ООД Составление описательного рассказа по картине "Зима"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Бледнюк Светлана Владимировна

Конспект занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_sostavlenie_opisatelnogo_rasskaza_zima.docx59.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Сказка»

Составление описательного рассказа по картине «Зима»

Подготовительная группа.

Козлова И.И.

Бледнюк С. В.

с.Леуши - 2017

Цель:

учить составлять отдельные предложения и общий сюжетный рассказ по картинке;

  • развивать способность самостоятельно придумывать сюжет, не повторяющий рассказ товарищей;
  • развивать связную речь;
  • активизировать в речи детей прилагательные и глаголы, согласовывать их с существительными
  • учить называть родственные слова к существительным
  • развивать память, внимание, логическое мышление;
  • воспитывать любовь и умение видеть красоту зимней природы.

Ход занятия:

Здравствуйте ребята. А теперь я попрошу ни на кого не отвлекаться, а со мною заниматься!

А начнем мы занятие с пальчиковой гимнастики.

Пальчиковая гимнастика «Кулачок»

Кулачки мы вместе сложим, 
Нашим пальчикам поможем, 
Разогнуться и подняться
И друг с другом повстречаться.
Пальчик к пальчику сожмем, 
Разгибаем, загибаем, разгибаем
Снова в кулачок сжимаем -  заниматься начинаем.

Присаживайтесь на стульчики. Ребята, из нашей группы приготовили для вас загадки, вы хотите их разгадать? Тогда внимательно слушайте, а ответы мы будем искать среди картинок. (Презентация)

- Только помните, что мы с вами не выкрикиваем, а понимаем руку.

- Вы готовы? Начинаем.

Дом ее на белой туче,

Но ей страшен солнца лучик.

Серебристая пушинка,

Шестигранная ...(Снежинка)

Проработав целый день,

Намела гору метель.

Что за горка? Как зовётся?

Вам ответить мне придётся…(Сугроб)

Заморозил чародей и озера и ручей

Холодом дышал и вот

Не вода в ручье, а … (Лед)

Свяжет бабушка их внучке

Чтоб зимой не мерзли ручки

Сохраняют тепло сестрички

Шерстяные … (Рукавички)

Мы его слепили ловка

Глазки есть и нос морковка

Чуть тепло-заплачет вмиг

И растает … (Снеговик)

Зацепилась за карниз

Головой свисает вниз

Акробатка- крохотулька

Зимний леденец … (Сосулька)

Всякая здесь птица

В зимний холод угостится

На сучке висит избушка

Называется … (Кормушка)


Кто догадался, о чем мы с вами будем говорить на нашем занятии?
(о зиме).

- Ребята, посмотрите, какой замечательный волшебный сундучок есть у меня. Давайте откроем его и посмотрим, что там лежит.

(музыка волшебного сундучка)

- Да тут лежит письмо! Давайте прочитаем от кого оно.

Дорогие ребята. Здравствуйте!

Пишет вам Снегурочка, из зимнего леса. У нас случилась беда. Пока Дед Мороз проверял свои владенья, в лесу разгулялись и налетели сильные метели. Они открыли волшебный сундучок Деда Мороза, где находятся волшебные слова о зиме и унесли их с собой. Дорогие ребята, помогите, пожалуйста, Деду Морозу собрать эти слова.

                                                                                                 Снегурочка.

- Вот такое письмо. Поможем, поможем Деду Морозу собрать все слова о зиме, и научимся составлять рассказ о зиме по картине, и отвечать полными ответами.

- Ребята, а как вы думаете какое настроение у Деда мороза сейчас? Конечно грустное? Давайте выберем подходящее настроение и прикрепим.

- Волшебный сундучок мы оставим открытым и все слова о зиме, которые мы будем говорить, будут сами складываться в него.

- Какое у нас сейчас время года?

- Давайте скажем слово «зима» тихо, громко, медленно, быстро.

- Теперь давайте вспомним: Что бывает зимой? (На доске висят опорные картинки)

- Какие бывают ветра?

- Какое солнце зимой?

- Что происходит зимой на реке?

- Какие стоят деревья?

- А что бывает только зимой? (Снег)

- Какой бывает снег? (Он бывает легкий, искристый, белый, холодный, пушистый, колючий, рыхлый, грязный, непрозрачный)

- Что снег делает? (Идет, падает, кружится, ложится, летает, летит)

Мы говорим, что снег белый, рыхлый, непрозрачный. Назовите предметы похожие на снег, чтобы были белые, рыхлые и непрозрачные. (Это все есть у мамы не кухне: мука, чайная сода, соль, манная крупа, сахарный песок, порошок)

Правильно, ребятки, Дед Мороз, наверное, про это даже и не знал. Но мы то знаем и постепенно волшебный сундучок наполняем!

- А пока мы с вами разговаривали, на улице и в правду пошел снег, и к нам прилетели настоящие снежинки. Посмотрите, какие они. (Раздаю снежинки под музыку)

- Давайте заставим наши снежинки кружится. Медленно наберите воздух через нос. Щеки не надувайте, вытягивайте губы трубочкой и дуйте на снежинки.

- А еще у меня есть волшебный снежок, с которым мы сейчас поиграем. сложим в волшебный сундучок родственные слова к слову «зима».

(Зима- зимний, зимовать, зимовье, зимующий) 

А еще есть такое слово «зимовье», оно означает…(место где проводят зиму люди, животные)

- К слову снег: (снежок, снежная, снеговик, снежинка, подснежник, снегурочка, заснеженный)

 

- Мы много работали, теперь можно и отдохнуть.

Физминутка

- Представим, что мы с вами на улице.

Снег идет, снег идет

Дворник улицу метет

Веселей, веселей (хлопки)

Нам помочь ему не лень.

Мы немножко разомнемся (наклоны)

И за дело сейчас возьмемся

Руки вытянуть пошире (поворот)

Раз, два, три, четыре

Наклоняться три, четыре

И на месте поскакать

На носок, потом на пятку

Вот и сделали зарядку (хлопки)

- Отдохнули, теперь можно продолжать заполнять волшебный сундучок.

Ребята, в нем также лежали слова, которые обозначают хорошо и плохо. Я предлагаю вам вернуть эти слова, в волшебный сундучок, поиграв в игру «Хорошо – Плохо».

 Разделимся на две команды. Ваша команда будет говорить – зима – это плохо, потому что …, а ваша – зима – это хорошо, потому что … (дети по очереди перечисляют)

- Молодцы, ребята. Вот теперь пусть Дед Мороз знает, что зимой нам бывает, не только плохо, но ещё хорошо и весело.

- А теперь я приглашаю вас пройти к столам и посмотреть то же там для вас приготовлено. (На столах у каждого ребенка лежат сюжетные картинки о зимних развлечениях)

Посмотрите внимательно на свои картинки и составьте предложения по ним. (Спрашиваю детей).

-А сейчас посмотрите внимательно на мою картину (на мольберте картина «Зимние развлечения»).

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_55c8c6450fd28/konspiekt-otkrytogho-zaniatiia-v-podghotovitiel-noi-ghruppie-na-tiemu-sostavlieniie-opisatiel-nogho-rasskaza-po-kartinie-zima_1.jpeg

- Чтобы нам лучше было видно, подойдем к телевизору.

«Внимательные глазки»

- Давайте возьмем «подзорную трубу». А кто мне скажет, что такое подзорная труба? Посмотрим вдаль, на картину расскажите мне, что вы видите? (Необходимо назвать как можно больше объектов)

- Скажите, как можно её назвать? (подтолкут детей к названию зимние развлечения)

Упражнение «Волшебство».

- А теперь закройте глаза и представьте, что вы «оказались на нашей картине».

-Как здесь хорошо. Воздух морозный, кажется, колет щёчки (потереть щёчки). Деревья покрыты белыми шапками, будто вросли в снег. Волшебница зима торжествует, властвует. Все замело. Застыли маленькие ёлочки, одетые в нарядные белые платья. Как много ребят вышло гулять на улицу в зимний солнечный день.

- Расскажите о своих чувствах. Даша ты представила себя в этой картине? Как тебе там, что ты почувствовала? (спросить 2-3 человека)

- А теперь ребята, для того чтобы наш сундучок заполнился весь я хотела бы, чтобы мы составили по этой картине небольшие рассказы.

Коллективное составление плана рассказа.

- С каких слов, вы бы начали свой рассказ? (Пришла волшебница зима)

- О чём вы расскажете потом? (О том, где лежит снег, о деревьях, о погоде.)

- О чём будете рассказывать дальше? (О детях, о том, что они делают.)

- Чем вы закончите рассказ? (Описанием настроения от картины. О том, куда пошли дети после прогулки.)

- Итак, ребята.

1. Сначала вы расскажете о времени года.

2. Потом о погоде и природе.

3. Затем, о том что делают дети

4. Какое настроение вызывает у вас эта картина.

5. И закончите свой рассказ о том, что было после прогулки.

Примерные рассказы детей:

1 ребенок: Наступила холодная, снежная зима. Солнце светит, но не греет. Небо синее, низкое. Земля покрыта белым, пушистым снегом. Дети вышли на прогулку. Дети одеты тепло, по - зимнему. На них зимнее пальто, шубы, меховые шапки, шарфы, варежки, валенки.

2 ребенок: Был зимний, солнечный день. Дети вышли на улицу. Они слепили снеговика. Саша одевает ведро на снеговика. Аня принесла морковку для носа. Вместо глаз снеговику дети поставили угольки. Очень красивый снеговик получился!

3 ребенок: Здесь дети катаются на санках. Лена и Максим быстро съезжают с горы. Ваня и Петя съехали с горы и упали в сугроб. Они не плачут, им весело. Река замерзла, покрыта льдом. Дети катаются по льду на коньках. Ребятам весело зимой.

Пока мы говорили с вами о зиме, составляли рассказы по картинке, волшебный сундучок Деда Мороза заполнился. Теперь можно его отправить в зимний лес к Деду Морозу.

- А как вы думаете, какое настроение теперь стало у Дедушки Мороза? А почему?

- Да, я тоже думаю, что он будет очень доволен, что мы ему помогли.

Как мы его отправим? (Ответы детей: на санях, через почту, дождемся, когда он сам к нам придет).

- На этом нам пора заканчивать наше занятие. Понравилось ли оно вам?

- Что больше понравилось?

- Что было трудно?

- А что вы чувствовали, когда составляли рассказы и помогали Дедушке Морозу?

- Ну и, конечно же, Снегурочка, когда просила нас о помощи знала, что мы справимся с этим не простым заданием и прислала вам еще один сундучок, но туже с подарками вот такими серебристыми снежинками, в знак того, что вы все сегодня хорошо потрудились. Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация «Обучение дошкольников составлению описательных рассказов при помощи опорных схем-рисунков» для воспитателей и родителей

•Мнемотехника- это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. •Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится...

Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по репродукции картины А. Саврасова «Грачи прилетели».

Цели:- учить составление описательные рассказы по пейзажной картине; - учить художественному видению пейзажной картины, стимулировать желание внимательно ее рассматривать;- развивать эмоцио...

Составление описательного рассказа с элементами мнемотехники «Поздняя осень» (подготовительная группа компенсирующей направленности)

Цель: Закрепить знания об осени, развивать умение составлять описательный рассказ по картине, используя мнемотаблицу; развивать связную речь, мышление, воображение, память, внимание.Автор: Бакланов...

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи на тему:" Составление описательного рассказа о людях разных профессий с использованием схемы"

Создание единого пространства речевого развития ребенка с патологией речи невозможно, если усилия учителя- логопеда и медиков будут  осуществляется независимо друг от друга и обестороны останутся...

Составление описательного рассказа по картинкам.

Открытое занятие по развитию речи, составление описательного рассказа по картинкам. Младшая группа. Программа "Детский сад 2100"....

Конспект по развитию речи в подготовительной группе на тему: « Составление описательных рассказов «Дети мира», рассказы о разных народах»

Конспект по развитию речи в подготовительной группе на тему: « Составление описательных рассказов «Дети мира», рассказы о разных народах» Задачи: закреплять навык словоизменения в процессе согласов...