Комплекс упражнений и игр на развитие коммуникативных компетенций дошкольников
картотека по развитию речи (старшая группа)
Перечень игр, которые направлены на развитие коммуникативных компитенций
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovye_uprazhneniya_na_razvitie_kommunikativnyh_kompetentsiy_doshkolnikov_.docx | 36.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Игра "Давайте поздороваемся".
Существуют разные способы приветствий. Участники игры могут выдумать собственный способ приветствия, используя невербальные средства коммуникации и поздороваться с соседом (прикоснуться спиной, плечом, носом.). Эта игра развивает воображение, создаёт непринуждённую обстановку.
Упражнение "Ласковое имя", дети ласково называют друг друга по имени.
Игра "Вежливые слова" помогает развить уважение в общении, привычку пользоваться вежливыми словами. Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Назвать только слова приветствия (Здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи).
Игра "Прогулка с завязанными глазами" помогает испытывать положительные чувства друг к другу, способствует доверию и формируют ответственность за другого человека. Дети по желанию, разбиваются на пары - ведомого с завязанными глазами и ведущего. Ведущий берёт ведомого за руку и объясняет, где они сейчас движутся, что их ожидает, и как избежать падения. Затем дети могут поменяться местами. В конце упражнения обсудите чувства детей во время игры, в какой роли им понравилось быть больше всего.
Игра "Клубочек" поможет "изолированным" детям влиться в коллектив. У меня в руках клубочек. Он поможет нам жить дружно. Будем бросать клубочек друг другу, и задавать интересующие нас вопросы, при этом обматываем нитку вокруг пальца.
-Как тебя зовут?
-Хочешь со мной общаться?
-Чего ты боишься?
Эти нити связывают нас. На что похожа фигура?
Игра "Сороконожка", которая учит детей взаимодействию со сверстниками, способствует сплочению детского коллектива. Дети встают друг за другом на корточки, а руки кладут на плечи соседа, начинают двигаться вперёд. Сначала медленно, а затем быстрее. Можно усложнять движения "сороконожки" (присесть, попрыгать и др., главное оставаться целостной.
Подвижные игры для развития коммуникативных навыков типа: "Ниточка - иголочка", "Хвост дракона" помогут детям почувствовать друг друга, развить эмпатию.
Упражнение "Рисуем всей группой" научит детей договариваться, уважать чужую работу, познавать пространство. Дети рисуют на одном листе бумаги одновременно и каждому даётся один фломастер, но для того чтобы сделать свои рисунки разноцветными, нужно обмениваться фломастерами друг с другом (в вежливой форме). Взрослый наблюдает за процессом и в случае возникновения конфликтных ситуаций предлагает варианты их решения.
Игра «Десять секунд».
Цель: помочь детям лучше узнать друг друга, сократив дистанцию в общении; способствовать созданию позитивного эмоционального единства группы.
Ведущий: — Сейчас вы начнете быстрое спонтанное движение по комнате. Будьте внимательны, потому что время от времени вам придется реагировать на разнообразные задания ведущего и выполнять их в кратчайший срок — в течение 10 секунд.
- Каждое задание важно выполнять с максимальной точностью. Скажем, я попрошу распределиться на группы по цвету волос. Значит, пока я досчитаю до десяти, вам необходимо будет найти людей с точно таким же, как у Вас, цветом волос. Не бойтесь остаться в гордом одиночестве. Вы просто другой! И потому мы разные! Надеюсь, что задание понятно? Мы начинаем.
Распределиться на группы:
по наличию часов на руках;
по стилю обуви;
по длине волос;
по тому, сколько братьев и сестер есть в вашей семье;
по цвету брюк и юбок;
по цвету глаз;
по настроению, которое Вы сейчас испытываете.
Игра «Разговор через стекло».
Цель игры: обучение использованию мимики и жестов в общении.
Дети делятся на пары. Педагог дает задание: представьте себе, что один из вас зашел в магазин, а другой остался на улице, но забыл сказать товарищу, что необходимо купить в магазине. Попробуйте с помощью жестов договориться о покупке. Голос использовать нельзя, потому что в магазине очень толстое стекло и через него ничего не слышно.
Примечание. Начинать игру стоит с работы одной пары, остальные наблюдают. Затем следует обсудить, правильно ли играющие поняли друг друга и что им помогло догадаться.
«Давайте поздороваемся».
Цель: развитие воображения, создание психологически непринужденной атмосферы.
Ход игры. В начале упражнения воспитатель говорит о разных способах приветствия, реально существующих и шуточных. Детям предлагается поздороваться плечом, спиной, рукой, носом, щекой, выдумать свой собственный необыкновенный способ приветствия.
«Здравствуйте!»
Цель: помогает снять напряжение и неуверенность, позволяет детям лучше узнать друг друга.
Ход игры. Игроки становятся в круг, плечом к плечу. Водящий идет по внешней стороне круга и задевает одного из игроков. Водящий игрок и ребенок, которого задели, бегут в разные стороны по внешней стороне круга. Встретившись, они пожимают друг другу руки, говорят «Здравствуйте!» и называют свои имена. Потом бегут дальше, пытаясь занять свободное место в кругу. Тот, кто остался без места, становится водящим.
«Давай-ка познакомимся».
Цель: позволяет участникам познакомиться друг с другом, привыкнуть, адаптироваться к среде.
Ход игры. Дети становятся в круг. Воспитатель начинает игру словами: «Ты скорее поспеши, как зовут тебя, скажи...», бросая при этом мяч одному из игроков. Тот ловит мяч, называет свое имя, потом он бросает мяч другому игроку при этом снова произносятся слова: «Как зовут тебя, скажи...» и т.д.
«Хоровод знакомства».
Цель: развитие внимания и наблюдательности, необходимых для эффективного общения.
Ход игры. Все дети, взявшись за руки, водят хоровод со словами:
«Мы по кругу ходим-ходим,
Познакомиться хотим.
Стоят лишь те, кого зовут... (Сережа),
Ну, а мы с Вами - сидим».
После этих слов дети, чье имя было названо, остаются стоять, а остальные приседают. Далее игра продолжается.
«Телефончик знакомства».
Цель: позволяет участникам познакомиться друг с другом, привыкнуть, адаптироваться к среде.
Ход игры. Игроки становятся в круг. Ведущий говорит шепотом игроку, стоящему слева, любое имя. Это имя идет по цепочке, пока его не узнают все. После этого ведущий говорит: «Раз, два три, в круг беги». Игроки, чье имя было названо, должны выбежать в круг, соседи пытаются их удержать. Те, кто смог выбежать в центр круга, рассказывают кратко о себе, а те, кто не смог, выполняют задания, которые дают им другие игроки. Игра повторяется, но уже с новыми именами.
«Встаньте те, кто…».
Цель: развитие наблюдательности, позволяет детям лучше узнать друг друга.
Ход игры. Ведущий дает задание: "Встаньте все те, кто ...
- любит бегать,
- радуется хорошей погоде,
- имеет младшую сестру,
- любит дарить цветы и т.д.
При желании роль ведущего могут выполнять дети.
После завершения упражнения детям задаются вопросы, подводящие итоги игры:
- Сейчас мы посмотрим, кто у нас в группе оказался самым внимательным. Кто из ребят запомнил, кто у нас в группе любит сладкое? У кого есть младшая сестра? и т.д.
Затем вопросы усложняются:
- Кто у нас в группе любит сладкое и имеет младшую сестру? Каждый вопрос адресуется конкретному ребенку. Если он не может ответить сам - ему помогает группа.
«Ветер дует на ...».
Цель: упражнение направлено на развитие внимания, наблюдательности.
Ход игры. Со словами «Ветер дует на...» ведущий начинает игру. Чтобы участники игры побольше узнали друг о друге, вопросы могут быть следующими:
«Ветер дует на того, у кого светлые волосы» — все светловолосые собираются в одну кучку.
«Ветер дует на того, у кого... есть сестра», «кто любит животных», «кто любит рисовать», «кто любит играть на музыкальных инструментах» и т. д.
Ведущего необходимо менять, давая возможность поспрашивать участников каждому.
«Снежный ком».
Цель: позволяет детям скорее запомнить имена друг друга, установить контакт.
Ход игры.
1. Игра проводится по кругу. Начать игру должен взрослый, назвав своё имя. Сидящий слева от него должен назвать имя взрослого и своё. Следующий дальше по часовой стрелке должен будет назвать два предыдущих имени, своё и так дальше по кругу. Закончить должен опять взрослый, назвав по имени всех детей.
2. Все в кругу. Игрок называет свое имя, качество характера на ту же букву. Второй игрок повторяет все про первого и называет себя: имя, качество и т.д. Игра пройдет успешно в группе до 10 человек.
3. Дети сидят в кругу. По очереди каждый называет громко своё имя и любую ассоциацию, связанную с ним или качество своей персоны, на первую букву своего имени. Следующий игрок повторяет и называет своё имя. Последним называет своё имя педагог, назвав предварительно имена всех ребят. В качестве ассоциации может выступать прилагательное, животное, мультгерой, жест, и так далее.
4. Как вариант, дети могут повторять хором имя игрока, показывая его жест.
5.Вариант с движениями: также все стоят в кругу. По очереди каждый делает шаг внутрь круга, одновременно называет свое имя и показывает движение, характеризующее его. После этого все два раза повторяют имя и движение показывающего игрока.
6. Все становятся в круг. Первый игрок говорит свое имя и качество на первую букву имени (цветок, животное и т.д.). Следующий повторяет то, что сказал первый, и называет свое имя и качество на первую букву своего имени и так далее по кругу до первого человека.
7. Задача игры – поимённо представить всех членов нового коллектива и постараться сделать так, чтобы ребята запомнили эти имена. Для её проведения необходимо всем сесть или встать в круг. Игра проводится по часовой стрелке. Начинает игру ведущий. Лучше, если у него в руках будет находиться какой-нибудь предмет. Ведущий называет своё имя и передаёт предмет, находящийся у него в руках, игроку, сидящему (стоящему) слева от него. Второй игрок называет имя ведущего, своё имя и передаёт предмет дальше. Третий называет имена предыдущих игроков и своё и т.д. труднее всего придётся последнему игроку – он должен без ошибок произнести имена всех участников игры и не забыть сказать своё.
«Назовись».
Цель: познакомиться, развитие внимания.
Ход игры. Все стоят в кругу, держа вытянутые руки перед собой. Начинающий игру бросает мяч через центр круга одному из участников и называет при этом свое имя. После броска он опускает руки. После того, как мяч обойдет всех, и все опустят руки, игра начинается по второму кругу. Каждый из участников бросает мяч тому человеку, которому он бросал в первый раз, и снова называет свое имя. Третий раунд этой игры несколько изменен. Опять же все стоят в кругу с вытянутыми руками, но теперь участник, бросавший мяч должен назвать свое имя, поймавший мяч проделывает то же самое и т. д. После проведения этой игры вполне реально запомнить до 20 имен.
«Мы идем в поход».
Цель: познакомиться, развитие сообразительности.
Ход игры. Ведущий задает вопрос: «Вы идете в поход. Что вы с собой берете?» его партнер, с которым нужно договориться заранее называет свое имя и предмет, который начинается с этой же буквы. Тем игрокам, которые догадались и ответили правильно, ведущий позволяет идти в поход, а тем, кто не догадался, предлагает взять с собой другие вещи. Игра продолжается пока вся команда не «отправится в путешествие».
«Построения».
Цель: игра помогает детям запоминать имена своих товарищей, вызывает положительные эмоции и формирует чувство группового единства.
Ход игры. Ребятам необходимо за определенное время (или как можно быстрее) построиться по определенному признаку. Это может быть:
- по росту;
- по цвету волос;
- по жесткости волос;
- по длине прически;
- по цвету глаз и т.д.
При построении возникает естественный вопрос: "Откуда строиться?" Желательно не давать ответа - промолчать, сделать вид, что не слышите вопроса. Здесь вы как раз и сможете отметить лидера, того, кто возьмет на себя инициативу в построении, т.е. начнет расставлять "как надо", собственно, это, возможно, и есть те люди, которые в сложной ситуации могут взять на себя инициативу. Строиться могут также «немые» (все молчат) и «слепые» (с закрытыми глазами). Это усложнит задачу. Как правило, за это дело берутся отчаянные, смелые, энергичные, решительные люди. Таким образом, в игре можно проверить - совпадают ли потенциальные лидеры с формальными.
Участники встают в круг. Ведущий предлагает им распределиться:
• По цвету глаз, волос (от самых светлых до самых тёмных);
• По месяцу рождения от января до декабря;
• По росту.
Задача игроков – как можно быстрее выполнить задание. Замечания: Эта игра носит и диагностический характер: при возникновении затруднительных ситуаций всегда находятся дети, которые берут на себя организаторские и распорядительские функции.
«Поздороваться за руку с максимальным количеством людей».
Цель: познакомиться, развитие внимания и памяти.
Ход игры. Каждый должен за определенное время (1-3 мин.) успеть поздороваться за руку с максимальным количеством людей. Внимание участников фиксируется на том, что руку надо пожимать доброжелательно, глядя в глаза человеку. Вариант: обязательно называть свое имя. Можно оговорить то, что необходимо подсчитать количество людей, с которыми ты поздоровался. Тогда по завершении упражнения ведущий спрашивает: "Кто поздоровался больше, чем с 10 людьми? А больше чем с 20?" Выявляются несколько лучших.
«Имя и фрукт».
Цель: познакомиться, развитие внимания и памяти.
Ход игры. Все сидят в кругу. Первый игрок представляется (например, Миша) и называет свой любимый фрукт на первую букву своего имени ("Меня зовут Миша, я люблю мандарины"). Его сосед повторяет - "Миша любит мандарины" и также представляется и говорит свой любимый фрукт, и т.д. по кругу, пока все друг друга не запомнят.
«Привет».
Цель: сплочение группы, создание теплой атмосферы.
Ход игры. Материалы: мяч. Участники должны бросать друг другу мяч со словами: “Привет! Ты сегодня хорошо выглядишь”; “Доброе утро! Я рад тебя видеть такой счастливой!”...
Игроки стоят в кругу. Один из игроков обходит круг с внешней стороны и хлопает кого-нибудь по плечу. Он говорит: "Привет, меня зовут ......" Осаленный отвечает так же, называя свое имя. Они повторяют приветствия два или три раза. Потом бегут в противоположные стороны вокруг кольца, встречаются на полпути, трижды обмениваются тем же приветствием и продолжают бежать в тех же направлениях, пытаясь занять свободное место. Тот, кому не хватило места, становится водящим.
«Здравствуйте».
Цель: позволяет участникам познакомиться друг с другом, привыкнуть, адаптироваться к среде.
Ход игры. Участники игры становятся в круг. Ведущий предлагает ребятам поздороваться со своими соседями справа и слева определенным способом. Например, как принято в некоторых странах, при этом он называет страну и принятый способ приветствия.
Варианты приветствий:
в России принято пожимать друг другу руку;
в Италии – горячо обниматься;
в Бразилии – хлопать друг друга по плечу;
в Зимбабве – трутся спинами;
в Македонии – здороваются локтями;
в Никарагуа – приветствуют друг друга плечами;
у австралийских аборигенов принято тройное приветствие: а) хлопнуть по ладоням; б) подпрыгнуть; с) толкнуть бедром.
«Клубочек имен».
По кругу передается клубочек от первого до последнего человека с называнием имен. От последнего ребенка идет назад, с называнием имени соседа.
Упражнение «Доброе животное».
Играющие встают в круг, берутся за руки.
- Ребята, давайте представим себе, что мы с вами – это одно большое, доброе животное. Как у него стучит сердечко? Тук – делаем шаг вперед, тук – делаем шаг назад. Тук – тук. Как оно дышит? Глубокий вдох, на вдохе поднять руки, на выдохе - руки опустить.
Игра «Назови ласково соседа».
Дети называют соседа по имени в уменьшительно-ласкательной форме: Маша-Машенька и т. д.
Упражнение «Горячий стул»: один ребенок садится на стул, ему на голову одевается корона. Ведущий становится сзади для поддержки. Остальные дети по очереди, или кто желает, говорят ребенку, сидящему на стуле, о его достоинствах. В конце упражнения ребенок делится своими ощущениями, чувствами.
Упражнение «Атомы и молекулы». Когда называют слово «атомы», дети свободно ходят по группе. Как только говорят - «молекулы» и называют какое-то число, и дети должны соединиться в молекулы, состоящий из двух, трех, четырех и т. д. атомов. Например… (воспитатель определяет, как дети поняли задание). В конце упражнения важно объединить всю группу.
«Что случилось?»
Оснащение: магнитная доска, магниты; картинки: веселый крокодил, грустный львенок, злой (сердитый) мышонок, испуганный слоненок, обиженный пингвин, удивленный филин.
Описание упражнения-
Один из детей - водящий, остальные - «наблюдатели» и «советчики».
Педагог предлагает водящему выбрать любую картинку, прикрепить ее к магнитной доске и ответить на вопросы:
- Кто это?
- Какое у него настроение?
- Какие чувства (эмоции) он испытывает?
- Почему? Что с ним случилось?
- Что ты ему посоветуешь?
«Наблюдатели» и «советчики» слушают ответы на вопросы и высказывают свое мнение.
Затем водящий меняется, упражнение возобновляется.
«Пантомимические этюды»
Описание упражнения
Педагог предлагает детям пройтись так, как в их представлении ходят:
- маленькая девочка в хорошем настроении;
- старик;
- уставший человек;
- смелый человек и т.д.
Вначале дети выполняют каждое задание одновременно, затем поочередно.
«Собери чемодан».
Описание упражнения.
Участники садятся на пол или на стульчики, образуя круг.
Воспитатель говорит:
- Представьте себе, что мы отправляемся в путешествие. Давайте собирать чемодан. Подумайте, что можно взять с собой в дорогу. Первый «путешественник» называет предмет, который он возьмет с собой, второй повторяет то, что сказал первый, а затем называет свой предмет. Третий припоминает, что взял второй «путешественник»и добавляет свой предмет и так далее. Помните, что повторяться нельзя.
❖ упражнение можно усложнить, попросив детей повторять название всех предметов, которые прозвучали до них.
«Эхо».
Описание игры
Первый вариант.
Воспитатель читает детям любое стихотворение, а они повторяют последнее слово каждой строчки.
Второй вариант.
Воспитатель разделяет детей на две команды. Одна из команд – «выдумщики», другая – «эхо».
Команда «выдумщиков» советуется и решает, кто и какое слово назовет по определенной теме. Затем игроки этой команды поочередно произносят задуманные слова и спрашивают команду «эхо»: «Какое слово сказал Витя (Коля и т.д.)? Команда «эхо» должна дружно отвечать на вопросы команды –соперницы.
Затем команды меняются местами, игра возобновляется.
«Взаимное цитирование».
Описание игры.
Играющие садятся на стульчики или на пол, образуя круг.
Воспитатель говорит:
- Давайте поиграем в такую игру. Я два раза стучу ладонями по коленям и дважды произношу свое имя «Лена – Лена», а затем хлопаю в ладоши над головой, называя кого-нибудь другого, например: «Ваня-Ваня». Ваня, услышав свое имя, сначала стучит по коленям два раза, называя себя «Ваня – Ваня» а потом хлопает в ладоши и называет кого-нибудь другого, например: «Катя-Катя». Теперь Катя перенимает ход и так далее. Постарайтесь не смотреть на того участника, которого вы называете. Произносите его имя ,например, глядя куда-то вверх.
«Почта».
Описание игры.
Ведущий игры – педагог. Между ним и участниками игры происходит следующий диалог:
Ведущий: Динь – динь – динь.
Дети: Кто там?
Ведущий: Почта.
Дети: Откуда?
Ведущий: Из Рязани.
Дети: А что там делают?
Ведущий: Танцуют (поют, смеются, плавают, летают и т.д.)
«Кто ты?»
Описание игры.
Каждый участник придумывает себе какое-нибудь смешное прозвище (например, метла, пузырек, расческа, ручка, игрушка и др.) Затем с помощью считалки выбирается водящий. Он начинает задавать вопросы игрокам. Отвечая на них, игрок должен употреблять только придуманное им слово, при этом сохраняя серьезное выражение лица.
Например, водящий подходит к тому, кто назвал себя «метлой» и строго предупреждает:
- Кто ошибается,
Тот попадается!
Кто засмеётся, тому плохо придется!
Далее следует диалог, например:
- Кто ты?
- Метла.
- А что ты ел сегодня утром?
- Метлу.
- А на чем ты приехал в детский сад?
- На метле. И так далее.
Когда вопросы закончатся или же игрок ошибается (рассмеётся ), водящий меняется.
«Что в сундучке?»
Оснащение: сундучок, различные предметы.
Описание игры.
Педагог ставит на стол сундучок, внутри которого находится какой – либо предмет.
С помощью считалки выбирается водящий. Он заглядывает в сундучок. Остальные участники задают вопросы водящему о цвете, форме, назначении предмета, лежащего в сундучке. Водящему нужно отвечать на все вопросы словами «да» или «нет».
Ребенок, который первым назовет то, что находится в сундучке, становится водящим. Педагог кладет в сундучок другой предмет, игра возобновляется.
«Картинная галерея».
Оснащение: картины, названия которых известны детям.
Описание игры.
Играющие садятся на пол или на стульчики, образуя круг.
Воспитатель показывает им картины. Каждый участник загадывает одну из них, которая больше понравилась. Затем выбирается водящий. Он произносит
-Все картины хороши,
Но одна лучше!
Остальные участники с помощью вопросов пытаются угадать, какая картина понравилась водящему.
Ребенок, который первым назовет загаданную картину, становится водящим, игра возобновляется.
«Азбука почемучек».
Оснащение: алфавит.
Описание игры.
Играющие садятся на пол или стульчики, образуя круг. Педагог говорит:
- Вам нужно задать вопрос так, чтобы первое слово вашего вопроса начиналось с одной из букв алфавита. Задавать вопросы будем по очереди. Участник, который собьется или забудет последовательность букв в алфавите, выбывает из игры. Например:
А: абрикос – это фрукт или овощ?
Б: банан, какого цвета? И т.д.
«Интервью»
Оснащение: микрофоны (по количеству пар участников)
Описание игры.
Педагог разделяет детей на две команды. Одна команда – «эксперты», другая –«журналисты»
Педагог говорит:
- Каждому «журналисту» нужно выбрать себе «эксперта» и взять у него интервью по знакомой нам теме, например: Город, в котором я живу»
Пожалуйста, играйте свои роли так, чтобы ваше поведение и речь были бы как у настоящих журналистов и экспертов. Кто начнет первым?
Педагог выступает в роли наблюдателя.
Выигрывает пара, которая, по мнению большинства детей, наиболее удачно сыграла свои роли.
Оценивается степень внимания к партнеру, культура общения, артистизм.
«Пум – пум – пум».
Описание игры.
Играющие садятся на пол или на стульчики, образуя круг.
Педагог говорит:
- Сейчас мы поиграем в игру «Пум – пум – пум». «Пум – пум – пум» - так мы будем называть любой загадочный предмет.
Затем выбирается водящий, который загадывает предмет. Остальные участники задают ему вопросы.
Например:
- Почему ты загадал этот «Пум – пум – пум»?
- Для чего «Пум – пум – пум» нужен ?
- Этот «пум-пум-пум» большой или маленький?
И так далее.
Водящий должен отвечать на вопросы играющих полным предложением.
Ребенок, который первым назовет загадочный предмет, становится водящим, игра возобновляется.
«Скажи по – другому».
Оснащение: фишки.
Описание игры.
Играющие садятся на пол или на стульчики, образуя круг.
Педагог говорит:
- Я буду произносить предложения, в каждом из которых буду голосом выделять слово. Ваша задача заменить это слово другим, по значению словом.
Будьте внимательны – смысл предложения не должен измениться.
Примеры предложений:
- Девочка торопиться в школу:
- Мама смотрит в окно:
- Вчера Толя был грустным;
- Сегодня Толя весело хохочет. И так далее.
Ребенок, который первым дал верный ответ, получает фишку. Выигрывает тот, кто к концу игры соберет больше фишек.
«Слушай и повторяй».
Описание упражнения.
С помощью считалки выбирается водящий. Педагог произносит какую – нибудь фразу, после чего водящему нужно передать услышанное остальным участникам, но другими словами.
Например, педагог говорит:
- Я прочитаю вам замечательный рассказ про муравьишку–путешественника.
Водящий может перефразировать это предложение так :
- Воспитатель (имя – отчество) прочитает нам интересный рассказ о путешествиях муравья.
Затем водящий меняется, упражнение возобновляется.
❖ упражнение можно усложнить, используя в качестве речевого материала
небольшие стихи, рассказы, сказки.
«Тайный смысл».
Оснащение: магнитная доска, магниты.
Иллюстрации к пословицам:
« без труда не вытащишь рыбку из пруда»;
« яйца курицу не учат»;
«каждый кулик свое болото хвалит»;
« за двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь»;
«трус своей тени боится»;
Описание упражнения.
Один из детей – водящий, остальные – «наблюдатели» и «советчики». Педагог прикрепляет к доске иллюстрацию к пословице. Водящему предлагается послушать несколько пословиц, выбрать подходящую «подпись» к картинке и обосновать свой выбор.
«Наблюдатели» и «советчики» выслушивают ответ водящего и высказывают свое мнение.
Затем водящий меняется, упражнение возобновляется.
«Идет следствие».
Оснащение: магнитная доска, магниты;
Сюжетные картинки: «Новогодний хоровод», «Хоккей», «Салют».
Описание игры.
С помощью считалки выбираются двое водящих – «детективы»
Остальные участники игры – «свидетели». Педагог прикрепляет к доске сюжетную картинку так, чтобы её могли видеть только «свидетели». Затем «свидетели начинают давать показания» о том, что изображено на картинке. Их задача – описать сюжет не прямо, а косвенно, используя дополнительную информацию, чтобы «детективы» не сразу поняли, что именно происходит. Например, если используется картинка «Новогодний хоровод»,дети могут описать её так :
- Я вижу улыбки на лицах.
- Я слышу смех и топот ног.
- Все держаться за руки.
- Я слышу веселую музыку.
- Я вижу подарки.
- Я чувствую запах елки.
Если «детективы» решат, что разгадали сюжет, они говорят: «У нас есть ответ». Версии ответов можно выдвигать три раза.
Затем водящие меняются, игра возобновляется
«Плохое настроение».
Описание упражнения.
Педагог объясняет детям, что у каждого человека может быть плохое настроение., и что окружающим нужно постараться понять его причину и научиться правильно реагировать на плохое поведение и высказывание человека.
Затем педагог говорит:
- Один мальчик пришел в детский сад в плохом настроении и сердито сказал своему другу: « Я не буду с тобой играть».
Его друг подумал немного и спросил: «Ты имеешь ввиду, что тебе хочется поиграть с другими детьми ?»
У мальчика улучшилось настроение, потому что друг не стал с ним спорить, ругаться, не обиделся, а просто постарался его понять.
После этого выбирается водящий, который будет изображать ребенка в плохом настроении. Остальные дети пытаются правильно реагировать, начиная любое высказывание со слов:» Ты имеешь в виду, что …»
«Я начну, а вы продолжите».
Оснащение: рассказ Н.Носова «На горке».
Описание упражнения.
Участники садятся на пол или стульчики, образуя круг. Вначале педагог читает детям рассказ Н.Носова «На горке», а затем произносит незаконченные предложения. Дети поочередно их заканчивают, используя образные слова и выражения.
Например:
Был ясный день, снег на солнце …(сверкал, искрился, переливался, блестел).
Миша сел на санки и помчался с горы …(пулей, вихрем, так, что дух захватило)
Санки перевернулись, и мальчик …(шлепнулся, бухнулся в снег, полетел кубарем)
Коле очень хотелось, чтобы горка получилась. Он трудился…(не покладая рук, без устали, в поте лица).
«Объясни Незнайке»
Оснащение: Незнайка, фишки.
Описание игры:
Дети садятся на пол или стулья, образуя круг. Педагог спрашивает детей какие пословицы они знают. Затем говорит:
- Незнайка не понимает того, о чем говорится в пословицах. Давайте ему поможем.
Педагог называет пословицы, а дети пытаются их объяснить, привести примеры. Ребенок, который дал верный ответ, получает фишку. Выигрывает тот, кто к концу игры собрал больше фишек.
«Делаем выводы»
Оснащение – сюжетные картинки:
- «плывет катер», «плывет рыба», «плывет облако»
- «идет человек», «идет дождь», «идет трамвай»
- «носик у чайника», «носик у девочки», «носик у лейки»
- «бежит собака», «бежит ручей», «бежит вода из крана»
Описание:
Педагог говорит – Послушайте 3 предложения. «Бежит собака», «бежит ручей», «бежит вода из крана». Что общего есть в этих предложениях? Давайте попробуем их объединить в одно предложение, нам нужно сделать вывод.
Дети при помощи педагога должны составить предложение: «Собака, ручеек, вода из крана могут бежать».
Выбирается водящий, он получает 3 картинки, составляет по ним короткие предложения, после чего делает вывод. Затем водящий меняется.
«Поиск смысла»
Описание:
Участники садятся на пол или стулья, образуя круг.
Педагог знакомит детей с баснями Эзона или Крылова, а затем предлагает:
- пересказать их содержание;
- найти скрытый в них смысл.
«Серия картин»
Оснащение: магнитная доска, магниты, серия сюжетных картинок.
Описание:
Педагог в произвольном порядке прикрепляет к доске сюжетные картинки. Детям предлагается определить последовательность картин, а затем придумать по ним рассказ.
«Это и хорошо, и плохо»
Оснащение: двухцветный карандаш.
Описание:
Участники садятся, образуя круг. Педагог предлагает детям считать карандаш «волшебной палочкой» с 2-мя полюсами, один будет означать – «хорошо», другой – «плохо».
Выбирается тема, по которой участники будут выделять «хорошее» и «плохое». Дети передают карандаш по цепочке, переворачивая его, то одной, то другой стороной, в зависимости от своих высказываний.
Например, при обсуждении темы «Лес». «+» - очищает воздух, «-» - можно заблудиться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развития коммуникативной компетенции дошкольников с нарушением зрения»
Представленные мною методические разработки описывают возможности формирования коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста, имеющих зрительную патологию....
Развитие коммуникативной компетенции дошкольников через театрализованную деятельность
Статья из опыта работы педагога "Значение театрализованной деятельности в развитии коммуникативных качеств дошкольника"...
Игры на развитие коммуникативной компетенции дошкольников
буклет для педагогов и родителей...
Рекомендации для воспитателей по развитию коммуникативной компетенции дошкольников
Рекомендации для воспитателей1. «Метод принятия роли»Творческие игры, как метод преодоления эгоцентризмаЦель: - приобщить детей к эмоциональному вживанию в роль, утвердить, признать е...
Развитие коммуникативных компетенций дошкольника с ОНР. Проект «Детская студия «ЛюбоЗнайка».
Творческая идея данного проекта состоит в раскрытии способов создания разнообразного событийно организованного пространства образовательной и самостоятельной деятельности ребёнка с тяжёлыми нару...
Развитие коммуникативной компетенции дошкольников через театрализованную деятельность
консультация для воспитателей...
Семинар-практикум:«Развитие коммуникативных компетенций дошкольников через диалог с искусством» 2021 год
Коммуникативная компетенция детей дошкольного возраста – это владение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми, «умение общаться и посредством общения усп...