Статья "Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста посредством использования языковых игр и упражнений"
учебно-методический материал по развитию речи (подготовительная группа)
Рассматриваются игровые задания и языковые упражнения, необходимые для успешного обучения в школе и формирования грамотной речи ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi.docx | 18.77 КБ |
razvitie_rechi_u_detey_starshego_doshkolnogo_vozrasta_111.pptx | 1.92 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка - детский сад № 33 «Радуга»
города Губкина Белгородской области
Выступление из опыта работы «Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста посредством использования языковых игр и упражнений»
Анахина Т.А.,
воспитатель
МАДОУ «Центр развития ребѐнка –
детский сад №33 «Радуга»
Губкин, 2019
Слайд 1-титульный
«Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста посредством использования языковых игр и упражнений»
Слайд 2
Речь- форма общения. В дошкольном возрасте она развивается по двум взаимосвязанным направлениям: совершенствуется в процессе общения со взрослыми и сверстниками, речь становится основой перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления.
Слайд 3
Основные задачи дошкольного развития детей:
- Овладение нормами и правилами родного языка, определёнными для своего возраста;
- Развитие коммуникативных способностей (способности общаться).
Слайд 4
Хорошо развитая речь ребенка способствует успешному обучению ребенка в школе. Нарушения же речи отражаются на формировании детского характера, так как неисправленный вовремя речевой дефект делает ребенка, замкнутым, неуверенным в себе, раздражительным.
Слайд 5
Факторы успешного речевого развития:
- Эмоциональное общение в семье с момента рождения ребенка.
- Общение с другими детьми.
- Речь взрослого-образец для подражания.
- Развитие мелкой моторики рук.
- Чтение детской художественной литературы.
- Игры с ребенком взрослых и детей.
Слайд 6
Таким образом, благодаря речи дети овладевают нормами общественного поведения, что способствует нравственному воспитанию, то есть овладение родным языком необходимо для полноценного формирования личности ребенка.
Слайд 7
Чему же мы должны учить ребенка? Какие задачи развития речи решаются на протяжении всего дошкольного периода?
- Формирование звуковой культуры речи.
- Обогащение словарного запаса.
- Формирование грамматического строя речи.
- Обучение высказыванию, связной речи.
- Развитие выразительности речи.
Слайд 8
Мы используем различные языковые игры и упражнения:
-Составь рассказ по картинке, раскрась ее, придумай слова, подходящие к иллюстрации и соответствующие схемам.
- Опиши, какие эмоции выражают лица детей на портретах, как ты думаешь, какое у них настроение?
-Выбери из предложенных те овощи, которые необходимы для приготовления борща, раскрась их.
Слайд 9
-Посели животных в свои слоговые домики, объясни свой выбор.
-Размести в прихожей на свои места одежду и обувь, обведи в овал то, что не должно находиться в прихожей, подбери слова к схемам.
Слайд 10
-Рассмотрите животных, разделите их на две группы (хищники и травоядные) или двусложные и однослоговые.
-Напечатайте необходимые гласные буквы в словах, подходящие к иллюстрациям (муха и мука), в чем отличие этих слов?
Слайд11
-Назовите, что нарисовано в парах? Чем похожи слова? Чем отличаются? (замок-замок, гвоздики-гвоздики, кружки кружки). Произнесите слова с ударением. Сделайте вывод.
Слайд 12
-Доскажите слова, добавив недостающие звуки; соедините слоги, чтобы получились целые слова; придумайте слова по заданному первому слогу.
Слайд 13
В тетрадях на печатной основе Е.А. Колесниковой представлены разнообразные фонетические упражнения, которые мы используем на занятиях по обучению грамоте. Например,
-Напечатай, как зовут детей, угадав первые звуки в названии изображенных предметов.
-Отправь воздушные шарики со слогами к подходящим картинкам.
-Изобрази схему данного предложения. Сколько в нем слов? Придумай свое предложение с тремя словами.
Слайд 14
Упражнения помогают осознать слоговую и звуковую стороны слова:
-Помоги жирафу отнести флажок с буквой «ж» к нужным картинкам, названия которых начинаются с этой буквы.
Слайд 15
Использование сказочных и мультипликационных персонажей (лиса и журавль, ослик Иа), забавных животных делают процесс познания игровым и увлекательным, позволяет проводить беседы по содержанию известных сказок, мультфильмов, придумывать свои истории и развивать таким образом речь.
Слайд 16
Диагностику полученных знаний помогают отслеживать задания по соответственной тематике. Это-задания на развитие фонематического слуха:
-Нарисуй красный (синий) квадрат в прямоугольнике под предметом так, чтобы он обозначал место звука «а» («л») в названии предмета.
-Соедини схему слова с предметом, к которому она подходит.
Слайд 17
Развитие фонематического слуха помогают отслеживать такие упражнения, как, например,
-Назови предметы. Назови первый звук в словах.
-Назови птиц. Какой одинаковый звук есть в их названии?
Слайд 18
Упражнения на развитие моторики и графических навыков напрямую связаны с развитием речи.
-Выполни пальчиковые упражнения «Зайчик», «Кольцо».
-Дорисуй палочки флажкам, как показано на рисунке.
-Заштрихуй квадраты по заданию.
Слайд 19
Упражнения на звуко-буквенный анализ и развитие речи:
-Раскрась гласные буквы красным карандашом, а согласные- синим.
-Допиши предложение, сколько в нем слов?
-Составь предложение по картинке из 2,3 слов, запиши условными обозначениями (каждое слово –в виде прямоугольника).
Слайд 20
В завершении курса по обучению грамоте по методике Е.А. Колесниковой предполагаются задания, при выполнении которых ребенок должен уметь читать слова, понимать, что каждое слово обозначает название предмета.
-Прочитай слова. Соедини прочитанное слово с предметом, который оно обозначает. Слова преимущественно из двух-одного слога.
Слайд 21
Вывод: Рассмотренные нами игровые задания и языковые упражнения, предложенные в прописях Е.А.Колесниковой способствуют развитию интереса к звуко-буквенному строю языка, лексической стороне речи, а главное развивают мышление, зрительное и слуховое внимание, необходимые для успешного обучения в школе и формирования грамотной речи ребенка.
Слайд 22
«Спасибо за внимание!»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Речь- форма общения. Совершенствуется в процессе общения со взрослыми и сверстниками Превращается в орудие мышления
Задачи развития речи детей: Овладение нормами родного языка, определёнными для своего возраста; Развитие коммуникативных способностей.
Хорошо развитая речь и речевые дефекты : Залог успешного обучения в школе. Ребенок становится замкнутым, раздражительным, неуверенным в своих силах.
Факторы успешного речевого развития: Эмоциональное общение в семье с момента рождения ребенка. Общение с другими детьми. Речь взрослого-образец для подражания. Развитие мелкой моторики рук. Чтение детской художественной литературы. Игры с ребенком взрослых и детей.
Развитие речи способствует: Овладение нормами общественного поведения нравственное воспитание Полноценное формирование личности ребенка.
Чему мы должны учить ребенка? Формирование звуковой культуры речи. Обогащение словарного запаса. Формирование грамматического строя речи. Обучение высказыванию, связной речи. Развитие выразительности речи.
Языковые игры и упражнения:
Слоговая структура слова:
Слово-слог-звук. От сравнения понятий, изображенных предметов идем с слоговой структуре слова, делаем вывод, выделяем звук, печатаем букву. Рассказываем о хищниках и травоядных-развиваем речь.
Лексические упражнения-знакомство с омонимами. Ставим ударение в словах, делаем вывод об изменении значения слов.
Фонетические упражнения:
От слова к звуку.
Предмет, слово, схема.
Развитие фонетического слуха .
Развитие звуковой культуры речи.
Развитие моторики.
Звуко -буквенный анализ и развитие речи:
Чтение.
Вывод: Игровые задания способствуют развитию интереса к звуко -буквенному строю языка, лексической стороне речи, а главное развивают мышление, зрительное и слуховое внимание, необходимые для успешного обучения в школе и формирования грамотной речи ребенка.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация работы по формированию звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр и упражнений
В процессе воспитания у детей звуковой культуры речи в детском саду педагог решает задачи: формирования у них правильного звукопроизношения; чёткого и ясного произнесения слов; развития голосово...
Консультация для педагогов "Развитие пространственных ориентировок у детей старшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр и упражнений"
Развитие пространственных представлений у детей - процесс весьма сложный, длительный, последовательный, в каждом возрасте определяется характером их жизненного опыта и отношений с действительностью....
Исследовательская работа по теме «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством использования технологии мнемотехники»
Актуальность исследования обусловлена тем, что овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рожде...
« Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи у детей старшего дошкольного возраста посредством использования методов проблемного обучения»
Коротко о том, что такое проблемное обучение.Проблемное обучение - это метод, в ходе которого подача нового материала происходит через создание проблемной ситуации, которая явл...
методическая разработка «Развитие коммуникативной функции речи у детей старшего дошкольного возраста посредствам использования элементов мнемотехники»
laquo;Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас». Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность. Судить о начале развития личности ребенка...
Презентация " «Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста посредством использования языковых игр и упражнений» "
В презентации проиллюстрированы коллективные и индивидуальные формы работы на занятиях по развитию речи в старшем дошкольном возрасте....
Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста посредством использования картин с проблемным сюжетом
выявление психолого-педагогических условий развития речи у детей старшего дошкольного возраста посредством использования картин с проблемным сюжетом....