Совместная деятельность учителя-логопеда с детьми старшего возраста в период проведения мониторинга
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Матвеева Светлана Петровна

Конспект занятия учителя-логопеда в старшей группе "Наша "Радуга""

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hod_zanyatiya.docx24.69 КБ
PDF icon raduga_prezentatsiya.pdf2.3 МБ

Предварительный просмотр:

Ход занятия:

 Орг. момент начала занятия.

Дети входят в зал, здороваются с гостями.

Логопед: Ребята, сегодня мы пришли в музыкальный зал, но не для того, чтобы петь или танцевать, а на встречу с нашими гостями. Замечательно, что вы не забыли с ними поздороваться. А теперь, как вежливые и воспитанные дети, представьтесь, пожалуйста.

В этом нам поможет наш разноцветный клубочек. Становитесь в кружок.

Упражнение «Разноцветный клубочек»

Поднимите правую руку. Этой рукой вы будете передавать по кругу клубочек.
А где ваши указательные пальчики на левой руке? – Вокруг них вы будете пропускать ниточку, разматывая клубочек. При этом называйте нашим гостям свои имена.

Дети, передавая по кругу клубочек, обвивают ниточкой указательный палец левой руки, при этом называя свои имена по образцу, предложенному логопедом:

- Меня зовут Светлана Петровна, а как тебя?

- Меня зовут Даша, а ласково – Дашенька.
- Моё имя Станислав, а мама называет меня – Стасик.
- Я – Наташа, а папа зовет меня Наташенькой и т.п.

Логопед замыкает получившийся круг и просит детей поднять вверх руку с ниточкой на пальчике.

- Вы молодцы, вы смогли не уронить клубочек, не запутать ниточку, а всё потому, что действовали дружно, были осторожны и внимательны друг к другу.

А этот разноцветный клубочек нам еще пригодится сегодня, если вдруг у нас возникнут какие-нибудь проблемы, он нам обязательно придет на помощь! Он связал нас всех вместе, потому что мы все из одной группы, которая называется… (как?)

- «Радуга»

Беседа с детьми о радуге.                                                                          СЛАЙД №1

Логопед задает детям вопросы, комментирует и уточняет ответы.

- Что означает слово «радуга»? Да, это очень красивое природное явление.

- Где можно увидеть радугу? Конечно, радуга видна на небе, обычно после дождя или перед дождем, но при этом обязательно светит солнце. Солнечные лучики, проходя через капельки воды, преломляются и становятся разноцветными.  Солнышко должно быть не очень высоко на небе, поэтому радугу чаще всего наблюдают утром или ближе к вечеру.

- В какое время года обычно бывает радуга на небе? Действительно, чаще всего летом, но бывали случаи, когда радуга появлялась на небе и ранней весной, и осенью, и даже зимняя радуга бывает, только очень редко.

- Скажите дети, а по своей форме радуга какая? На что она похожа?
(ответы детей с опорой на предложенные картинки: на арку, на полукруг, на банан, на коромысло…)                                                                                      

                                                                                                                   СЛАЙД

- А па цвету радуга какая? (разноцветная) Конечно, посмотрите, радуга разноцветная

                                                                                                                  СЛАЙД

-Ой, что происходит? Почему вдруг пропала наша разноцветная радуга, а вместо нее какие-то черно-белые дуги?!

                                                                                                                 ГОЛОС

Аудиозапись:
- Ха-ха-ха! Хи-хи-хи! А это я вам всё испортила! Я – Шапокляк, вы знакомы со мной?
Я обожаю всякие пакости и злые шуточки. А ещё я не люблю детей и детские садики тоже не люблю, потому что меня туда не берут!

Логопед:

- Какая неприятность, ребята. Старуха Шапокляк решила нам испортить настроение, с радугой нашей что-то сделала…  Как же нам решить эту проблему?
(подводит детей к идее обратиться за помощью к Разноцветному клубочку)

Логопед предлагает одному из детей прокатить (но не бросать!) клубочек по полу к занавесу, потому что именно из-за занавеса, обычно, появляются всякие сюрпризы!

За занавесом дети обнаруживают большой конверт с «подсказкой» от Разноцветного клубочка. Логопед зачитывает детям сообщение:

«Конечно же, я помогу вам, ребята! Выполните по порядку столько заданий, сколько цветов в радуге. И тогда она вновь будет радовать вас! Удачи вам!»

Логопед уточняет с детьми, что в радуге 7 цветов и, следовательно, им нужно будет пройти 7 заданий. Обращает внимание детей на цифры-подсказки и предлагает найти, где же цифра «1».

- Цифра «1» - НА кубике У стены.

Логопед предлагает детям дойти до цифры-подсказки друг за другом, построившись в колонну:

Наташа, вставай за Станиславом;
Даша, встань перед Наташей;
Артём, вставай между Наташей и Дашей и т.п.

- А теперь друг за другом на носочках дойдем до цифры «1» .

Логическое мышление. Зрительное внимание. Обобщающие понятия.

Логопед раздает детям индивидуальные карточки (игра «Четвёртый лишний»)

Помидор, апельсин, яблоко, груша;
Красный мак; берёза, ёлочка, клён;
Красная рубашка, ботинки, тапки, сапоги;
Красные туфли, юбка, брюки, рубашка;
Красный мячик, шкаф, стол, стул;
Красное яблоко, лук, капуста, огурец;
Красный диван, мячик, кукла, пирамидка.

На всех «лишних» картинках  - красные предметы.

У малины и клубники,
Помидора и брусники
Вкус, конечно, очень разный,
Ну а цвет похожий — ...
Ответ: Красный

                                                                      СЛАЙД (красная дуга)

Логопед предлагает детям найти цифру «2». Она – ПОД стулом.
До этой цифры-полсказки друг за другом будем прыгать сначала на правой ножке, затем – на левой, руки на поясе.

Фонематический анализ. Выделение в словах первого звука.

На фланелеграфе предметные картинки и буквы. Детям предлагается по очереди определить в слове 1-ый звук и соединить картинку с нужной буквой при помощи стрелочек на липучках:

- Оставшаяся картинка будет того цвета, что вы ищете.

аист – А
удочка – У
иголка – И
кот – К
дом – Д
бананы – Б
мухомор – М

Остался – лимон (желтый )

Если ищешь этот цвет,
Знай, его в морковке нет.
А вот в репке бы нашел ты
Этот цвет. Какой он?
Ответ: Желтый

                                                                        СЛАЙД  (желтая дуга)

Цифра «3» - в вазе на цветочке.
Мы похлопаем, а теперь – потопаем, к цифре «3» мы пошагаем, топая ногами и хлопая одновременно руками.

Артикуляционная моторика. Мимика

Третье задание – загляните в зеркала

Логопед раздает детям индивидуальные зеркала и предлагает выполнить по показу несколько основных мимических и артикуляционных упражнений:

- Улыбнуться себе в зеркале, нахмурить брови, «удивиться», улыбнуться;
- Надуть щеки, втянуть щеки, надуть правую (левую) щеку;
- Заборчик, дудочка, блинчик, иголочка.

На дне контейнера из-под зеркал логопед находит загадку и читает ее детям:

На картине небо ясным
Нарисуем мы с тобой
И его закрасим краской
Как обычно -...

Ответ: Голубой

                                                                                               СЛАЙД (голубая дуга)

Цифры – «4» - их две – около столов  (задание для мальчиков и для девочек)

Разрезные картинки из 4 -6 частей с вертикальным, горизонтальным и диагональным разрезами. Согласование прилагательных с существительными.

Девочки: зелёное платье, зелёная ёлочка, зелёный бантик;
Мальчики: зелёный арбуз, зелёная лягушка, зелёный шарик, зелёный кузнечик.

Спрятан этот цвет в листочках
И в гороховых стручочках.
Даже огурец соленый
Тоже летом был...
Ответ: Зеленый

                                                                                             СЛАЙД (зеленая дуга)

Цифра  «5» – ПОД  тучей.  
- Разгоним тучи, чтобы выглянуло солнышко, чтобы засияла на небе радуга!

Физкультминутка

с элементами артикуляционной гимнастики « Радуга»

Дождь шумит     (сжимаем-разжимаем кулачки на вытянутых вверх руках)

Стучит в окно   (хлопают в ладоши)

Дунул ветер (над головой взмахи руками, наклоняясь вправо-влево)

Вдруг темно   (закрыть глаза)

Но внезапно ясно стало  (открыть глаза)

Солнце в небе засияло   ( солнышко из ладошек, касаясь одной  ладошкой о другую, пальчики расставлены и вытянуты вперед)

Ветер тучи разогнал  (подуть на тучу)

В небо радугу нагнал ( рисуем дугу над головой)

С радугой все веселее (улыбнуться всем ,соседу справа, слева)

Мы гулять пошли быстрее (шагаем на месте)

- Чтобы поскорее разогнать тучи, подуем на них, как дует ветер.

                                                                                                  СЛАЙД (солнышко)

Каждый апельсин им полон,
Веселей с ним даже клоун,
Он повсюду на лисе
И на белке в колесе.
Ответ: Оранжевый

                                                                                                  СЛАЙД (оранжевая дуга)

Цифра «6» рядом с мячиком, около него

Игра с мячом «Назови ласково»

туча – тучка
солнце – солнышко
капля – капелька
дождь – дождик
дорога – дорожка
ветер – ветерок
клубок - клубочек
слова – словечки…

                                                                                                         СЛАЙД (синие картинки)

Молодцы, вы справились и с этим заданием! Еще один цвет в радуге – СИНИЙ

                                                                                                        СЛАЙД (синяя дуга)

- Одного цвета не хватает нам… Может быть, кто-то уже догадался, что это за цвет?

СЛАЙД (фиолетовая дуга)


Какие вы, ребята, молодцы! Вы справились со всеми  заданиями и нашли все цвета радуги!

Осталось лишь правильно распределить эти цвета. Кто-нибудь из вас может по- порядку назвать цвета радуги?

СЛАЙД (радуга)

А мы с вами можем построиться так, чтобы из цвета нашей одежды тоже получилась радуга?

Дети читают по желанию стихи о радуге.

Логопед вспоминает о старухе Шапокляк и предлагает детям вечером в группе или дома нарисовать для нее красивую радугу и пригласить ее к нам в гости, тогда, может быть, она изменит свое поведение и превратится в милую и добрую бабушку Шапокляк.

                                 



Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная деятельность учителя - логопеда и воспитателя в старшей группе на ноябрь.

В плане описываются артикуляционные упражнения для постановки шипящих, свистящих звуков, упражнения для развития фонационного дыхания....

Конспект совместной деятельности по конструированию с детьми старшего возраста на тему: «Транспорт».

формироваybt представление детей о видах транспорта, закреплять умения работать по рисунку – схеме; развивать мышление, воображение. Умение самостоятельно анализировать, определять этапы работы....

Конспект совместной деятельности учителя – логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР с использованием современных компьютерных технологий по теме: «Посуда»

Конспект  совместной деятельности учителя – логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с ТНРс использованием современных компьютерных технологийпо теме: «Посуда»Коррекционн...

Конспект совместной деятельности учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР с использованием современных компьютерных и игровых технологий по теме: «Обувь»

Конспект совместной деятельности учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР с использованием современных компьютерных и игровых технологий по  теме: «Обувь» Ко...

Конспект совместной деятельности учителя – логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР с использованием современных компьютерных технологий по теме: «Посуда»

Конспект  совместной деятельности учителя – логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с ТНРс использованием современных компьютерных технологийпо теме: «Посуда»Коррекционн...