Рабочая программа по коррекции речевых нарушений на логопункте для детей с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития четвертого и пятого года обучения (5-6 лет, 6-7 лет)
рабочая программа по логопедии (подготовительная группа)

Онуфриенко Наталья Васильевна

Рабочая программа по коррекции речевых нарушений на логопункте для детей с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития четвертого  и пятого  года обучения (5-6 лет, 6-7 лет). 2022г.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logoped_rabochaya_onr_iii_23g.docx64.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №1 »

                     

Рабочая программа

по коррекции речевых нарушений на логопункте

для детей с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития

четвертого  и пятого  года обучения (5-6 лет, 6-7 лет)

                                                                           Составили:

учитель – логопед высшей

  квалификационной категории

                                                Онуфриенко Наталья Васильевна,

                                   учитель – логопед высшей

                                         квалификационной категории

                                                          Бескоровальная Наталья Владимировна

Рассмотрена и принята

на заседании педагогического совета

Протокол №1

от «____» _______________202__г.

г. Черняховск

1. Пояснительная записка

Рабочая программа по коррекции речевых нарушений на логопункте для детей с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития четвертого  и пятого года обучения (5-6 лет, 6-7 лет) разработана на основе основной образовательной программы муниципального дошкольного образовательного учреждения МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №1» г. Черняховска в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО), представляющему собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.

Рабочая программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

  • Законом Российской Федерации «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ;  
  • Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
  • Письмом Министерства образования и науки РФ департамента государственной политики в сфере общего образования от 28 октября 2015г.

№08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»;

  • Уставом МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №1»;
  • Программой коррекции речевых нарушений на логопедическом пункте ДОУ для детей 5-7 лет/ сост.: Червякова Н.А., Клименко Е.А. и др.

       Содержание рабочей программы разработано с учетом «Примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования детей с тяжёлыми нарушениями речи» в соответствии с реестром примерных общеобразовательных программ Министерства образования и науки РФ, одобренной решением от 07.12.2017 г. Протокол № 6/17

 Основной базой рабочей программы по коррекции общего недоразвития речи III уровня речевого развития является программа Т.Б.Филичевой и Г.В.Чиркиной «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей».

В содержании данной рабочей логопедической программы учтены общие и специфические особенности психического развития детей дошкольного возраста, новые вариативные формы организации ранней коррекции отклонений речевого развития, а также необходимость взаимодействия целей и задач дифференцированного и интегрированного обучения и воспитания детей с разными проявлениями речевой патологии.

Характеристика особенностей речевого развития детей с ОНР III уровня речевого развития.

Для дошкольников с ОНР III уровня речевого развития  характерна развернутая фразовая речь с элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики. Типичным для данного уровня является использование детьми простых распространенных, а также некоторых видов сложных предложений. При этом их структура может нарушаться, например, за счет отсутствия главных или второстепенных членов предложения. Возрастают возможности детей в использовании предложных конструкций с включением в отдельных случаях простых предлогов. В самостоятельной речи уменьшается число ошибок, связанных с изменением слов по грамматическим категориям рода, числа, падежа, лица, времени и т.д. Однако специально направленные задания позволяют выявить трудности в употреблении существительных среднего рода, глаголов будущего времени, в согласовании существительных с прилагательными и числительными в косвенных падежах. По-прежнему явно недостаточным остается понимание и употребление сложных предлогов, которые или совсем опускаются, или заменяются более простыми предлогами.

Ребенок с ОНР III уровня речевого развития понимает и может самостоятельно образовать новые слова по некоторым наиболее распространенным словообразовательным моделям. Наряду с этим, он затрудняется в правильном выборе производящей основы («человек, который дома строит» — «доматель»), использует неадекватные аффиксальные элементы (вместо «мойщик» - «мойчик»; вместо «лисья» - «лисник»). Типичным для данного уровня является неточное понимание и употребление обобщающих понятий, слов с абстрактными отвлеченным значением, а также слов с переносным значением.

Словарный запас может показаться достаточным в рамках бытовой повседневной ситуации, однако при подробном обследовании может выясниться незнание детьми таких частей тела, как локоть, переносица, ноздри, веки. Летальный анализ речевых возможностей детей позволяет определить трудности в воспроизведении слов и фраз сложной слоговой структуры.

Наряду с заметным улучшением звукопроизношения наблюдается недостаточная дифференциация звуков на слух: дети с трудом выполняют задания на выделение первого и последнего звука в слове, подбирают картинки, в названии которых есть заданный звук.

Таким образом, у ребенка с третьим уровнем речевого развития операция звуко-слогового анализа и синтеза оказываются недостаточно сформированными, а это в свою очередь, будет служить препятствием для овладения чтением и письмом. Образцы связной речи таких детей свидетельствуют о  нарушении логико-временных связей в повествовании: дети могут переставлять местами части рассказа, пропускать важные элементы и обеднять его содержательную сторону.

2. Основные цели и задачи реализации программы.

Цель коррекционного обучения, воспитания и развития: обеспечение системы средств и условий для устранения речевых недостатков у детей дошкольного возраста с ОНР, осуществление своевременного и полноценного личностного развития, обеспечение эмоционального благополучия, предупреждение возможных трудностей в усвоении программы массовой школы, обусловленных недоразвитием речевой системы.

Обучение детей в соответствии с предлагаемой системой обеспечивает овладение фонетической системой языка, подготовку к овладению грамотой общепринятым аналитико-синтетическим методом и усвоение некоторых элементов грамоты.

Коррекционно-воспитательная работа строится с учетом особенностей психической деятельности детей – обучение детей органически связано с воспитанием у них внимания, памяти, умения управлять собой и другими качествами, которые должны быть усвоены детьми на данном возрастном этапе.

Цель программы – сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительные умения и навыки в различных ситуациях, развивать связную речь.

 В процессе коррекционного обучения детей с нарушениями речи решаются следующие задачи:

  • раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений;
  • устранение дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры) и развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова);
  • развитие навыков звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова);
  • уточнение, расширение и обогащение лексической стороны речи; формирование грамматического строя речи; развитие связной речи дошкольников;
  • осуществление преемственности в работе с родителями воспитанников, сотрудниками ДОУ и специалистами детской поликлиники, медицинских учреждений.
  • забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
  • создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
  •   максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;
  • творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;
  •  вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
  •  уважительное отношение к результатам детского творчества;
  •  единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;
  •  соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивая отсутствие давления предметного обучения.

Эффективность коррекционно - воспитательной работы определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе логопеда и воспитателя.

Логопедическая работа осуществляется на индивидуальных и подгрупповых занятиях. При комплектовании подгрупп для занятий учитывается не только структура речевого нарушения, но и психоэмоциональный и коммуникативный статус ребенка, уровень его работоспособности. Частота проведения занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей, продолжительность индивидуальных занятий 15 - 20 минут  2-3 раза в неделю.

  1. Планируемые результаты освоения программы

Реализация данной рабочей программы способствует формированию  у дошкольников:

  • полноценной фонетической системы языка;
  • фонематического восприятия;
  • навыков звуко – слогового анализа  синтеза;
  • автоматизации и дифференциации слухопроизносительных умений и навыков;
  • связной монологической речи на базе правильно произносимых звуков;

Планируемые результаты логопедической работы для детей с ОНР, III уровень речевого развития 5-6 лет (четвертого года обучения)

К концу данного возрастного этапа ребенок:

– употребляет слова, обозначающие названия предметов, действий, признаков, состояний, свойств и качеств;

- использует слова в соответствии с коммуникативной ситуацией;

- различает словообразовательные модели и грамматические формы слов в речи;

- использует в речи простейшие виды сложносочиненных предложений с сочинительными союзами;

- пересказывает (с помощью взрослого) небольшую сказку, рассказ;

-составляет описательный рассказ по вопросам (с помощью взрослого), ориентируясь на игрушки, картинки, из личного опыта;

 - различает на слух ненарушенные и нарушенные в произношении звуки;

- владеет простыми формами фонематического анализа;

- использует различные виды интонационных конструкций.

Степень реального развития этих характеристик и способности ребенка их проявлять к моменту перехода на следующий уровень образования могут существенно варьироваться у разных детей в силу различий в условиях жизни и индивидуальных особенностей развития конкретного ребенка.

Планируемые результаты логопедической работы для детей с ОНР, III уровень речевого развития 6-7 лет (пятого года обучения)

К концу данного возрастного этапа ребенок:

- обладает сформированной мотивацией к школьному обучению;

- усваивает значения новых слов на основе углубленных знаний о предметах и явлениях окружающего мира;

- умеет подбирать слова с противоположным и сходным значением;

- правильно употребляет грамматические формы слова;

- умеет подбирать однокоренные слова, образовывать сложные слова;

- умеет строить распространенные предложения; предложения с однородными членами; простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений;

- составляет различные виды описательных рассказов, текстов с соблюдением цельности и связности высказывания;

- осуществляет дифференциацию звуков по всем дифференциальным признакам;

- владеет простыми формами фонематического анализа и синтеза;

- владеет понятиями звук, слог, слово, предложение;

-правильно произносит звуки ( в соответствии с онтогенезом).

Степень реального развития этих характеристик и способности ребенка их проявлять к моменту перехода на следующий уровень образования могут существенно варьироваться у разных детей в силу различий в условиях жизни и индивидуальных особенностей развития конкретного ребенка.

4.Тематическое планирование

Четвертый  год обучения (5-6 лет)

Месяц/

неделя

Лексика. Расширение объёма понимаемой речи, словарного запаса.

Грамматика.

Развитие грамматического строя речи.

Фонематическое восприятие. Фонематический слух, звуковой анализ и синтез слов.

сентябрь

1

Углубленное обследование, заполнение речевых карт.

2

3

Фрукты, овощи.

Образование прилагательных от существительных.

Выделение первого ударного гласного звука в слове.

4

Откуда хлеб пришел?

Согласование слов в роде, числе, падеже.

октябрь

1

Детский сад – мой второй дом. Профессии.

Использование предлогов –  на, в.

Выделение первого безударного гласного звука в слове.

2

Осень золотая. Осенние явления.

Употребление антонимов.

3

Я расту здоровым.

Преобразование единственного числа во множественное; образование прилагательных от существительных.

Выделение последнего гласного звука в слове.

Понятие гласный звук.

4

Домашние животные и их детеныши.

Использование местоимений мой, моя; использование предлогов: на, в.

ноябрь

1

Моя семья.

Употребление глаголов, обозначающих трудовые действия. Употребление антонимов.

Выделение последнего твёрдого глухого согласного звука в слове.

2

Моя малая Родина.

Образование сравнительных прилагательных; употребление существительных ед. и мн. числа.

3

Дикие животные и их детеныши.

Использование слов-действий; согласование слов в роде, числе, падеже; употребление предлогов: на, около.

Выделение первого твёрдого согласного звука в слове.

4

Мама – словно солнышко. (День Матери)

Образование уменьшительно-ласкательных форм.

декабрь

1

Зима. Зимние явления природы.

Использование местоимений мой, моя, моё, мои.

Понятие твёрдый согласный звук.

Выделение первого твёрдого согласного звука в слове.

Выделение первого твёрдого согласного звука в слове.

2

Зимняя одежда, обувь, головные уборы.

Образование прилагательных от существительных; использование местоимений мой, моя, моё, мои.

3

Зимующие птицы. Поможем птицам перезимовать.

Антонимы; преобразование единственного числа во множественное.

Понятие мягкий согласный звук.

Дифференциация твёрдых - мягких согласных звуков.

Преобразование твёрдых звуков в мягкие.

4

К нам приходит Новый год.

Употребление антонимов; согласование числительных с существительными.

январь

1

Каникулы

2

Зимние  забавы

Согласование числительных с существительными.

Дифференциация твёрдых - мягких согласных звуков.

Преобразование твёрдых звуков в мягкие.

3

День рождения детского сада.

Образование сложных слов и притяжательных прилагательных.

Преобразование твёрдых звуков в мягкие и наоборот.

4

Мир технических чудес.

Подбор прилагательных к существительным; образование уменьшительно-ласкательных форм.

Выделение последнего мягкого согласного звука в слове.

февраль

1

Этикет. Мы встречаем гостей. Посуда.

Употребление названий детёнышей домашних животных; образование уменьшительно-ласкательных форм.

Выделение твёрдого и мягкого согласного звука в начале слова.

2

Мир профессий

Согласование числительных с существительными; использование предлогов: на, около, у, с, между, за.

Понятие: схема слова (начало, середина, конец слова).

3

Защитники Отечества.

Образование сложных слов; согласование числительных с существительными.

Местоположение заданного звука в слове (начало, середина, конец слова).

4

Мой дом. Мебель.

Подбор прилагательных, глаголов к существительным.

март

1

Весна. Поздравляем наших мам.

Использование относительных прилагательных.

Местоположение заданного звука в слове (начало, середина, конец слова).

2

Весна идет, радость несет.

Согласование слов в роде, числе, падеже; образование уменьшительно-ласкательных форм.

3

Перелетные птицы.

Многозначность слов. Согласование числительных с существительными.

Местоположение  звука в слове (начало, середина, конец слова).

4

Домашние птицы и их птенцы.

Употребление глаголов, обозначающих трудовые действия.

апрель

1

Демисезонная одежда, обувь. Головные уборы.

Образование уменьшительно-ласкательных форм; использование предлогов: под, с(со), из-под, за, из-за. подбирать существительные к прилагательным (острый – нож…)

Анализ и синтез слов из 3-х звуков «Собери слово:

м – а – к =  мак;

с – о – к = сок».

2

Полет человека в космос.

Образование существительных (с увеличительным значением)  с суффиксом – ищ; согласование числительных с существительными.

3

Продукты питания.

Согласование слов в роде, числе, падеже; образование уменьшительно-ласкательных форм.

Анализ синтез слов из 4-х звуков «Собери слово».

4

Транспорт. Профессии на транспорте.

Использование предлогов: над, к, на, с, у; образование уменьшительно-ласкательных форм.

май

1

Цветы

Образование сложных слов; употребление существительных в родительном падеже.

Звуковая линейка. Воспроизведение звуковых рядов из 3 гласных звуков, анализ звукового ряда из 3 гласных.

 Анализ закрытых слогов, типа: АП, АТ, ОК…

2

День Победы

Префиксальное словообразование. Образование существительных (с увеличительным значением) с суффиксом – ищ;

3

Насекомые

Проведение мониторинга. Заполнение листа динамического наблюдения.

4

Здравствуй, лето!

Развитие связной речи.

  1. Пересказ небольших произведений
  2. Рассказывание с использованием моделирования
  3. Составление описательного рассказа
  4. Составление рассказа по серии картинок
  5. Составление рассказа из личного опыта
  6. Придумывание сказок, историй

Развитие психических процессов.

  1. Игры на развитие памяти
  2. Игры на развитие внимания
  3. Игры на развитие мышления

Развитие звуко

слоговой структуры слова.

  1. Дифференциация длинных – коротких слов
  2. Работа над 1 – 2 сложными словами
  3. Работа над 3х сложными словами
  4. Работа над 1 – 2 сложными словами со стечением согласных
  5. Работа над 4х сложными словами
  6. Работа над 3х – 4х сложными словами со стечением согласных
  7. Работа над  словами сложной слоговой структуры

Постановка звуков.

  1. Свистящие    «С, З, Ц,  Сь, Зь»
  2. Шипящий       «Ш»
  3. Соноры           «Л, Ль»
  4. Шипящий       «Ж»
  5. Соноры           «Р, Рь»
  6. Шипящие       «Ч, Щ»

Другие звуки            

А) Общая артикуляционная гимнастика.

Б) Специальные комплексы упражнений для звуков.                      

Автоматизация звуков.

  1. В слогах.
  2. В словах.
  3. В словосочетаниях, предложениях, чистоговорках.
  4. В небольших стихах, рассказах, потешках, сказках.
  5. В спонтанной речи: диалоги, игры, развлечения, НОД, режимные моменты.

Количество часов, темы занятий, могут меняться в зависимости от сложности речевого дефекта, индивидуальных возможностей ребенка на усмотрение учителя – логопеда.  

Пятый год обучения (6-7 лет)

Месяц/

неделя

Лексика. Расширение объёма понимаемой речи, словарного запаса.

Грамматика.

Развитие грамматического строя речи.

Фонематическое восприятие. Фонематический слух, звуковой анализ и синтез слов.

сентябрь

1

Углубленное обследование, заполнение речевых карт.

2

3

Фрукты, овощи.

Использование глаголов; местоимений мой, моя, моё; образование прилагательных от существительных.

Термины: гласный, твёрдый согласный, мягкий согласный звук.

4

Откуда хлеб пришел?

Образование прилагательных от существительных; использование местоимений мой, моя; образование прилагательных от существительных.

Выделение первого и последнего гласного, согласного звука в слове «Цепочка из слов».

октябрь

1

Детский сад – мой второй дом. Профессии.

Подбор  прилагательных и глаголов к существительному.

Понятие: слог, слово.

Звуковая линейка.

Анализ закрытых слогов, типа: АП, АТ, ОК…

Преобразование обратных слогов в прямые.

2

Осень золотая. Осенние явления.

Составление сложных предложений, антонимов; уменьшительно-ласкательных форм; согласование числительных с существительными.

3

Я расту здоровым.

Образование прилагательных от существительных; преобразование единственного числа во множественное; образование существительных в винительном падеже.

Выделение ударных гласных из положения после согласных (дом, танк…) Дифференциация звуков по артикуляционным признакам (С-Ш).

4

Домашние животные и их детеныши.

Многозначность слов; употребление глаголов, обозначающих действия; согласование числительных с существительными.

ноябрь

1

Моя семья.

Употребление антонимов; употребление глаголов, обозначающих трудовые действия; согласование числительных с существительными.

Выделение 2-х гласных в слове (муха, оса…)

Дифференциация звуков по артикуляционным признакам (З-Ж).

2

Моя малая Родина.

Употребление несклоняемых существительных; составление сложных предложений (для того, чтобы…); потребление существительных в творительном падеже.

3

Дикие животные и их детеныши.

Употребление предлогов: из-за, из-под; образование существительных в родительном падеже; согласование числительных с существительными.

Деление одно -двусложных

слов на слоги по наличию гласных.

Звуковой анализ и синтез слов из 3 звуков (кот, дом).

4

Мама – словно солнышко. (День Матери)

Многозначность слов. Употребление антонимов, слов-действий.

декабрь

1

Зима. Зимние явления природы.

Употребление слов-действий; образование прилагательных; использование антонимов.

Звуковой анализ и синтез слов из 3-х звуков (с мягким согласным: кит).

Дифференциация звуков по артикуляционным признакам (С-Ц).

2

Зимняя одежда, обувь, головные уборы.

Согласование слов в роде, числе, падеже; употребление слов-действий; образование прилагательных от существительных; антонимы.

3

Зимующие птицы. Поможем птицам перезимовать.

Использование предлогов – из,  под, из-под; согласование числительных с существительными.

Звуковой анализ слов из 4 звуков (гуси, мама…)

Дифференциация звуков по артикуляционным признакам (Р-Л).

4

К нам приходит Новый год.

Употребление антонимов; употребление прилагательных; подбор синонимов; префиксальное словообразование.

январь

1

Каникулы

2

Зимние  забавы

Употребление антонимов; употребление прилагательных; подбор синонимов;

Звуковой анализ слов из 4 звуков (гуси, мама…)

Дифференциация звуков по артикуляционным признакам (Р-Л).

3

День рождения детского сада.

Префиксальное словообразование; образование сложных слов и притяжательных прилагательных.

Термин: звонкие и глухие согласные.

Дифференциация звуков по акустическим признакам (С-З).

Звуковой анализ слов из 3- 4 звуков без стечения согласных.

4

Мир технических чудес.

Согласование падежных окончаний; подбор прилагательных к существительным; антонимы; образование притяжательных прилагательных.

февраль

1

Этикет. Мы встречаем гостей. Посуда.

Употребление названий детёнышей домашних животных, птиц; употребление глаголов (кто как голос подаёт); согласование падежных окончаний.

Звуковой анализ слов из 4 звуков  со стечением согласных (стол, мост).

Дифференциация звуков по акустическим признакам (Ш-Ж).

2

Мир профессий

Согласование падежных окончаний; составление сложных предложений.

3

Защитники Отечества.

Подбор прилагательных, глаголов к существительным.

 Термин: ударение.

Звуко-слоговой анализ и синтез слов из  4 – 5 звуков.

Дифференциация звуков по акустическим признакам (П-Б).

4

Мой дом. Мебель.

Образование сложных слов; употребление антонимов; деформированное предложение.

март

1

Весна. Поздравляем наших мам.

Объяснять переносное значение слов (золотые руки…)

Понятие – предложение; схема предложения.

Составление предложений из 2 – 3 слов.

Дифференциация звуков по акустическим признакам (Ф-В).

2

Весна идет, радость несет.

Многозначность слов; согласование слов в роде, числе, падеже; образование прилагательных от существительных.

3

Перелетные птицы.

Подбор прилагательных и глаголов к существительным; префиксальное словообразование.

Звуко-слоговой анализ и синтез слов из  4 – 6 звуков.

Анализ предложений из 3 – 4 слов.

Составление схемы предложения.

Дифференциация звуков по акустическим признакам (К-Г).

4

Домашние птицы и их птенцы.

Составление сложных предложений с союзом – а -; употребление глаголов, обозначающих трудовые действия.

апрель

1

Демисезонная одежда, обувь. Головные уборы.

Образование сложных слов; образование существительных с суффиксом – ищ.

Звуковой анализ и синтез слов из   4 - 6 звуков.

Дифференциация звуков по акустическим признакам (Т-Д).

2

Полет человека в космос.

Согласование числительных 2 – 5 с существительными; использование предлогов: над, к, с.

3

Продукты питания.

Образование притяжательных прилагательных; согласование слов в роде, числе, падеже.

Деформированное предложение.

Анализ и синтез предложения.

Звуковой анализ трехсложных слов произношение которых не расходится с написанием (канава).

4

Транспорт. Профессии на транспорте.

Использование предлогов: над, к, на, с, у; образование уменьшительно-ласкательных форм.

май

1

Цветы

Образование сложных слов; образование существительных с суффиксом – ищ; префиксальное словообразование.

Звуковой анализ и синтез слов из   5 - 6 звуков со стечением согласных (слива, книга, компот).

Составление предложений по заданной схеме.

2

День Победы

Использование местоимений мой, моя, моё, мои; образование прилагательных; употребление антонимов; деформированное предложение.

3

Насекомые

Проведение мониторинга. Заполнение листа динамического наблюдения.

4

Здравствуй, лето!

Развитие связной речи.

  1. Пересказ небольших произведений
  2. Рассказывание с использованием моделирования
  3. Составление описательного рассказа
  4. Составление рассказа по серии картинок
  5. Составление рассказа из личного опыта
  6. Придумывание сказок, историй

Развитие психических процессов.

  1. Игры на развитие памяти
  2. Игры на развитие внимания
  3. Игры на развитие мышления

Развитие звуко-

слоговой структуры слова.

  1. Дифференциация длинных – коротких слов
  2. Работа над 1 – 2 сложными словами
  3. Работа над 3х сложными словами
  4. Работа над 1 – 2 сложными словами со стечением согласных
  5. Работа над 4х сложными словами
  6. Работа над 3х – 4х сложными словами со стечением согласных
  7. Работа над  словами сложной слоговой структуры

Постановка звуков.

  1. Свистящие    «С, З, Ц,  Сь, Зь»
  2. Шипящий       «Ш»
  3. Соноры           «Л, Ль»
  4. Шипящий       «Ж»
  5. Соноры           «Р, Рь»
  6. Шипящие       «Ч, Щ»

Другие звуки            

А) Общая артикуляционная гимнастика.

Б) Специальные комплексы упражнений для звуков.                      

Автоматизация звуков.

  1. В слогах.
  2. В словах.
  3. В словосочетаниях, предложениях, чистоговорках.
  4. В небольших стихах, рассказах, потешках, сказках.
  5. В спонтанной речи: диалоги, игры, развлечения, НОД, режимные моменты.

Количество часов, темы занятий, могут меняться в зависимости от сложности речевого дефекта, индивидуальных возможностей ребенка на усмотрение учителя – логопеда.  

5. Обеспечение методическими материалами и средствами обучения и воспитания

Список литературы:

  1. Агранович З.Е.  Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления Лексико – грамматического недоразвития речи у дошкольниов с ОНР. Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2010г.
  2. Агранович З.Е.  Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольниов . Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2010г.
  3. Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2009г.
  4. Богдарин А.Ю. «Стихи, песенки, потешки». «Детство – пресс» Санкт – Петербург 2011г.
  5. Бутусова Н.Н. «Развитие речи детей при аоррекции звукопроизношения» «Детство – пресс» Санкт – Петербург 2012г.
  6. Бухарина К.Е. «Картотека заданий для автоматизации правильного произношения и дифференциации простых звуков русского языка». «Детство – пресс» Санкт – Петербург 2016г.
  7. Вакуленко Л.С., Верещагина Н.С. «Совместная интегрированная деятельность. Развитие познавательных способностей и речи дошкольников» «Детство – пресс» Санкт – Петербург 2014г.
  8. Волкова Г.А. Методика психолого – логопедического обследования детей с нарушениями речи. Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2004г.
  9. Володина В.С.  Альбом по развитию речи. Говорим правильно. М. «Росмен» 2008г.
  10. Волосовец Т.В.  Преодоление общего недоразвития речи  дошкольников. М. «Институт общегуманитарных исследований». 2004г.
  11. Жукова Н.С. «Уроки правильной речи и правильного мышления», Эксмо Москва 2012г.
  12. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. М. ВЛАДОС 2003г.
  13. Комарова Л.А. Альбом для дошкольников. Автоматизация звуков в игровых упражнениях. ([с], [з], [ц], [ш], [ж], [ч], [щ], [р], [л])
  14. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.. «Автоматизация звуков у детей» Комплект из 4 альбомов. Издательство Гном и Д. Москва 2007г.
  15. Куликовская Т.А. «Говорим и играем. Картотека упражнений, игр, текстов для автоматизации звуков». «Детство – пресс» Санкт – Петербург 2013г.
  16. Левчук Е.А. «Материалы из опыта работы на дошкольном логопункте». Детство – пресс» Санкт – Петербург 2013г.
  17. Нищева Н.В. «Картотека упражнений для автоматизации правильного произношения и дифференциации звуков разных групп» «Детство – пресс» Санкт – Петербург 2009г.
  18. Нищева Н.В. «Картотеки методических рекомендаций для родителей дошкольников с ОНР» «Детство – пресс» Санкт – Петербург 2011г.
  19. Парамонова Л.Г.  «Нарушение звукопроизношения у детей» «Детство – пресс» Санкт – Петербург 2012г.
  20. Рудик О.С. «С детьми играем – речь развиваем». Часть 1. ТЦ «Сфера» Москва 2013г.
  21. Рудик О.С. «С детьми играем – речь развиваем». Часть 1. ТЦ «Сфера» Москва 2013г.
  22. Сеничкина В.В. «Конспекты тематических занятий по формированию лексико – грамматических категорий языка и развитию связной речи у детей с ОНР». «Детство – пресс» Санкт – Петербург 2012г.
  23. Тарасов М.А.  Коррекция социального и речевого развития детей 3-7 лет. Планирование, лексические темы, дидактические игры. М. Творческий центр «Сфера» 2005г.
  24. Теремкова Н.Э.  Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбом 1. М. ООО «Издательство ГНОМ и Д»2008г.
  25. Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбом 3. М. ООО «Издательство ГНОМ и Д» 2008г.
  26. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа логопедической работы по преодолению общего  недоразвития речи детей». Москва «Просвещение» 2010г.
  27. Фомичева М.Ф.  Воспитание у детей правильного произношения. М. «Институт практической психологии».2007г.
  28. Червякова Н.А., Клименко Е.А. и др. Программа коррекции речевых нарушений на логопедическом пункте ДОУ для детей 5-7 лет. Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2019 г.

Средства обучения:

       Аудио - и видео - пособия:

  • ноутбук, магнитофон, принтер – сканер, интерактивный логопедический комплекс «Умное зеркало».
  • компьютерные программы для индивидуально – подгрупповой работы  с детьми «Домашний логопед. Практический курс», «Учимся говорить правильно», «Радуга в компьютере. Логопедия. Конструктор урока».
  • презентации по изучаемым лексическим темам;
  • презентации по развитию артикуляционного аппарата, постановке, автоматизации и дифференциации звуков в речи;

Основное учебное оборудование:

Артикуляционная зона

  • Зеркало, индивидуальные зеркала.
  • Альбомы артикуляционной гимнастики для губ и языка.
  • Комплексы артикуляционной гимнастики (картинки).
  • Шпатели, вата, спиртовые салфетки, перчатки.
  • Игрушки для демонстрации артикуляционных укладов: «Бегемот», «Лягушка – говорушка».

Зона развития мелкой моторики.

  • Различные шнуровки, прищепки.
  • Сухой бассейн (фасоль, горох)
  • Обводки, штриховки, раскраски, трафареты.
  • Мозаики, пазлы.
  • Пальчиковые массажеры.
  • Счетные палочки для конструирования.
  • Пальчиковая гимнастика (пособие в картинках).
  • Пальчиковый театр.

Зона фонального восприятия (интонационная зона)

  • Свистки, колокольчики, погремушки.
  • Музыкальные инструменты (барабан, бубен).
  • Игрушки для звукоподражания разной величины: матрешки, мышки, мишки, зайцы, и др.
  • Подборка с записями неречевых звуков (в электронном виде: игра «Учимся говорить правильно»)
  • Зона развития фонематических процессов и предпосылок к обучению грамоте
  • Звучащие слова в картинках и предметах (игра «Что как звучит?»)
  • Наглядные пособия для звуковых сюжерных игр: гномики – звуковички Тим и Том, дядушка АУ, звуковые фонарики _ звуки гласные, твердые и мягкие согласные, звуковые птички.
  • Опорные сигналы (он,. Она, оно, они) – используются куклы, смайлики.
  • Библиотечный отдел: книги с загадками по лексическим темам, потешкам. Скороговоркам.

 Зона развития связной речи.

  • Пластичные куклы (для обговаривания их действий при изменении положения тела).
  • Мнемотаблицы.
  • Игрушки для предметных игр  на автоматизацию употребления пространственных предлогов.
  • Отдельные сюжетные картинки, предметные картинки, серии картин.
  • Чудо дерево. Времена года.
  • Игры «Мои первые предложения» и др..
  • Ширма, куклы на руку, Звуковичок, и др. игрушки.
  • Библиотечный отдел: детские книги: малышки, раскладушки, книги с загадками по лексическим темам, потешками, скороговорками.

Зона развития интеллектуальных процессов.

  • Игры:

- «Четвертый лишний».

- «Все профессии важны» две части.

- развивающие лото.

- «Транспорт».

- «На каждую загадку – четыре отгадки» две части.

- «Целый год».

- «Рифмочки и нерифмушки».

- «Большие и маленькие».

- Логические пирамидки.

  • Библиотечный отдел: книги с печатными играми, тестами.

 Мотивационная зона, зона эмоционального контакта.

  • Куклы на руку, мягкие куклы, предметы – подарки – поощрения.
  • Мячи.

Рабочая зона.

  • Стол педагога.
  • Стул взрослый.
  • Шкафы для пособий.
  • Ноутбук.
  • Принтер.
  • Магнитная доска.
  • Детские столы – 2 шт.
  • Стульчики – 8 штук.
  • Логопедический уголок с зеркалом и подсветкой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ "ИНТЕГРИРОВАННЫЕ ЗАНЯТИЯ ЛОГОПЕДА И ПСИХОЛОГА ПО РАЗВИТИЮ МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ, III УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ»

Проект рассчитан на один учебный год и представляет собой систему работы, основанную на следующих материалах:1. Описание этапов взаимодействия логопеда и психолога.2. Перспективно-тематический план ин...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА ВО II МЛАДШЕЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.

Адаптированная рабочая программа уителя-логопеда во 2 младшей группе для детей с Общим недоразвиием речи....

Конспект итогового логопедического занятия на тему: «Урок грамоты». В подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи 3 уровня речевого развития.

Цель: Закрепление полученных знаний о звукобуквенном анализе и синтезе, развитие фонематических процессов.Задачи:Заинтересовать детей играми, связанными с родным языком, воспитывать языковое чутьё.Учи...

Характеристика речи детей с Общим недоразвитием речи II уровня речевого развития

Характеристика речи детей с Общим недоразвитием речи II уровня речевого развития...

Характеристика речи детей с Общим недоразвитием речи III уровня речевого развития

Характеристика речи детей с Общим недоразвитием речи III уровня речевого развития...

Конспект праздника для детей с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития «Я найду слова везде»

Цель закрепить представления о твердых и мягких согласных звуках. Упражнять в четком произношении звуков Р, Рь, в их дифференциации, в составлении предложений по картинкам. Развивать слуховое внимание...