Рабочая программа по коррекции речевых нарушений на логопункте для детей с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития четвертого и пятого года обучения (5-6 лет, 6-7 лет)
рабочая программа по логопедии (подготовительная группа)
Рабочая программа по коррекции речевых нарушений на логопункте для детей с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития четвертого и пятого года обучения (5-6 лет, 6-7 лет). 2022г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logoped_rabochaya_onr_iii_23g.docx | 64.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №1 »
Рабочая программа
по коррекции речевых нарушений на логопункте
для детей с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития
четвертого и пятого года обучения (5-6 лет, 6-7 лет)
Составили:
учитель – логопед высшей
квалификационной категории
Онуфриенко Наталья Васильевна,
учитель – логопед высшей
квалификационной категории
Бескоровальная Наталья Владимировна
Рассмотрена и принята
на заседании педагогического совета
Протокол №1
от «____» _______________202__г.
г. Черняховск
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по коррекции речевых нарушений на логопункте для детей с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития четвертого и пятого года обучения (5-6 лет, 6-7 лет) разработана на основе основной образовательной программы муниципального дошкольного образовательного учреждения МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №1» г. Черняховска в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО), представляющему собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.
Рабочая программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
- Законом Российской Федерации «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ;
- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
- Письмом Министерства образования и науки РФ департамента государственной политики в сфере общего образования от 28 октября 2015г.
№08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»;
- Уставом МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №1»;
- Программой коррекции речевых нарушений на логопедическом пункте ДОУ для детей 5-7 лет/ сост.: Червякова Н.А., Клименко Е.А. и др.
Содержание рабочей программы разработано с учетом «Примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования детей с тяжёлыми нарушениями речи» в соответствии с реестром примерных общеобразовательных программ Министерства образования и науки РФ, одобренной решением от 07.12.2017 г. Протокол № 6/17
Основной базой рабочей программы по коррекции общего недоразвития речи III уровня речевого развития является программа Т.Б.Филичевой и Г.В.Чиркиной «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей».
В содержании данной рабочей логопедической программы учтены общие и специфические особенности психического развития детей дошкольного возраста, новые вариативные формы организации ранней коррекции отклонений речевого развития, а также необходимость взаимодействия целей и задач дифференцированного и интегрированного обучения и воспитания детей с разными проявлениями речевой патологии.
Характеристика особенностей речевого развития детей с ОНР III уровня речевого развития.
Для дошкольников с ОНР III уровня речевого развития характерна развернутая фразовая речь с элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики. Типичным для данного уровня является использование детьми простых распространенных, а также некоторых видов сложных предложений. При этом их структура может нарушаться, например, за счет отсутствия главных или второстепенных членов предложения. Возрастают возможности детей в использовании предложных конструкций с включением в отдельных случаях простых предлогов. В самостоятельной речи уменьшается число ошибок, связанных с изменением слов по грамматическим категориям рода, числа, падежа, лица, времени и т.д. Однако специально направленные задания позволяют выявить трудности в употреблении существительных среднего рода, глаголов будущего времени, в согласовании существительных с прилагательными и числительными в косвенных падежах. По-прежнему явно недостаточным остается понимание и употребление сложных предлогов, которые или совсем опускаются, или заменяются более простыми предлогами.
Ребенок с ОНР III уровня речевого развития понимает и может самостоятельно образовать новые слова по некоторым наиболее распространенным словообразовательным моделям. Наряду с этим, он затрудняется в правильном выборе производящей основы («человек, который дома строит» — «доматель»), использует неадекватные аффиксальные элементы (вместо «мойщик» - «мойчик»; вместо «лисья» - «лисник»). Типичным для данного уровня является неточное понимание и употребление обобщающих понятий, слов с абстрактными отвлеченным значением, а также слов с переносным значением.
Словарный запас может показаться достаточным в рамках бытовой повседневной ситуации, однако при подробном обследовании может выясниться незнание детьми таких частей тела, как локоть, переносица, ноздри, веки. Летальный анализ речевых возможностей детей позволяет определить трудности в воспроизведении слов и фраз сложной слоговой структуры.
Наряду с заметным улучшением звукопроизношения наблюдается недостаточная дифференциация звуков на слух: дети с трудом выполняют задания на выделение первого и последнего звука в слове, подбирают картинки, в названии которых есть заданный звук.
Таким образом, у ребенка с третьим уровнем речевого развития операция звуко-слогового анализа и синтеза оказываются недостаточно сформированными, а это в свою очередь, будет служить препятствием для овладения чтением и письмом. Образцы связной речи таких детей свидетельствуют о нарушении логико-временных связей в повествовании: дети могут переставлять местами части рассказа, пропускать важные элементы и обеднять его содержательную сторону.
2. Основные цели и задачи реализации программы.
Цель коррекционного обучения, воспитания и развития: обеспечение системы средств и условий для устранения речевых недостатков у детей дошкольного возраста с ОНР, осуществление своевременного и полноценного личностного развития, обеспечение эмоционального благополучия, предупреждение возможных трудностей в усвоении программы массовой школы, обусловленных недоразвитием речевой системы.
Обучение детей в соответствии с предлагаемой системой обеспечивает овладение фонетической системой языка, подготовку к овладению грамотой общепринятым аналитико-синтетическим методом и усвоение некоторых элементов грамоты.
Коррекционно-воспитательная работа строится с учетом особенностей психической деятельности детей – обучение детей органически связано с воспитанием у них внимания, памяти, умения управлять собой и другими качествами, которые должны быть усвоены детьми на данном возрастном этапе.
Цель программы – сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительные умения и навыки в различных ситуациях, развивать связную речь.
В процессе коррекционного обучения детей с нарушениями речи решаются следующие задачи:
- раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений;
- устранение дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры) и развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова);
- развитие навыков звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова);
- уточнение, расширение и обогащение лексической стороны речи; формирование грамматического строя речи; развитие связной речи дошкольников;
- осуществление преемственности в работе с родителями воспитанников, сотрудниками ДОУ и специалистами детской поликлиники, медицинских учреждений.
- забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
- создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
- максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;
- творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;
- вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
- уважительное отношение к результатам детского творчества;
- единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;
- соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивая отсутствие давления предметного обучения.
Эффективность коррекционно - воспитательной работы определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе логопеда и воспитателя.
Логопедическая работа осуществляется на индивидуальных и подгрупповых занятиях. При комплектовании подгрупп для занятий учитывается не только структура речевого нарушения, но и психоэмоциональный и коммуникативный статус ребенка, уровень его работоспособности. Частота проведения занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей, продолжительность индивидуальных занятий 15 - 20 минут 2-3 раза в неделю.
- Планируемые результаты освоения программы
Реализация данной рабочей программы способствует формированию у дошкольников:
- полноценной фонетической системы языка;
- фонематического восприятия;
- навыков звуко – слогового анализа синтеза;
- автоматизации и дифференциации слухопроизносительных умений и навыков;
- связной монологической речи на базе правильно произносимых звуков;
Планируемые результаты логопедической работы для детей с ОНР, III уровень речевого развития 5-6 лет (четвертого года обучения)
К концу данного возрастного этапа ребенок:
– употребляет слова, обозначающие названия предметов, действий, признаков, состояний, свойств и качеств;
- использует слова в соответствии с коммуникативной ситуацией;
- различает словообразовательные модели и грамматические формы слов в речи;
- использует в речи простейшие виды сложносочиненных предложений с сочинительными союзами;
- пересказывает (с помощью взрослого) небольшую сказку, рассказ;
-составляет описательный рассказ по вопросам (с помощью взрослого), ориентируясь на игрушки, картинки, из личного опыта;
- различает на слух ненарушенные и нарушенные в произношении звуки;
- владеет простыми формами фонематического анализа;
- использует различные виды интонационных конструкций.
Степень реального развития этих характеристик и способности ребенка их проявлять к моменту перехода на следующий уровень образования могут существенно варьироваться у разных детей в силу различий в условиях жизни и индивидуальных особенностей развития конкретного ребенка.
Планируемые результаты логопедической работы для детей с ОНР, III уровень речевого развития 6-7 лет (пятого года обучения)
К концу данного возрастного этапа ребенок:
- обладает сформированной мотивацией к школьному обучению;
- усваивает значения новых слов на основе углубленных знаний о предметах и явлениях окружающего мира;
- умеет подбирать слова с противоположным и сходным значением;
- правильно употребляет грамматические формы слова;
- умеет подбирать однокоренные слова, образовывать сложные слова;
- умеет строить распространенные предложения; предложения с однородными членами; простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений;
- составляет различные виды описательных рассказов, текстов с соблюдением цельности и связности высказывания;
- осуществляет дифференциацию звуков по всем дифференциальным признакам;
- владеет простыми формами фонематического анализа и синтеза;
- владеет понятиями звук, слог, слово, предложение;
-правильно произносит звуки ( в соответствии с онтогенезом).
Степень реального развития этих характеристик и способности ребенка их проявлять к моменту перехода на следующий уровень образования могут существенно варьироваться у разных детей в силу различий в условиях жизни и индивидуальных особенностей развития конкретного ребенка.
4.Тематическое планирование
Четвертый год обучения (5-6 лет)
Месяц/ неделя | Лексика. Расширение объёма понимаемой речи, словарного запаса. | Грамматика. Развитие грамматического строя речи. | Фонематическое восприятие. Фонематический слух, звуковой анализ и синтез слов. | |
сентябрь | 1 | Углубленное обследование, заполнение речевых карт. | ||
2 | ||||
3 | Фрукты, овощи. | Образование прилагательных от существительных. | Выделение первого ударного гласного звука в слове. | |
4 | Откуда хлеб пришел? | Согласование слов в роде, числе, падеже. | ||
октябрь | 1 | Детский сад – мой второй дом. Профессии. | Использование предлогов – на, в. | Выделение первого безударного гласного звука в слове. |
2 | Осень золотая. Осенние явления. | Употребление антонимов. | ||
3 | Я расту здоровым. | Преобразование единственного числа во множественное; образование прилагательных от существительных. | Выделение последнего гласного звука в слове. Понятие гласный звук. | |
4 | Домашние животные и их детеныши. | Использование местоимений мой, моя; использование предлогов: на, в. | ||
ноябрь | 1 | Моя семья. | Употребление глаголов, обозначающих трудовые действия. Употребление антонимов. | Выделение последнего твёрдого глухого согласного звука в слове. |
2 | Моя малая Родина. | Образование сравнительных прилагательных; употребление существительных ед. и мн. числа. | ||
3 | Дикие животные и их детеныши. | Использование слов-действий; согласование слов в роде, числе, падеже; употребление предлогов: на, около. | Выделение первого твёрдого согласного звука в слове. | |
4 | Мама – словно солнышко. (День Матери) | Образование уменьшительно-ласкательных форм. | ||
декабрь | 1 | Зима. Зимние явления природы. | Использование местоимений мой, моя, моё, мои. | Понятие твёрдый согласный звук. Выделение первого твёрдого согласного звука в слове. Выделение первого твёрдого согласного звука в слове. |
2 | Зимняя одежда, обувь, головные уборы. | Образование прилагательных от существительных; использование местоимений мой, моя, моё, мои. | ||
3 | Зимующие птицы. Поможем птицам перезимовать. | Антонимы; преобразование единственного числа во множественное. | Понятие мягкий согласный звук. Дифференциация твёрдых - мягких согласных звуков. Преобразование твёрдых звуков в мягкие. | |
4 | К нам приходит Новый год. | Употребление антонимов; согласование числительных с существительными. | ||
январь | 1 | Каникулы | ||
2 | Зимние забавы | Согласование числительных с существительными. | Дифференциация твёрдых - мягких согласных звуков. Преобразование твёрдых звуков в мягкие. | |
3 | День рождения детского сада. | Образование сложных слов и притяжательных прилагательных. | Преобразование твёрдых звуков в мягкие и наоборот. | |
4 | Мир технических чудес. | Подбор прилагательных к существительным; образование уменьшительно-ласкательных форм. | Выделение последнего мягкого согласного звука в слове. | |
февраль | 1 | Этикет. Мы встречаем гостей. Посуда. | Употребление названий детёнышей домашних животных; образование уменьшительно-ласкательных форм. | Выделение твёрдого и мягкого согласного звука в начале слова. |
2 | Мир профессий | Согласование числительных с существительными; использование предлогов: на, около, у, с, между, за. | Понятие: схема слова (начало, середина, конец слова). | |
3 | Защитники Отечества. | Образование сложных слов; согласование числительных с существительными. | Местоположение заданного звука в слове (начало, середина, конец слова). | |
4 | Мой дом. Мебель. | Подбор прилагательных, глаголов к существительным. | ||
март | 1 | Весна. Поздравляем наших мам. | Использование относительных прилагательных. | Местоположение заданного звука в слове (начало, середина, конец слова). |
2 | Весна идет, радость несет. | Согласование слов в роде, числе, падеже; образование уменьшительно-ласкательных форм. | ||
3 | Перелетные птицы. | Многозначность слов. Согласование числительных с существительными. | Местоположение звука в слове (начало, середина, конец слова). | |
4 | Домашние птицы и их птенцы. | Употребление глаголов, обозначающих трудовые действия. | ||
апрель | 1 | Демисезонная одежда, обувь. Головные уборы. | Образование уменьшительно-ласкательных форм; использование предлогов: под, с(со), из-под, за, из-за. подбирать существительные к прилагательным (острый – нож…) | Анализ и синтез слов из 3-х звуков «Собери слово: м – а – к = мак; с – о – к = сок». |
2 | Полет человека в космос. | Образование существительных (с увеличительным значением) с суффиксом – ищ; согласование числительных с существительными. | ||
3 | Продукты питания. | Согласование слов в роде, числе, падеже; образование уменьшительно-ласкательных форм. | Анализ синтез слов из 4-х звуков «Собери слово». | |
4 | Транспорт. Профессии на транспорте. | Использование предлогов: над, к, на, с, у; образование уменьшительно-ласкательных форм. | ||
май | 1 | Цветы | Образование сложных слов; употребление существительных в родительном падеже. | Звуковая линейка. Воспроизведение звуковых рядов из 3 гласных звуков, анализ звукового ряда из 3 гласных. Анализ закрытых слогов, типа: АП, АТ, ОК… |
2 | День Победы | Префиксальное словообразование. Образование существительных (с увеличительным значением) с суффиксом – ищ; | ||
3 | Насекомые | Проведение мониторинга. Заполнение листа динамического наблюдения. | ||
4 | Здравствуй, лето! | |||
Развитие связной речи. |
| |||
Развитие психических процессов. |
| |||
Развитие звуко слоговой структуры слова. |
| |||
Постановка звуков. |
Другие звуки А) Общая артикуляционная гимнастика. Б) Специальные комплексы упражнений для звуков. | |||
Автоматизация звуков. |
|
Количество часов, темы занятий, могут меняться в зависимости от сложности речевого дефекта, индивидуальных возможностей ребенка на усмотрение учителя – логопеда.
Пятый год обучения (6-7 лет)
Месяц/ неделя | Лексика. Расширение объёма понимаемой речи, словарного запаса. | Грамматика. Развитие грамматического строя речи. | Фонематическое восприятие. Фонематический слух, звуковой анализ и синтез слов. | |||
сентябрь | 1 | Углубленное обследование, заполнение речевых карт. | ||||
2 | ||||||
3 | Фрукты, овощи. | Использование глаголов; местоимений мой, моя, моё; образование прилагательных от существительных. | Термины: гласный, твёрдый согласный, мягкий согласный звук. | |||
4 | Откуда хлеб пришел? | Образование прилагательных от существительных; использование местоимений мой, моя; образование прилагательных от существительных. | Выделение первого и последнего гласного, согласного звука в слове «Цепочка из слов». | |||
октябрь | 1 | Детский сад – мой второй дом. Профессии. | Подбор прилагательных и глаголов к существительному. | Понятие: слог, слово. Звуковая линейка. Анализ закрытых слогов, типа: АП, АТ, ОК… Преобразование обратных слогов в прямые. | ||
2 | Осень золотая. Осенние явления. | Составление сложных предложений, антонимов; уменьшительно-ласкательных форм; согласование числительных с существительными. | ||||
3 | Я расту здоровым. | Образование прилагательных от существительных; преобразование единственного числа во множественное; образование существительных в винительном падеже. | Выделение ударных гласных из положения после согласных (дом, танк…) Дифференциация звуков по артикуляционным признакам (С-Ш). | |||
4 | Домашние животные и их детеныши. | Многозначность слов; употребление глаголов, обозначающих действия; согласование числительных с существительными. | ||||
ноябрь | 1 | Моя семья. | Употребление антонимов; употребление глаголов, обозначающих трудовые действия; согласование числительных с существительными. | Выделение 2-х гласных в слове (муха, оса…) Дифференциация звуков по артикуляционным признакам (З-Ж). | ||
2 | Моя малая Родина. | Употребление несклоняемых существительных; составление сложных предложений (для того, чтобы…); потребление существительных в творительном падеже. | ||||
3 | Дикие животные и их детеныши. | Употребление предлогов: из-за, из-под; образование существительных в родительном падеже; согласование числительных с существительными. | Деление одно -двусложных слов на слоги по наличию гласных. Звуковой анализ и синтез слов из 3 звуков (кот, дом). | |||
4 | Мама – словно солнышко. (День Матери) | Многозначность слов. Употребление антонимов, слов-действий. | ||||
декабрь | 1 | Зима. Зимние явления природы. | Употребление слов-действий; образование прилагательных; использование антонимов. | Звуковой анализ и синтез слов из 3-х звуков (с мягким согласным: кит). Дифференциация звуков по артикуляционным признакам (С-Ц). | ||
2 | Зимняя одежда, обувь, головные уборы. | Согласование слов в роде, числе, падеже; употребление слов-действий; образование прилагательных от существительных; антонимы. | ||||
3 | Зимующие птицы. Поможем птицам перезимовать. | Использование предлогов – из, под, из-под; согласование числительных с существительными. | Звуковой анализ слов из 4 звуков (гуси, мама…) Дифференциация звуков по артикуляционным признакам (Р-Л). | |||
4 | К нам приходит Новый год. | Употребление антонимов; употребление прилагательных; подбор синонимов; префиксальное словообразование. | ||||
январь | 1 | Каникулы | ||||
2 | Зимние забавы | Употребление антонимов; употребление прилагательных; подбор синонимов; | Звуковой анализ слов из 4 звуков (гуси, мама…) Дифференциация звуков по артикуляционным признакам (Р-Л). | |||
3 | День рождения детского сада. | Префиксальное словообразование; образование сложных слов и притяжательных прилагательных. | Термин: звонкие и глухие согласные. Дифференциация звуков по акустическим признакам (С-З). Звуковой анализ слов из 3- 4 звуков без стечения согласных. | |||
4 | Мир технических чудес. | Согласование падежных окончаний; подбор прилагательных к существительным; антонимы; образование притяжательных прилагательных. | ||||
февраль | 1 | Этикет. Мы встречаем гостей. Посуда. | Употребление названий детёнышей домашних животных, птиц; употребление глаголов (кто как голос подаёт); согласование падежных окончаний. | Звуковой анализ слов из 4 звуков со стечением согласных (стол, мост). Дифференциация звуков по акустическим признакам (Ш-Ж). | ||
2 | Мир профессий | Согласование падежных окончаний; составление сложных предложений. | ||||
3 | Защитники Отечества. | Подбор прилагательных, глаголов к существительным. | Термин: ударение. Звуко-слоговой анализ и синтез слов из 4 – 5 звуков. Дифференциация звуков по акустическим признакам (П-Б). | |||
4 | Мой дом. Мебель. | Образование сложных слов; употребление антонимов; деформированное предложение. | ||||
март | 1 | Весна. Поздравляем наших мам. | Объяснять переносное значение слов (золотые руки…) | Понятие – предложение; схема предложения. Составление предложений из 2 – 3 слов. Дифференциация звуков по акустическим признакам (Ф-В). | ||
2 | Весна идет, радость несет. | Многозначность слов; согласование слов в роде, числе, падеже; образование прилагательных от существительных. | ||||
3 | Перелетные птицы. | Подбор прилагательных и глаголов к существительным; префиксальное словообразование. | Звуко-слоговой анализ и синтез слов из 4 – 6 звуков. Анализ предложений из 3 – 4 слов. Составление схемы предложения. Дифференциация звуков по акустическим признакам (К-Г). | |||
4 | Домашние птицы и их птенцы. | Составление сложных предложений с союзом – а -; употребление глаголов, обозначающих трудовые действия. | ||||
апрель | 1 | Демисезонная одежда, обувь. Головные уборы. | Образование сложных слов; образование существительных с суффиксом – ищ. | Звуковой анализ и синтез слов из 4 - 6 звуков. Дифференциация звуков по акустическим признакам (Т-Д). | ||
2 | Полет человека в космос. | Согласование числительных 2 – 5 с существительными; использование предлогов: над, к, с. | ||||
3 | Продукты питания. | Образование притяжательных прилагательных; согласование слов в роде, числе, падеже. | Деформированное предложение. Анализ и синтез предложения. Звуковой анализ трехсложных слов произношение которых не расходится с написанием (канава). | |||
4 | Транспорт. Профессии на транспорте. | Использование предлогов: над, к, на, с, у; образование уменьшительно-ласкательных форм. | ||||
май | 1 | Цветы | Образование сложных слов; образование существительных с суффиксом – ищ; префиксальное словообразование. | Звуковой анализ и синтез слов из 5 - 6 звуков со стечением согласных (слива, книга, компот). Составление предложений по заданной схеме. | ||
2 | День Победы | Использование местоимений мой, моя, моё, мои; образование прилагательных; употребление антонимов; деформированное предложение. | ||||
3 | Насекомые | Проведение мониторинга. Заполнение листа динамического наблюдения. | ||||
4 | Здравствуй, лето! | |||||
Развитие связной речи. |
| |||||
Развитие психических процессов. |
| |||||
Развитие звуко- слоговой структуры слова. |
| |||||
Постановка звуков. |
Другие звуки А) Общая артикуляционная гимнастика. Б) Специальные комплексы упражнений для звуков. | |||||
Автоматизация звуков. |
|
Количество часов, темы занятий, могут меняться в зависимости от сложности речевого дефекта, индивидуальных возможностей ребенка на усмотрение учителя – логопеда.
5. Обеспечение методическими материалами и средствами обучения и воспитания
Список литературы:
- Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления Лексико – грамматического недоразвития речи у дошкольниов с ОНР. Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2010г.
- Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольниов . Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2010г.
- Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2009г.
- Богдарин А.Ю. «Стихи, песенки, потешки». «Детство – пресс» Санкт – Петербург 2011г.
- Бутусова Н.Н. «Развитие речи детей при аоррекции звукопроизношения» «Детство – пресс» Санкт – Петербург 2012г.
- Бухарина К.Е. «Картотека заданий для автоматизации правильного произношения и дифференциации простых звуков русского языка». «Детство – пресс» Санкт – Петербург 2016г.
- Вакуленко Л.С., Верещагина Н.С. «Совместная интегрированная деятельность. Развитие познавательных способностей и речи дошкольников» «Детство – пресс» Санкт – Петербург 2014г.
- Волкова Г.А. Методика психолого – логопедического обследования детей с нарушениями речи. Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2004г.
- Володина В.С. Альбом по развитию речи. Говорим правильно. М. «Росмен» 2008г.
- Волосовец Т.В. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников. М. «Институт общегуманитарных исследований». 2004г.
- Жукова Н.С. «Уроки правильной речи и правильного мышления», Эксмо Москва 2012г.
- Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. М. ВЛАДОС 2003г.
- Комарова Л.А. Альбом для дошкольников. Автоматизация звуков в игровых упражнениях. ([с], [з], [ц], [ш], [ж], [ч], [щ], [р], [л])
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.. «Автоматизация звуков у детей» Комплект из 4 альбомов. Издательство Гном и Д. Москва 2007г.
- Куликовская Т.А. «Говорим и играем. Картотека упражнений, игр, текстов для автоматизации звуков». «Детство – пресс» Санкт – Петербург 2013г.
- Левчук Е.А. «Материалы из опыта работы на дошкольном логопункте». Детство – пресс» Санкт – Петербург 2013г.
- Нищева Н.В. «Картотека упражнений для автоматизации правильного произношения и дифференциации звуков разных групп» «Детство – пресс» Санкт – Петербург 2009г.
- Нищева Н.В. «Картотеки методических рекомендаций для родителей дошкольников с ОНР» «Детство – пресс» Санкт – Петербург 2011г.
- Парамонова Л.Г. «Нарушение звукопроизношения у детей» «Детство – пресс» Санкт – Петербург 2012г.
- Рудик О.С. «С детьми играем – речь развиваем». Часть 1. ТЦ «Сфера» Москва 2013г.
- Рудик О.С. «С детьми играем – речь развиваем». Часть 1. ТЦ «Сфера» Москва 2013г.
- Сеничкина В.В. «Конспекты тематических занятий по формированию лексико – грамматических категорий языка и развитию связной речи у детей с ОНР». «Детство – пресс» Санкт – Петербург 2012г.
- Тарасов М.А. Коррекция социального и речевого развития детей 3-7 лет. Планирование, лексические темы, дидактические игры. М. Творческий центр «Сфера» 2005г.
- Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбом 1. М. ООО «Издательство ГНОМ и Д»2008г.
- Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбом 3. М. ООО «Издательство ГНОМ и Д» 2008г.
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи детей». Москва «Просвещение» 2010г.
- Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М. «Институт практической психологии».2007г.
- Червякова Н.А., Клименко Е.А. и др. Программа коррекции речевых нарушений на логопедическом пункте ДОУ для детей 5-7 лет. Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2019 г.
Средства обучения:
Аудио - и видео - пособия:
- ноутбук, магнитофон, принтер – сканер, интерактивный логопедический комплекс «Умное зеркало».
- компьютерные программы для индивидуально – подгрупповой работы с детьми «Домашний логопед. Практический курс», «Учимся говорить правильно», «Радуга в компьютере. Логопедия. Конструктор урока».
- презентации по изучаемым лексическим темам;
- презентации по развитию артикуляционного аппарата, постановке, автоматизации и дифференциации звуков в речи;
Основное учебное оборудование:
Артикуляционная зона
- Зеркало, индивидуальные зеркала.
- Альбомы артикуляционной гимнастики для губ и языка.
- Комплексы артикуляционной гимнастики (картинки).
- Шпатели, вата, спиртовые салфетки, перчатки.
- Игрушки для демонстрации артикуляционных укладов: «Бегемот», «Лягушка – говорушка».
Зона развития мелкой моторики.
- Различные шнуровки, прищепки.
- Сухой бассейн (фасоль, горох)
- Обводки, штриховки, раскраски, трафареты.
- Мозаики, пазлы.
- Пальчиковые массажеры.
- Счетные палочки для конструирования.
- Пальчиковая гимнастика (пособие в картинках).
- Пальчиковый театр.
Зона фонального восприятия (интонационная зона)
- Свистки, колокольчики, погремушки.
- Музыкальные инструменты (барабан, бубен).
- Игрушки для звукоподражания разной величины: матрешки, мышки, мишки, зайцы, и др.
- Подборка с записями неречевых звуков (в электронном виде: игра «Учимся говорить правильно»)
- Зона развития фонематических процессов и предпосылок к обучению грамоте
- Звучащие слова в картинках и предметах (игра «Что как звучит?»)
- Наглядные пособия для звуковых сюжерных игр: гномики – звуковички Тим и Том, дядушка АУ, звуковые фонарики _ звуки гласные, твердые и мягкие согласные, звуковые птички.
- Опорные сигналы (он,. Она, оно, они) – используются куклы, смайлики.
- Библиотечный отдел: книги с загадками по лексическим темам, потешкам. Скороговоркам.
Зона развития связной речи.
- Пластичные куклы (для обговаривания их действий при изменении положения тела).
- Мнемотаблицы.
- Игрушки для предметных игр на автоматизацию употребления пространственных предлогов.
- Отдельные сюжетные картинки, предметные картинки, серии картин.
- Чудо дерево. Времена года.
- Игры «Мои первые предложения» и др..
- Ширма, куклы на руку, Звуковичок, и др. игрушки.
- Библиотечный отдел: детские книги: малышки, раскладушки, книги с загадками по лексическим темам, потешками, скороговорками.
Зона развития интеллектуальных процессов.
- Игры:
- «Четвертый лишний».
- «Все профессии важны» две части.
- развивающие лото.
- «Транспорт».
- «На каждую загадку – четыре отгадки» две части.
- «Целый год».
- «Рифмочки и нерифмушки».
- «Большие и маленькие».
- Логические пирамидки.
- Библиотечный отдел: книги с печатными играми, тестами.
Мотивационная зона, зона эмоционального контакта.
- Куклы на руку, мягкие куклы, предметы – подарки – поощрения.
- Мячи.
Рабочая зона.
- Стол педагога.
- Стул взрослый.
- Шкафы для пособий.
- Ноутбук.
- Принтер.
- Магнитная доска.
- Детские столы – 2 шт.
- Стульчики – 8 штук.
- Логопедический уголок с зеркалом и подсветкой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи ( с 5 до 7 лет)
Рабочая программа учителя-логопеда....
ПРОЕКТ "ИНТЕГРИРОВАННЫЕ ЗАНЯТИЯ ЛОГОПЕДА И ПСИХОЛОГА ПО РАЗВИТИЮ МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ, III УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ»
Проект рассчитан на один учебный год и представляет собой систему работы, основанную на следующих материалах:1. Описание этапов взаимодействия логопеда и психолога.2. Перспективно-тематический план ин...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА ВО II МЛАДШЕЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.
Адаптированная рабочая программа уителя-логопеда во 2 младшей группе для детей с Общим недоразвиием речи....
Конспект итогового логопедического занятия на тему: «Урок грамоты». В подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи 3 уровня речевого развития.
Цель: Закрепление полученных знаний о звукобуквенном анализе и синтезе, развитие фонематических процессов.Задачи:Заинтересовать детей играми, связанными с родным языком, воспитывать языковое чутьё.Учи...
Характеристика речи детей с Общим недоразвитием речи II уровня речевого развития
Характеристика речи детей с Общим недоразвитием речи II уровня речевого развития...
Характеристика речи детей с Общим недоразвитием речи III уровня речевого развития
Характеристика речи детей с Общим недоразвитием речи III уровня речевого развития...
Конспект праздника для детей с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития «Я найду слова везде»
Цель закрепить представления о твердых и мягких согласных звуках. Упражнять в четком произношении звуков Р, Рь, в их дифференциации, в составлении предложений по картинкам. Развивать слуховое внимание...