Проект:"Продуктивная деятельность, как особенность процесса социализации детей старшего дошкольного возраста"
проект по развитию речи (старшая группа)
Проект:"Продуктивная деятельность, как особенность процесса социализации детей старшего дошкольного возраста"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lozhnichenko_5.pptx | 372.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Ребёнок может правильно формироваться и развиваться только через различные виды деятельности: труд, игра, познание, художественно-продуктивная деятельность» П.Ф.Каптерев
Недостаточно исследована в педагогическом плане проблема взаимосвязи между уровнем развития продуктивной деятельности и социализацией детей старшего возраста; Недостаточно разработаны методы, формы и средства, а главное педагогические условия для эффективной социализации детей старшего дошкольного возраста средствами продуктивной деятельности Проблемы:
Цель работы – научно обосновать и разработать формы и методы, способствующие социализации детей старшего дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности. Задачи : 1. Определить особенности процесса социализации детей старшего дошкольного возраста в продуктивной деятельности. 2. Конкретизировать социально-воспитательные возможности продуктивной деятельности дошкольников. 3. Выявить содержание социализации детей старшего дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности. 4. Обосновать педагогические условия формирования социальных качеств детей старшего дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности .
Функции и образовательно-воспитательные возможности продуктивной деятельности Развитие ручных навыков и интеллектуальных умений. Продуктивная деятельность совершенствует все психические качества детей (точность восприятия, наблюдательность, чувствительность к выполняемым движениям). Для детского возраста характерны простые действия с предметами, для старших дошкольников -использование ножниц, иголки, линейки и изобразительных средств.
Роль социализации в ориентации ребенка на ценности, формирующие социальный опыт Процесс социализации – это многоаспектное явление развития человека во взаимодействии с социумом и окружающим миром в целом. Социализация в дошкольном возрасте характеризуется разнонаправленностью действий по освоению предметного мира, взаимодействиями в социальных отношениях и формированием социального поведения в соответствии с выбранной деятельностью .
Роль социализации в ориентации ребенка на ценности, формирующие социальный опыт Три варианта понимания социализации: 1.Традиционное, где социализация – это адаптация, происходящая через приспособление к жизни, деятельности, общению и др. 2.Интегративное – социализация определяется различными социальными процессами, через которые человек может усвоить, воспроизвести и передать нормы, ценности, знания, позволяющие вести положительную жизнедеятельность в социуме. 3.Влияющая – социализация является процессом, формирующим человека через взаимодействие с различными уровнями и формами проявления окружающей среды.
Структурная модель формирования социальных качеств старшего дошкольника Цель : социализация детей старшего дошкольного возраста в продуктивной деятельности Формирование навыков общения в социальной среде и продуктивной деятельности Использование возможностей продуктивной деятельности в условиях взаимодействия ДОУ, семьи и социума Овладение навыками социального поведения , развития социальной активности в продуктивной деятельности Представления о социальных нормах поведения , ценностях в продуктивной деятельности Подходы : аксиологический , гуманистический , антропологический , комплексный , деятельностный , средовой РЕЗУЛЬТАТ: высокий уровень сформированности социальных качеств Продуктивная деятельность старших дошкольников ЗАДАЧИ Виды работ : Декорирование , детский дизайн , бумагопластика , коллаж . Методы : ситуация выбора ; убеждение ; внушение ; личный пример ; побуждение к действиям . Формы работы : организованная деятельность , студии , кружки , взаимодействие с родителями , самостоятельная деятельность
Цель : социализация детей старшего дошкольного возраста в продуктивной деятельности Структурная модель формирования социальных качеств старшего дошкольника Применение продуктивной деятельности при взаимод ействии ДОУ, социума и семьи Формирование различных форм общения в социальной среде и продуктивной деятельности Формирование навык ов социального поведения и социальной активности в ходе продуктивной деятельности Представлени е о социальных нормах поведения , ценностях в продуктивной деятельности ЗАДАЧИ
р абота по образцу с незаконченным продуктом п о графической схеме п о словесному описанию темы п о собственному замыслу Виды работ
Методы работы : ситуация выбора ; убеждение ; внушение ; личный пример ; побуждение к действиям . Формы работы : организованная деятельность , студии , кружки , взаимодействие с родителями , самостоятельная деятельность
Социальные качества старших дошкольников самооценка с оциальный статус с оциальное взаимодействие с оциальная компетентность сотрудничество
Этапы работы Первый этап целью являлось изучение уровней развития социальных качеств детей Второй этап выявлял аспекты формирования социальных качеств старших дошкольников в процессе продуктивной деятельности Третий этап определял динамику в развитии социальных качеств старших дошкольников в процессе продуктивной деятельности.
Сводная таблица результатов исследования социального развития старших дошкольников 1.Уровень самооценки Высокий уровень 35 % Средний уровень 20 % Низкий уровень 45 % 2. Уровень социального статуса детей Высокий уровень 40 % Средний уровень 45 % Низкий уровень 15 % 3. Уровень взаимоотношений детей Высокий уровень 25 % Средний уровень 45 % Низкий уровень 30 % 4. Уровень взаимодействия Высокий уровень 2 5 % Средний уровень 4 0 % Низкий уровень 35 %
Анкета для педагогов дошкольных образовательных учреждений 1 . Считаете ли значимыми взаимоотношения, возникающие между детьми в процессе занятий продуктивной деятельностью? 2. Как вы готовитесь к занятиям, что продумываете заранее? 3. Как вы относитесь к общению детей во время занятий продуктивной деятельностью? Поощряете? Запрещаете? Почему? 4. Отчего, по вашему мнению, зависит культура общения во время занятий продуктивными видами деятельности? Как можно избежать конфликтных ситуаций? 5. Имеете ли вы представление о социальном статусе детей своей группы и о том, как это проявляется на коллективных занятиях по художественно-продуктивной деятельности? 6. Знакомы ли вы с моделированием «ситуации успеха» на занятиях для детей, имеющих низкую самооценку? 7. Влияют ли, по вашему мнению, взаимоотношения, возникающие во время занятий, на эмоциональное состояние ребенка? 8. Как вы организуете просмотр и анализ готовых детских работ (поделок, сувениров)? Какое участие в нем принимают дети? 9. Какие приемы, ситуации, на ваш взгляд, будут наиболее способствовать развитию социальных отношений во время занятий с использованием различных видов продуктивной деятельности?
Игровая методика «Путешествие в городе Мастеров» должна создать условия для развития социальных качеств детей старшего дошкольного возраста в различных видах продуктивной деятельности . Задачи: развить инициативность и стремление к созидательной активности детей; развить партнерские формы деятельности (ребенок – ребенок; ребенок - взрослый) развить способности к самостоятельному целеполаганию и появлению волевых усилий в организации детской деятельности; развить воображение и творческие способности детей. Занятия с детьми проводились два раза в неделю в группах. Для реализации игровой методики «Путешествие в городе Мастеров» требуется специально оборудованная среда (помещение, где может работать группа детей) и разнообразные декоративные материалы для творчества. Направления продуктивной деятельности старших дошкольников: изготовление сувениров, подарков, создание панно, создание авторских детских произведений для художественной галереи ДОУ, изготовление предметов для игровой деятельности и детского театра.
Поэтапный план работы с детьми старшего дошкольного возраста по реализации авторской программы «Путешествие в городе Мастеров» Название пункта, виды продуктивной деятельности Название готового продукта, цели, методические приемы «Улица Неумеек» декорирование, бумагопластика Изготовление мини-шкатулок, фоторамок, подносов для кукольной посуды. Учить детей работать парами, подгруппами, моделирование «ситуации успеха» для детей с низкой самооценкой «Холм признания», «Выставка мастеров» Экспонирование готовых детских работ. Учить детей анализировать свою работу и сверстников, отмечать достоинства и степень участия каждого в изготовлении поделок. «Наблюдательная башня», бумагопластика Изготовление рамок для любимых открыток. Создание педагогических ситуаций для « сорадования » успеху сверстников, или сострадания, желания помочь в преодолении трудностей «Площадь выдумщиков» коллаж, бумагопластика , флористика Изготовление коллективного панно «Заячья полянка». Предварительная экскурсия в лесопарковую зону, совместный сбор природного материала, подготовка его, работа по подгруппам, распределение этапов работы «Бульвар грандиозных замыслов» бумагопластика Изготовление декораций для спектаклей. Учить распределять этапы работы, поощрять активность всех детей, умение договариваться, уступать, желание помочь сверстнику «Переулок дружбы» бумагопластика, декорирование «Открытка - приветствие» для заболевшего друга. Вызвать чувство сострадания к сверстнику, желание проявить заботу, участие . Проведение коммуникативных игр. «Парк взаимопомощи» бумагопластика, декорирование Изготовление «цветников» для жителей города. Объединение детей парами, микро группами по 3-4 человека, самостоятельное распределение работы Ситуация «морального выбора» в совместной деятельности. «Набережная Смекалки» декорирование Изготовление обложек для самодельных книжек (подарок для малышей), участие детей в совместной деятельности, распределение этапов работы в микро группах по 3-4 человека «Дворец Мастерства и сотрудничества», Бумагопластика, декорирование с элементами коллажа Изготовление больших коллективных панно: «Праздничный салют» и «Путешествие по улицам города». Работа в двух подгруппах, распределение этапов работы, разных видов деятельности в малых группах по 3-4 человека
Цель: Оптимизировать общение и взаимодействие старших дошкольников с низкой самооценкой и неактивных в группе сверстников в ходе продуктивной деятельности. Создать дружеские коллективные взаимоотношения для дальнейшего развития сотрудничества на основе доброжелательного общения и совместной деятельностию
Сравнительные результаты уровня развития социальных качеств старших дошкольников на разных этапах исследования Уровни развития Данные первого этапа, % Данные третьего этапа, % Высокий уровень 35% 40% Средний уровень 38% 45% Низкий уровень 27% 15%
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социализация детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности
В описании опыта работы раскрывается проблема социализации детей старшего дошкольного возраста в условиях гуманизации дошкольного образования через игровую деятельность....
Статья "Особенности социализации детей старшего дошкольного возраста через игры с правилами"
Как сформировать у детей старшего дошкольного возраста через игры с правилами....
Логопедический проект на тему: «Совершенствование фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с помощью ИКТ»
Краткая аннотация проекта Вид проекта: коррекционно-педагогический, творческий.Исполнитель: учитель-логопед первой квалификационной категории МАДОУ д/с №9 «Петушок» комбинированного вида.Адресова...
Реферат "Особенности социализации детей старшего дошкольного возраста."
Реферат.тема: Особенности социализации детей старшего дошкольного возраста...
Статья на тему: "Театрализованная деятельность как эффективное средство социализации детей старшего дошкольного возраста"
Таетрализованная деятельность дает детям необходимую гамму переживаний, вызывая добрые и серьезные чувства, поможет научить добру и справедливости. Любая театрализвция ориентирована на социально-педаг...
Проект «Социализация детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»
Театральная деятельность помогает детям раскрепоститься, формирует коммуникативные умения, повышает самооценку, развивает речь, эмоциональную сферу и просто вносит яркое незабываемое разнообразие в по...
Изобразительная деятельность и ее роль в процессе социализации детей среднего дошкольного возраста
В настоящее время возросла роль социализации ребенка дошкольного возраста, в освоении им социального опыта через общение со взрослыми и сверстниками в процессе приобщения к ис...