Влияние мелкой моторики на речевое развитие ребенка
статья по развитию речи по теме

Мелкая моторика как один из основных способов влияния на речь дошкольника.Статья для воспитателей детских садов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_o_melkoy_motorike.docx15.18 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние мелкой моторики на речевое развитие дошкольников

      Известно, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. На основе обследования детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев рук отстает, то соответственно задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

     Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее – от пальцев.В чем же заключается связь движений пальцев и речи? Движения пальцев рук в ходе развития человеческого общества оказались тесно связаны с речевой функцией, потому как, первой формой общения были жесты, постепенно они стали сочетаться с возгласами, выкриками. Прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь, но она еще долго была связана с жестикуляторной речью. Движения пальцев рук постепенно совершенствовались. Из поколения в поколение люди выполняли все более тонкую и сложную работу. В связи с этим происходило увеличение двигательной проекции кисти рук в мозге человека. Развитие функций рук и речи у людей шло параллельно.

     Примерно такой же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются движения пальцев рук, когда она достигают достаточной тонкости, начинается развитие речи. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеют логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Оказывается, если внимательно посмотреть снимок головного мозга, то становится ясно, что двигательная речевая область находятся рядом с двигательной областью, являясь ее частью.   1/3 всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти рук, расположенная близко от речевой зоны. И поэтому, тренировка тонких движений пальцев оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка. Итак, если будут развиваться пальцы рук, то будет развиваться и речь и мышление, уменьшатся проблемы обучения в школе.

       Учитывая важность проблемы, разработан комплекс самостоятельных фрагментов занятий по развитию графических навыков у детей, упражнения и игры, которые являются также частью других занятий, сюда же входят физкультминутки, пальчиковая гимнастика, самомассаж пальцев рук. Но такие упражнения должны быть постоянными и регулярными. Только тогда они могут дать положительный эффект

     Используются следующие приемы:

- штриховка, подобранная по всем лексическим темам;

- игры с различными по фактуре материалами: бумага, пластилин, крупы, песок, пенопласт, нитки, палочки, мозаика, пипетки, шнуровка и т. д;

- слуховые и зрительные диктанты.

     Упражнения по возможности объединены единым сюжетом – это делает их интересными для детей, сохраняет непринужденную обстановку на протяжении всей деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики.Влияние мелкой моторики рук на развитие ребенка

Развитие мелкой моторики Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ...

Влияние мелкой моторики на речевое развитие дошкольников.

В статье говорится о мелкой моторике руки и о ее значении для развития речи детей дошкольного возраста. Исследователи обращают внимание на действия, которые ребенок дошкольного возраста должен уверенн...

Влияние развития мелкой моторики на речевое развитие ребенка.

Статья о необходимости развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста...

Развитие мелкой моторики.Влияние мелкой моторики рук на развитие ребенка

Консультация для родителей по развитию мелкой моторики с практическими приемами....