Статья "Особенности социализации детей старшего дошкольного возраста через игры с правилами"
статья (старшая группа) на тему
Как сформировать у детей старшего дошкольного возраста через игры с правилами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_po_starshey_gruppe.docx | 25.49 КБ |
Предварительный просмотр:
«Особенности социализации детей старшего дошкольного возраста через игры с правилами»
У детей старшего дошкольного возраста уже сформированы элементарные социальные компетенции.
Дети активно участвуют в жизни группы, своих родителей и близких людей. Они всегда готовы прийти на помощь.
С величайшим интересом занимаются в группе и принимают активное участие в различных играх, делают уместные замечания, откликаются на зов и предложения других людей. Организаторские умения развиваются в неразрывной связи с формированием таких качеств личности как смелость, настойчивость, активность, самостоятельность, ответственность, целеустремленность.
Дети способны к мотивированной оценке, более точной и тонкой дифференцировке поведения. Для выражения своего отношения к людям и поступкам дети используют знакомые им критерии оценок: «Так нечестно», «Обманывать нехорошо», «Он хороший друг, потому что всегда помогает».
Как и на других этапах дошкольного возраста ведущим видом деятельности детей является игровая деятельность. Однако у старших дошкольников на первый план выходят игры, в процессе которых дети проживают ситуации соревновательности, подчиненности.
Даже в сюжетно-ролевых играх дети любят самостоятельно распределять роли, проигрывают их, облачая себя в соответствующие костюмы, используют нужные атрибуты, аксессуары и др.
В игре дети возлагают на себя разные социальные роли старших по возрасту, требуют точного выполнения роли от себя и сверстников. В театрализованных играх дети передают характерные особенности персонажа с помощью различных средств выразительности: голоса, пантомимики, мимики, жеста.
Творческая игра в старшем дошкольном возрасте поднимается на более высокий уровень. Одной из форм развития сюжетно-ролевой игры у старших дошкольников является сюжетосложение. Сделать именно совместное сюжетосложение центром внимания детей можно в « игре – придумывании», протекающей в чисто словесном плане. Игра придумывание позволяет взрослому, будучи партнером детей, ненавязчиво и непринужденно стимулировать их к комбинированию и согласованию разнообразных сюжетных событий; причем придумывание. Развертывание общего сюжета не замаскировано здесь для детей предметными и ролевыми действиями, открывается для них как бы в «чистом» виде. Совместную игру с детьми следует начинать не с придумывания совершенно новых сюжетов, а с частичного изменения - «расшатывания» уже известных, постепенно взрослый переводит детей к все более сложным преобразованиям знакомого сюжета. А затем и к совместному придумыванию нового. Наиболее удобным для «расшатывания» являются сюжеты волшебных сказок. Преобразовывать сказки достаточно легко: сохраняя общую смысловую канву событий, надо лишь изменять конкретные условия действий персонажей или изменять самих персонажей, выполняющих в сказке те или иные функции (героя, дарителя, противника), и получится новая сказка.
В конце дошкольного детства появляется интерес детей к играм с правилами. Эта игра дает ребенку две необходимые способности. Во-первых, выполнение правил в игре всегда связано с их осмыслением и воспроизведением воображаемой ситуации. Воображение тоже связано со смыслом и, более того, для своего развития предполагает специальные задания на осмысление. Во-вторых, игра с правилами учит общаться. Ведь большинство игр с правилами — это игры коллективные.
В процессе игры с правилами и других видах игр важно поддерживать ситуации для оценки социально-личностных отношений, обращать внимание на самого ребёнка или группу детей в процессе общения (состояние ребёнка (группы детей) в ситуации общения; средства, которые используются детьми при осуществлении коммуникации; социальное положение ребёнка в группе сверстников и т. п.).
Понимая ценность и роль коммуникативных игр, тренинговых упражнений для развития у старших дошкольников социальных компетенций, важно грамотно проектировать их использование в целостном образовательном процессе, в течение дня. При обсуждении используются детские рисунки, выполненные на тему чувств. Через рисунок идет обсуждение поступков, введение правил поведения и договоренности.
Для проведения тренинговых упражнений с детьми педагог должен постоянно развивать собственные проектировочные, рефлексивные и методические компетенции.
Это этап совместного творчества детей и педагога, установления особо доверительных и эффективных взаимоотношений при использовании метода составления и обсуждения моральных дилемм. Составление и обсуждение обеспечивает осознание детьми того, что одни и те же предметы, действия, события могут быть причиной многообразных эмоциональных состояний, вызывать различные настроения и реакции.
Именно в игре, максимально от всякого принуждения деятельности, казалось бы целиком находившийся во власти эмоций, происходит позитивная социализация детей. Ребенок раньше всего научается управлять своим поведением и регулировать его в соответствии с общепринятыми правилами. Игра требует от детей сообразительности, внимания, учит выдержке, настойчивости, развивает у них воображение, умение быстро находить правильное решение и что очень важно воспитывает чувство коллективизма.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по теме: « Развитие творческой личности детей старшего дошкольного возраста, через игры экологического содержания».
Опыт работы по теме:« Развитие творческой личности детей старшего дошкольного возраста,через игры экологического содержания».Содержание:Цель экологического содержания.Игровые приемы, проведение игр в ...
Опыт работы по теме: «Формирование фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста через игру»
В данном опыте работы рассматриваются проблемы, возникющие при формировании фонематического слуха, пути их решения. Предложены игры для формирования фонематического слуха у дошкольников....
Педагогические условия социализации детей старшего дошкольного возраста через игры с правилами.
Важными задачами государства и общества по отношению к детям являются обеспечение оптимальных условий для развития их индивидуальных способностей, саморегуляции, формирование основ уважительного отнош...
«Социализация детей младшего дошкольного возраста через игры-инсценировки»
-Развивать речь детей как средство общения, создавая условия при которых ребенок может устанавливать контакты и добиваться своей цели путем речевого обращения к сверстнику или к взрослому.-Обога...
Социализация детей старшего дошкольного возраста через взаимодействие с детской библиотекой.
Социализация детей старшего дошкольного возраста через взаимодействие с детской библиотекой.В статье раскрывается опыт работы приобщения детей к книжному литературному развитию через взаимодейст...
Игровой мини- проект «Социализация детей старшего дошкольного возраста через организацию сюжетно – ролевой игры «Магазин»
Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. В. Штерн говорил, что «игра показывает, к какой цели стремиться человек, к чему он готовится, чего ожидает. В игре угадываются направ...
Социализация детей старшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру
Социализация детей старшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру...