ВЛИЯНИЕ СЕНСОРНЫХ ИГР НА РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ В 2-3 ГОДА
статья по развитию речи (младшая группа)
ВЛИЯНИЕ СЕНСОРНЫХ ИГР НА РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ В 2-3 ГОДА
Разработала: Харламова Ольга Николаевна
Возраст от рождения до трех лет (ранний возраст) – это особый период в жизни детей, поскольку по интенсивности развития первые годы жизни не имеют равных себе. Бесспорно, это самый благоприятный возраст и для усвоения основ родной речи. Обозначим нормы развития речи у детей в этот период:
1) доречевой этап (первый год жизни):
- 0-2 месяца – крик, плач (первая голосовая реакция);
- 2-5 месяцев – гуление: появляются звуки «а», «ы», «у», иногда в сочетании с «г»; ребенок учится понимать обращенную к нему речь и управлять своими звуковыми интонациями;
- 5-6 месяцев – лепет: ребенок лепечет сам с собой, издает звуки при обращении к нему, поворачивает голову в сторону звука, замирает в ответ на внезапный громкий звук, узнает свое имя и реагирует на него.
- 6-7 месяцев – первые слоги: ребенок отдает предпочтение строго определенным звуки: «ба», «ма» и может повторять их бесконечно, слушая их звучание;
- 7-9 месяцев – комбинации слогов: лепет прогрессирует до произнесения одинаковых слогов: «тя-тя-тя», «ба-ба-ба» и т.д.; формируется понимание речи окружающих;
- 9-10 месяцев – звукоподражание: ребенок начинает имитировать звуки речи взрослых;
- 10-12 месяцев – первые осмысленные слова (чаще всего, из двух одинаковых слогов); ребенок демонстрирует интерес и внимание к речи других, повторяет и по-новому комбинирует звуки, соединяет их в «слова»; понимает и выполняет простые односложные инструкции.
2) этап первичного освоения языка (второй год жизни):
- на втором году жизни происходит накопление пассивного словаря и становление активной речи;
- к концу второго года жизни у ребенка формируется элементарная фразовая речь (он объединяет 2-3 слова), постепенно формируются грамматические категории;
3) этап усвоения грамматики (третий год жизни):
- на третьем году жизни ребёнок начинает самостоятельно употреблять простые грамматические конструкции, использовать простые предложения, обнаруживает потребность в словотворчестве (придумывает свои слова, используя при этом законы родного языка: «копатка» - лопатка» и т.д.);
- словарный запас расширяется до 4000 слов1,2.
Таким образом, мы видим, что в возрасте от двух до трех лет происходит значительный скачок в развитии речи. Столь активное развитие речи в рассматриваемом возрасте обусловлено появлением у детей способности к передвижению, влекущему за собой возможность получения представлений об окружающем мире через сенсорные системы: зрение, слух, осязание, обоняние и вкус. Соответственно, для максимального речевого развития необходимо сенсорное развитие детей, подразумевающее развитие их восприятия и формирование представлений о свойствах предметов3.
Сенсорное развитие – это длительный и сложный процесс, благополучное завершение которого не обходится без непосредственного участия взрослых людей, окружающих детей (родителей и воспитателей ДОО), которым следует хорошо понимать, что основной формой познания у детей младшего дошкольного возраста является игра4.
Чтобы помочь детям получить новый и необходимый им сенсорный опыт, а также активизировать их речевое развитие, следует внедрять в их повседневную деятельность различные сенсорные игры, ориентированные на то, чтобы дать детям новые чувственные ощущения:
- зрительные (ребенок видит яркие цвета, их перетекание друг в друга, смешивание);
- слуховые (ребенок слышит разнообразные звуки, от шуршания бумаги до звучания музыкальных инструментов, учится их различать);
- тактильные (то, что ребенок ощущает посредством прикосновений);
- двигательные (ощущения ребенка от движений тела в пространстве и ритма движений);
- обонятельные (ребенок вдыхает и учится различать разнообразные запахи окружающего мира);
- вкусовые (ребенок пробует и учится различать на вкус различные продукты питания)5.
Соответственно, в работе с детьми следует использовать следующие сенсорные игры:
1) игры с крупами («дождик» из круп; хождение босиком по сенсорным «лужам» после «дождика»; пересыпание круп с помощью баночек, формочек, ложечек; зарывание в емкости с крупой мелких игрушек, конфет с последующим их поиском; ознакомление с запахами круп и сравнение их запахов с запахами специй, чая, кофе с целью определения самого «вкусного» запаха; игры с мокрыми крупами; рисование крупами);
2) игры с бытовыми предметами (игры «Как звучит миксер», «Сколько ложек можно поместить в стакан» и т.д.);
3) игры с пластиковой одноразовой посудой (строительство дорожек и башенок из стаканчиков; «сенсорный дождь» из пластиковых тарелочек; шуршание тарелочками, отстукивание пластиковыми ложками по стаканчикам и т.д.);
4) игры с песком (пересыпание песка, «зарывание» рук в песок, рисование пальчиками на песке);
5) игры с тканями и бумагой (прикосновения к поверхности, изучение свойств);
6) игры с фруктами (выкладывание узоров из фруктовых долек с попутным изучением запахов);
7) игры с сенсорными баночками (изучение свойств предметов, помещенных в различные баночки, наполненные крупой, монетками, колокольчиками, водой, блестками, маслом);
8) игры со стеклянными шариками, кубиками (пальчиковые игры в «сухом бассейне», раскладывание шариков/кубиков в разные емкости и перекатывание их между пальцами);
9) игры с движением (можно предложить детям залезть на стол и посмотреть, как меняется комната, если смотреть на нее с высоты; лечь на пол и ползти; перекатываться с боку на бок; побегать по сенсорным дорожкам и т.д.)
10) игры с красками (стаканы наполняются водой, затем в них поочерёдно разводятся краски разных цветов; можно разнообразить эффект и в следующем стакане развести краску быстро, помешивая кисточкой, и т.д.)6.
В ходе игры следует постоянно активизировать речь детей (задавать вопросы, требуя максимально полных по форме ответов, обогащая тем самым упрощенную речь самих детей), знакомить их с новыми для них словами (при этом целесообразно описывать детям то, что они слышат, видят, делают и чувствуют, детально и красочно), просить детей повторить новые слова и т.д. При этом необходимо следить за тем, чтобы дети не обозначали изучаемые предметы и явления звукопроизношениями, а также важно исправлять ошибки в речи детей (делая это очень тактично), выслушивать их ответы и поощрять их попытки высказаться.
В заключение следует отметить тот факт, что в три года практически заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, в связи с чем благоприятный период в речевом развитии ребёнка завершается. Соответственно, что будет упущено в этот период, позже потребует двойных усилий!
Список литературы:
1. Айрес Э.Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития. – М.: Теревинф, 2009. – 272 с.
2. Митрофанова А.Е. Развитие речи у детей с задержкой речевого развития с помощью сенсорных игр и упражнений // Теория и практика образования в современном мире: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). – СПб.: Реноме, 2012. – С. 149-150.
3. Смирнова Л.Н. Малыш начинает говорить. Развитие речи ребенка от рождения до четырех лет / Л.Н. Смирнова, С.Н. Овчинников. – М.: АСТ, Астрель, 2012. – 175 c.
4. Эльконин Д.Б. Психология игры. – 2-е изд. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 360 с.
5. Янушко Е.А. Игры с ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия. – М.: Теревинф, 2004. – 136 с.
6. Янушко Е.А. Помогите малышу заговорить. Развитие речи детей 1-3 лет / Е.А. Янушко. – М.: Эксмо, 2016. – 424 c.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vlianie_sensornykh_igr_na_rechevoe_razvitie.docx | 28.86 КБ |
Предварительный просмотр:
ВЛИЯНИЕ СЕНСОРНЫХ ИГР НА РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ В 2-3 ГОДА
Возраст от рождения до трех лет (ранний возраст) – это особый период в жизни детей, поскольку по интенсивности развития первые годы жизни не имеют равных себе. Бесспорно, это самый благоприятный возраст и для усвоения основ родной речи. Обозначим нормы развития речи у детей в этот период:
1) доречевой этап (первый год жизни):
- 0-2 месяца – крик, плач (первая голосовая реакция);
- 2-5 месяцев – гуление: появляются звуки «а», «ы», «у», иногда в сочетании с «г»; ребенок учится понимать обращенную к нему речь и управлять своими звуковыми интонациями;
- 5-6 месяцев – лепет: ребенок лепечет сам с собой, издает звуки при обращении к нему, поворачивает голову в сторону звука, замирает в ответ на внезапный громкий звук, узнает свое имя и реагирует на него.
- 6-7 месяцев – первые слоги: ребенок отдает предпочтение строго определенным звуки: «ба», «ма» и может повторять их бесконечно, слушая их звучание;
- 7-9 месяцев – комбинации слогов: лепет прогрессирует до произнесения одинаковых слогов: «тя-тя-тя», «ба-ба-ба» и т.д.; формируется понимание речи окружающих;
- 9-10 месяцев – звукоподражание: ребенок начинает имитировать звуки речи взрослых;
- 10-12 месяцев – первые осмысленные слова (чаще всего, из двух одинаковых слогов); ребенок демонстрирует интерес и внимание к речи других, повторяет и по-новому комбинирует звуки, соединяет их в «слова»; понимает и выполняет простые односложные инструкции.
2) этап первичного освоения языка (второй год жизни):
- на втором году жизни происходит накопление пассивного словаря и становление активной речи;
- к концу второго года жизни у ребенка формируется элементарная фразовая речь (он объединяет 2-3 слова), постепенно формируются грамматические категории;
3) этап усвоения грамматики (третий год жизни):
- на третьем году жизни ребёнок начинает самостоятельно употреблять простые грамматические конструкции, использовать простые предложения, обнаруживает потребность в словотворчестве (придумывает свои слова, используя при этом законы родного языка: «копатка» - лопатка» и т.д.);
- словарный запас расширяется до 4000 слов[1],[2].
Таким образом, мы видим, что в возрасте от двух до трех лет происходит значительный скачок в развитии речи. Столь активное развитие речи в рассматриваемом возрасте обусловлено появлением у детей способности к передвижению, влекущему за собой возможность получения представлений об окружающем мире через сенсорные системы: зрение, слух, осязание, обоняние и вкус. Соответственно, для максимального речевого развития необходимо сенсорное развитие детей, подразумевающее развитие их восприятия и формирование представлений о свойствах предметов[3].
Сенсорное развитие – это длительный и сложный процесс, благополучное завершение которого не обходится без непосредственного участия взрослых людей, окружающих детей (родителей и воспитателей ДОО), которым следует хорошо понимать, что основной формой познания у детей младшего дошкольного возраста является игра[4].
Чтобы помочь детям получить новый и необходимый им сенсорный опыт, а также активизировать их речевое развитие, следует внедрять в их повседневную деятельность различные сенсорные игры, ориентированные на то, чтобы дать детям новые чувственные ощущения:
- зрительные (ребенок видит яркие цвета, их перетекание друг в друга, смешивание);
- слуховые (ребенок слышит разнообразные звуки, от шуршания бумаги до звучания музыкальных инструментов, учится их различать);
- тактильные (то, что ребенок ощущает посредством прикосновений);
- двигательные (ощущения ребенка от движений тела в пространстве и ритма движений);
- обонятельные (ребенок вдыхает и учится различать разнообразные запахи окружающего мира);
- вкусовые (ребенок пробует и учится различать на вкус различные продукты питания)[5].
Соответственно, в работе с детьми следует использовать следующие сенсорные игры:
1) игры с крупами («дождик» из круп; хождение босиком по сенсорным «лужам» после «дождика»; пересыпание круп с помощью баночек, формочек, ложечек; зарывание в емкости с крупой мелких игрушек, конфет с последующим их поиском; ознакомление с запахами круп и сравнение их запахов с запахами специй, чая, кофе с целью определения самого «вкусного» запаха; игры с мокрыми крупами; рисование крупами);
2) игры с бытовыми предметами (игры «Как звучит миксер», «Сколько ложек можно поместить в стакан» и т.д.);
3) игры с пластиковой одноразовой посудой (строительство дорожек и башенок из стаканчиков; «сенсорный дождь» из пластиковых тарелочек; шуршание тарелочками, отстукивание пластиковыми ложками по стаканчикам и т.д.);
4) игры с песком (пересыпание песка, «зарывание» рук в песок, рисование пальчиками на песке);
5) игры с тканями и бумагой (прикосновения к поверхности, изучение свойств);
6) игры с фруктами (выкладывание узоров из фруктовых долек с попутным изучением запахов);
7) игры с сенсорными баночками (изучение свойств предметов, помещенных в различные баночки, наполненные крупой, монетками, колокольчиками, водой, блестками, маслом);
8) игры со стеклянными шариками, кубиками (пальчиковые игры в «сухом бассейне», раскладывание шариков/кубиков в разные емкости и перекатывание их между пальцами);
9) игры с движением (можно предложить детям залезть на стол и посмотреть, как меняется комната, если смотреть на нее с высоты; лечь на пол и ползти; перекатываться с боку на бок; побегать по сенсорным
дорожкам и т.д.)
10) игры с красками (стаканы наполняются водой, затем в них поочерёдно разводятся краски разных цветов; можно разнообразить эффект и в следующем стакане развести краску быстро, помешивая кисточкой, и т.д.)[6].
В ходе игры следует постоянно активизировать речь детей (задавать вопросы, требуя максимально полных по форме ответов, обогащая тем самым упрощенную речь самих детей), знакомить их с новыми для них словами (при этом целесообразно описывать детям то, что они слышат, видят, делают и чувствуют, детально и красочно), просить детей повторить новые слова и т.д. При этом необходимо следить за тем, чтобы дети не обозначали изучаемые предметы и явления звукопроизношениями, а также важно исправлять ошибки в речи детей (делая это очень тактично), выслушивать их ответы и поощрять их попытки высказаться.
В заключение следует отметить тот факт, что в три года практически заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, в связи с чем благоприятный период в речевом развитии ребёнка завершается. Соответственно, что будет упущено в этот период, позже потребует двойных усилий!
Список литературы:
- Айрес Э.Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития. – М.: Теревинф, 2009. – 272 с.
- Митрофанова А.Е. Развитие речи у детей с задержкой речевого развития с помощью сенсорных игр и упражнений // Теория и практика образования в современном мире: материалы II Междунар. науч. конф.
(г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). – СПб.: Реноме, 2012. – С. 149-150. - Смирнова Л.Н. Малыш начинает говорить. Развитие речи ребенка от рождения до четырех лет / Л.Н. Смирнова, С.Н. Овчинников. – М.: АСТ, Астрель, 2012. – 175 c.
- Эльконин Д.Б. Психология игры. – 2-е изд. – М.: ВЛАДОС,
1999. – 360 с. - Янушко Е.А. Игры с ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия. – М.: Теревинф, 2004. – 136 с.
- Янушко Е.А. Помогите малышу заговорить. Развитие речи детей
1-3 лет / Е.А. Янушко. – М.: Эксмо, 2016. – 424 c.
[1] Смирнова Л.Н. Малыш начинает говорить. Развитие речи ребенка от рождения до четырех лет /
Л.Н. Смирнова, С.Н. Овчинников. – М.: АСТ, Астрель, 2012. – 175 c.
[2] Янушко Е.А. Помогите малышу заговорить. Развитие речи детей 1-3 лет / Е.А. Янушко. – М.: Эксмо, 2016. – 424 c.
[3] Айрес Э.Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития. –
М.: Теревинф, 2009. – 272 с.
[4] Эльконин Д.Б. Психология игры. – 2-е изд. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 360 с.
[5] Янушко Е.А. Игры с ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия. – М.: Теревинф, 2004. – 136 с.
[6] Митрофанова А.Е. Развитие речи у детей с задержкой речевого развития с помощью сенсорных игр и упражнений // Теория и практика образования в современном мире: материалы II Междунар. науч. конф.
(г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). – СПб.: Реноме, 2012. – С. 149-150.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение на тему: Влияние мелкой моторики на речевое развитие детей дошкольного возраста
сообщение...
Сообщение на тему: Влияние мелкой моторики на речевое развитие детей дошкольного возраста
сообщение...
Влияние мелкой моторики на речевое развитие ребенка
Мелкая моторика как один из основных способов влияния на речь дошкольника.Статья для воспитателей детских садов....
Статья на тему: "Влияние театрализованной деятельности на речевое развитие детей старшего дошкольного возраста." подготовительная группа
В любом возрасте в произведениях можно открыть нечто сокровенное и волнующее. Для развития выразительной речи просто необходимо создание условий, в которых каждый ребёнок мог бы передать свои эмо...
Семинар для родителей детей младших групп: «Влияние сенсорного опыта на речевое развитие ребенка»
Цели семинара:1. Повысить уровень компетентности родителей по вопросу развития речи и мелкой моторики у детей третьего года жизни.2. Взаимодействовать с родителями по обогащению предметно-развивающей ...
Рабочая программа по коррекции речевых нарушений на логопункте для детей с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития четвертого и пятого года обучения (5-6 лет, 6-7 лет)
Рабочая программа по коррекции речевых нарушений на логопункте для детей с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития четвертого и пятого года обучения (5-6 лет, ...
Отчет по теме самообразования "Влияние сенсорных игр на речевое развитие детей младшего дошкольного возраста"
Возраст детей от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Дети младшего дошкольного возраста нуждаются во всестороннем развитии речи, включая обогащение и активизацию словаря, р...