ВЛИЯНИЕ СЕНСОРНЫХ ИГР НА РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ В 2-3 ГОДА
статья по развитию речи (младшая группа)

Харламова Ольга Николаевна

ВЛИЯНИЕ СЕНСОРНЫХ ИГР НА РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ В 2-3 ГОДА

Разработала: Харламова Ольга Николаевна
 

Возраст от рождения до трех лет (ранний возраст) – это особый период в жизни детей, поскольку по интенсивности развития первые годы жизни не имеют равных себе. Бесспорно, это самый благоприятный возраст и для усвоения основ родной речи. Обозначим нормы развития речи у детей в этот период:

1) доречевой этап (первый год жизни):

- 0-2 месяца – крик, плач (первая голосовая реакция);

- 2-5 месяцев – гуление: появляются звуки «а», «ы», «у», иногда в сочетании с «г»; ребенок учится понимать обращенную к нему речь и управлять своими звуковыми интонациями;

- 5-6 месяцев – лепет: ребенок лепечет сам с собой, издает звуки при обращении к нему, поворачивает голову в сторону звука, замирает в ответ на внезапный громкий звук, узнает свое имя и реагирует на него.

- 6-7 месяцев – первые слоги: ребенок отдает предпочтение строго определенным звуки: «ба», «ма» и может повторять их бесконечно, слушая их звучание;

- 7-9 месяцев – комбинации слогов: лепет прогрессирует до произнесения одинаковых слогов: «тя-тя-тя», «ба-ба-ба» и т.д.; формируется понимание речи окружающих;

- 9-10 месяцев – звукоподражание: ребенок начинает имитировать звуки речи взрослых;

- 10-12 месяцев – первые осмысленные слова (чаще всего, из двух одинаковых слогов); ребенок демонстрирует интерес и внимание к речи других, повторяет и по-новому комбинирует звуки, соединяет их в «слова»; понимает и выполняет простые односложные инструкции.

2) этап первичного освоения языка (второй год жизни):

- на втором году жизни происходит накопление пассивного словаря и становление активной речи;

- к концу второго года жизни у ребенка формируется элементарная фразовая речь (он объединяет 2-3 слова), постепенно формируются грамматические категории;

3) этап усвоения грамматики (третий год жизни):

- на третьем году жизни ребёнок начинает самостоятельно употреблять простые грамматические конструкции, использовать простые предложения, обнаруживает потребность в словотворчестве (придумывает свои слова, используя при этом законы родного языка: «копатка» - лопатка» и т.д.);

- словарный запас расширяется до 4000 слов1,2.

Таким образом, мы видим, что в возрасте от двух до трех лет происходит значительный скачок в развитии речи. Столь активное развитие речи в рассматриваемом возрасте обусловлено появлением у детей способности к передвижению, влекущему за собой возможность получения представлений об окружающем мире через сенсорные системы: зрение, слух, осязание, обоняние и вкус. Соответственно, для максимального речевого развития необходимо сенсорное развитие детей, подразумевающее развитие их восприятия и формирование представлений о свойствах предметов3.

Сенсорное развитие – это длительный и сложный процесс, благополучное завершение которого не обходится без непосредственного участия взрослых людей, окружающих детей (родителей и воспитателей ДОО), которым следует хорошо понимать, что основной формой познания у детей младшего дошкольного возраста является игра4.

Чтобы помочь детям получить новый и необходимый им сенсорный опыт, а также активизировать их речевое развитие, следует внедрять в их повседневную деятельность различные сенсорные игры, ориентированные на то, чтобы дать детям новые чувственные ощущения:

- зрительные (ребенок видит яркие цвета, их перетекание друг в друга, смешивание);

- слуховые (ребенок слышит разнообразные звуки, от шуршания бумаги до звучания музыкальных инструментов, учится их различать);

- тактильные (то, что ребенок ощущает посредством прикосновений);

- двигательные (ощущения ребенка от движений тела в пространстве и ритма движений);

- обонятельные (ребенок вдыхает и учится различать разнообразные запахи окружающего мира);

- вкусовые (ребенок пробует и учится различать на вкус различные продукты питания)5.

Соответственно, в работе с детьми следует использовать следующие сенсорные игры:

1) игры с крупами («дождик» из круп; хождение босиком по сенсорным «лужам» после «дождика»; пересыпание круп с помощью баночек, формочек, ложечек; зарывание в емкости с крупой мелких игрушек, конфет с последующим их поиском; ознакомление с запахами круп и сравнение их запахов с запахами специй, чая, кофе с целью определения самого «вкусного» запаха; игры с мокрыми крупами; рисование крупами);

2) игры с бытовыми предметами (игры «Как звучит миксер», «Сколько ложек можно поместить в стакан» и т.д.);

3) игры с пластиковой одноразовой посудой (строительство дорожек и башенок из стаканчиков; «сенсорный дождь» из пластиковых тарелочек; шуршание тарелочками, отстукивание пластиковыми ложками по стаканчикам и т.д.);

4) игры с песком (пересыпание песка, «зарывание» рук в песок, рисование пальчиками на песке);

5) игры с тканями и бумагой (прикосновения к поверхности, изучение свойств);

6) игры с фруктами (выкладывание узоров из фруктовых долек с попутным изучением запахов);

7) игры с сенсорными баночками (изучение свойств предметов, помещенных в различные баночки, наполненные крупой, монетками, колокольчиками, водой, блестками, маслом);

8) игры со стеклянными шариками, кубиками (пальчиковые игры в «сухом бассейне», раскладывание шариков/кубиков в разные емкости и перекатывание их между пальцами);

9) игры с движением (можно предложить детям залезть на стол и посмотреть, как меняется комната, если смотреть на нее с высоты; лечь на пол и ползти; перекатываться с боку на бок; побегать по сенсорным дорожкам и т.д.)

10) игры с красками (стаканы наполняются водой, затем в них поочерёдно разводятся краски разных цветов; можно разнообразить эффект и в следующем стакане развести краску быстро, помешивая кисточкой, и т.д.)6.

В ходе игры следует постоянно активизировать речь детей (задавать вопросы, требуя максимально полных по форме ответов, обогащая тем самым упрощенную речь самих детей), знакомить их с новыми для них словами (при этом целесообразно описывать детям то, что они слышат, видят, делают и чувствуют, детально и красочно), просить детей повторить новые слова и т.д. При этом необходимо следить за тем, чтобы дети не обозначали изучаемые предметы и явления звукопроизношениями, а также важно исправлять ошибки в речи детей (делая это очень тактично), выслушивать их ответы и поощрять их попытки высказаться.

В заключение следует отметить тот факт, что в три года практически заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, в связи с чем благоприятный период в речевом развитии ребёнка завершается. Соответственно, что будет упущено в этот период, позже потребует двойных усилий!

Список литературы:

1. Айрес Э.Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития. – М.: Теревинф, 2009. – 272 с.

2. Митрофанова А.Е. Развитие речи у детей с задержкой речевого развития с помощью сенсорных игр и упражнений // Теория и практика образования в современном мире: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). – СПб.: Реноме, 2012. – С. 149-150.

3. Смирнова Л.Н. Малыш начинает говорить. Развитие речи ребенка от рождения до четырех лет / Л.Н. Смирнова, С.Н. Овчинников. – М.: АСТ, Астрель, 2012. – 175 c.

4. Эльконин Д.Б. Психология игры. – 2-е изд. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 360 с.

5. Янушко Е.А. Игры с ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия. – М.: Теревинф, 2004. – 136 с.

6. Янушко Е.А. Помогите малышу заговорить. Развитие речи детей 1-3 лет / Е.А. Янушко. – М.: Эксмо, 2016. – 424 c.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vlianie_sensornykh_igr_na_rechevoe_razvitie.docx28.86 КБ

Предварительный просмотр:

ВЛИЯНИЕ СЕНСОРНЫХ ИГР НА РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ В 2-3 ГОДА

Возраст от рождения до трех лет (ранний возраст) – это особый период в жизни детей, поскольку по интенсивности развития первые годы жизни не имеют равных себе. Бесспорно, это самый благоприятный возраст и для усвоения основ родной речи. Обозначим нормы развития речи у детей в этот период:

1) доречевой этап (первый год жизни):

  • 0-2 месяца – крик, плач (первая голосовая реакция);
  • 2-5 месяцев – гуление: появляются звуки «а», «ы», «у», иногда в сочетании с «г»; ребенок учится понимать обращенную к нему речь и управлять своими звуковыми интонациями;
  • 5-6 месяцев – лепет: ребенок лепечет сам с собой, издает звуки при обращении к нему, поворачивает голову в сторону звука, замирает в ответ на внезапный громкий звук, узнает свое имя и реагирует на него.
  • 6-7 месяцев – первые слоги: ребенок отдает предпочтение строго определенным звуки: «ба», «ма» и может повторять их бесконечно, слушая их звучание;
  • 7-9 месяцев – комбинации слогов: лепет прогрессирует до произнесения одинаковых слогов: «тя-тя-тя», «ба-ба-ба» и т.д.; формируется понимание речи окружающих;
  • 9-10 месяцев – звукоподражание: ребенок начинает имитировать звуки речи взрослых;
  • 10-12 месяцев – первые осмысленные слова (чаще всего, из двух одинаковых слогов); ребенок демонстрирует интерес и внимание к речи других, повторяет и по-новому комбинирует звуки, соединяет их в «слова»; понимает и выполняет простые односложные инструкции.

2) этап первичного освоения языка (второй год жизни):

  • на втором году жизни происходит накопление пассивного словаря и становление активной речи;
  • к концу второго года жизни у ребенка формируется элементарная фразовая речь (он объединяет 2-3 слова), постепенно формируются грамматические категории;

3) этап усвоения грамматики (третий год жизни):

  • на третьем году жизни ребёнок начинает самостоятельно употреблять простые грамматические конструкции, использовать простые предложения, обнаруживает потребность в словотворчестве (придумывает свои слова, используя при этом законы родного языка: «копатка» - лопатка» и т.д.);
  • словарный запас расширяется до 4000 слов[1],[2].

Таким образом, мы видим, что в возрасте от двух до трех лет происходит значительный скачок в развитии речи. Столь активное развитие речи в рассматриваемом возрасте обусловлено появлением у детей способности к передвижению, влекущему за собой возможность получения представлений об окружающем мире через сенсорные системы: зрение, слух, осязание, обоняние и вкус. Соответственно, для максимального речевого развития необходимо сенсорное развитие детей, подразумевающее развитие их восприятия и формирование представлений о свойствах предметов[3].

Сенсорное развитие – это длительный и сложный процесс, благополучное завершение которого не обходится без непосредственного участия взрослых людей, окружающих детей (родителей и воспитателей ДОО), которым следует хорошо понимать, что основной формой познания у детей младшего дошкольного возраста является игра[4].

Чтобы помочь детям получить новый и необходимый им сенсорный опыт, а также активизировать их речевое развитие, следует внедрять в их повседневную деятельность различные сенсорные игры, ориентированные на то, чтобы дать детям новые чувственные ощущения:

  • зрительные (ребенок видит яркие цвета, их перетекание друг в друга, смешивание);
  • слуховые (ребенок слышит разнообразные звуки, от шуршания бумаги до звучания музыкальных инструментов, учится их различать);
  • тактильные (то, что ребенок ощущает посредством прикосновений);
  • двигательные (ощущения ребенка от движений тела в пространстве и ритма движений);
  • обонятельные (ребенок вдыхает и учится различать разнообразные запахи окружающего мира);
  • вкусовые (ребенок пробует и учится различать на вкус различные продукты питания)[5].

Соответственно, в работе с детьми следует использовать следующие сенсорные игры:

1) игры с крупами («дождик» из круп; хождение босиком по сенсорным «лужам» после «дождика»; пересыпание круп с помощью баночек, формочек, ложечек; зарывание в емкости с крупой мелких игрушек, конфет с последующим их поиском; ознакомление с запахами круп и сравнение их запахов с запахами специй, чая, кофе с целью определения самого «вкусного» запаха; игры с мокрыми крупами; рисование крупами);

2) игры с бытовыми предметами (игры «Как звучит миксер», «Сколько ложек можно поместить в стакан» и т.д.);

3) игры с пластиковой одноразовой посудой (строительство дорожек и башенок из стаканчиков; «сенсорный дождь» из пластиковых тарелочек; шуршание тарелочками, отстукивание пластиковыми ложками по стаканчикам и т.д.);

4) игры с песком (пересыпание песка, «зарывание» рук в песок, рисование пальчиками на песке);

5) игры с тканями и бумагой (прикосновения к поверхности, изучение свойств);

6) игры с фруктами (выкладывание узоров из фруктовых долек с попутным  изучением запахов);

7) игры с сенсорными баночками (изучение свойств предметов, помещенных в различные баночки, наполненные крупой, монетками, колокольчиками, водой, блестками, маслом);

8) игры со стеклянными шариками, кубиками (пальчиковые игры в «сухом бассейне», раскладывание шариков/кубиков в разные емкости и перекатывание их между пальцами);

9) игры с движением (можно предложить детям залезть на стол и посмотреть, как меняется комната, если смотреть на нее с высоты; лечь на пол и ползти; перекатываться с боку на бок; побегать по сенсорным
дорожкам и т.д.)

10) игры с красками (стаканы наполняются водой, затем в них поочерёдно разводятся краски разных цветов; можно разнообразить эффект и в следующем стакане развести краску быстро, помешивая кисточкой, и т.д.)[6].

В ходе игры следует постоянно активизировать речь детей (задавать вопросы, требуя максимально полных по форме ответов, обогащая тем самым упрощенную речь самих детей), знакомить их с новыми для них словами (при этом целесообразно описывать детям то, что они слышат, видят, делают и чувствуют, детально и красочно), просить детей повторить новые слова и т.д. При этом необходимо следить за тем, чтобы дети не обозначали изучаемые предметы и явления звукопроизношениями, а также важно исправлять ошибки в речи детей (делая это очень тактично), выслушивать их ответы и поощрять их попытки высказаться.

В заключение следует отметить тот факт, что в три года практически заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, в связи с чем благоприятный период в речевом развитии ребёнка завершается. Соответственно, что будет упущено в этот период, позже потребует двойных усилий!

Список литературы:

  1. Айрес Э.Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития. – М.: Теревинф, 2009. – 272 с.
  2. Митрофанова А.Е. Развитие речи у детей с задержкой речевого развития с помощью сенсорных игр и упражнений // Теория и практика образования в современном мире: материалы II Междунар. науч. конф.
    (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). – СПб.: Реноме, 2012. – С. 149-150.
  3. Смирнова Л.Н. Малыш начинает говорить. Развитие речи ребенка от рождения до четырех лет / Л.Н. Смирнова, С.Н. Овчинников. – М.: АСТ, Астрель, 2012. – 175 c.
  4. Эльконин Д.Б. Психология игры. – 2-е изд. – М.: ВЛАДОС,
    1999. – 360 с.
  5. Янушко Е.А. Игры с ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия. – М.: Теревинф, 2004. – 136 с.
  6. Янушко Е.А. Помогите малышу заговорить. Развитие речи детей
    1-3 лет / Е.А. Янушко. – М.: Эксмо, 2016. – 424 c.


[1] Смирнова Л.Н. Малыш начинает говорить. Развитие речи ребенка от рождения до четырех лет /
Л.Н. Смирнова, С.Н. Овчинников. – М.: АСТ, Астрель, 2012. – 175 c.

[2] Янушко Е.А. Помогите малышу заговорить. Развитие речи детей 1-3 лет / Е.А. Янушко. – М.: Эксмо, 2016. – 424 c.

[3] Айрес Э.Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития. –
М.: Теревинф, 2009. – 272 с.

[4] Эльконин Д.Б. Психология игры. – 2-е изд. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 360 с.

[5] Янушко Е.А. Игры с ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия. – М.: Теревинф, 2004. – 136 с.

[6] Митрофанова А.Е. Развитие речи у детей с задержкой речевого развития с помощью сенсорных игр и упражнений // Теория и практика образования в современном мире: материалы II Междунар. науч. конф.
(г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). – СПб.: Реноме, 2012. – С. 149-150.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние мелкой моторики на речевое развитие ребенка

Мелкая моторика как один из основных способов влияния на речь дошкольника.Статья для воспитателей детских садов....

Статья на тему: "Влияние театрализованной деятельности на речевое развитие детей старшего дошкольного возраста." подготовительная группа

В любом возрасте в произведениях можно открыть нечто сокровенное и волнующее. Для развития выразительной речи просто необходимо создание условий, в которых каждый ребёнок мог бы передать свои эмо...

Семинар для родителей детей младших групп: «Влияние сенсорного опыта на речевое развитие ребенка»

Цели семинара:1. Повысить уровень компетентности родителей по вопросу развития речи и мелкой моторики у детей третьего года жизни.2. Взаимодействовать с родителями по обогащению предметно-развивающей ...

Рабочая программа по коррекции речевых нарушений на логопункте для детей с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития четвертого и пятого года обучения (5-6 лет, 6-7 лет)

Рабочая программа по коррекции речевых нарушений на логопункте для детей с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития четвертого  и пятого  года обучения (5-6 лет, ...

Отчет по теме самообразования "Влияние сенсорных игр на речевое развитие детей младшего дошкольного возраста"

Возраст детей от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Дети младшего дошкольного возраста нуждаются во всестороннем развитии речи, включая обогащение и активизацию словаря, р...