Развитие коммуникативной компетенции дошкольников через театрализованную деятельность
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Статья из опыта работы педагога "Значение театрализованной деятельности в развитии коммуникативных качеств дошкольника"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие коммуникативной компетенции дошкольников через театрализованную деятельность.
Театральная деятельность - это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, связана игрой. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало, получая огромное эмоциональное наслаждение. Театрализованная деятельность является источником развития чувств, переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Это - конкретный, зримый результат. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляет его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемое событие. Таким образом, театрализованная деятельность - важнейшее средство развития у детей эмпатии, т. е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.
В своей работе в рамках кружковой деятельности уделяю особое внимание социально-коммуникативному развитию, которое направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых; формирование позитивных установок к различным видам творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме и природе. Для реализации цели ФГОС ДО социально-коммуникативное развитие рассматриваю c помощью сквозных механизмов таких как игра, общение, познавательно-исследовательская деятельность.
В развивающую среду группы помещаю разные виды театров: Би-ба-бо, театр пяти пальцев, магнитные, настольные, конусные, театр на ложках, театр игрушек, театр Матрёшки, театр на фланелеграфе и плоскостной. А также: атрибуты для разных сюжетно – ролевых игр, костюмы, маски, музыкальные инструменты, дидактические игры: «Театр настроений», «Чувства и эмоции», «Расскажи сказку» и др
Для развития социально-коммуникативных навыков у детей использую простые элементы театрализованной деятельности. Ребята с радостью изображают в небольших сценках повадки животных, имитируя их движения, голоса. Со временем содержание деятельности усложняются, вместе с детьми инсценируем небольшие сказки, простые поэтические произведения различного социально - значимого содержания: «Огонь, друг или враг», «Колобок на новый лад», «Кошкин дом», «Сорок сороков» и др.
Большое внимание уделяю развитию таких важных коммуникационных характеристик как интонация, темп, мимика. Для этого использую различные приемы: анализирую характер движения, интонацию: летит большая и маленькая птица, веселые и грустные зайцы, снежинки кружатся, падают на землю. В комплексном подходе социализации личности использую такие приёмы как: этюды, сочинение историй, моделирование и анализ заданных творческих ситуаций, творческие задания для детей, мини-конкурсы, импровизация и т. п. Провожу с детьми игры: «Король», «День рождения», «Баба – Яга» и др., этюды: «Страшный зверь», «Цветок», «Бабочка». В этих играх дети обучаются действиям и способам реализации роли, так как роль может существовать только благодаря наличию ролевых действий, которые придают ей значимость, и являются центром игры.
В процессе игровой деятельности включаю: музыкально-ритмические разминки, это музыкально-практические игры и упражнения, которые развивают подвижность, пластическую выразительность, музыкальность и ритмичность; дыхательную и речевую гимнастику, с помощью которой у детей формируется правильная, чёткая артикуляция и произношение.
Используя в своей работе метод сказкотерапии. Этим развиваю у детей творческую инициативу, умение преодолевать детские страхи, чувство тревожности. Рассказываю сказки, в которых показаны способы разрешения конфликтных ситуаций, считаю, что они формируют у детей позицию здравого смысла и здравого чувства юмора по отношению к невзгодам, рассказывают о семейных хитростях. Примером таких сказок могут быть «Гадкий утёнок», «Три поросёнка».
Театральные этюды - основа актёрского мастерства. Репетиции над этюдами не менее важны, чем постановка самого спектакля: идёт последовательное знакомство, артистические навыки дошкольников. В игре «Превращение» дети учатся наблюдать, развивают логическое мышление, обыгрывая этюд, передают выразительные движения, выражение радости. После драматизации сказок провожу обсуждение, задаю вопросы: Какие чувства ты испытывал во время спектакля? Чьё поведение, чьи поступки тебе понравились? И т.д. Отражение эмоционального отношения к произошедшим событиям дети передают через рисование, лепку, составление рассказов.
Таким образом, театрализованная деятельность способствует развитию коммуникативной компетенции дошкольника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/08/picture-733104-1452276999.jpg)
Развитие речевых и коммуникативных навыков дошкольников через театрализованную деятельность
Опыт работы по теме...
![](/sites/default/files/pictures/2023/08/15/picture-776155-1692070833.jpg)
«Развитие коммуникативных способностей дошкольников через театрализованную деятельность»
Коммуникация – способность общения со сверстниками, взрослыми, целью которой является передача какой-либо информации для того, чтобы собеседник понял её смысл. Общение является одним из важных показат...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/07/picture-812844-1473233174.jpg)
"Развитие коммуникативных способностей дошкольников через театрализованную деятельность"
В настоящее время коммуникативное развитие детей вызывает серьёзную тревогу, поэтому возникает необходимость оптимизации педагогических условий для более эффективного формирования коммуникат...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/02/picture-542496-1422898145.jpg)
Развитие коммуникативной компетенции дошкольников через театрализованную деятельность
консультация для воспитателей...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/21/picture-1365577-1637506184.jpg)
Развитие коммуникативных способностей дошкольников через театрализованную деятельность
Сообщение из опыта работы "Развитие коммуникативыных способностей дошкольников через театрализованную деятельность"...
![](/sites/default/files/pictures/2021/12/01/picture-535152-1638357608.jpg)
«Развитие коммуникативных навыков дошкольников через театрализованную деятельность» (выступление из опыта по теме самообразования)
В любом возрасте в сказках можно открыть нечто сокровенное и волнующее. Слушая их в детстве, человек бессознательно накапливает целый «банк жизненных ситуаций», поэтому очень важно, ...
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Данный опыт работы поможет воспитателям при адаптации детей , при работе с застенчивыми детьми...