«Мышка и шарик»
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)

Левина Екатерина Вячеславовна

Конспект НОД по речевому развитию (составление рассказа по серии картинок ) в младшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_3.docx25.23 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного типа детский сад № 8 Красногвардейского района

Санкт Петербурга

Конспект НОД по речевому развитию (составление рассказа по серии картинок ) в младшей группе на тему

«Мышка и шарик»

с использованием современных образовательных технологий.

(игровые технологии, личностно-ориентированная технология, педагогическая технология, основанная на ТРИЗ).

Воспитатель: Левина Е.В.

Санкт –Петербург

2019

Цель: Научить ребенка выделять последовательность действий, необходимых для составления логически верной версии по серии картинок.

Задачи

Воспитательные:

•        Воспитывать интерес к слушанию рассказа по серии картинок.

•        Воспитывать культуру чувств и переживаний.

Развивающие:

•        Развивать самостоятельность, инициативу, любознательность;

•        Начать формировать умение строить связные монологические высказывания с использованием серии картинок;

•        Развивать диалогическую речь, посредством вопросов.

Обучающие:

•        Учить восприятию рассказа.

•        Обогащать словарь детей за счёт расширения представлений о предметах, объектах природы ближайшего окружения, их действиях, ярко выраженных особенностях.

Совместно с воспитателем пересказывать незнакомый рассказ.

Методы:

наглядные: серия картинок «Мышка и шарик»

словесные: беседа, художественное слово, стимулирование занимательным содержанием, рассказ, объяснение.

Ход НОД

Часть НОД

Деятельность педагога

Деятельность детей

1. Организационно-мотивационный этап.

Задача этапа: Смотивиро-вать детей на предстоящую деятельность.

-Здравствуйте, ребята! А теперь, давайте ещё раз поздороваемся между собой и улыбнёмся друг другу (приветствие с колокольчиком).

Дети свободно располагаются в группе.

Заинтересованные дети присоединяются  и вступают в диалог с воспитателем.

2. Организация творческого задания

Задача этапа: 

Развить умение понимать обобщенную речь с опорой на наглядность.

-Ребята, посмотрите какие картинки я вам сегодня принесла! Правда красивые?

 А как вы думаете,  про что эти картинки?

(Дети высказывают мнения о том, какие события изображены на картинках)

-Эти картинки покажут нам очень интересную историю, а мы им поможем.

Дети внимательно слушают педагога.

Дети высказывают мнения о событиях на картинках

3. Деятельность

3.1. «Паровозик из картинок»

Задача этапа:

Научить ребёнка раскладывать серию картинок слева направо.

Педагог дает детям набор перепутанных картинок.

-Ребята, а теперь сами попробуйте составить рассказ, разложите картинки слева направо, в одну линию, так как вам нравится.

Дети раскладывают картинки в соответствии с инструкцией с помощью педагога.

-Ребята, чтобы вы помнили, что мы сейчас делали, я прикреплю на мольберт вот такой рисунок. (Воспитатель прикрепляет на мольберт схему этапа)

Работают все вместе, раскладывают картинки в соответствии с инструкцией.

3.2. «Назови место, где происходят события»

Задача этапа:

Научить ребёнка определять место действия объектов на каждой картинке и делать обобщения.

-Ребята, как вы думаете,  в каком месте происходят события? Дети предполагают.

-Ребята, а место, где мышка нашла шарик, будет обозначать вот такой рисунок. (Воспитатель прикрепляет на мольберт схему этапа)

Дети осваивают умения диалогической речи: отвечать на вопросы и обращения взрослого.

3.3. «Определи время событий»

Задача этапа:

Научить детей определять время событий, изображённых на картинках, с уточнением времени года.

Ребята, а кто из вас быстрее всех скажет, в какое время года происходит это событие? Дети предполагают (летом)

А в какое время суток: утром, днем или вечером? Дети предполагают (днем)

-Ребята, а время, когда мышка нашла шарик, будет обозначать этот рисунок. (Воспитатель прикрепляет на мольберт схему этапа)

Дети выражают своё мнение по вопросу педагога.

3.4. «Найди общее  на всех картинках»

Задача этапа:

Научить ребёнка находить сквозных героев и объекты на всех картинках серии

-Ребята, посмотрите на каждую картинку, и скажите, что общее на всех картинках? Какой герой присутствует на всех картинках? (Мышка)

- Ребята, а каких ещё героев вы видите на картинках? (Дети перечисляют) 

-Ребята, этот  этап мы обозначим таким рисунком (Воспитатель прикрепляет на мольберт схему этапа)

Дети определяют и называют главного героя

3.5. «Назови действия героя и догадайся, зачем он это делает»

Задача этапа:

Научить называть действия героев, делать умозаключе-ния, обобщения

-Ребята, а давайте рассмотрим картинки внимательно.

-Кто на них изображен, что они делают? Для чего?

(Дети отвечают, объясняют действия героев)

-Ребята, а действия мышки мы можем увидеть на таком рисунке. (Воспитатель прикрепляет на мольберт схему этапа)

Дети осваивают умения диалогической речи: отвечать на вопросы и обращения взрослого.

Дети выражают своё мнение по вопросу педагога.

3.6«Что за чем?»

Задача этапа:

Научить устанавливать логическую последова-тельность действий, опираясь на сюжет каждой картинки

-Ребята, давайте возьмем любую картинку и рассмотрим ее внимательно.

(Дети берут, рассматривают)

-Как вы думаете, что раньше делала мышка? (высказывают предположения)

-Найдите такую картинку (Находят)

-Куда мы эту картинку поставим? До или после выбранной картинки? Почему? (высказывают предположения, обосновывают ответ)

-Какая картинка будет последней? Почему? (высказывают предположения, обосновывают ответ)

-А теперь давайте разложим картинки, так что бы было понятно, о чем наш рассказ.

О чем получилась наша история? Хорошо поступила мышка? Почему?

(высказывают предположения, обосновывают ответ)

Ребята, а том как мышка нашла шарик и что было  дальше мы можем изобразить  вот таким рисунком.

(Воспитатель прикрепляет на мольберт схему этапа)

Дети раскладывают картинки в логическом порядке.

3.7 Артикуляционная гимнастика

Задача этапа: Развивать речевой аппарат.

-Ребята, наш язычок много работал, говорил. Сейчас он  устал, теперь он хочет немного отдохнуть.

-Поиграем с язычком? (Да)

Артикуляционная гимнастика «Весёлая прогулка»:

-Жил был Язычок в своем домике. Проснулся он рано утром, открыл окошко, посмотрел какая погода, а потом опять в домик спрятался. (Улыбнуться, открыть рот, сильно высунуть язык и затем спрятать его.)

-Посмотрел Язычок налево, посмотрел направо: не гуляют ли детки? (Тянуться язычком то клеевому уголку рта, то к правому.)

-После этого посмотрел Язычок вниз:  нет ли луж? А потом вверх: светит ли солнышко? (Опустить язык вниз к подбородку, а потом поднять к носу.)

-Ах! Как хорошо поиграл наш язычок!

Дети включаются в совместную деятельность, повторяя за педагогом элементы артикуляционной гимнастики.

3.8. «Составление рассказа»

Задача этапа:

Научить детей составлять связный рассказ на основе последова-тельно выложенной серии картинок

-Ребята, а кто попробует сам рассказать нашу историю,  а картинки в этом помогут. Воспитатель предлагает одному или двум детям попробовать рассказать сюжет по серии картинок.

-Вот какие молодцы, вы ребятки! Какую интересную историю нам рассказали!

- Как мы ее назовем? (предлагают варианты)

-Ребята, а вот эта картинка напомнит нам о том, как мы составляли рассказ.

(Воспитатель прикрепляет на мольберт схему этапа)

Дети рассказывают сюжет, опираясь на разложенные в хронологическом порядке картинки

4. Продуктивная деятельность

-Ребята, вспомним ещё раз: какую историю  мы сегодня с вами рассказывали? (ответы детей)

Дети ведут диалог с педагогом.

4.1 Пальчиковая гимнастика

Задача этапа:

Развитие мелкой моторики.

Подготовка детей к дальнейшей продуктивной деятельности.

-А вы хотите поиграть в эту сказку с вашими пальчиками? (Да)

Надуваем быстро шарик  (Сначала пальцы сложены в замочек. Начинаем их медленно разводить)

Он становится большой  (Кончики пальцев обеих рук соприкасаются друг с другом - шарик надут)

Вдруг шар лопнул, воздух вышел  (Соприкосаем ладошки друг с другом полностью)

Стал он тонкий и худой!  (Смыкаем вместе пальчики)

Дети играют с педагогом в пальчиковую игру.

4.2. Коллективное раскрашивание. Составление коллажа.

Задача этапа:

Продолжить формировать сенсорный опыт.

Развивать интерес к продуктивной деятельности, желанию раскрашивать и делать аппликации совместно со взрослым и самостоятельно

-Ребята, посмотрите, а у меня тоже есть шарик.

-Давайте, раскрасим шарики и сделаем красивую работу, которую покажем родителям.

-На столах вы видите шарики, которые нужно раскрасить.

-Ребята, выберите себе по одному шарику, который вам понравился большего всего. А теперь выберите цвет краски, которым бы вы хотели раскрасить свой шарик. Раскрашивать мы будем пальчиками.

-А я тоже возьму шарик и украшу его. (Дети по инструкции педагога раскрашивают шарик)

-Ребята,  а теперь давайте подарим наши шарики мышке. (Дети совместно с воспитателем приклеивают шарики к мышке на основу.)

Дети раскрашивают  его и приклеивают в общий коллаж.

5. Этап рефлексии.

Задача этапа:

Сориентировать детей на самостоятель-ную деятельность в режимных моментах и семье

-Ребята, мы сегодня с вами научились придумывать истории по картинкам.

 А еще мы с вами изготовили красивый коллаж, его мы повесим в приемной, а вы расскажите родителям нашу историю.

Ребята, мне очень сегодня с вами понравилось играть.Вы были такие внимательные, старательные, любознательные. А вам, понравилось сегодня со мной играть? (Дети отвечают)

-Ребята, эту историю про мышку и шарик вы можете рассказать своим друзьям и родителям.

Дети соглашаются с педагогом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий спортивного праздника «Неразлучные друзья: Взрослые и дети». Для детей средней группы совместно с родителями. (С использованием здоровьесберегающих технологий: Ритмических танцев «Игра с мячом», «кошки-мышки» с родителями, Пальчиковая игра «Мышки

Под музыку дети с родителями входят в зал парами. Идут по кругу обычной ходьбой, на пятках, на внешней стопе. Взрослый встаёт позади ребёнка и держит его за вытянутые руки – идут на носках.Перестроени...

Конструкт НОД ТРИЗ «Мышка и шарик» (Составление рассказа по серии картинок ) 2 младшая группа

Группа: вторая младшаяОбразовательная ситуация: развитие речи.Тема: «Мышка и шарик» (Составление рассказа по серии картинок )Образовательная области: речевое развитие, художетвенно-эстетическое развит...

развитие речи СТИХОТВОРЕНИЕ А. ВВЕДЕНСКОГО «МЫШКА». СЫР ДЛЯ МЫШКИ

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная, восприятие художественной литературы.Цели: познакомить с содержанием стихотворения А. Введ...

Сценарий спортивного праздника «Мы весёлые друзья». Для детей средней группы совместно с родителями. (С использованием здоровьесберегающих технологий: Ритмических танцев «Игра с мячом», «кошки-мышки» с родителями, Пальчиковая игра «Мышки и пышки»).

Задачи:Продолжать укреплять мышцы стопы.Развивать дыхательную мускулатуру, увеличить подвижность грудной клетки.Учить радоваться себе и другим в процессе выполнения физических упражнений....

Конспект НОД по речевому развитию (составление рассказа по серии картинок ) в младшей группе на тему «Мышка и шарик»

Цель: Научить ребенка выделять последовательность действий, необходимых для составления логически верной версии по серии картинок....

Автоматизация звука Ш. При желании дифференциация С-Ш. Парочки "Мышки". Ребёнок "снимает" кусок сыра с полки и даёт один из вариантов ответа. 1. Мышка и мишка. 2. У мышки мишка. 3. Мышка с мишкой. 4. За куском сыра мышка с мишкой.

Автоматизация звука Ш. При желании дифференциация С-Ш.Парочки "Мышки". Ребёнок "снимает" кусок сыра с полки и даёт один из вариантов ответа.1. Мышка и мишка.2. У мышки мишка.3. Мыш...

Проектная деятельность в средней группе детского сада. Проект " Мышки" по книге Джованна Зоболи " Мышки -дружная семья"

В этом проекте затронуты вопросы семьи, любви,  семейных отношений. Знакомясь с семьей мышек из этой книги, дети начинают узнавать  в них себя, глубже ощущают необходимость в родных и близки...