Конспект развивающей образовательной ситуации в старшей группе "Россия - наша Родина".
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Систематизация представлений детей о России как о родной стране, формирование представлений о государственной символике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rossiya.docx | 31.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор: Никитина Ольга Николаевна
Должность: воспитатель
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №42 «Аленький цветочек» ЗМР РТ
Развивающая образовательная ситуация «Россия – наша родина».
Задачи:
Образовательные:
Систематизировать представления о России как о родной стране.
Активизировать и актуализировать словарь по теме «Наша Родина — Россия».
Продолжать формировать у детей представления о российской символике.
Развивающие:
Развивать связную речь, расширять словарный запас.
Закрепить умения выразительно читать стихотворения, пословицы о Родине.
Развивать зрительное восприятие, внимание, мышление.
Развивать тонкую и общую моторику, координацию речи с движением.
Воспитательные:
Воспитывать у детей интерес к истории своей страны.
Воспитывать любовь к Родине, гражданско–патриотические чувства.
Предварительная работа:
- Рассматривание глобуса, географического атласа и карты России.
- Чтение произведения В. Степанова «Моя Родина Россия».
- Разучивание стихотворений и пословиц о Родине.
- Беседы о российской символике.
- Прослушивание гимна России.
Оборудование и материалы:
- карта, герб, флаг Российской Федерации;
- коробка «Почта России»;
- проектор, интерактивная доска;
- флаги стран;
- ленты трех цветов;
- глобус, мяч, воздушный шар;
- магнитофон;
- аудиозапись колыбельной, плясовой, марша, гимна России.
- листы бумаги по количеству детей.
Ход образовательной ситуации:
Воспитатель: Ребята, сегодня в наш детский сад пришла посылка. Что же на ней написано? Кому она адресована?
Дети читают адрес: «Детский сад «Аленький цветочек». Подготовительная группа»
Воспитатель: Давайте мы её откроем и посмотрим, что же в ней? (Воспитатель достаёт глобус). Ребята, что это?
Дети: Глобус.
Воспитатель: Правильно, ребята. Это глобус. Скажите, а что такое глобус?
Дети: Модель планеты Земля.
Воспитатель: Какая удивительная планета Земля! На ее поверхности плещутся моря и океаны, текут реки, расстилаются широкие равнины, шумят зеленые леса, поднимаются высокие горы. Мы с вами живем в самой большой и прекрасной стране на Земле. Вы, конечно, уже знаете, как называется наша страна?
Дети. Страна, в которой мы живем - называется Россия.
Воспитатель. У нашей страны удивительно красивое, звучное имя – Россия. Давайте посмотрим на карту. Что мы видим на ней?
Дети. На карте я вижу Россию, реки, озера, горы, точки.
Воспитатель: Кто из вас может показать территорию России на карте? (Ребенок показывает). А какой город является столицей нашего государства?
Дети. Город Москва. (Ребенок показывает на карте).
Воспитатель. Посмотрите, какую огромную территорию занимает Россия. В России очень много рек, гор, лесов, городов. Когда на одном конце нашей страны люди ложиться спать, то на другом – начинается утро. На одной стороне может идти снег, а на другой - может припекать солнышко. Вот какая большая наша Россия.
ИГРА «Передай сердечко – сложи словечко».
Воспитатель: Ребята наша Россия - большая, красивая страна. А какая же она еще? Мы будем передавать мячик по кругу и говорить – какая наша Родина. Россия какая? (любимая, могучая, богатая, великая, сильная)
А теперь потихоньку садитесь на свои места. Послушайте стихотворение «Необъятная страна».
Ребенок. Если долго - долго – долго
В самолёте нам лететь,
Если долго - долго – долго
На Россию нам смотреть,
То увидим мы тогда
И леса, и города,
Океанские просторы,
Ленты рек, озёра, горы…
Мы увидим даль без края,
Тундру, где звенит весна,
И поймём тогда, какая
Наша Родина большая,
Необъятная страна. (Татьяна Бокова)
Воспитатель. Автор этого стихотворения говорит, что Россия – это наша Родина. Что такое Родина? Как вы понимаете это слово Родина?
Дети. Слово Родина означает страну, в которой мы живём. Родина – это значит родная, как мама и папа. Родина это место, страна, в которой мы живём, где живут наши близкие. Родина у всех одна. Россия это наша большая Родина.
Воспитатель. Народ придумал много пословиц о Родине. Какие вы знаете пословицы?
Дети. «Одна у человека мать, одна и Родина».
«Родина любимая – мать родная».
-Как вы понимаете смысл этой фразы? (мы к Родине относимся, как к родной маме. Мы маму бережём, любим, жалеем. И так же относимся к Родине).
На чужой стороне и весна не красна.
Где родился, там и сгодился.
Человек без Родины, что соловей без песни. (смысл объясняют дети).
Воспитатель. Наша страна Россия, а мы живущие в России - россияне.
Давайте поиграем в игру.
Игра «Кто в какой стране живет? »
В Италии-
В Испании -
В Америке -
Во Франции -
В Германии -
В Китае -
Молодцы, как много стран и жителей мы назвали.
Воспитатель. Ребята, а знаете ли вы, чем отличается наше государство от другого?
Дети. У каждого государства есть свои отличительные символы. Гимн, герб, флаг.
(Воспитатель достаёт из посылки флаг России)
Воспитатель. Что вам напоминает белая полоса? (Белоствольные березы, снег, ромашки, облака.)
- Синяя полоса? (Небо, реки, моря, озера)
- Красная полоса? (Цвет солнца, огня, тепла).
- Во всём мире цвету на флаге придается особый смысл. Белый цвет означает мир и чистоту совести, синий – верность и правду, красный – отвагу.
Белый, синий и красный – цвета, которые издревле почитались на Руси. Мы говорим «сине море», «белый свет», «весна красна», «красна-девица».
Белый, синий, красный – цвета, которые отвечали народным представлениям о красоте окружающего мира, добре и справедливости. Видимо, не случайно стали они цветами государственного флага России.
Ребенок. Флаг России – триколор,
Три полоски ловит взор.
И у каждой новый цвет,
А у цвета свой секрет.
Снизу красный – самый яркий,
Цвет побед в сраженьях жарких,
Русской кровью что добыты
И народом не забыты.
В середине флага – синий,
Словно Волга по равнине…
Синеву родимых рек
Любит русский человек.
Сверху, словно облака,
Цвет снегов и молока.
Чистый белый – мира цвет,
Говорит он – войнам нет! (И. Агеева)
Воспитатель. Как вы думаете, для чего нужен флаг? (ответы детей)
Дети. Когда в море встречаются два корабля, флаг помогает узнать из какой страны корабль. Во время спортивных соревнований по флагам мы можем определить, какие страны участвуют в соревнованиях. Флаг изображён на форме спортсменов. Во время награждения победителей в их честь на стадионе поднимается флаг их страны. Очень часто президент и члены правительства отправляются в другие страны с визитами. Около здания, где проходит встреча, вывешиваются флаги обоих государств.
Воспитатель. Давайте найдём Российский флаг.
Дидактическая игра «Узнай наш флаг»
На доску выставляются крупные изображения флагов разных стран: России, Словакии, Словении, Франции, Нидерландов, Хорватии, Сербии, Люксембурга, Чехии. Предлагается детям найти российский флаг и назвать местоположение на полотне. Затем воспитатель предлагает детям закрыть глаза, в это время меняет расположение флага РФ. Открыв глаза, дети снова пытаются найти наш флаг среди других и назвать его местоположение.
Динамическая пауза «Собери флаг». (с лентами)
Детям раздаются по 2 ленты одного цвета. Цвета лент соответствуют цветам российского флага. Дети бегут по кругу, а по сигналу воспитателя строят флаг России.
(Воспитатель достаёт из посылки герб России).
Игра «Собери герб России».
Дети делятся на пары или тройки. Им раздаются конверты с разрезанными частями. Их частей необходимо собрать целое – герб.
Воспитатель: Ещё один важный символ государства - герб страны. Ребята, расскажите, что представляет собой герб нашей Родины?
Дети. На красном щите изображен золотой двуглавый орел.
Воспитатель: золотой цвет орла означает - цвет солнца, цвет радости и богатства. Зачем же орлу две головы?
Дети: головы могут увидеть врагов с разных сторон, так как они смотрят в разные стороны.
Воспитатель: в лапах орел держит символы царской власти: скипетр и державу. Двуглавый орёл является символом России уже очень много лет. На груди орла помещено изображение всадника на фоне красного щита. Это – Святой Георгий Победоносец. В правой руке у него серебряное копьё, этим копьём Георгий Победоносец победил дракона. Чёрный дракон – символ зла. Верный конь воина топчет дракона копытами. Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.
Воспитатель: Российский герб, так же как и флаг играет большую роль в жизни нашего государства. Ребята, где мы можем увидеть изображение герба?
Дети: Герб можно встретить на деньгах, различных печатях, на почтовых конвертах, пограничных столбах
Воспитатель: В первую очередь изображение российского герба можно увидеть на границе нашей Родины: иностранные граждане, приезжающие в Россию, видят на пограничных столбах наш герб- один из главных символов государства. У каждого человека есть документ, который подтверждает, что этот человек является гражданином какой-либо страны, этот документ называется паспорт. На паспорте гражданина России также изображен герб нашей Родины.
(Воспитатель достает из посылки диск с аудиозаписью).
Воспитатель. Есть у каждой страны, особенная самая главная песня - гимн. Гимн страны - это тоже государственный символ. Он исполняется в особенных, торжественных случаях. Давайте послушаем несколько мелодий и подумаем, что хочется делать под эти мелодии? (Звучит колыбельная, плясовая и марш.)
- Первая мелодия спокойная и нежная, под нее, что хочется делать? (расслабиться и заснуть, дети показывают, как они засыпают);
- Вторая – задорная и веселая (танцевать, дети танцуют),
-Третья – торжественная и стремительная (под нее хочется идти на параде красивым шагом, дети маршируют).
- Теперь прослушайте еще одну мелодию. (Включается гимн России.)
- Как вы думаете можно ли петь и танцевать под эту песню? (Ответы детей)
- Эта мелодия не похожа на предыдущие. Она торжественна, но под нее не хочется маршировать или танцевать, а хочется стоять смирно и слушать о величие и мощи нашей страны. Граждане встают, когда звучит гимн, и слушают его стоя, не разговаривают.
-Кто знает, а почему нужно слушать гимн именно так?
Дети. Таким образом, гражданин страны проявляет уважение к гимну, к своей стране, к своей Родине.
(Воспитатель достает из посылки белого голубя)
Воспитатель. Ребята, а что обозначает белый голубь?
Дети. Белый голубь – это символ мира.
Воспитатель. Все верно. И конечно очень хочется, чтобы все народы, заселяющие нашу страну Россию, жили мирно и дружно. Давайте каждый из нас сделает такого голубя и посадит его на березу.
Пальчиковая игра «В России».
«Небо синее в России, реки синие в России. Васильки и незабудки не цветут нигде красивей. Есть и клёны, и дубы, а какие есть грибы! А ещё пекут в печи вот такие калачи!».
Дети делают голубей мира (оригами).
Список использованной литературы
1.Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. Подготовительная группа.- Скрипторий, 2003.- 96 с.
2.Развивающие занятия с детьми 5-6 лет. Под ред. Парамоновой Л.А.- 2-е изд.- М.:ОЛМА Медиа Групп, 2011.- 752с.
3.Формирование коммуникативных навыков у детей 3-7 лет: модели комплксных занятий / автор-составитель Ю.В. Полякевич, Г.Н. Осинина.- Волгоград: Учитель, 2012.- 346 с.
4.Е.Ф. Черенкова Простейшие модели оригами.- М.: ДОМ XXI век: РИПОЛ классик, 2011.-248 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе«Наша Родина -Россия »
формировать у детей преставление о России, как о родной стране, закрепить название «Россия», формировать преставления о государственном флаге РФ, познакомить детей с национальным русским костюмом. Вос...
Конспект образовательной деятельности в старшей группе «Наша Родина – Россия»
Знакомство с природой России....
Конспект игровой образовательной ситуации в старшей группе с ОНР по развитию математических представлений. Лексическая тема: «Наша Армия»
Образовательные задачи. Совершенствование навыков порядкового и количественного счета в пределах десяти. Подготовка к формированию представлений об арифметических действиях. Соотнесение числа и цифры....
Конспект развивающей образовательной ситуации для детей старшего дошкольного возраста с использованием методов и приемов ТРИЗ «Страна слов»
(Образовательная область «Познавательное развитие»)Программное содержание: формировать умение обобщать и классифицировать (морские рыбы, рыбы, живущие в пресноводных водоемах).Расширя...
Конспект развивающей образовательной ситуации в старшей группе "Носит одуванчик желтый сарафанчик...".
Конспект интегрированной деятельности детей в старшей группе....
Развивающая образовательная ситуация в старшей группе по ПДД "Перекрёсток"
Закрепление знаний детей о правилах движения пешеходов, о пешеходном переходе....
Конспект развивающей образовательной ситуации по финансовой грамотности в старшей группе «Как появились первые деньги?»
Конспект развивающей образовательной ситуации по познавательному развитию в старшей группе «Как появились первые деньги?»Цель: создание условий для формирования основ финансовой грамо...