НОД: "АЗБУКА - к мудрости дорога"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

НОД: "Азбука - к мудрости дорога"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл od_azbuka_-_k_mudrosti_doroga.docx22.15 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ Детский сад №3 «Сказка» п. Власиха Московская область

Конспект  непосредственной организационной деятельности

«Азбука - к мудрости дорога»

(подготовительная к школе группа)

                                                                                                        Конспект подготовила

                                                                                       воспитатель высшей категории                           Землянухина Татьяна Михайловна

Цель. Познакомить детей с создателями первой славянской письменности и первопечатнике Иване Федорове.

Задачи.

- расширять представления детей о знаменитых людях, прославившими свою Родину открытиями, формировать чувства гордости;  

- способствовать расширению кругозора детей о русской культуре, знаменательных датах и праздниках;

- развить познавательный интерес к книге, желание узнавать новое через чтение книг, воспитывать бережное отношение к книге;

- продолжать развивать творческие способности детей, через применение полученных знаний в игре, на занятиях, повседневной жизни, самостоятельной деятельности;

- вспомнить буквы алфавита и закрепить графические навыки  написания букв;

- способствовать развитию речи детей, расширять активный и пассивный  словарь, связную речь;

- продолжать развивать, зрительное восприятие и память, логическое мышление;
- создать благоприятную эмоциональную атмосферу и условия для активной  деятельности детей.

Образовательные области: социально-коммуникативная, познавательная, речевая, художественно-эстетическая, физическая.
Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, чтение.
Оборудование: презентация, флажки ( по 2) на всех детей, карандаши, тетради, печатки, альбомные листы.

Предварительная работа: оформление книжного уголка, беседа о бережном отношении к книгам, «ремонт» книг, чтение.

Ход НОД

Организационный момент.

- Что такое звук и что такое буква? (Ответы детей.)

Графический диктант. Отгадать загадку и написать букву (см. презентацию).

- Отгадайте загадку.

Буквы-значки, как бойцы на парад, 
В строгом порядке построены в ряд. 
Каждый в условленном месте стоит 
И называется строй ... (алфавит).

 - Но наша азбука не всегда была такой, а много лет тому назад её вообще не было, её придумали люди. Хотите узнать, кто они?

Основная часть. 

Уже с очень давние времена люди стали кодировать информацию не только звуками, но и с помощью графических изображений (см. презентацию). В древней Греции каждого звука придумали графическое изображение – знак. Эти знаки назвали буквами и записали в определенном порядке. Этот список из всех букв назвали «алфавитом». Позже появились разные алфавиты: латинский, потом английский. Латинскими буквами пользуются врачи, когда выписывают нам рецепты для больных. По рецепту выдают в аптеке лекарства. На уроках математики, английский сейчас необходим всем, кто пользуется компьютером (см. презентацию).

Многие буквы русского алфавита похожи на греческие и латинские буквы не случайно. Монах Кирилл и его  брат Мефодий очень хорошо знали греческий и латинский языки. Они мечтали создать славянскую письменность, то есть научить славян читать и писать. Для этого был нужен славянский алфавит. В наше время славянскую азбуку, созданную братьями, называют кириллицей в честь монаха Кирилла. Каждой букве Кирилл и Мефодий дали своё название. От этой азбуки произошел русский алфавит. От названия первых букв «аз» и «буки» произошло слово «азбука» (см. презентацию). Азбука к мудрости дорога – гласит народная пословица.

Каждый год 24 мая в нашей стране отмечается праздник в честь Кирилла и Мефодия и созданной ими азбуки.

Первопечатник Иван Фёдоров.

Испокон веков любили книгу на Руси.  На Руси было мало грамотных людей. Причин тому было много. Книг было мало, в те времена они были рукописными (см. презентацию), но главное – не было славянского букваря. Поэтому Иван Федоров задумал создать букварь, а также собрать печатный станок, на котором можно было бы печатать книги на старославянском языке. Для печатного станка того времени требовались сделанные  из металла все буквы славянской азбуки. Иван уже научился отливать из металла буковки и скоро стал настолько искусен в литейном деле, что прослыл великим литейным мастером. Но изготовить печатный станок не получалось, так как для этого требовалось много денег. Тут обратился к нему царь за помощью – пушку отлить. За работу заплатил столько, что удалось станок печатный сделать и букварь славянский напечатать (см. презентацию).

Сейчас Иван Федоров известен как основатель книгопечатания в России и первый издатель славянского букваря. А между делом он еще и многоствольную пушку – мортиру – изобрел (см. презентацию).

Сейчас книги печатают на станках в типографиях (см. презентацию).

Физкультминутка.

Семафорная азбука.

Люди придумали специальные азбуки, например,  как семафорная азбука (см. презентацию).

- Как вы думаете, для чего она и где ей можно пользоваться?

Дети берут флажки и изображают  буквы семафорной азбуки по заданию воспитателя, ориентируясь на схематичное изображение.

Азбука Морзе (см. презентацию).

- Подумайте, где и кто использует азбуку Морзе?

Дети по заданию воспитателя отстукивают буквы азбуки Морзе, с опорой на изображение. (Пальчиковая гимнастика).

Заключительная часть. Воспитатель предлагает детям подойти  к книжной полке. Рассматривает вместе с детьми книги, какие они красочные, интересные. Вспоминают, кто создал первую славянскую азбуку, кто был первопечатником.  Вспоминают правила обращения с книгой. Читают стихи о книге.

Творческое задание.

Детям предлагается  на листе бумаги напечатать буквы или слова, любое изображение  «печатками». Готовые работы выставляются в книжном уголке.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина: "Азбука к мудрости ступенька!"

Конспект  групповых занятий по подготовке к обучению грамоте, для совершенствования навыков чтения и печатания. Развивает фонематическое восприятие, логическое мышление, умение ...

КВН "Азбука- к мудрости ступенька"

В интересной форме КВН подводится  итог занятий по обучению грамоте в подготовительной группе...

Викторина «Азбука - к мудрости ступенька»

Задания, вопросы викторины обобщают материал занятий по подготовке к обучению грамоте. Соревнуются две команды. Викторина проходит в игровой форме.  Дети выкладывают звуковые модели, находят недо...

Азбука - к мудрости ступенька

Итогововое занятие в подготовительной к школе группе...

Викторина по обучении грамоте "Азбука - к мудрости ступенька"

Данная викторина проводилась в подготовительной группе и являлась итоговым мероприятием в реализации проекта по обучени грамоте "От А до Я".Вся работа детей строилась с учетом использоваия итерактивно...

Презентация "Азбука народной мудрости".

Современная семья переживает духовно-нравственный кризис. Многие родители в погоне за материальными благами не находят времени для общения со своими детьми или просто не умеют этого делать. Как преодо...