КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАССМАТРИВАНИЮ КАРТИНЫ З.М. БАШКИРЦЕВОЙ «ОСЕНЬ»
план-конспект урока по развитию речи (подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod.docx | 888.24 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска
«Детский сад № 53»
КОНСПЕКТ
НЕПОСРЕДСТВЕННО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО РАССМАТРИВАНИЮ КАРТИНЫ
З.М. БАШКИРЦЕВОЙ «ОСЕНЬ»
Подготовила и провела:
Спраговская Ольга Викторовна,
воспитатель высшей
квалификационной категории
2019г.
Образовательные задачи.
Обобщить представления о периодах осени и изменениях в природе поздней осенью. Актуализировать словарь по теме «Осень». Совершенствовать навык рассматривания картины, формировать целостное представление об изображенном на ней; навык слогового анализа слов; синтаксической стороны речи (сложноподчиненные предложения).
Развивающие задачи.
Развивать связную речь, дыхание, слуховое и зрительное внимание, зрительный гнозис и конструктивный праксис, речевой слух, мышление, все виды восприятия, творческое воображение.
Воспитательные задачи.
Воспитывать эмоциональный отклик на изображенное на картине, инициативность, самостоятельность, творческую активность.
Приоритетная образовательная область: «Речевое развитие»
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Материалы и оборудование.
СD - проигрыватель, СD с записью курлыканья журавлей, мольберт, репродукция картины М. Башкирцевой «Осень», корзинка с сухими листьями, контейнер с листьями, травой, мхом, желудями, каштанами, камушками; шелковый платок, предметные картинки с изображениями грибов, плоскостные изображения корзинок, конверты с пазлами.
Предварительная работа.
Наблюдение за изменениями в природе поздней осенью; за тем, что листья опали, цветы и травы засохли, насекомые исчезли, птицы улетели, воздух стал холодным, дни короткими, а ночи длинными. Разучивание стихотворения Е. Благининой «Улетают, улетели...»
Ход НОД
1. Организационный момент. Рассказывание стихов об осени. Создание эмоционального фона занятия. Развитие слухового внимания, общих речевых навыков. Объявление темы занятия.
Звучит запись криков улетающих журавлей.
Воспитатель.
Ласточки пропали,
А вчера зарей
Все грачи летали
Да как сеть мелькали
Вон над той горой.
С вечера все спится,
На дворе темно.
Лист сухой валится,
Ночью ветер злится
Да стучит в окно.
А. Фет
Вот и наступила поздняя осень. Все реже солнышко выглядывает из-за туч. Голые и скучные стоят деревья. Улетают на юг последние стаи птиц. Крики каких птиц вы слышали сейчас?
Дети. Это крики журавлей.
Воспитатель. Верно. Это журавли покидают родину до весны и грустно курлыкают, улетая. Расскажите стихотворение Е. Благининой об улетающих птицах. Следите за произношением звуков. Старайтесь говорить четко и выразительно.
1- й ребенок.
Скоро белые метели
Снег поднимут от земли.
Улетают, улетели,
Улетели журавли.
2- й ребенок.
Не слыхать кукушки в роще.
И скворечник опустел.
Аист крыльями полощет -
Улетает, улетел.
3- й ребенок.
Лист качается узорный
В синей луже на воде.
Ходит грач с грачихой черной
В огороде по гряде.
4- й ребенок.
Осыпаясь, пожелтели
Солнца редкие лучи.
Улетают, улетели,
Улетели и грачи.
2. Рассматривание репродукции картины М. Башкирцевой «Осень». Беседа по картине.
Развитие диалогической речи, зрительного внимания, восприятия. Воспитание эмоционального отклика на изображенное на картине. Формирование целостного представления об изображенном на ней.
Воспитатель привлекает внимание детей к картине.
Воспитатель. Посмотрите на картину и опишите настроение, возникающее у вас при рассматривании.
Дети рассказывают о своих впечатлениях.
Воспитатель. Все вы отмечаете, что вам грустно, когда смотрите на эту картину. Почему? В каких тонах она написана? Что навевает на вас грусть?
1- й ребенок. Картина написана неяркими красками.
2- й ребенок. Аллея на картине тонет в густом холодном тумане.
3- й ребенок. Деревья на картине уже почти голые, а оставшиеся листья неяркие, подсохшие.
4- й ребенок. Трава вдоль дороги уже пожелтела и засохла.
1- й ребенок. Дорога грязная. На ней лежат кучи сухих листьев.
2- й ребенок. Слева от дороги глубокая лужа с холодной водой.
3- й ребенок. Справа в глубине виден мостик над каналом. Там тоже холодная вода.
4- й ребенок. Неба не видно, потому что все закрывает туман.
Воспитатель. Послушайте, как пишет об осенних туманах М. Гумилевская.
«Стелются над землей осенние туманы. Кажется, будто низко-низко опустились облака и окутали землю белым густым покровом. Да ведь так и есть! Потому что и облака в небе, и туман низко над землей состоят из крохотных капелек воды».
Какой воздух там, на аллее осеннего парка, если все окутал туман?
Дети. Воздух влажный, сырой, холодный.
Воспитатель. Какое время суток изобразил художник?
Дети. Это раннее утро.
Воспитатель. Что мы можем услышать в это время на пустынной аллее?
Дети. На аллее тихо. Птицы уже улетели. Насекомые исчезли. Только чуть слышно шелестят листья на земле.
Воспитатель. Да, действительно. Листья шелестят чуть слышно, потому что ветра на аллее нет. А вот мы с вами сейчас устроим сильный осенний ветер.
3. Упражнение «Осенний ветер». Воспитание направленной воздушной струи. Развитие силы выдоха.
Воспитатель высыпает на стол сухие листья из корзинки и предлагает детям присесть на корточки с одной стороны стола так, чтобы листья находились на уровне губ.
Воспитатель.
Задрожали листы, облетая,
Тучи неба закрыли красу,
С поля буря ворвавшися злая
Рвет и мечет и воет в лесу.
А. Фет
Превращайтесь в сильный осенний ветер. Сделайте глубокий вдох через нос и сильно подуйте на листья, вытянув губы трубочкой, не раздувая щек.
Дети дуют по команде воспитателя.
Воспитатель. Ой, какой сильный ветер на аллее в парке! А теперь быстро соберите листья в корзинку.
Дети собирают листья в корзинку.
4. Упражнение «Узнай на ощупь». Развитие тактильных ощущений.
Воспитатель предлагает детям вновь сесть на стульчики и закрыть глаза.
Воспитатель. Я хочу предложить вам очень интересное задание. Я поставлю перед вами контейнер, а вы опустите в него руки. Я закрою контейнер платком. Вы откроете глаза и расскажете, что нащупали в контейнере, каковы эти предметы на ощупь. Хочу подсказать вам, что я нашла все эти предметы на аллее осеннего парка.
Дети ощупывают предметы в накрытом платком контейнере и рассказывают о своих ощущениях.
1- й ребенок. Я нашел желудь. Он гладкий, овальный, приятный на ощупь.
2- й ребенок. Я нашел каштан. Он большой и колючий.
3- й ребенок. Я нашла мох. Он влажный и мягкий.
4- й ребенок. Я нашла лист клена. Он легкий, большой, сухой.
Воспитатель. Вы очень хорошо описали найденные предметы. Молодцы!
Воспитатель снимает платок и позволяет детям рассмотреть предметы в контейнере.
5. Упражнение «Осень». Координация речи с движением.
Воспитатель приглашает детей пройти на ковер. Дети встают в круг и делают знакомое упражнение.
Осень. По утрам морозы. | Встают на носочки и поднимают руки вверх, а потом приседают. |
В рощах желтый листопад. | Кружатся на носочках. Руки на поясе. |
Листья около березы Золотым ковром лежат. | Приседают, делают плавные движения руками перед собой влево-вправо. |
В лужах лед прозрачно-синий. | Бегут по кругу на носочках. |
На листочках белый иней. Е. Головин | Останавливаются, приседают. |
6. Упражнение «Что лишнее?». Развитие зрительного внимания и восприятия. Совершенствование синтаксической стороны речи (сложноподчиненные предложения).
Воспитатель предлагает детям сесть за столы и раскладывает перед ними четыре картинки (волнушка, мухомор, подосиновик, сыроежка).
Воспитатель. Поздней осенью в лесу еще можно найти грибы. Я хочу проверить, хорошо ли вы знаете, какие грибы считаются съедобными, а какие ядовитыми. Какой из этих грибов лишний и почему?
1- й ребенок. Лишний мухомор, потому что он ядовитый, а волнушка, подосиновик и сыроежка - съедобные грибы.
Можно предложить детям рассмотреть еще 2-3 комплекта картинок и дать объяснения.
7. Упражнение «Собери в корзинки». Совершенствование навыка слогового анализа слов.
Картинки с изображениями грибов (ры-жик, бо-ро - вик, ли-сич-ка, мас-ле-нок, о-пя-та, вол-нуш-ка, сы-ро-еж-ка, по-до-си-но-вик, под-бе-ре-зо-вик), детям даются плоскостные изображения корзинок.
Воспитатель. Соберите грибы в корзинки. Лиза будет собирать грибы, в названиях которых только два слога. Денис соберет грибы, в названиях которых по три слога. Ваня соберет грибы, названия которых состоят из четырех слогов. А Кирилл должен собрать грибы, названия которых делятся на пять слогов.
Дети выполняют задание. Воспитатель предлагает им проверить друг друга.
8. Пазлы «Грибы». Развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса.
Воспитатель раздает детям конверты с пазлами, (картинки с изображениями боровика, волнушки, рыжика и лисички).
Дети собирают пазлы. Воспитатель оценивает их работу и убирает картинки.
9. Отгадывание загадок об осени. Развитие мышления.
Воспитатель предлагает детям отгадать загадки.
Воспитатель.
Под осинкой у тропинки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет ботинка.
Шляпка есть, нет головы.
Дети. Это подосиновик. Он растет под осиной в траве.
Воспитатель.
Из-под елок на пригорок
Вышел мальчик ростом с пальчик.
Он на тучки поглядел,
Сразу кепочку надел -
Новенькую, ладную,
Цветом шоколадную.
Дети. Это белый гриб. Он растет возле елок. У него коричневая шляпка.
Воспитатель. Отлично. Вы отгадали мои загадки!
10. Окончание занятия. Оценка работы детей.
Воспитатель предлагает детям высказать впечатления о занятии, а потом оценивает деятельность каждого ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Тема: «Рассматривание картины И.Левитана «Золотая осень»
Программные задачи:1. Продолжать знакомить детей с жанрами живописи пейзажем и натюрмортом.2. Упражнять в подб...
Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень».
Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень».Цель: формировать умение составлять описательный рассказ , закреплять знание о характерных прим...
Рассматривание картины И. Левитана "Золотая осень"
Знакомство с искусством - Рассматривание картины И. Левитана "Золотая осень"....
Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень» (старшая группа)
Познакомить детей с творчеством И. Левитана на основе картины «Золотая осень». Учить детей замечать красивое в природе и пейзажной живописи. Учить детей видеть в живописи средства выразите...
Образовательная ситуация по развитию связной монологической речи в подготовительной группе. Рассматривание картин И.Левитана "Поздняя осень" и А.К.Саврасова "Поздняя осень" и беседы по ним
Обобщение представлений о периодах осени и изменениях в природе поздней осенью. Актуализация словаря по теме "Осень"....
Образовательная ситуация по развитию связной монологической речи в подготовительной группе. Рассматривание картины И Левитана "Золотая осень" и беседа по ней
Развитие связной монологической речи, фонематических представлений, дыхания, речевого слуха, мышления, всех видов восприятия, творческого воображения, тонкой моторики...
Конспект занятия старшая группа развитие речи Тема: рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень»
Конспект занятия старшая группа развитие речиТема: рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень»Цель. Закрепить представления детей об осеннем времени года, развивать диалогическую ре...