Отчет по теме самообразования "Влияние сенсорных игр на речевое развитие детей младшего дошкольного возраста"
материал по развитию речи (младшая группа)

Возраст детей от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Дети младшего дошкольного возраста нуждаются во всестороннем развитии речи, включая обогащение и активизацию словаря, развитие грамматического строя речи, а так же связной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_teme_samoobrazovaniya_2024_g.docx27.87 КБ

Предварительный просмотр:

Управление дошкольного образования администрации МО ГО «Сыктывкар»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 1» г. Сыктывкара

«Челядьöс 1 №-а видзанiн» школаöдз велöдан Сыктывкарса

муниципальнöй асшорлуна учреждение

(МАДОУ «Детский сад № 1» г. Сыктывкара)

Отчет по реализации плана самообразования

«Влияние сенсорных игр на речевое развитие детей младшего дошкольного возраста»

Е.М.Жигайло (воспитатель)

Сыктывкар 2024

        

Возраст детей от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Дети младшего дошкольного возраста нуждаются во всестороннем развитии речи, включая обогащение и активизацию словаря, развитие грамматического строя речи, а так же связной речи.

      В 2023-2024 учебном году мною была выбрана тема самообразования: «Влияние сенсорных игр на речевое развитие детей младшего дошкольного возраста» 

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

Задачи:

1. Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы, изучения опыта работы педагогов других детских садов.

2. Разработать перспективный план работы с детьми.

3. Оформить в группе центр активности (или мини-центр), включая в процесс родителей воспитанников.

4. Подготовить выступление-отчет на педагогическом совете или другом методическом мероприятии о результатах  проделанной работы по данной теме.

5. Подготовить материал и провести мастер-класс для педагогов по выбранной теме.

Изученная литература:

1. Айрес Э. Дж. «Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития». М.: Теревинф, 2009. – 272 с.

2. Агапова И.А., Давыдова М.А. «Игры с пальчиками для развития речи и творческих способностей детей».  М.: ООО «ИКТЦ ЛАДА», 2009

3. Башаева Т. В. «Развитие восприятия у детей. Цвет, форма, звук». Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 2016.

4. Борисенко М.Г. «Наши пальчики играют (развитие мелкой моторики)». СПБ.: - Паритет», 2015.

5. Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер  «Воспитание сенсорной культуры ребенка» М.: «Просвещение», 2015.

6. Грибова О.Е. Что делать, если ваш ребенок не говорит? Книга для тех, кому это интересно. М.: Айрис пресс, 2004 — 45 с.

7. Митрофанова А. Е. Развитие речи у детей с задержкой речевого развития с помощью сенсорных игр и упражнений // Теория и практика образования в современном мире: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). СПб.: Реноме, 2012. – С. 149-150.

8. Пилюгина Э.Г.          «Сенсорные способности малыша» М.: «Мозаика-Синтез», 2003.

9. Смирнова Л. Н., Овчинников С. Н. Развитие речи у детей 3-4 лет. М.: «Мозаика-Синтез», 2009.

Также был изучен опыт работы педагогов других детских садов по данной теме.

В работе использовала следующие  принципы:

- систематичность проведения игр и упражнений;

- последовательность – (от простого к сложному);

- все игры и упражнения должны проводиться по желанию ребенка, на положительном эмоциональном фоне.

           В своей работе большое внимание я уделяла развитию сенсорной моторики кисти рук, развитию мелкой мускулатуры пальцев рук. Ребята учились усидчивости, последовательности в выполнении задания, понимать причинную связь между действиями предметов. Многие ребята к концу года могут выполнять действия с предметами: одевать куклу, убирать игрушки, замечать непорядок в окружении. Также дети учились поддерживать естественное желание исследовать предметы, объекты и явления ближайшего окружения, мыть и убирать игрушки, разбирать машины, пирамиды и различные конструкции и т.д..

Работа с детьми: был подобран материал для запуска речи «Бормоталки-говорилки», подготовлено оборудование, для игр с песком, крупами в сенсорном развитии детей, изготовлены дидактические игры с использованием элементов Су-джок, приобретен лототрон. Были разработаны дидактические игры: «Прокати по дорожке», «Пришей помпон к шапочке», «Привяжи нитку к шарику», «Собери бусы», «Что внутри?», «Что не так на картинке?», «Что делает?», «Ассоциации». «Угадай сказку», «Веселые шнурочки», «Игры с карандашами и шариками», «Что изменилось?», «Найди и назови», «Мозаика», «Кто скорее соберет?», «Что в мешочке?».

С помощью дидактических игр хорошо активизируется словарь детей. Каждая дидактическая игра имеет своё программное содержание, куда входит и определённая группа слов, которую должен освоить ребёнок.

 Также в работе я использовала настольно - печатные игры: «Парные картинки», «Зоологическое лото», «Собери картинку» и другие. В таких играх у детей формируется речь, закрепляются знания о растениях, животных  и их детёнышах, овощах и фруктах. Регулярно предлагаю детям составление разрезных картинок и кубиков. В данном виде игр решается задача – развивать у них умение составлять целый предмет из отдельных частей. Но перед тем как дать задание сложить картинку из её частей, детям предлагается рассмотреть целую картинку.  Таким образом, играя с детьми в дидактические игры с игрушками и предметами, развивается не только мелкая моторика рук, но и речь.

             С накоплением существительных в словаре детей появляются обобщающие понятия (одежда, посуда, мебель, игрушки, животные). Манипулируя с игрушками в процессе игры, ребенок учится употреблять глаголы. В играх: «Большой, средний, маленький», «Чудесный мешочек» - дети учатся видеть особенности предметов, выделять характерные признаки и качества, закрепляются знания о цвете и величине, обогащается словарь прилагательными.

         В работе с детьми младшего дошкольного возраста считаю эффективным сочетание наглядности и слова. Яркие предметы и картинки вызывают у ребенка желание их рассмотреть. Познавая окружающий мир, ребёнок, усваивает словесные обозначения предметов и явлений действительности, их свойств, связей и отношений.

Работа с родителями: в начале года был проведен у родителей опрос: «Какие игры предпочитают их дети, какое значение придают родители играм своего ребёнка?» Опираясь на результат опроса, подготовила методические рекомендации для родителей «Организация работы с детьми по сенсорному воспитанию дома». Также проводились индивидуальные беседы с родителями детей, имеющими трудности в речевом и сенсорном развитии. Оформлены папки-передвижки: «Влияние сенсорных игр на речевое развитие детей», «Активизация речи детей дошкольного возраста через развитие мелкой моторики рук», «Речевое развитие детей в семье».  Проведены мастер-классы: «Су-Джок массажеры в развитии речи детей 3-4 лет», «Учим детей правильно держать карандаш и ложку» с использованием игр на мелкую моторику. Показ открытого занятия по сенсорному развитию «В гости к медвежонку».

В группе был создан «Сенсомоторный уголок» предназначенный главным образом:

-  Для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние и т. д.);

-  Развития мелкой моторики, стимуляции двигательной активности;

- Создания положительного, эмоционального фона, повышения работоспособности ребёнка;

-  Активизации когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти).

Оборудование расположено так, чтобы дети могли свободно пользоваться им, не прибегая к помощи взрослого, в любое время, чтобы с его помощью ребёнок мог легко включиться в игровую ситуацию.

Перспективы на следующий год:

- продолжить работу по данной теме, так как количество детей с проблемами речевого развития с каждым годом растет;

- изучить новинки методической литературы;

- продолжить работу по разработке игровых картотек;  

- продолжать привлекать родителей в жизнь детского сада.

  Итог: в результате проведённой работы  к концу года у детей повысилась речевая активность, словарный запас, соответствующий их возрасту, большинство детей умеют говорить не торопясь, отчетливо произносят слова и короткие фразы, рассказывают об увиденном, отвечают на вопросы. Также, итог проделанной работы можно увидеть, если проанализировать полученные результаты мониторинга уровня развития речевого развития детей, на начало и на конец учебного года.

Образовательная область

Сентябрь  2023 г

Апрель 2024 г.

Высокий

Средний

Низкий

Высокий

Средний

Низкий

Речевое развитие

0%

41,6%

33,3%

29,2%.

66,7%

29,2%

        

Вывод: работа с детьми должна осуществляться систематически и последовательно,  включаться во все этапы жизнедеятельности детей, с учётом их возрастных, психофизиологических и индивидуальных особенностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: Познавательно-речевое развитие детей младшего дошкольного возраста через фольклор.

Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребёнка. Велика её роль в речевом развитии дошкольника. Именно в младшем дошкольном возрасте целенаправленное и...

Консультация для воспитателей на тему: "Методы речевого развития детей младшего дошкольного возраста".

Речь малыша начинает формироваться с первых моментов жизни. Для того чтобы речевое развитие происходило гармонично и равномерно, родителям нужно стать активными участниками этого процесса. Внимание к ...

Методическая разработка по теме: «Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста в условиях детского сада»

Вашему вниманию предлагается опыт работы воспитателя ДОУ по развитию речи детей младшего дошкольного возраста. Данная работа была проведена на базе МДОУ "Детский сад №23" города Кириши Ленинградской о...

Тема: «Сказка как средство речевого развития детей младшего дошкольного возраста»

Данная работа состоит из предложения качественно изменить отношение к художественной литературе для формирования у детей дошкольного возраста интереса к устному творчеству. А также предлагается новый ...

Консультация для воспитателей на тему «Особенности речевого развития детей младшего дошкольного возраста»

Наиболее благоприятным периодом для усвоения речи является младший дошкольный возраст. В этот период возрастает речевая активность, накапливается словарь, удлиняются и усложняются речевые высказывания...

Познавательная игра по речевому развитию детей младшего дошкольного возраста посредством обогащения сенсорного опыта «Книга знаний»

Познавательная игра по речевому развитию детей младшего дошкольного возраста посредством обогащения сенсорного опыта  «Книга знаний»...