Опыт работы по познавательно-речевому развитию "Обогащение словаря дошкольников при ознакомлении с природой"
рабочая программа по развитию речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty_protas_g.l.docx | 58.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида № 26
поселка Октябрьского муниципального образования Северский район
Опыт работы
по познавательно-речевому развитию
детей в детском саду
«Обогащение словаря дошкольников при ознакомлении с природой».
Воспитатель МБДОУ ДС ОВ № 26
пос. Октябрьского МО Северский район
Протас Галина Львовна
2014г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Литературный обзор состояния вопроса……………………………..стр. 3
1.1. История темы педагогического опыта в педагогике……………стр. 3
1.2. История изучения темы педагогического опыта в дошкольном образовательном учреждении …………………………………………...стр. 5
1.3. Основные понятия, термины, используемые в описании педагогического опыта…………………………………………………....стр. 6
2. Психолого-педагогический портрет группы воспитанников, являющихся базой для формирования представляемого педагогического опыта………………………………………………………………………..стр. 8
3. Педагогический опыт…………………………………………………...стр. 11
3.1. Описание основных методов и методик, используемых в представляемом педагогическом опыте………………………………….стр. 11
3.2. Актуальность педагогического опыта…………………………….стр. 13
3.3. Научность представляемого педагогического опыта…………….стр. 114
3.4. Результативность педагогического опыта………………………...стр. 11
3.5. Новизна представляемого педагогического опыта……………….стр. 14
3.6. Возможность творческого применения предоставляемого педагогического опыта ……………………………………………………стр. 15
3.7.Описание основных элементов представляемого педагогического опыта………………………………………………………………………...стр. 15
4. Выводы…………………………………………………………………...стр. 11
5. Используемая литература………………………………………………стр. 21
1. Литературный обзор состояния вопроса.
- История темы педагогического опыта в педагогике.
Уровень развития словаря и речи в целом существенно влияет на успешность обучения. Практика показывает, что дети с богатым словарным запасом и высоким уровнем развития речи, как правило, не испытывают затруднения в учении, быстро овладевают навыками чтения и письма.
На тот факт, что трудности обучения в школе во многом связаны с недостаточным вниманием к развитию речи, в частности, с развитием словаря, указывают в своих работах Ю.С.Ляховская, Н.П.Савельева, А.П.Иваненко, Е.М. Струнина. По данным психолого-педагогических исследований в начале обучения почти 90% детей испытывают различные трудности, и более 60% этих трудностей связаны с развитием речи.
На современном этапе исследователями доказана огромная роль дошкольного детства в накоплении знаний, формировании словарного запаса. Словарный запас детей формируется и обогащается за счёт познания окружающей действительности, предметного мира, природного окружения.
Д.Б. Эльконин отмечает, что уровень речевого развития коррелирует как с общим интеллектуальным, так и с личностным развитием дошкольника. Речевое развитие ребенка представляет собой интенсивное обогащение словарного запаса. В старшем дошкольном возрасте на первый план выдвигается та сторона языка, которая непосредственно связана с общением, то есть усвоение лексических значений слов.
Исследователи А.М. Бородич, В.В.Гербова, В.И.Логинова--* и др. отмечают, что в старшем дошкольном возрасте формируется ядро словаря. Ядро семантического поля составляют наиболее частые слова, обладающие выраженными семантическими признаками. Характеризуя словарный состав детей дошкольного возраста, авторы показали, что по мере развития мышления детей и их речи лексика не только обогащается, но и систематизируется. Происходит как объединение слов в семантические поля, так и распределение лексики внутри семантического поля: выделяется ядро и периферия. Накопление содержания детской речи в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающего мира, среди которых наибольший эмоциональный отклик вызывает знакомство с миром родной природы, с национальным фольклором осуществляется с помощью различных методов и средств.
Проблемой формирования словаря детей дошкольного возраста занимались многие исследователи. Анализ природы слова и особенностей освоения детьми лексики осуществляли Е.И. Тихеева, М.М. Конина, Л.А. Пеньевская, В.И. Логинова, В.В. Гербова, А.П. Иваненко, В.И. Яшина. Специфику усвоения слова как лексической системы, его связи с другими лексическими единицами изучали Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова, Е.М. Струнина.
Сегодня принято выделять три основные задачи:
1. Обогащение словаря, т. е. усвоение новых, ранее неизвестных ребёнком слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в их лексиконе. Обогащение словаря происходит, в первую очередь, за счёт общеупотребительной лексики (название предметов, признаков и качеств, действий, процессов и др.).
2. Уточнение словаря, т. е. словарно - стилистическая работа. Овладение точностью и выразительностью языка (наполнение содержанием слов, известных детям, усвоение многозначности, синонимики и т. п.). Эта задача обусловлена тем, что у детей слово не всегда связанно с представлением о предмете. Они часто не знают точного наименования предметов, поэтому требуется работа по углублению понимания детьми уже известных слов, наполнению их конкретным содержанием на основе точного соотнесения с объектами реального мира, дальнейшему овладению обобщением, которое в них выражено, развитию умения пользоваться общеупотребительными словами.
3. Активизация словаря, т. е. перенесение как можно большего числа слов из пассивного в активный словарь, включение слов в предложения, словосочетания.
К. Д. Ушинский утверждал, что неоценимо значение родной природы как средства развития речи и воспитания любви к Родине. Он писал, что природа - один из могущественных факторов (агентов) воспитания и развития человека. И самое тщательное воспитание без участия этого агента всегда будет отзываться сухостью, односторонностью, неприятной искусственностью. Природа - это мир, который начинают познавать с детства. А для этого важно научить ребенка видеть, слышать, чувствовать и воспринимать, как прекрасно то, что связывается с понятием Родина.
Н.Ф.Виноградова утверждает, что природа со всем многообразием форм, красок, звуков является богатейшим источником развития словаря дошкольника и эстетических переживаний ребёнка. В процессе созерцания природы ребёнок имеет возможность правильно определить величину предмета, его форму, симметрию, цвета, их гармоничное сочетание и контраст цветов, или дисгармонию, определить оттенки цвета при разной степени освещённости в разные периоды дня, сезона и т.д. Но все это ребёнок может только при условии наличия в его словаре соответствующих названий предметов, объектов и явлений, а также сформированности соответствующих представлений. При этом ребёнку необходимо овладение хорошей эстетической восприимчивостью и эстетическим отношением, которые у него надо систематически развивать. Общеизвестно, что составными частями эстетического отношения являются: эстетическое восприятие формы, объектов, цвета, симметрии, ритма, композиции; эстетическая оценка природы и её явлений; эстетическое суждение ребёнка о природе, в котором выделяются качества объектов и явлений природы, и которые, в свою очередь, требуют определённого лексического богатства 0
1.2. История изучения темы педагогического опыта в дошкольном образовательном учреждении.
Содержание словарной работы в дошкольном учреждении определяется программой развития и воспитания детей. Одним из путей ее решения нам представляется ознакомление с природой родного края, формирование у детей эмоциональной отзывчивости и эстетического сознания.
Работа над словом является исходной единицей языка и занимает одно из самых важных мест в общей системе работы по развитию речи.
Работа по формированию словаря у дошкольников рассматривается как «целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка».
Развитие словаря детей понимается как длительный процесс количественного накопления слов, освоения их социально - закреплённых значений и формирования умения использовать их в конкретных условиях общения.
Слово обеспечивает содержание общения. Свободная устная и письменная речь опирается, прежде всего, на владение достаточным словарным запасом.
Язык, как средство общения - это, прежде всего, язык слов. Словами называются конкретные предметы, отвлечённые понятия, выражаются чувства и отношения.
Словарная работа в детском саду - это планомерное расширение активного словаря детей за счёт незнакомых или трудных для них слов. Известно, что расширение словаря дошкольников идёт одновременно с ознакомлением их с окружающей действительностью, с воспитанием правильного отношения к окружающему.
Активизация словаря - это важнейшая задача словарной работы в детском саду. В процессе этой работы воспитатель побуждает детей употреблять в речи наиболее точные, подходящие по смыслу слова. Специальные приемы активизации словаря должны вызвать у ребенка внимание к выбору слова, формировать точность и ясность речи. В «Программе воспитания и обучения в детском саду» специально подчеркнута требования к активному словарю детей, определены слова, которые они должны не только понимать, но и свободно употреблять, усвоение которых представляет для дошкольников известную трудность (справа, слева, треугольник, узкий и т. д.). Следовательно, активизация словаря - это увеличение количества используемых в речи слов, содержание которых точно понимается ребенком. К.Д. Ушинский так писал об этой задаче: «…Вызов слов и форм языка из детской памяти очень полезен: у детей запас слов и форм родного языка обыкновенно не мал, но они не умеют пользоваться этим запасом, и вот этот-то навык отыскивать быстро и верно в памяти требуемое слово и требуемую форму есть одно из важнейших условий развития дара слова».
Согласно программе дошкольники усваивают природоведческий словарь: названия животных, растений, явлений неживой природы. Ребенок приобщается к природе очень рано. Он интересуется окружающим с ранних лет, по-своему хочет ощутить то, что видит, или просто хочет вступить в игру с той живой «игрушкой», которая ползает рядом, порхает поблизости, ласкается к нему (Николаева).
Ознакомление с природой происходит в процессе всей жизнедеятельности ребенка. Поэтому словарная работа связана со всей воспитательной работой дошкольного учреждения. Ее содержание определяется на основе анализа общей программы развития и воспитания детей.
Особенность словарной работы в дошкольном учреждении состоит в том, что она связана со всей воспитательно-образовательной работой с детьми. Обогащение словарного запаса происходит в процессе ознакомления с окружающим миром, во всех видах детской деятельности, повседневной жизни, общении. Работа над словом уточняет представления ребенка, углубляет его чувства, организует социальный опыт. Все это имеет особое значение в дошкольном возрасте, поскольку именно здесь закладываются основные развития мышления и речи, происходит становление социальных контактов, формируется личность.
Таким образом, словарная работа в детском саду направлена на создание лексической основы речи и занимает важное место в общей системе работы по речевому развитию детей. Вместе с тем она имеет большое значение для общего развития ребенка.
1.3. Основные понятия, термины, используемые в описании педагогического опыта.
Активный словарь - это слова, которые говорящий не только понимает, но и употребляет (более или менее часто). Активный словарь во многом определяет богатство и культуру речи.
Активизация словаря - перенесение как можно большего числа слов из пассивного словаря в активный словарь, включение слов в предложения, словосочетания.
Пассивный словарь - это слова, которые говорящий на данном языке понимает, но сам не употребляет. Пассивный словарь значительно больше активного, сюда относятся слова, о значении которых человек догадывается по контексту, которые всплывают в сознании лишь тогда, когда их слышит.
Лексика—это совокупность слов, словарный состав того или иного языка. Раздел науки о языке, который изучает словарный состав, называется лексикологией. Лексикология имеет свой объект изучения — слово, которое рассматривается с разных сторон, и свою систему понятий
Речь - деятельность, общение, опосредованное языком, один из видов коммуникативной деятельности человека.
Слово — важнейшая единица языка, носитель значений. Словами и их сочетаниями обозначаются конкретные предметы и отвлеченные понятия, словами же выражаются эмоции. Чем богаче словарь человека, тем шире у него возможности выбора более точного и выразительного оформления мысли.
Уточнение словаря — это словарно-стилистическая работа, развитие гибкости словаря, его точности и выразительности, которая включает в себя: наполнение содержанием тех слов, которые усвоены не вполне точно, что обеспечивается включением их в контекст, сопоставлением и сравнением с другими словами; усвоение лексической сочетаемость слов, в том числе во фразеологических единицах.
2. Психолого-педагогический портрет группы воспитанников, являющихся базой для формирования представляемого педагогического опыта.
Представляемый мною педагогический опыт формировался на базе старшей группы. Определение уровня сформированности словаря старших дошкольников было выявлено при обследовании. В обследовании приняли участие дети старшей группы.
Обследование лексического развития старших дошкольников проводилось на материале природоведческой лексики и состояло из трех серий заданий, направленных на выявление умений классифицировать и оперировать обобщающими существительными, особенностей сформированности понятийного характера слова и усвоения детьми слова как единицы лексической системы, его связей с другими лексическими единицами.
Задания направлены на изучение семантического, грамматического, структурного и коммуникативного аспектов речевого развития дошкольников старшей группы. Тестирование проводилось индивидуально с каждым ребенком и только тогда, когда у ребенка сохранялся интерес к выполнению игровых заданий.
Словарь. Выявляются умения:
- активно использовать прилагательные и глаголы, подбирать точные по смыслу слова к речевой ситуации;
- подбирать синонимы и антонимы к заданным словам разных частей речи;
- понимать и употреблять разные значения многозначных слов;
- дифференцировать обобщающие понятия (например, дикие и домашние животные).
Грамматика. Выявляются умения:
- образовывать названия детенышей животных (лиса - лисенок, корова - теленок);
- подбирать однокоренные слова, согласовывать существительные и прилагательные в роде и числе;
- образовывать различные формы повелительного и сослагательного наклонений (спрячься, потанцуй, искал бы); родительного падежа (зайчат, жеребят, ягнят);
- строить сложные предложения разных типов .После выполнения всех заданий, ответы оценивались в баллах.
Максимальное количество баллов - 48 (3 за каждый полный верный ответ; 2 - за неполный и 1 балл за краткий, 0 баллов - отказ от ответа и неверный ответ). Затем баллы суммировались и проводилась количественная и качественная оценка (высокое, среднее , ниже среднего и низкое развитие словаря).
На основе качественного и количественного анализа результатов выполнения заданий было выделено 4 уровня развития словаря:
Высокий уровень. Проводят классификацию самостоятельно, группируя по существенным признакам предложенные картинки, обосновывая свой выбор; свободно оперируют обобщающими словами. У детей имеется большой запас природоведческой лексики: могут назвать более 8 слов при раскрытии обобщающего слова. При объяснении лексического значения используют определения, близкие к словарным. Понимают и осмысленно употребляют разные значения многозначных слов, подбирают к ним синонимы. Понимают слова с противоположным значением, используют разнокорневые антонимы при составлении антонимических пар.
Средний уровень. Проводят классификацию, группируя по разным признакам предложенные картинки; оперируют обобщающими словами. У детей имеется запас природоведческой лексики: могут назвать 6-8 слов при раскрытии обобщающего слова. При объяснении лексического значения используют неполное словарное определение по существенным признакам, либо с помощью родового понятия. Называют несколько значений многозначных слов, вместе с тем затрудняются в подборе синонимов к ним и составлении предложений. Используют разнокоренные и однокоренные антонимы.
Уровень ниже среднего. Проводят классификацию предложенных картинок по несущественным признакам самостоятельно, либо с помощью взрослого; неточно используют обобщающие слова. У детей имеется небольшой запас природоведческой лексики: могут назвать 4-5 слов при раскрытии обобщающего слова. Значение слова определяют по несущественным признакам. Знакомы с полисемией, но затрудняются в объяснении значений многозначных слов. При составлении антонимических пар используют только однокоренные антонимы.
Низкий уровень. У детей имеется небольшой запас природоведческой лексики: могут назвать менее 4 слов. Затрудняются в проведении классификации; неточно используют обобщающие слова. Не могут раскрыть значение предложенного слова. Не знакомы с полисемией. Затрудняются в подборе антонимов к словам и словосочетаниям.
Анализ показал, что более половины испытуемых лучше справились с заданиями на объяснение значений слов, подбор синонимов и антонимов к заданным словам разных частей речи. Однако дети использовали не более 2-3 прилагательных и глаголов и из возможных 48 баллов набрали от 25 до 30 баллов. Лишь 13,3 % детей смогли выполнить эти задания в полном объеме, но даже они не смогли набрать максимальное количество баллов.
Особые затруднения вызвали задания на подбор точных по смыслу слова к речевой ситуации и на понимание и употребление разных значений многозначных слов. Среди грамматических заданий особую трудность доставило детям образование различных формы повелительного и сослагательного наклонений (спрячься, потанцуй, искал бы), так же употребление родительного падежа (зайчат, жеребят, ягнят); 40% дошкольников испытывали затруднения и смогли выполнить задания частично, получив не более 1 балла за каждое выполненное задание.
Ответы детей показали, что у испытуемых преобладают тематические ассоциации, что говорит о недостаточной сформированности ядра семантического поля. Все это свидетельствует о том, что с детьми необходима систематическая, последовательная лексическая работа, так как в содержании программ для начальной школы акцентируется внимание на работу над словом: оно выступает как основная анализируемая единица речи на фоне предложения и текста.
Таким образом, обследование показало, что более половины испытуемых лучше справились с заданиями на объяснение значений слов, подбор синонимов и антонимов к заданным словам разных частей речи. Однако дети использовали не более 2-3 прилагательных и глаголов. Из возможных 48 баллов набрали от 25 до 30 баллов. Лишь 5% детей смогли выполнить эти задания в полном объеме, но даже они не смогли набрать максимальное количество баллов.
Особые затруднения вызвали задания на подбор точных по смыслу слова к речевой ситуации и на понимание и употребление разных значений многозначных слов. Среди грамматических заданий особую трудность доставило детям образование различных форм повелительного и сослагательного наклонений (спрячься, потанцуй, искал бы), так же употребление родительного падежа (зайчат, жеребят, ягнят); 40% дошкольников испытывали затруднения и смогли выполнить задания частично, получив не более 1 балла за каждое выполненное задание.
3. Педагогический опыт.
3.1. Описание основных методов и методик, используемых в представляемом педагогическом опыте.
Накопление содержания детской речи в процессе ознакомления с окружающим миром, в том числе и с природой родного края, осуществляется с помощью различных методов и средств.
Важнейшим методом является наблюдение.
Наблюдение широко используется на экскурсиях в природу, при ознакомлении с каким-нибудь процессом (трудом взрослых, уходом за животными и т.п.).
При наблюдении в природе у детей обогащается словарь, а так же осуществляется эстетическое воспитание, которое способствует обогащению чувств и эмоциональной сферы личности. Большая роль при этом принадлежит взрослому. Прививая детям чувство прекрасного, педагог должен стремиться, прежде всего, сформировать у них свое эмоциональное, эстетическое отношение к окружающей природе, своей малой родине, окружающему миру в целом, показать связь между объектами в различных обстоятельствах. Отношение ребенка ко всему живому во многом зависит от отношения самих взрослых к окружающей природе, будь то веточка растения, воробей, жук или щенок. (Приложение 2)
Словесные методы, их роль в формировании экологических знаний, экологической культуры дошкольника.
При ознакомлении детей с природой используем рассказ воспитателя, чтение художественной природоведческой книги, беседу. Словесными методами решается ряд задач. Конкретизируются, пополняются, уточняются знания об известных детям явлениях природы и фактах из жизни животных и растений, полученных в процессе наблюдений и труда в природе. Дети получают знания о новых явлениях и предметах природы (например, о половодье, об образе жизни зверей в лесу и т. д.). Словесные методы необходимо сочетать с наглядными, использовать картины, кинофильмы. Слово помогает углубить, осознать связи и зависимости, существующие в природе. Словесные методы дают возможность сформировать знания, выходящие за пределы опыта детей. С помощью словесных методов систематизируются и обобщаются знания детей о природе, формируются природоведческие понятия.
При использовании словесных методов воспитатель учитывает способность детей к пониманию речи, длительному произвольному вниманию и сосредоточению на содержании, передаваемом словом, а также наличие у них ярких конкретных представлений о том или ином явлении или факте, которые будут предметом обсуждения, уточнения, систематизации.
Использование малых форм фольклора в ознакомление с природой (стихи, загадки, пословицы, поговорки, народные приметы) и формировании экологических знаний.
Пословицы, поговорки, загадки, небольшие стихи предлагаются детям в процессе наблюдения. Образный язык их помогает выделить особенности явления, определенные качества предмета, усилить эстетическое восприятие природы. Во время наблюдения зимой за льдом, снегом, погодой воспитатель загадывает загадки: «Прозрачен, как стекло, а не вставишь в окно»; «Ни в огне не горит, ни в воде не тонет»; использует пословицы: «Береги нос в большой мороз»; «Мороз не велик, да стоять не велит» и др. (Приложение 4,5)
Важным средством развития словаря детей дошкольного возраста является дидактическая игра.
- Словесные дидактические упражнения: «Кто скажет точнее?», «Кто заметит больше (качеств, признаков, деталей)?», «Кто расскажет подробнее?», «Кто скажет иначе?» (упражнение на подбор синонимов), «Укажи противоположное качество, направление» (или «Скажи наоборот» - на использование антонимов). Игры можно проводить, используя мяч («Яблоко какое?» -- спрашивает воспитатель и кидает мяч ребенку. «Сладкое»,- Отвечает тот и возвращает мяч. «Яблоко сладкое и ...?» - педагог бросает мяч другому ребенку. «Ароматное (сочное, желтое, антоновское)».
- Дидактическая игра «Отгадай загадку». При этом воспитатель не только загадывает детям загадки, но и побуждает их, ориентируясь на предмет, картинку, придумывать свои. Разновидностью этой игры является игра «Вершки-корешки». Дети по ботве определяют овощ или же к овощу подбирают ботву. Чтобы внимание детей не рассеивалось, загадывание-отгадывание сопровождается хоровым повторением вопросов: «Корешок-корешок, не твой ли вершок?», «Вершок-вершок, где же твой корешок?» (одновременно дети упражняются в закреплении произношения р).
- Дидактические игры на группировку и классификацию предметов. Они могут быть словесными и с использованием наглядного материала. В качестве примеров можно назвать следующие: «Что лишнее?» (например, из такой группы предметов: яблоко, груша, слива, банан и редиска), «Назови одним словом» (жук, бабочка, стрекоза, комар, - это насекомые), «Ничего не забудь» (деревья - это? Береза, дуб, клен и т.д.), «Продолжи сам» («Морковь доставили в отдел «Овощи», а яблоки в отдел... «Фрукты»), «Каждую картинку на свое место» (на фланелеграфе произвольно расположены картинки с изображениями животных и птиц. Например, диких и домашних животных, животных юга и севера, зимующих и перелетных птиц. Детям предлагают расположить животных и птиц по группам). Помня, что основой группировки и классификации является сравнение, в работе с детьми необходимо использовать игры типа «Похожи -- непохожи» (апельсин и лимон, корова и лошадь, береза и дуб). При формировании умения сравнивать особое внимание обращают на выделение признаков сходства и прежде всего главного признака (это фрукты, это животные, это деревья).
- Игры-небылицы («Что не так?»). (Например, воспитатель рассказывает: «Вернувшись из похода в весенний лес, Митя подарил бабушке букет желтых и красных листьев».)
Особое место в работе отводилось словесным играм с мячом: «Мяч бросай и животных называй», «Животные и их детеныши», Игра с мячом «Кто как разговаривает?», «Кто где живет?»,«Что происходит в природе?», «Чья голова?» и другие. (Приложение 3)
В качестве развивающих игр и наглядности использовались мультимедийные презентации «Домашние животные», «Кто как кричит?», «Кто где живет?», «Детеныши их мамы» и др.
Ещё один важный приём - мнемотехника. Этот приём облегчает запоминание у детей и увеличивает объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. Приём основан на изображении символов в таблицах. Таблицы используем для обогащения словаря, при обучении составлению рассказов, пересказов, отгадывании загадок, заучивании стихов.
3.2. Актуальность опыта.
Актуальность опыта обусловлена необходимостью более полного освещения вопросов, связанных с лексическим развитием ребёнка. Уровень развития словаря и речи в целом, существенно влияет на успешность обучения в школе. Практика показывает, что дети с богатым словарным запасом и высоким уровнем развития речи, как правило, не испытывают затруднения в учении, быстро овладевают навыками чтения и письма. У учащихся с низким уровнем лексического развития обнаруживаются трудности в общении, в обучении грамоте. Дети со средним уровнем - отличаются нестабильностью успехов в учебе. Особую актуальность данная проблема приобретает ещё и в связи с тем, что при обучении чтению в 1 классе, современные азбуки содержат лексику природоведческой тематики, что создает необходимость освоения её значения в дошкольном возрасте. Исследование этих проблем представляет исключительный интерес для педагогической теории и практики.
3.3. Научность в представляемом педагогическом опыте.
Процесс усвоения детьми значений слов, их семантики был изучен Л.С. Выготским, установившим, что ребёнок по мере своего развития переходит от случайных, несущественных признаков, к существенным. С изменением возраста изменяются полнота и правильность отражения им в своей речи фактов, признаков или связей существующих в действительности.
Особенности развития мышления во многом определяют особенности детского словаря. Наглядно - действенное и наглядно - образное мышление объясняет преобладание слов, обозначающих названия предметов, явлений, качеств. Появление словесно - логического мышления вызывает усвоение детьми элементарных понятий.
Методика развития речи рассматривает такой важный вопрос, как понятие о словаре активном и пассивном.
Перевод слов из пассивного словаря дошкольников в активный, представляет собой специальную задачу развития речи. Введение в речь детей слов, которые они самостоятельно усваивают с трудом, употребляют в искажённом виде, требует педагогических усилий. Данные психологии, языкознания, физиологии помогают определить круг слов, усвоение которых детьми на различных возрастных ступенях затруднено.
Формирование словаря детей рассматривается в двух аспектах.
Первый аспект заключается в освоении ребёнком предметной отнесённости слов и их понятийного содержания. Он связан с развитием познавательной деятельности детей. В дошкольной методике развития речи этот аспект разработан, прежде всего, в работах Е.И. Тихеевой, М.М. Кониной, Л.А. Пеньевской, В.И. Логиновой, В.В. Гербовой, А.П. Иваненко, В.И. Яшиной.
Второй аспект заключается в усвоении слова как единицы лексической системы, его связей с другими лексическими единицами. Здесь особое значение приобретают ознакомление детей с многозначными словами, раскрытие их семантики, точное по смыслу использование антонимов, синонимов, многозначных слов, т. е. развитие смысловой стороны речи. Это направление в большей степени представлено в работах Ф.А. Сохина и его учеников (О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной и других). Оба эти аспекта взаимосвязаны между собой, и, безусловно, работа над смысловой стороной слова становится возможной лишь при усвоении детьми предметного, понятийного содержания слова.
3.4. Результативность педагогического опыта.
Анализ результатов диагностики словаря детей подготовительной к школе группы по обогащению словаря через ознакомление с природой показал, что к концу учебного года (2012-2013гг) исчез низкий уровень, значительно вырос высокий уровень словаря детей (87%) по всем темам экологических понятий, особенно по темам: «Вода», «Птицы», «Деревья». Результаты итоговых занятия по развитию речи и ознакомлению с природой, показали, что выбранные мной методы и приемы способствовали активизации словаря дошкольника, повышению уровня экологической культуры, развитию психических процессов (воображения, памяти, мышления, внимания), нравственных качеств.
Данный опыт был представлен на районном методическом объединении для воспитателей подготовительных групп
3.5. Новизна (инновационность) представляемого педагогического опыта.
Новизна опыта заключается в комплексно-интегрированном подходе и сочетании научности и доступности дидактического материала в развитии речи при ознакомлении с природой старшего дошкольного возраста.
Прослеживается четкая «межпредметная» связь между разными видами деятельности: речью, изобразительной деятельностью, наблюдениями в природе, организованной игровой деятельностью, свободной самостоятельной деятельностью детей, выполнением режимных моментов, что в результате способствует планомерному и систематическому развитию речи у детей старшего дошкольного возраста.
Выстроена система по использованию в комбинации известных методов и приемов в сочетании с новыми технологиями по развитию речи.
3.6. Возможность творческого применения представляемого педагогического опыта.
Данный опыт или отдельные его элементы предлагается использовать педагогам ДОУ для работы с детьми по обогащению словаря через ознакомление с природой как на занятиях, так и в режимных моментах.
3.7. Описание основных элементов представляемого педагогического опыта.
В целях успешного расширения словаря детей, я обратилась к природе и углубленно начала работу по теме: «Обогащение словаря детей через ознакомление с природой». Ведь природа с ее разнообразием форм, красок, звуков, запахов, своей непредсказуемостью, представляет большие возможности для накопления знаний о ней, для формирования умения объяснять, рассуждать, доказывать, выражать в речи свои чувства, эмоции.
Для реализации поставленной цели, для себя наметила:
– изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по изучаемой теме;
– выявить особенности развития словаря дошкольников;
– разработать направления и содержание работы по формированию словаря;
– провести экспериментальное обучение по обогащению словаря детей;
– проследить динамику изменения уровня развития словаря детей в процессе углубленной работы по теме: «Обогащение словаря детей через ознакомление с природой».
Расширяя представление детей о природе в образовательной деятельности по развитию речи, воспитываю у детей гуманное отношение к живому, побуждаю к эстетическим переживаниям, связанным с природой, и одновременно решаю следующие задачи:
1. Обогащать речь детей прилагательными, эпитетами, сравнениями;
2. Воспитывать у детей чуткость к смысловым оттенкам слова;
3. Формировать умения правильно употреблять в речи слова;
4. Обеспечить количественное накопление слов, необходимых для содержательного общения;
5. Воспитывать эстетические чувства к родной природе;
6. Формировать у детей осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам;
7. Учить детей связно рассказывать о явлениях природы, объяснять их, составлять творческие рассказы и сказки на экологические темы.
В углубленной работе над темой «Обогащение словаря детей дошкольного возраста через экологические понятия» придерживалась следующих принципов:
– принцип природосообразности: занятия строятся согласно возрасту, способностям, интересам и потребностям детей;
– принцип индивидуализации: в группе созданы условия для наиболее полного проявления индивидуальности ребенка;
– принцип индивидуального подхода: мною максимально учитываются индивидуальные особенности ребенка и созданы наиболее благоприятные условия для их развития;
– принцип гуманистичности: предполагает отношение педагога к воспитанникам как субъектам собственного развития;
Для реализации поставленных задач:
– Разработала серию конспектов:«Весна-красна», «В осеннем лесу», «В гости к Винни-Пуху»«Зима – красивое время года» «Зимушка-зима», «Волшебная корзинка осени» и др. (Приложение 1).На занятиях по развитию речи путем создания проблемных ситуаций старалась развивать творческую активность каждого ребенка, вызывая у него стремление к самостоятельному поиску, построению простейших умозаключений, подводя его к определенным предположениям.
Образовательная деятельность по развитию речи строились:
– с привлечением сказочных персонажей. Например, занятия по теме: «Лес» мне «помогал» проводить сказочный Лесовичок, по теме: «Озеро» – водяной, по теме: «Животные» – покровительница животных – богиня Фауна, по теме: «Растения» – покровительница растений – богиня Флора;
– с использованием разнообразных наглядных пособий: это картины о природе, альбомы, произведения живописи, коллекции камней, семян растений, гербарий, игровой материал.
– использованием различных пословиц, поговорок, загадок, народных примет о природе. Они содержат полезный и богатый познавательный материал, приучают детей наблюдать, присматриваться к окружающему миру, и способствуют обогащению словаря детей. Например, если дождь идёт при солнышке – значит, скоро прекратится; ворона хохлится – к дождю, ласточка прилетела – скоро гром загремит.
– с использованием информационно-коммуникационных технологий. Использование ИКТ позволяет значительно стимулировать познавательный интерес детей, обеспечивать мотивацию к занятиям и к использованию устной речи, поддерживать работоспособность и продуктивность деятельности детей на протяжении всего занятия(составила презентации по развитию речи на темы: «Составление описательного рассказа о зиме», «Составление рассказа о насекомых», «Контрасты», «В огороде», «Весна», «Детеныши животных», «Домашние животные», «Кто в лесу живет?», «Кто спит зимой?», «Птицы», «Противоположности», «Сад и огород», «Деревья в разное время года»).
- разработала мнемотаблицы для составления описательных рассказов о природных объектах.
- Составила картотеку наблюдений по временам года (приложение 2)Наблюдения, экскурсии - одни из форм работы по обогащению словаря детей. Каждый раз, готовясь к их проведению, намечала для себя слова, которые будут для детей новыми или выступят в новом значении, а также определяла различные приемы активизации речи детей, таких как:
– внезапное появление и быстрое исчезновение предмета, сопровождаемое сначала называнием, а затем вопросами: «Кто это?.., Что это?.., Кто спрятался?»
– просьба произнести слово;
– совместное проговаривание слова;
– отраженное произнесение слова;
– самостоятельное произнесение слова;
– договаривание слова в известной ребенку ситуации, подсказывающей нужное слово.
Каждое новое слово неоднократно четко проговаривается мною и затем повторяется детьми. Я так ставлю перед детьми вопросы, чтобы ответы детей требовали обязательного употребления данного слова. Новые слова, которые дети узнали во время наблюдений, экскурсий, закреплялись в сознании детей в процессе различных бесед, при рассматривании картин, например, И. Левитана «Весна. Большая вода», С. Герасимова «Последний снег», К. Юона «Русская зима» и др., а так же в игровой деятельности. Вводя в речь новые слова, приучала детей к точному, творческому использованию.
Начиная со старшей группы давала детям специальные грамматические и лексические упражнения, где словарная работа и формирование умения строить предложения являлись главной целью («Слова-признаки»; «Подбор слов-действий», «Какая? Какие?» и др.)
- Составила картотеку дидактических игр и упражнений по развитию речи дошкольников с мячом, неправленых на формирование речевого развития и предназначенных для закрепления навыков практического словообразования, словоизменения, звукопроизношения, развития связной речи и общения дошкольников в процессе игровой деятельности.(приложение 3).
– Составила подборку художественного слова: пословицы, загадки, приметы; (приложение 4,5)
– подобрала и изготовила дидактические игры – пособия, таких как: «Кто, где живет?», «Четвертый лишний», «От какого дерева лист?», «Чьи плоды?», «Времена года», «Угадай, кто в гости пришел?» и др.
Немаловажную роль в развитии речи, в пополнении словарного запаса ребенка играют родители.
Взаимодействие с родителями необходимо всегда, поскольку именно семья играет решающую роль в воспитании ребенка дошкольного возраста, а значит и развития речи, а родители – самые важные, главные, значимые для этого люди. Поэтому перед собой поставила задачу – вооружать родителей педагогическими знаниями, в частности конкретными знаниями по методике развития речи, для этого использовала различные формы и методы работы:
– посещение семей воспитанников на дому, с целью выявления подбора книг, картинок, игрушек, настольных игр о природе;
– групповые родительские собрания («Ваше общение с ребёнком», «Развитие речи дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой через игровую деятельность, «Прогулка с ребенком и развитие речи» и др.), на которых обращала внимание родителей на важность развития речи и обогащения словаря детей; (приложение 6)
– консультации «Детям нужна красота», «Куда пойти в выходной день с ребенком летом», «Прогулка в лес за ягодами» и др.;
– занятия с участием родителей;
– совместные экскурсии: «Экскурсии на лесную полянку в разное время года», «Мы – друзья природы»;
– совместное создание предметно – развивающей среды;
– индивидуальные беседы с детьми и родителями, по проблемам развития речи и обогащения словаря детей;
– почта Доверия: рубрика «Ваши вопросы – наши ответы»;
– оформление родительских уголков, где отражались задачи развития речи, основные виды занятий в группе, на примере показаны уровни речевых умений ребенка данного возраста (запись разговоров или рассказов, трудные по значению слова, грамматические формы, которыми он должен овладеть, и т. п.);
– папки – передвижки «Правильно ли говорит ваш ребенок?», «По совету всему свету», «Времена года», «Расскажите детям о …»;
– групповые альбомы «Наша дружная семейка», «Вот мы какие», «Мы – друзья природы», «Животные нашего края»;
– показ комплексных занятий, состоящих из простых упражнений (в старших группах — словесные упражнения, звуковой анализ слов), которые родители смогли бы повторить в семье – с целью ознакомления родителей с процессом формирования речи детей;
– оформление проектов «Во саду ли в огороде», «Животные нашего края», изготовлении рукописной книги «Красная книга Краснодарского края»;
– выпуск «Книжек-малышек нашей группы» (где размещались рассказы, сказки о живой и неживой природе, придуманные детьми).
Такой подход побуждал родителей, детей и нас, педагогов, к творческому сотрудничеству между собой, устранилась отчужденность, появилась уверенность, решались многие проблемы. А тесное сотрудничество с родителями способствовало обогащению словаря детей.
4. Выводы
Природа содержит в себе огромную педагогическую ценность, является эффективным средством развития словаря старших дошкольников. Огромна её роль в умственном и речевом развитии дошкольников. Природа со всем многообразием форм, красок, звуков является богатейшим источником развития словаря дошкольника и эстетических переживаний ребёнка. В процессе созерцания природы ребёнок имеет возможность правильно определить величину предмета, его форму, симметрию, цвета, их гармоничное сочетание и контраст цветов, или дисгармонию, определить оттенки цвета при разной степени освещённости в разные периоды дня, сезона и т.д. Но все это ребёнок может только при условии наличия в его словаре соответствующих названий предметов, объектов и явлений, а также сформированности соответствующих представлений. В работе применялись известные, неоднократно апробированные в методических исследованиях и практике методы и приемы, адаптированные к конкретному содержанию.
С целью обогащения словаря детей решались следующие задачи:
- активизировать имеющийся у ребенка словарь. Обогащать словарь путем расширения знаний о родном крае, анализируя знакомые предметы, объекты, явления природы и выделяя их свойства.
- учить анализировать предметы и явления, вникать в их свойства, абстрагировать и обобщать признаки однородных предметов.
- учить опираться на разные признаки предметов для классификации.
Систематическая работа по обогащению словаря дошкольников показала, что целесообразными формами и методами являются:
- наблюдение природных явлений,
- беседы, чтение художественных произведений о природе,
- дидактические игры и лексические упражнения природоведческой тематики:
игры и упражнения, направленные на выделение свойств знакомых предметов, объектов, явлений природы;
развитие умения абстрагировать и обобщать признаки однородных предметов;
классификацию и сравнение предметов; закрепление обобщающих наименований; понимание и подбор антонимов и синонимов к словам разных частей речи;
уточнение и объяснение лексических значений мотивированных слов.формирование лексических значений многозначных слов.
- использование технологии мнемотехника при составлении описательных рассказов.
Все названные приёмы способствуют более эффективному обогащению словаря, так как дети старшего дошкольного возраста обладают способностью эмоционально воспринимать природное окружение. Выбранные приемы и методы, их интегрированность, частая смена детской деятельности в течение образовательной деятельности способствовала познавательному развитию детей и обогащению словаря детей. Общение с детьми строилось на принципах сотрудничества и взаимоуважения.
5. Используемая литература
- Алексеева, М.М. Методика развития речи дошкольников/ М.М.Алексеева, В.И. Яшина. - М., 2006.
- Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей /А.Г.Арушанова. - М., 2005.
- Ахманова, О.С. Словарь лингвистических терминов/ О.С.Ахманова.- М., 1966.
- Богуш А.М. Речевая подготовка детей к школе/ А.М.Богуш. -Киев, 1984.
- Бородич A.M. Методика развития речи детей: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности " Дошкольная педагогика и психология. " -2-е изд. - М., 1967.
- Бавыкина, Г.Н. Формирование словаря детей дошкольного возраста / Г.Н.Бавыкина - Комсомольск-на Амуре, 1996.
- Виноградова, Н.Ф. Умственное воспитание детей в природе/ Н.Ф.Виноградов. - М., 1984.
- Виноградов, В.В. Русская речь, ее изучение и вопросы речевой культуры// Вопросы языкознания/ В.В.Виноградов. -М., 1961.
- Выготский, Л.С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте Избранные психологические исследования/ Л.С.Выготский. - М., 1956, с. 269).
- Гербова, В.В. Развитие речи в детском саду// Программа и методические рекомендации для работы с детьми/ В.В..Гербова. - М., 2007.
- Как знакомить дошкольников с природой: Пособие для воспитателей детского сада / Под редакцией П.Г. Саморуковой. - 2-е изд., - М.: Просвещение, 1983. - 207с.
- Методика ознакомления детей с природой в детском саду: Учеб. Пособие для пед. училищ по спец. «Дошк. Воспитание»/ Под ред. П.Г. Саморуковой. - М.: Просвещение, 1991. - 240с.
- Николаева, С.Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой // Дошкольная педагогика, 2001, №2. - с.15.
- Николаева, С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой // Дошкольное воспитание. - 2000, №7 - с.31-33.
- Программа обучения и воспитания в детском саду.//Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. М., 2006.
- Родной край: Пособие для воспитателей дет. Cада. Составители: Р.И. Жуковская, Н.Ф. Виноградова, С.А. Козлова/ Под ред. С.А. Козловой. - 2-е изд; М.: Просвещение, 1985. - 238 с.
- http://doshvozrast.ru/konspekt/komplex06.htm
- http://gigabaza.ru/doc/76381-pall.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Театрализованная деятельность как эффективная форма работы по познавательному, речевому и творческому развитию дошкольников»
«Сказки любим, сказки знаем»...
Опыт работы по познавательно - речевому развитию детей старшего дошкольного возраста
Опыт работы по познавательно - речевому развитию детей старшего дошкольного возрастаПодготовила воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ ДС "Голубые дорожки" г. Волгодонска, Росто...
Опыт работы « «Развитие познавательно - речевой активности посредством ТРИЗ технологий»
В настоящее время важно, чтобы современный ребенок овладел не только определенной суммой знаний и умений, а мог бы активно мыслить, уметь находить выход из любой ситуации, делать выводы, доказывать, о...
План работы по самообразованию Тема: «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомления с природой родного края»
Jзнакомление детей дошкольного возраста с объектами природы родного края, особенностями взаимоотношения человека с окружающей средой, формирование начал экологической культуры....
для Аттестации -2020 "Опыт работы по познавательно-речевому развитию дошкольников"
Дошкольный возраст – время, когда закладываются самые глубинные оценки окружающего мира, это начальный этап формирования личности человека, его ориентация в окружающем мире.Хорошая речь – ...
Методическая разработка: ОПЫТ РАБОТЫ НА ТЕМУ: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным городом».
laquo;Патриотизм – это и преданность своему Отечеству, и стремление сделать все возможное, чтобы сохранить культурную самобытность каждого народа, входящего в состав России»....
Опыт работы. Тема: «Познавательно – речевое развитие детей старшего дошкольного возраста через краеведение» для аттестации раздел личный вклад
Цель. Обеспечение процесса развития познавательно – речевой сферы ребенка в различных видах совместной деятельности через приобщение детей к истории и культуре родного в сочетании с традиционным...