Особенности проведения речевых игр с детьми с ОНР. Общие окказиональные формы при нормальном и нарушенном речевом развитии.
консультация по логопедии (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Особенности проведения речевых игр с детьми с ОНР.
Известно, что игра – это эффективное средство логопедической работы с детьми.
При организации речевых игр и упражнений можно руководствоваться следующими рекомендациями:
- игры не должны быть длительными по времени (5-10-15 минут);
-они должны проводиться в неторопливом темпе, чтобы ребенок имел возможность понять задание, осознанно исправить возможную ошибку, а руководитель – помочь ему;
- игра должна быть живой, интересной, заманчивой для ребенка, поэтому в ней должен присутствовать элемент соревнования, награды за успешное выступление, красочное и забавное оформление;
- игра может быть частью занятия или проводиться в один из режимных моментов;
- в игре необходимо добиваться активного речевого участия каждого ребенка, при этом по возможности использовать и двигательную активность;
- в игре следует развивать у детей навыки контроля за чужой и своей речью и стремление правильно и достаточно быстро выполнять речевое задание, поощрять детскую инициативу;
- в процессе игры руководитель принимает непосредственное участие (степень его участия определяется речевыми возможностями детей, задачами и условиями игры), по ходу игры вносит необходимые коррективы и поправки в речь детей, а в заключение обязательно поощряет всех детей, отмечает наиболее успешных и обещает в следующий раз новую игру или новый вариант этой.
Общие окказиональные формы при нормальном и нарушенном речевом развитии.
В процессе овладения практической грамматикой у детей наблюдаются разнообразные аграмматизмы, так называемые окказиональные формы.
Можно выделить следующие виды окказионализмов при формообразовании (по С.Н.Цейтлин).
- Унификация места ударного слога, т.е. закрепление ударения за определенным слогом в слове. Так в различных формах сущ. сохраняется ударение исходного слова (стола нет, много поездов).
- Устранение беглости гласных, т.е. чередования гласного с нулем звука (левы, молотоком, кусоки, много сестр).
- Игнорирование чередований конечных согласных (ухи, текет, бегет, соседы).
- Устранение наращения или изменения суффиксов (друг-други, ком-комы, котенок-котенки, дерево-деревы).
- Отсутствие супплетивизма при формообразовании (человек – человеки, ребенок – ребенки, лошадь - лошаденки).
Наряду с окказиональными формами, характерными как для нормального, так и для нарушенного онтогенеза у детей с ОНР, выявляются и специфические аграмматизмы.
Если в норме происходит смешение формально-знакомых средств преимущественно внутри одного аграмматического значения, внутри одной функции, то у детей с ОНР наблюдаются смешения флексий различных значений.
В процессе словоизменения у детей с ОНР недостаточно функционируют процессы «генерализации», т.е. выявление правил и закономерностей морфологической системы языка и их обобщение в процессе порождения речи. Для процессов формообразования дошкольников с ОНР характерна языковая ассиметрия, т.е. отступление от регулярнояти в строении и функционирования языковых знаков.
Среди форм словоизмениния у дошкольников с ОНР наибольшие затруднения вызывают предложно-падежные конструкции сущ., падежные окончания сущ. мн. Числа, изменение глаголов прошедшего времени по родам, согласование сущ. с прил. в роде, числе и падеже.
Специфической особенностью речи детей с ОНР является большая зависимость от лексической семантики, степени знакомства слова, от звукослоговой структуры слова, от типа предложения.
Характерной особенностью речи детей с ОНР является одновременно существования двух стратегий усвоения грамматического строя речи:
- усвоение слов в их нерасчлененном, целостном виде (на основе механизмов имитации);
- овладение процессом расчленения слов на составляющие их морфемы (на основе механизмов анализа и синтеза), которое осуществляется у детей с ОНР более замедленными темпами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Загадочные послания» Сценарий совместной образовательной деятельности с детьми старшей логопедической группы в форме музыкально – художественного досуга с элементами развития обще речевых навыков.
Практическое усвоение детьми обще речевых навыков через интеграцию различных видов совместной деятельности ( игровой, музыкальной, художественной, коммуникативной, продуктивной) в ходе увлекательного ...
ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗРИТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
Об необходимости зрительной гимнастики для детей с нарушением зрения. Предлагается примерный комплекс зрительной гимнастики....
ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗРИТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
Зрительная гимнастика является обязательным компонентом коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения зрения. Обоснована значимость зрительных гимнастик, приведены пирмеры комплексов зрительных ги...
Выступление на педсовете Особенности развития грамматической стороны речи у дошкольников при нормальном и нарушенном речевом развитии
Особенности развития грамматической стороны речи у дошкольников при нормальном и нарушенном речевом развитии...
Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности в подготовительной речевой группе «Теремок» (для детей с общим недоразвитием речи) художественно-эстетического и познавательно-речевого развития. "Экскурсия по Санкт-Петербургу".
Обобщить знания детей о достопримечательностях Санкт-петербурга....
Показатели нормального и нарушенного речевого развития дошкольников
В краткой удобной таблице представлены основные критерии нормального и нарушенного развития речи у детей от 1 до 7 лет...
Особенности проведения воспитательских занятий с детьми в речевой группе
Особенности проведения воспитательских занятий с детьми в речевой группе Воспитатель совместно с логопедом участвует в исправлении у детей речевого нарушения, а также процессов, тесно связанных с...