобей полезней,

Помогает от болезней.

Чай в жару нас освежает,

А в морозы согревает

 И сонливость переборет,

И с усталостью поспорит,

Сокрушит любой недуг,

Чай здоровью — лучший друг!

                 Ученые давно установили, что в чае содержатся полезные, биологически активные вещества. Какие лечебные свойства чая вы знаете? (ответы детей). (Они укрепляют сосуды мозга, улучшают работу сердца, повышают умственную и физическую способность человека. Чай усиливает сопротивляемость организма простуде, инфекционным заболеваниям, воспалительным процессам.

При солнечных ожогах помогают компрессы и примочки из настоя теплого чая.)

Игра «Назови чай»(чай из ромашки- ромашковый и т.д.)

Сказочная викторина

А на белой табуреточке,

Да на вышитой салфеточке

Самовар стоит.

Словно жар горит,

И пыхтит,

И на бабу поглядывает.

               (К. И. Чуковский. Федорино горе)

Муха по полю пошла,

 Муха денежку нашла.

 Пошла муха на базар

 И купила самовар.

«Приходите, тараканы,

Я вас чаем угощу!»

                    (К. И. Чуковский. Муха-Цокотуха)

Я хочу напиться чаю,

К самовару подбегаю,

Но пузатый от меня

Убежал, как от огня.

                        (К. И. Чуковский. Мойдодыр)

 Речевая игра «Подскажи словечко»

 Я хотел устроить бал,

Я гостей к себе......

Купил муку, купил творог,

Испек рассыпчатый......

Ножи, тарелки, вилки тут,

Но что-то гости......

Я ждал, пока хватало сил,

Потом кусочек......

Потом подвинул стул и сел,

И весь пирог в минуту......

Когда же гости подошли,

То даже крошек не......

  На столе лежат баранки.

 Самовар уже кипит.

 Черный чай в сухой жестянке,

 Словно гвоздики звенит.

Приходите чаевать

Поскорее, гости,

И душистого опять

 Чаю в чайник бросьте.

Мы, чаинки — шелестинки,

Словно гвоздики, звеним.

Хватит нас на сто заварок,

На четыреста припарок —

 Быть сухими не хотим

 А теперь не пора ли нам, ребята, попить чайку? Приглашайте гостей к столу.

 Чай у нас не простой, а с разною травой, пейте -не разливайте и на вкус определяйте. (дидактическая игра «Определи на вкус»)
Пожалуйсте к столу, чем богаты, тем и рады!

 Самовар шумит, баранки
На скатерке-самобранке,
И конфеты, и печенье,
И душистое варенье.
Подходите, детки, чаем
Вас сердечно угощаем.
К чаю ароматному
Пряники печатные.
Пейте чай и мед берите,
Чаще в гости заходите

Итог:  Педагог:  - Дети, что  нового и интересного мы узнали о чае? ( ответы детей: как он растет, и как его собирают, и как его правильно заваривать, и с чем его пьют.)
Когда вы придете домой, расскажите своим близким все эти интересные истории и угостите их чаем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект открытого мероприятия для родителей "День открытых дверей"

Цель:  Познакомить родителей с тем, какие по содержанию м объеиу знания, умения, должны усвоить их дети за данный период. Увидеть воочию своего ребенка в новой обстановке, сравнить с другими деть...

конспект открытого занятия Конспект открытого занятия с элементами театрализации по развитию лексико – грамматической стороны речи у детей с ОНР (подготовительная группа)

Конспект открытого занятия с элементами театрализации по развитию лексико – грамматической стороны речи у детей с ОНР (подготовительная группа) ТЕМА: «Почему медведь зимой спит» (по мотивам сказки В. ...

Конспект открытого фронтального логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности в рамках Дня открытых дверей. Тема: "Перелётные птицы"

Подробный конспкет комплексного логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности с активным участием родителей. Будет интересен учителям - логопедам, воспитателям дошкольных обра...

Конспект открытого занятия по физической культуре в подготовительной группе ко дню открытых дверей на тему: «Туристы».

Данный материал будет полезен инструкторам по физической культуре и воспитателям....

Конспект открытого занятия на тему: «День открытых дверей» (1 младшая группа).

Конспект мероприятия на тему «День открытых дверей» в 1 младшей группе.Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физич...