Речевое развитие детей 5-6 лет
статья по развитию речи (старшая группа)
В данной статье помещена информация об особенностях речевого развития детей на 6-м году жизни, а также даны рекомендации для рзвития речи детей в этом возрасте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevoe_razvitie_detey_5-6_let.docx | 17.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Речевое развитие детей 5-6 лет.
Насколько разнообразнее, правильнее, богаче становится речь ребенка на шестом году жизни! Свои ответы он строит из двух-трех и более фраз, все чаще предложения становятся сложносочиненные и сложноподчиненные. Активный словарь быстро пополняется и составляет около 3000 слов.
Ребенок точнее излагает своим мысли, свободно общается как со взрослыми, так и с детьми.
У детей 5-6 лет начинает проявляться тяготение к рифме. Они даже пытаются сочинять собственные стихи, например: цицикуль, цицикуль, по горам идет Мигуль, придумывают слова, лишенные всякого смысла (кусяка – бузяка.) Это занятие помогает развитию речевого слуха, формирует умение подбирать слова, близкие по звучанию.
В пять лет ребёнок начинает произносить практически все звуки правильно, исключение могут составлять сонорные Р,Л, которые в норме появляются у детей к 6-7 годам. У некоторых детей овладение новыми звуками сопровождается недостаточной сформированностью правильно различать фонемы, близкие по звучанию. Дети часто смешивают звуки, например: шумка (сумка), жвезда (звезда), (шолныска) солнышко. Такие смешения до пяти лет представляют физиологическую норму. Если же подобные ошибки сохраняются после пяти лет, необходимо проконсультироваться у логопеда.
В этом возрасте следует продолжать обогащать и расширять словарный запас ребенка, учить его называть качества предметов (цвет, форма, величина, свойства предметов на ощупь, определять, из чего они сделаны)
На этом этапе речевого развития важным является способность ребёнка к классификации и обобщению. То есть, умение объединять предметы в группы по какому-либо признаку, а также исключать лишний предмет. Актуальными становятся такие игры, как «Раздели на группы», «Четвёртый лишний». Попробуйте вместе с ребёнком находить сходство и различие предметов: игры «Найди отличия», «Чем похожи предметы?».
В этом возрасте у детей активно формируются пространственные и временные понятия: утро, день, вечер, ночь, вчера, сегодня, завтра, справа – слева, впереди –сзади, наверху–внизу.
Во время самостоятельной деятельности ребенка, рисования, лепки, конструирования чаще обращайте внимание на то где у ребёнка, изображены предметы на рисунке. Это способствует развитию пространственных представлений, а также помогает процессу построения предложно-падежных конструкций (правильному употреблению предлогов). Ребенок нарисовал дерево, дом, облако, солнышко. Можно спросить: «А где на твоем рисунке дерево (внизу, у дома), облако (наверху, над домом), а где дом, по отношению к дереву (справа или слева). Куда спряталось солнышко? (за облако). Откуда оно выглядывает? (из-за облака). Когда заходит солнышко? – (вечером). Какой рукой ты рисуешь? (правой, левой)
Учите ребенка «украшать» предложения, используя прилагательные и наречия, пофантазируйте вместе: например «Смотри, какая лохматая собачка побежала! Как ты думаешь, куда она торопится? Есть ли у неё детки? Как их зовут, какие они?» Вызывают интерес у детей и такие задания, как «Найди причину и закончи предложение», «Что будет, если…» Например: «Маленькое деревце так и не выросло, потому что…» «Что будет, если человек не заготовит на зиму сена?... Такие игры развивают фантазию, формируют словесно – логическое мышление, развивают умение находить причинно – следственные связи.
Развитие диалогической речи является важным этапом в формировании у ребенка связной речи. В этом возрасте малыш очень любит рассказывать о чем-то, делиться своими наблюдениями, впечатлениями, сочинять. Как бы ни были заняты взрослые, необходимо поддержать речевую активность ребенка, уметь выслушать его. Такое общение с ребёнком способствует формированию правильной фразовой диалогической, а, впоследствии, и самостоятельной связной речи.
Учитель – логопед Селиванова Ольга Владимировна.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Речевое развитие детей дошкольного возраста через использование технологий познавательно-речевого развития
В данном пособии уделено важное внимание развитию речи, с использованием новейших технологий , как моделирование и ТРИЗ. Для формирования грамотического строя речи, по овладению детьми способами образ...
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию детей с технологией речевого развития во второй младшей группе
«Поход в кукольный театр»...
Развитие познавательно-речевой активности детей дошкольного возраста. Речевое развитие детей с учетом специфики групп дошкольного отделения.
Познавательно-речевое развитие воспитанников является одним из направлений деятельности каждого образовательного учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ИГРУ» (Создание условий в семье для речевого развития ребёнка 3-4 лет)
Цель: привлечение родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей 3-4-х лет в условиях семьи....
Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье и в ДОУ. Профилактика задержки речевого развития.
У детей пятого года жизни отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Речь его становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость...
Театрализованная деятельность, как средство речевого развития детей. Основы речевого развития детей.
Именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребёнку...
Мастер-класс для педагогов по применению технологий речевого развития детей «Карты Проппа, как средство развития речевого творчества детей дошкольного возраста при моделировании собственных сказок»
Цель мастер-класса:Создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогических работников дошкольного образования по развитию речевого творчества детей дошкольного возраста посредств...