Конспект занятий по развитию речи "Старые сказки"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Панфилова Марина Юрьевна

Конспект занятий по развитию речи "Старые сказки" 5-6лет

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе на тему:

«Русские народные сказки»

Цели и задачи: дать представление о том, что такое устное народное творчество,

познакомить дошкольников с понятиями " волшебные сказки, бытовые сказки, сказки о животных"; закрепить знание и названия русских народных сказок; развивать связную речь детей, память, логическое мышление; обогащать словарный запас по теме, воспитывать любовь к устному народному творчеству, чувство сострадания к окружающим.

Предварительная работа:

  • Чтение русских народных сказок: «Царевна-лягушка», «Иван царевич и серый волк», «Финист-ясный сокол», «Снегурочка», «Каша из топора», «По щучьему велению», «Сивка-бурка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» .
  • Рассказывание сказок: «Три медведя», «Волк и семеро козлят», «Заяц хвастун»,

«Колобок», «Гуси-лебеди».

  • Пересказ сказок: «У страха глаза велики», «Теремок», «Репка», с использованием мнемотаблиц.
  • Рассматривание иллюстраций к сказкам.
  • Изодеятельность: рисование по сказкам: «Иван царевич и серый волк», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

Содержание:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Хочу задать вам один вопрос...А знаете ли вы, в какой стране мы с вами живём?

Дети: В России.

Воспитатель: Правильно, мы живём в большой и красивой стране России. Как называются жители нашей страны?

Дети: Россияне.

Воспитатель: Молодцы! Вы уже знаете, что Россия- большая страна, и её населяет много народов. А на каком языке мы с вами разговариваем?

Дети: На русском.

Воспитатель: Верно! Красив, могуч наш русский язык, В древние времена, когда люди еще не знали букв, не могли писать, они передавали из уст в уста то, что сочиняли самые талантливые авторы той поры. Бабушка рассказывала внучке, внучка вырастала и рассказывала то, что слышала, своей дочке ,а та -своей. А знаете, как в то время называли губы? Губы называли уста. Поэтому, то, что сочинил народ и не мог записать, называлось устным народным творчеством. К устному народному творчеству относятся пословицы, поговорки, потешки, заклички, прибаутки, загадки, сказки. Сегодня мне очень хочется поговорить с вами о русских народных сказках.

Стук в дверь. Входит старичок-лесовичок. В руках сундук. Плачет.( можно показать на экране, можно играть роль старичка воспитателю)

Воспитатель: Ой, а кто это к нам пожаловал?

Лесовик: Вы меня узнали?

Воспитатель: Ну конечно мы тебя узнали! Здравствуй, старичок Лесовичок! Почему ты такой грустный? Что у тебя случилось?

Лесовик: У меня большое горе, только вы можете мне помочь . Сидел я на пеньке в своем лесу, сказки рассматривал, вдруг Баба яга прилетела, рассердилась на меня, разбросала, заколдовала все сказки, которые хранились в моём сундучке.

Воспитатель: Ребята, придётся помочь нашему другу. Для этого нам нужно отправиться в чудесную страну сказок, но чтобы туда попасть, надо произнести волшебные слова:

"В сказочное времечко, времечко чудесное тихо начинается сказка интересная".

(звучит музыка)

Воспитатель: Вот мы и оказались в сказочной стране, на волшебной полянке. Смотрите, ребята, что это за конверт лежит на опушке? Да это же послание от Бабы Яги! Что это она нам приготовила? Это задания, которые она предлагает нам выполнить в обмен на сказки!

Воспитатель: Старичок- Лесовичок, мы с ребятами поможем выполнить все задания Бабы Яги, и сказки опять к тебе вернутся!

ЗАДАНИЕ № 1:На картинки посмотрите, всех героев назовите, что за сказка ? Д/И «Назови героя, что за сказка?»

Лесовик: О коварная Баба Яга! Наверное я и не справлюсь!

Воспитатель: Не волнуйся, наши ребята тебе обязательно помогут. Давайте дадим характеристику каждому герою.

«Три медведя» — какие в сказке медведи? ( ответы детей)

«Волк и семеро козлят» — почему с козлятами случилось это несчастье? Какой волк в этой сказке? А мама-коза какая? ( рассуждения детей)

«Теремок»-добрые звери в этой сказке или нет? ( ответы детей)

«Заяц-хвастун» -можно ли про зайца сказать, что он- смелый? (предположения детей)

«Колобок» -кто в этой сказке съел Колобка? ( ответы дошкольников)

Воспитатель: А вы обратили внимание, кто герои этих сказок? (животные)

Сказки о животных считаются древними. Главными героями в них выступают звери. Наши предки раньше, чем прокормить семью, занимались охотой, и их жизнь зависела от удачи на охоте, и поэтому они с уважением относились к животным, придумывали о них сказки.

Воспитатель: Вот так! Сказки о животных мы расколдовали. Лесовичок, клади свои сказки в сундук.

Лесовик: Спасибо вам, вы - такие молодцы! Мои любимые сказки о животных!

Воспитатель: Ну, а мы отправляемся дальше. Смотрите, ещё конверт. Посмотрим, что приготовила нам Баба Яга на этот раз.

ЗАДАНИЕ №2: Покажу вам предметы чудесные, отгадайте, кому они были

полезные?

Лук и стрела. Из какой сказки предметы, какую роль они играли в сказке? ( Царевна-лягушка)

Живая и мёртвая вода ( Иван-царевич и серый волк)

Серебряное блюдечко и золотое яблочко. (Финист ясный сокол). Как использовала героиня эти предметы?

Печка. Из какой сказки попала к нам печь? (Гуси-лебеди). Кому она помогла?

Снежный ком. Что за сказка спряталась в снежном коме? (Снегурочка)

(дети рассуждают и называют назначение предметов и названия сказок)

Воспитатель: Вот и эти сказки расколдованы. Чем похожи все эти сказки? ( В них встречаются превращения). Да, это волшебные сказки. В них живут фантастические существа. Героям помогают животные и необыкновенные предметы, людей ожидают удивительные приключения, происходят различные чудеса. Вот тебе, Лесовичок, волшебные сказки, складывай их в сундук.

После таких непростых заданий нам пора немного отдохнуть!

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:

Сказка даст нам отдохнуть, отдохнём и снова - в путь!

Василиса нам сказала: наклоняйся влево. Вправо.

Вот Снегурочки слова: "Приседайте, как пружинки,

Полетайте, как пружинки."

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГУБ, ЩЕК, ЯЗЫКА:

Жили были дедушка и бабушка.

К НИМ ТОЛСТЫЕ ВНУКИ ПРИЕХАЛИ В ГОСТИ (надуваем щёки),

С НИМИ ХУДЫЕ - ЛИШЬ КОЖА ДА КОСТИ (втягиваем щёки).

БАБУШКА С ДЕДУШКОЙ ВСЕМ УЛЫБНУЛИСЬ (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы),

ПОЦЕЛОВАТЬ ОНИ ВСЕХ ПОТЯНУЛИСЬ (губы тянутся вперёд).

УТРОМ ПРОСНУЛИСЬ — В УЛЫБОЧКУ ГУБЫ (снова широкая улыбка).

ЧИСТИЛИ МЫ СВОИ ВЕРХНИЕ ЗУБЫ (широкий язык за верхними зубами)

ВПРАВО И ВЛЕВО, ВНУТРИ И СНАРУЖИ (соответствующие движения широким языком).

С НИЖНИМИ ЗУБКАМИ ТОЖЕ МЫ ДРУЖИМ (повторение этих движений языком в положении за нижними зубами).

ГУБЫ СОЖМЁМ МЫ, И РОТ ПРОПОЛОЩЕМ (поочерёдное надувание щёк — губы не пропускают воздух),

И САМОВАРОМ ПЫХТИМ, ЧТО ЕСТЬ МОЧИ (одновременное надувание обеих щёк с последующим выпусканием воздуха через губы).

БЛЮДЦА ПОСТАВИМ - ПОЛОЖАТ БЛИНЫ НАМ (широкий язык лежит на нижней губе).

ДУЕМ НА БЛИНЧИК — НЕ В ЩЁКИ, НЕ МИМО (подуть на широкий язык).

БЛИНЧИК ЖУЁМ, ЗАВЕРНЁМ И ПРИКУСИМ (жуём распластанный язык, потом прикусываем его, завернув за нижние зубы),

БЛИНЧИК С ВАРЕНЬЕМ МАЛИНОВЫМ ВКУСНЫМ (облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад).

ЧАШКИ ПОСТАВИМ, ЧТОБ ЧАЮ НАЛИЛИ (широкий язык загибаем кверху чашечкой),

НА НОС ПОДУЛИ - МЫ ЧАЙ ОСТУДИЛИ (подуть с «чашечки» вверх).

ЧАЮ ПОПИЛИ — НИКТО НЕ ОБИЖЕН («чашечка» двигается вперёд-назад).

ВКУСНЫЙ БЫЛ ЗАВТРАК - МЫ ГУБКИ ОБЛИЖЕМ (кончик языка облизывает губы по кругу).

ДЕДУШКА СДЕЛАЛ ДЛЯ ВНУКОВ КАЧЕЛИ (широкий язык ставится попеременно то за верхние, то за нижние зубы),

ВСЕ МЫ НА НИХ ПОКАЧАТЬСЯ УСПЕЛИ.

ПОСЛЕ КАЧЕЛЕЙ МЫ В ПРЯТКИ ИГРАЛИ (широкий язык убирается под верхнюю губу),

ПРЯТАЛИСЬ НА ЧЕРДАКЕ И В ПОДВАЛЕ (широкий язык - под нижнюю губу).

ДЕДУШКА СКАЧЕТ НА ЛОШАДИ ЛОВКО (щёлкаем языком),

ЗВОНКИЕ ВЯЗНУТ НА ГЛИНЕ ПОДКОВКИ (цоканье на верхней губе).

ВОТ ЗАМЕДЛЯЕТ ЛОШАДКА ШАЖОЧКИ (медленное цоканье с натягиванием подъязычной связки),

ВОТ НА ОПУШКЕ МЫ ВИДИМ ГРИБОЧКИ (присасываем язык к нёбу и открываем рот).

ВОТ ИЗ САРАЯ ИНДЮШКА ПРИШЛА,

ВАЖНО СКАЗАЛА: «БЛ-БЛ-БЛ-ЛА» (широкий язык ходит вперёд-назад по верхней губе; упражнение делаем с голосом).

И УШЛА.

Воспитатель: Ну что ж, друзья мои, отдохнули, а теперь за работу! Посмотрите, здесь еще один конверт!

ЗАДАНИЕ № 3: На таблицы посмотрите, в них вы сказки отыщите!

МНЕМОТАБЛИЦЫ

« У страха глаза велики». Про кого эта сказка? ( ответы детей)

«Каша из топора». Какой солдат в этой сказке? ( рассуждение дошкольников)

«Вершки и корешки». О ком эта сказка? ( ответы детей)

Лесовик :Вот спасибо вам ребята, вижу много сказок знаете! Наверное ваши воспитатели читают вам их каждый день!?

Воспитатель: Подожди, Лесовичок, здесь ещё одна сказка. Ну-ка, отгадай!

Лесовик: Ой, я не знаю ...

Воспитатель: Ну хорошо, мы ее тебе покажем с помощью жестов, движений, без слов.

Показ сказки «Репка» с помощью мимики.

Воспитатель: А все сказки, о которых мы сейчас говорили называются бытовыми. Что такое быт? Это - жизнь людей. В этих сказках - главные герои-люди. Вот тебе и бытовые сказки. Давайте посмотрим, наполнился ли сундучок старичка- Лесовичка?!

Лесовик: (складывает в сундучок сказки.) Спасибо вам, друзья, за помощь, без вас я бы не справился!

Воспитатель: Пожалуйста, мы всегда рады тебе помочь! А теперь пора возвращаться в детский сад! ( под музыку дети "возвращаются")

ИТОГ: Нет, чудесные русские сказки не лгали про Кощееву смерть , про ковёр-самолёт. Нет, не праздные люди сказки слагали , а слагал их мудрый русский народ.

Что же такое устное народное творчество? Почему оно так называется? Какие сказки мы собирали в сундучок Лесовичку? Какие сказки называются волшебными? Бытовыми? О животных?

Все вы молодцы, будем и дальше изучать наши старые добрые русские сказки!

https://fsd.multiurok.ru/html/2018/01/16/s_5a5dfed93c283/799809_5.jpeg

https://fsd.multiurok.ru/html/2018/01/16/s_5a5dfed93c283/799809_6.jpeg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи "Сказка наоборот"

Дидактический материал предназначен для старших дошкольников. Все дети умеют сочинять сказки, а вот менять характер героев: из хороших героев делать плохих и наоборот......

Конспект занятия по развитию речи ( сказка "Лиса и заяц")

Конспект занятия по развитию речи ( сказка "Лиса и заяц"), знакомство со сказкой, ее инсценировка....

Конспект занятия по развитию речи «Сказки А. С. Пушкина»

Конспект занятия по развитию речи «Сказки А. С. Пушкина»Цель: Закреплять умения рассказывать о своих любимых сказках, инсценировать любимые фрагменты произведений, загадывать загадки ...

Конспект занятия по развитию речи "Сказка в гости к нам пришла"

Занятие для воспитанников 2 младшей руппы ДОО по развитию речи....

Конспект занятия по развитию речи "Сказки А.С.Пушкина"

Конспект занятия по развитию речи "Сказки А.С.Пушкина"...

Конспект занятия по развитию речи «Сказка в гости к нам приходит»

Конспект занятия по развитию речи «Сказка в гости к нам приходит» старшая группа....