Развитие речи
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Солнышко»
«Путешествие в страну сказок».
Открытое занятие по развитию речи в старшей группе
Воспитатель:
Кобелева Ю. В.
Цель: совершенствовать умение детей узнавать сказки по литературным отрывкам и иллюстрациям.
Задачи:
- Закрепить знания сказок.
- Формировать эмоциональную отзывчивость.
- Развивать воображение, память, внимание.
- Активизация детской диалогической речи.
- Воспитывать любовь и интерес к художественному слову.
Методы и приемы: скетчинг, беседа, рассматривание, рассказ, вопросы, загадывание загадок, дыхательная гимнастика,пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика, физкультминутка.
Предварительная работа: чтение и пересказ художественной литературы, рассматривание книг и иллюстраций к сказкам, игровые упражнения: «Узнай сказку», отгадывание загадок, рисование на тему «Сказки».
Материалы и оборудование: карта путешествия, книга с иллюстрациями сказок, воздушные шары, фломастеры.
Воспитатель: Здравствуйте дети.
Ребята вы любите сказки?
Дети:
Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Побываем в стране сказок, там нас ждёт много загадок и заданий.
Воспитатель: Какие вы знаете сказки?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: А какие бывают сказки?
Дети: народные.
Воспитатель: Есть сказки народные. Это сказки, которые сочинил народ.
И есть сказки авторские. Это сказки, которые сочинил автор.
Воспитатель: А какие сказки называют авторскими?
Дети: Это сказки, которые сочинил автор.
Я предлагаю вам отправимся в путешествие на воздушных шарах.
Дыхательная гимнастика.
(Дети держатся за воздушные шары и повторяют за воспитателем)
Давайте надуем шарики. Сделайте большой вдох через нос, выдыхаем через рот (ш- ш- ш)
А теперь надо приземлиться. Наши шарики начинают медленно сдуваться. Сделали вдох и выдох (с- с- с).
Вот и попали мы с вами в сказочную страну.
(Воспитатель достаёт карту)
Что это?(открывает карту) Это карта с помощью которой мы будем путешествовать. Но посмотрите на карте некоторые рисунки стёрты. Мы должны с вами их восстановить.
Давайте присядем на полянку.
Посмотрите ребята вот эта книга и поможет нам восстановить карту.
Первое задание. «Узнай сказку».
Воспитатель: Послушайте первую загадку.
Без сапог он просто зверь,
в сапогах- герой, поверь.
Шпага, шляпа, сапоги...
Разбежались все враги!
Знает весь кошачий род-
носит в сказке обувь кот.
Что это за сказка?
Дети: сказка «Кот в сапогах»
Воспитатель: Правильно. Эту сказку написал Шарль Перро. Посмотрите на карте есть рисунок к этой сказке. Кот в сапогах просит вас ответить на вопросы.
Вопросы от кота в сапогах.
-На чем ездил Емеля, в сказке «По щучьему велению»?
Д: Емеля ездил на печи.
-Как в русских народных сказках называют птицу с золотым оперением?
Д: Птицу с золотыми перьями называют жар- птица.
Послушайте внимательно следующую загадку.
У старухи есть корыто,
Но оно давно разбито.
Кто помог старухе вредной
Сытой стать и жить безбедно,
А потом всё отнял разом,
Не моргнув при этом глазом?
Дети: Сказка о рыбаке и рыбке.
В: Ребята, а кто знает кто автор этой сказке?
Д: А. С. Пушкин.
В: Верно. Посмотрите на карту к этой сказке нет рисунка. Мы его с вами нарисуем.
Что можно нарисовать, как вы думаете?
Д: Рыбку (если дети затрудняются помочь им)
(Выходит один ребёнок и рисует)
В: А теперь послушайте следующую загадку.
Ровно семь лепестков,
Нет пестрее цветков.
Оторвёшь лепесток-
Полетит он на восток,
И на север и на юг,
И вернётся к нам он в круг.
Ты желанье загадай,
Исполнения ожидай.
Что же это за цветок?
Д: Цветик- семицветик.
В: А как называется сказка?
Д : Цветик- семицветик.
В: А как звали главного герои этой сказке?
В: Девочку звали Женя.
В: А на карте нет рисунка к этой сказке. Что можем с вами нарисовать?
Д: Цветок цветик- семицветик
(Ребёнок выходит и рисует)
В: Ну ребята вы устали? Давайте немного отдохнём.
А чтобы было веселее повторяйте все за мной.
Физкультминутка с проговариванием чистоговорок
Ва, ва, ва -высокая трава (медленно повторяют, идут, высоко поднимая ноги)
Па, па, па —узкая тропа (узко ставят ступни)
Ке, ке, ке — мы пришли к реке (шагают, руки на поясе)
Кой, кой, кой — любуемся рекой (разводят руки в стороны)
Ась, ась, ась — вот плывёт карась (повторяют тихо, плавные движения руками)
Ушка, ушка, ушка-прыгает лягушка (повторяют громко, прыгают на двух ногах)
Шо, шо, шо — говорим мы хорошо. (повторяют тихо, пальцы к губам)
Це, це, це- улыбка на лице. (повторяют радостно)
В: Ну что продолжем наше путешествие?
В: А теперь отгадайте следующего героя
Средь болот жила царевна,
но зелёною была...
Вы знаете наверно
рукодельницей слыла.
И скажу я вам на ушко,
что царевна та
Д: Лягушка. Сказка называется «Царевна- лягушка»
В: Верно. Это сказка народная. А почему царевна была лягушкой?
Д: Она не согласилась выйти замуж за Кощея и он превратил её в лягушку.
На карте нет рисунка к этой сказке. Давайте нарисуем.
(Ребенок выходит и рисует стрелу)
Переворачиваем страницу. А эту сказку вы узнаете после того, как соберете пазл.
(Дети на ковре собирают большой пазл)
Д: Это сказка «Крылатый мохнатый да масленый»
В: Почему звери поменялись своей работой?
Д: Потому что они думали, что у другого работа легче.
В: Молодцы и с этим заданием вы справились. Рисунок к этой сказке на карте нарисован, значит мы двигаемся дальше. У нас последнее задание.
Слушайте загадку.
Над простым моим вопросом
Не потратишь много сил
Назовите сказку сразу
Где Плюх всех победил!
Д: Сказка называется «Плюх пришёл»
В: А кто же такой плюх и почему его испугался заяц и все звери?
Д: (ответы детей)
В: Посмотрите на карту рисунка к этой сказке нет. Мы его нарисуем.
А что мы можем нарисовать?
Д: дерево.
В: да. Мы нарисуем яблоню и как падают яблоки с неё.
(ребенок выходит и рисует)
Ну вот мы с вами и восстановили карту.
На этом наше путешествие по сказкам заканчивается и нам пора отправляться обратно в детский сад.
Берем наши шары и надуваем. Сделайте большой вдох через нос, выдыхаем через рот (ш- ш- ш). А теперь надо приземлиться. Наши шарики начинают медленно сдуваться. Сделали вдох и выдох (с- с- с).
В: Ребята вам понравилось путешествие?
Д: (ответы детей)
В: А что понравилось больше всего?
Д: (ответы детей)
В: Сказка- волшебная страна, с которой не хочется расставаться. Поэтому сказки мы будем читать каждый день.
Спасибо ребята, вы все молодцы. Наше занятие окончено.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей по развитию речи «Развитие речи в домашних условиях, через развитие мелкой моторики»
Развитие речи ребенка с помощью подручных материалов. Значение развития мелкой моторики. ...
Развитие речи как средством общения и культуры, развитие речевого творчества, развитие звуковой и интонационной культуры речи
Теоретические аспекты формирования детского словотворчества...
Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию речи звуковая культура речи. Звук «К»
Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию р...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе по мотивам сказки «Три медведя» Интегрированное занятие по развитию речи, познавательному развитию в средней группе.
Развитие речи детей по средствам игровой деятельности...
Цель и задачи работы: Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки. Достижению цели способствует решение следующих задач: - Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей; - Объединить усилия педагогов и родителей по развитию
Цель и задачи работы:Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки.Достижению цели способствует решение следующих задач:- Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей;- Об...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА РАЗВИТИЕ РЕЧИ Для дошкольников 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи II – III уровня речевого развития). Подготовительная группа
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 322 «Морозко» Принята решением...