Звуковая культура речи: дифференциация «Л» - «Р».
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Цель: Упражнять детей в различении звуков л-р в словах, фразовой речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_po_razvitiyu_rechi.docx | 16.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие по развитию речи «Дифференциация звуков [л]-[р]»
Тема: Звуковая культура речи: дифференциация «Л» - «Р».
Цель: Упражнять детей в различении звуков л — р в словах, фразовой речи; учить слышать звук в слове, определять его позицию, называть слова на заданный звук.
Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук
Ход занятия:
I. Организационный момент:
Сегодня у нас очень интересное занятие. Но чем мы будем заниматься, это пока маленький секрет. Сейчас я прочитаю вам рассказ Е. И. Чарушина «Как мальчик Женя научился говорить букву Р». Это и будет подсказка. Слушайте.
II. Знакомство с новой темой:
1. II. Чтение рассказа Е. И. Чарушина «Как мальчик Женя научился говорить букву Р».
Мальчик Женя не умел говорить букву "р".
Ему говорят:
- Ну-ка, Женя, скажи: "пароход".
А он говорит: "палоход".
- Скажи: "таракан".
А Женя говорит: "талакан".
- Скажи: "рыба".
А он говорит: "лыба".
Все ребята во дворе над ним смеялись.
Вот Женя однажды играл с ребятами, сказал тоже что-то неправильное. И ребята стали его дразнить.
Тогда Женя обиделся и залез на крышу.
Там на дворе стоял маленький домик, невысокая баня. Лежит Женя на банной крыше и тихонько плачет.
Вдруг на забор прилетела ворона и здорово так каркнула:
- Крррааа.
Женя тоже каркнул - только получилось: "клллааа".
А ворона посмотрела на него, наклонила набок голову, прищёлкнула клювом и давай выговаривать на разные лады:
- Каррр, краа, кррр, ррра, ррра.
У Жени получается: "клавла, кллл, клклкл".
Полчаса кричал Женя по-вороньи, язык во рту в разные места ставил и дул изо всех сил.
У него и язык устал, и губы распухли. И вдруг так хорошо у него получилось.
- Крррррррраааа!
Так хорошо "ррр" получается, словно куча камней по камушкам в разные стороны раскатывается: "ррррр".
Обрадовался Женя и полез с крыши.
Торопится, лезет и всё время каркает, чтобы не забыть, как "р" выговаривается.
Лез, лез и свалился с крыши, да крыша-то банная, баня невысокая, и в куст смородины он упал - не ушибся.
Встал Женя, побежал к ребятам, смеётся, радуется и кричит:
- Я "рры" научился говорить!
- А ну, - говорят ребята, - скажи нам что-нибудь.
Женя думал, думал и сказал:
- Паверрррррр.
Это Женя хотел сказать "Павел", да спутал.
Вот как обрадовался!
2. Беседа по вопросам.
А теперь ответьте мне на вопросы:
-Какой звук не выговаривал мальчик Женя?
-А какой звук он говорил вместо звука «Р»?
- Так кто догадался, о каких звуках мы сегодня будем говорить?
Сегодня мы будем учиться различать и правильно произносить звуки «Р» и «Л». Посмотрите как они выглядят. Но сначала потренируемся.
3. Артикуляционная гимнастика
Заборчик;
Вкусное варенье;
Лошадка;
Почистим зубки.
4. Дыхательная гимнастика: «Регулировщик».
Встать прямо, ноги на ширине плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук и во время удлиненного выдоха произносить «р-р-р-р-р».
. Игра «рыбка и колокольчик» (Слайд)
Внимание! Сейчас я буду произносить слова. Если вы услышите в слове звук р, пустите рыбку поплавать если услышите звук л, попробуйте «позвонить в колокольчик»
ФИЗМИНУТКА «Солнышко».
Солнце спит, небо спит, - (кладут голову на руки)
Даже ветер не шумит.
Рано утром солнце встало,
Всем лучи свои послало - (встают руки вверх с разведенными пальцами)
Вдруг повеял ветерок - (махи руками из стороны в сторону с наклонами туловища)
Небо тучей заволок - (круговые движения руками влево, затем вправо)
Дождь по крышам застучал.
Барабанит дождь по крыше - (барабанят пальцами по столу)
Солнце клонится всё ниже.
Вот и спряталось за тучи,
Ни один не виден лучик - (постепенно садятся и кладут голову на руки).
6. Повторение чистоговорок:
Ла – ла – ла – лопата и пила,
Ра – ра – ра – высокая гора,
Ло – ло – ло – как на солнышке тепло,
Ру – ру – ру – коза грызет кору,
Ла – ла – ла – ласточка гнездо взвила,
Ры – ры – ры – прилетели комары.
7. Игра «Покажи где летит?»
Послушайте: ррр-летит самолет близко (приложите руки к груди и произнесите «ррр»). «Ллл» - улетел самолет далеко (отодвигаются руки в стороны).
Дети, постарайтесь услышать в словах, которые я назову, звук «Р». Если услышите, прижмите руки к груди. Слушайте: хобот, робот, танец, ранец, игла, пары, полы, ложки, рожки. Молодцы!
8. Стихи-добавлялки
Дедушку зовут Лука, у него болит (рука)
На столе с картошкой плошка, за столом голодный… (Прошка)
Рисовал художник ламу и картину вставил в (раму)
Приготовил повар Пров вкусный и душистый … (плов)
Друг позвал меня на пир, ел я торт и чай я (пил)
В блеске солнечных лучей по земле бежит (ручей)
9. Игра «Поменяй звуки»
Заменить звук [Л] на звук [Р] в словах. Какие слова получились?
Лак — рак, лов —. , ложки —. , лама —. Лука —. , бал —. , дал —. ,
жал —. , мил —. , игла —. , блошка —. , ложь —. , жил —. , свалка —.
10. Игра «Определите позицию звука в слове»
Рак, рука, муравей, тигр, лягушка, полюшко.
III. Итог.
Сегодня все очень хорошо занимались.
-Какие звуки мы сегодня проговаривали?
Эти звуки придут ещё к вам на занятие и просят выучить для них скороговорку: «Тигры время коротали, вместе с громом рокотали».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое занятие в старшей группе по развитию речи на тему: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [л] – [р]»
Конспект НОД по развитию речи на тему: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [л] – [р]»...
Конспект занятия по развитию речи в разновозрастной группе 4-7 лет на тему «Звуковая культура речи: дифференциация звуков л – р.»
Кноспект занятия в разновозрастной группе 4-7 лет...
Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи Звуковая культура речи: дифференциация звуков з-с
Звуковая культура речи: дифференциация звуков з-сЦель: упражнять детей в отчетливом произношении звуков з-с; учить дифференцировать эти звуки, называть слова, в которых они слышатся, вычле...
Развитие речи. НОД.«Звуковая культура речи: дифференциация звуков Ж-Ш».
Развитие речи.НОД....
Конспект занятия по развитию речи в старшей разновозрастной группе "Звуковая культура речи: дифференциация звуков з-ж"
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Звуковая культура речи: дифференциация звуков з-ж"....
Конспект ООД в старшей группе по развитию речи: «Звуковая культура речи – дифференциация звуков Ч и Ц»
Данный конспект разработан с учетом ФГОС...