Путешествие по Лукоморью
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Данилкина Мария Станиславовна

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ г.ДОЛГОПРУДНОГО

АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ г.ДОЛГОПРУДНОГО

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №23 «АНТОШКА»

(АОУ детский сад №23 «Антошка»)

 

 

 

Тематическое мероприятие в подготовительной группе

ко дню памяти А.С.Пушкина

«Путешествие по Лукоморью»

 

Подготовила и провела

воспитатель группы №1 «Лисята»:

Данилкина М.С.

 

 

 

 

г.Долгопрудный

14.02.2018г.

Цель: Продолжать знакомить детей с русской классикой на примере произведений А.С.Пушкина.

Задачи:

Образовательные:

1. Продолжить формировать интерес к сказкам А.С. Пушкина.

2. Закреплять представление о художественных особенностях сказок.

Развивающие задачи: 

1.Развивать умение детей передавать в рисунках образы сказочных персонажей, характерные черты полюбившегося персонажа, образное представление и воображение

2. Развивать умения отвечать на вопросы по содержанию произведений, использовать в ответах предложения разных конструкций, подбирать слова для характеристики героев.

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать любовь к творчеству А.С. Пушкина, к красоте русского поэтического слова.

2.Воспитывать эстетический вкус к литературным произведениям, любовь к книге.

Интеграция образовательных областей: познавательной, социально - коммуникативной, художественно - эстетической, речевой.

Материалы и оборудование:

Ноутбук, иллюстрации к сказкам, вырезные картинки, клей

Предварительная работа:

Чтение сказок А.С.Пушкина.

Просмотр мультфильмов по сказкам А.С. Пушкина.

Прослушивание аудиоверсий сказок А.С. Пушкина.

Рассматривание и обсуждение иллюстраций художников к сказкам поэта.

Рисование и раскрашивание сказочных героев и сказочных сюжетов.

Организация выставки детского творчества на тему сказок А.С.Пушкина

 

Ход НООД.

I. Вводная часть.

- Сегодня к нам в группу пришли гости.

Давайте с ними поздороваемся. (дети здороваются)

-Они пришли посмотреть, как же вы повзрослели, чему научились за это время, а так же умеете ли вы внимательно слушать, отвечать на вопросы и выполнять задания.

- Ребята, а теперь все глазки на меня.

Скажите пожалуйста, а вы знаете где живут книги? (в библиотеке)

- Да, конечно, в библиотеке. В библиотеке очень много книг. У нас с вами в группе конечно не библиотека, но тоже есть много интересных и познавательных книг. Так вот, сегодня утром я рассматривала книги, которые стоят у нас в книжном уголке и заметила, что больше всего книг – это книги со сказками.

- Ребята, скажите, а вы любите сказки? (Да)

-Конечно, сказки любят и знают все. Назовите, какие сказки вы знаете? (дети называют известные им сказки)

- Молодцы! Я вижу, что вы знаете и любите сказки. Ребята, а как вы думаете, кто сочиняет сказки? (Писатели и народ) Все верно. Сказки, которые сочиняет народ – это народные сказки. Они передавались из поколения к поколению. Бабушки рассказывали своим внукам, внуки вырастали и рассказывали эти сказки своим детям. А есть сказки, которые сочинили писатели (авторы) они записывали свои сказки и эти сказки мы можем прочитать.

II. Основная часть.

- Сегодня я вам предлагаю отправиться в сказочную страну, где живу сказки. Вы согласны? (Да) Тогда в путь!

Садитесь на стульчики. (дети садятся на стульчики)

Чтобы попасть в сказку нужно сказать волшебные слова: - Раз, два, три сказка появись!

Закрываем глазки и все вмести произносим тихо, тихо:

-Раз, два, три сказка появись!

На экране 1 слайд (дуб, кот ученый)

- Вот так- так, и где это мы с вами оказались?

- Посмотрите, какое большое дерево. Как оно называется? (Дуб)

- Верно дуб, но это необычный дуб. На нем цепь, кот ученый ходит по цепи кругом.

- Какой поэт – писатель придумал и описал именно этот сказочный дуб?

(А.С. Пушкин)

Выходят дети читают «У лукоморья дуб зеленый»

У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том:

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом;

Идёт направо — песнь заводит,

Налево — сказку говорит.

Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит;

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей;

Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей;

Там лес и дол видений полны;

Там о заре прихлынут волны

На брег песчаный и пустой,

И тридцать витязей прекрасных

Чредой из вод выходят ясных,

И с ними дядька их морской;

Там королевич мимоходом

Пленяет грозного царя;

Там в облаках перед народом

Через леса, через моря

Колдун несёт богатыря;

В темнице там царевна тужит,

А бурый волк ей верно служит;

Там ступа с Бабою Ягой

Идёт, бредёт сама собой,

Там царь Кащей над златом чахнет;

Там русский дух… там Русью пахнет!

И там я был, и мёд я пил;

У моря видел дуб зелёный;

Под ним сидел, и кот учёный

Свои мне сказки говорил.

На экране 2 слайд (А.С. Пушкин и Арина Родионовна)

- Посмотрите на экран, вы конечно же узнаете Великого русского поэта и писателя А.С. Пушкина.

- У Александра Сергеевича, когда он был маленьким, была няня Арина Родионовна, которая часто рассказывала ему сказки. Одни сказки она слышала от других, а другие придумывала сама. На основе сказок Арины Родионовны А.С. Пушкин создал сказки, которые знают и любят не только в нашей стране, но и во многих других странах мира.

- Сказочная страна, которую придумал А.С. Пушкин, называется Лукоморье. Именно по Лукоморью мы отправляемся с вами путешествовать.

На экране 3 слайд (дуб, кот ученый, русалка, письмо)

- А кто из вас знает, что такое Лукоморье? (это остров, морской залив)

- Ребята, посмотрите, а что это под дубом? Конверт.

На экране 4 слайд (письмо)

Дорогие Ребята, по сказочной стране прошел слух, что вы очень хорошо знаете сказки А.С. Пушкина. Вот я и хочу проверить, правда ли это? На листьях сказочного дуба я спрятал задания для вас. Только тот, кто пройдет эти испытания, будет считаться Знатоком сказок А.С. Пушкина и сможет попасть в Лукоморье.

На экране 5 слайд (дуб, кот ученый, русалка, дубовый листок с 1 заданием)

- Посмотрите, на сказочном дубе появился листок с заданием. Узнаем, какое 1-е испытание приготовил нам кот ученый.

1 листок

Ученый кот спрашивает:

Какие сказки А.С. Пушкина вы знаете, то незамедлительно называйте!

«Сказка о рыбаке и рыбке».
«Сказка о золотом петушке».
«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».
«Сказка о царе Салтане».

«Сказка о попе и о работнике его Балде

На экране 6 слайд (обложки книг сказок А.С. Пушкина)

Молодцы! Посмотрите, вот они обложки книг со сказками Пушкина. Но это было легкое задание и вы с ним конечно же справились.

На экране 7 слайд (дуб, кот ученый, русалка, дубовый листок со 2 заданием)

- Но вот на дубе появился следующий листок. Возьмем его и узнаем, какое еще испытание приготовил кот ученый

2 листок

Согласитесь без опаски вспомнить все эти сказки, которые назвали. Если правильно ответите на вопрос, экран покажет нам ответ. Послушайте внимательно отрывок из сказки и назовите сказку.

1.- Глядь: опять перед ним землянка;

На пороге сидит его старуха,

А перед нею разбитое корыто. На экране 8 слайд («Сказка о рыбаке и рыбке»)


2. - Ель растет перед дворцом,

А под ней хрустальный дом;

Белка там живет ручная,

Да затейница какая!

Белка песенки поет

Да орешки все грызет... На экране 9 слайд («Сказка о царе Салтане»...)

3. - Коль кругом все будет мирно,
Там сидеть он будет смирно;
Но лишь чуть со стороны
Ожидать тебе войны,
Иль набега силы бранной,
Иль другой беды незваной
Вмиг тогда мой петушок 
Приподымет гребешок,
Закричит, и встрепенется,
И в то место обернется. На экране 10 слайд («Сказка о Золотом Петушке»...)

4. - Я ль на свете всех милее

Всех румяней и белее?

и услышала в ответ:

«Ты, царица, спору нет.

Ты на свете всех милее

Всех румяней и белее… На экране 11 слайд («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях)

5. - С первого щелка
Прыгнул поп до потолка;
Со второго щелка
Лишился поп языка;
А с третьего щелка
Вышибло ум у старика. На экране 12 слайд («Сказка о попе и о работнике его балде)

-Молодцы! и с этим заданием вы справились. А сейчас мы отправляемся дальше в путешествие и немного отдохнем.

Вставайте у стульчиков.

На экране 13 слайд (кораблик, остров)

Физкультурная пауза

 

- Ну вот, пока мы с вами плыли на кораблике по морю, отдохнули, у корней сказочного дуба кот ученый приготовил нам еще одно испытание:

Что это – это ларец с заданием. (в руках шкатулка, открываю, достаю и читаю листок с заданием)

В ларце задание от ученого кота

У меня для вас ребятки, средь корней под дубом этим есть ларец, а в нем предметы. Как они туда попали и кому принадлежали?

В ларце находятся карточки, на которых изображение какого-то предмета или героя из сказки, чтобы вернуть их в свою сказку, вам нужно будет достать из ларца карточку, назвать, что на ней изображено и что это за сказка. (дети по очереди подходят к ларцу и достают по одной карточке)

Предметы:

- Яблоко («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)

- Разбитое корыто («Сказка о рыбаке и рыбке»)

- Бочка («Сказка о царе Салтане»)

- Белочка («Сказка о царе Салтане»)

- Месяц («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях

- Рыбка («Сказка о рыбаке и рыбке»)

- Говорящее зеркало («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)

- Золотой петушок («Сказка о Золотом петушке»)

- Лебедь («Сказка о царе Салтане»)

- Черт («Сказка о попе и о работнике его Балде»).

- Невод («Сказка о рыбаке и рыбке»)

- Орешки («Сказка о царе Салтане»)

- Молодцы! И с этим заданием кота вы справились.

На экране 15 слайд (дуб , кот ученый, русалка, дубовый листок с 4 заданием)

- Вот еще один волшебный листок с дуба срываю, а там «Сказочные загадки». Если правильно ответите на вопросы, экран покажет нам ответ.

  1. Про какого героя своей сказки А.С. Пушкин писал:

Чуть опасность где видна,

Верный сторож как со сна

Шевельнётся, встрепенётся,

К той сторонке обернётся

И кричит: «Кири-ку-ку.

Царствуй, лёжа на боку!» На экране 16 слайд ПЕТУШОК

  1. Кто говорил и в какой сказке

«Ты прекрасна, спору нет!...

Всех румяней и белее На экране 17 слайд ЗЕРКАЛО

  1. На чем плыли по морю князь Гвидон с матерью? На экране 18 слайд В БОЧКЕ.
  1. Князь Гвидон 3 раза превращался в насекомых, назовите их. На экране 19 слайд КОМАР, МУХА, ШМЕЛЬ
  1. В сказке «О мертвой царевне и семи богатырях» королевич Елисей искал свою невесту и никак не мог найти. К кому он обращался, у кого спрашивал: На экране 20 слайд СОЛНЦЕ, МЕСЯЦ, ВЕТЕР
  1. В сказке «О царе Салтане» Царевна-лебедь выполняет 3 чуда по желанию князя Гвидона. Об этих чудесах он узнает от ткачихи, поварихи и сватьи бабы Бабарихи, когда летает, превратившись в комара, затем в муху, о потом и в шмеля к царю Салтану. Назоваите эти чудеса. На экране 21 слайд БЕЛКА, 33 БОГАТЫРЯ, ЦАРЕВНА
  1. Что просил старик у Золотой рыбки по приказу старухи: На экране 22 слайд Новое корыто, новую избу, Старуха захотела стать столбовой дворянкой, вольною царицей, владычицей морскою

Молодцы! Вы знаете сказки А.С. Пушкина, но Кот ученый просто так никого не впускает в сказочное Лукоморье, и придумал еще задание для вас.

На экране 23 слайд (дуб, кот ученый, , дубовый листок с 5 заданием)

- Срываем следующий дубовый листок и что там:

Кот ученый просит вас помочь ему: У него были картинки с любимыми сказками Пушкина, которые художники - иллюстраторы рисовали к книгам, а художники – мультипликаторы к мультфильмам по сказкам А.С. Пушкина, но кто-то взял их и разрезал на несколько частей. Каждую разрезанную картинку кот сложил в отдельный конверт. Вам необходимо собрать картинку, и назвать из какой сказки у вас оказалась иллюстрация.

Игра «Собери картинку».

Вот каждому из вас конверт с частями картинки. Садитесь за столы и помогите восстановить картинки. (дети собирают из частей, целую картинку, и называют сказку)

- Молодцы! Помогли коту восстановить картинки и правильно назвали из каких они сказок.

На экране 24 слайд (дуб, кот ученый, , дубовый листок с 6 заданием)

- А мы с вами дальше отправляемся в путешествие по Лукоморью. Садитесь опять на стульчики и посмотрите внимательно на дуб. Что вы видите – 6 дубовый листок с заданием от ученого кота. Срываю его, и что же там.

Кот ученый пишет: Я живу так много лет, что память меня последнее время стала подводить. Что-то сказки мои любимые стал я забывать. Что делать, начало помню, а конец забыл.

-Ребята, давайте поможем коту! Я буду начинать строчку из сказки, а вы мне подсказывать слова. Приготовились внимательно слушать.

1.Жил со своею старухой

у самого синего….(моря)

2.Родила царица в ночь не то сына не то дочь

Не мышонка, не лягушку, а неведому…..(зверюшку)

3.Белка песенки поет,

да орешки все…..(грызет)

4.Нужен мне работник:

повар, конюх и …..(плотник)

5.И днем и ночью кот ученый

все ходит по цепи…..(кругом)

6.Ах ты мерзкое стекло!

Это врешь мне ….(назло)

7. Вот мудрец перед Дадоном

Стал и вынул из мешка….(Золотого петушка)

8.Месяц, месяц мой дружок

позолоченный…..(рожок)

Ребята, какие молодцы: умники и умницы. Все испытания вы прошли, предыдущий дубовый листок оказался последним заданием для вас от ученого кота, но он просто так не сдается, он же кот ученый так вот оказывается, он приготовил задание для наших гостей.

- Сейчас, кто-то из ребят покажет, изобразит вам героя или эпизод из сказки, ну а ваша задача догадаться кто этот персонаж и из какой он сказки.

III. Заключительная часть.

На экране 25 слайд (кот ученый, лукоморье, Пушкин)

- Ну вот, как мне не жаль, но наше путешествие подошло к концу и кот ученый прощается с вами, пора оправляться домой.

- Вам понравилось наше путешествие? (Да)

- На память о том, что мы с вами побывали в Лукоморье останется в группе у нас вот такой дуб.

Итог: Наше занятие подошло к концу, герои сказок Великого Русского поэта и писателя А.С.Пушкина оказались в Лукоморье.

- Давайте еще раз вспомним про какие сказки мы сегодня с вами говорили?

-«Сказка о рыбаке и рыбке».
«Сказка о золотом петушке».
«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».
«Сказка о царе Салтане».

«Сказка о попе и о работнике его Балде».

- Чему учат эти сказки? Чем они заканчиваются? (добро побеждает зло; нельзя быть жадным и злым; нужно помогать другим)

Здесь у меня в корзинке кот передал угощение от белочки. Сейчас мы с вами пойдем в группу и посмотрим что же там такое.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговое мероприятие по проекту "Наш Пушкин" - "Путешествие в Лукоморье"

Конспект занятия включает в себя приемы и методы, предварительную работу, динамическую паузу, физкультминутку, драматизацию отрывка сказки Пушкина "Сказка о рыбаке и  рыбке".Можно использовать в ...

Сценарий праздника посвященного выпуску детей в школу «Путешествие по лукоморью»

Сценарий утренника для выпускного вечера подготовительной к школе группы с участием сказочных героев....

Развлечение для старших и подготовительных групп "Путешествие в Лукоморье", посвященное дню знаний

Дети отправляются в сказочную страну "Лукоморье",где их ждут неожиданные встречи....

Педагогический проект "Путешествие по лукоморью"

Проект по знакомству с творчеством А.С.Пушкина...

Конспект НОД в подготовительной группе «Сказочное путешествие в Лукоморье».

НОД на актуализацию  у детей представлений о творчестве Пушкина...

Путешествие по Лукоморью

Совместный досуг с родителями...

Сценарий праздника по сказкам Пушкина «Путешествие в Лукоморье»

Приобщение дошкольников к творчеству великого русского поэта....