Методическая разработка. Пояснительная записка.
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Снегирева Марина Николаевна

Игра - домино "Дружная семейка слов". Данная игра предназначена для индивидуальной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями. Игра поможет дошкольникам в овладении закономерностей словообразования на практическом уровне, что является необходимым условием для пополнения словарного запаса за счёт производных слов, в овладении грамматичекой системой яэыка, в создании  основы орфографического правильного письма.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

Пояснительная записка

 

  Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №22 комбинированного вида Красногвардейского района Санкт-Петербурга.

   195027, Санкт-Петербург,  пр. Металлистов дом 20 литера А,

тел. (812) 224- 21- 66 эл. адрес gdou22@mail.ru 

   Воспитатель Снегирева Марина Николаевна

   Высшая квалификационная категория

 Данная игра предназначена для индивидуальной работы с детьми старшего

дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

      Игра поможет дошкольникам  в овладении закономерностей словообразования

на практическом уровне,  что является необходимым условием  для пополнения

словарного запаса за счёт производных слов, в овладении  грамматической

системой языка, в создании  основы орфографического  правильного письма.

 

Актуальность 

     Формирование у старших дошкольников начальных лингвистических знаний и

представлений о слове как основной единице языка, о словесном составе

предложения имеет значение для общего речевого развития. Дошкольники,

экспериментируя со словами, ориентируются как на смысловую, так и

грамматическую сторону языка. С другой стороны, оно выявляет, вскрывает важный

механизм усвоения лексики: ребёнок усваивает слова не только как готовые

единицы, но и сам создаёт, конструирует их.      

    Словесная игра способствует решению одной из главных задач умственного

воспитания, а именно развитию речи детей: пополняет и активизирует словарь,

формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение

правильно выражать свои мысли, становления и развитие всех сторон

фонетической, лексической, грамматической.

Проблема 

      У многих детей имеются разнообразные нарушения процесса

словообразования. Многие дети испытывают затруднения в подборе однокоренных

слов, не могут образовывать слово, используя приставки или суффиксы; изменяя

окончание, теряют смысл слова, проявляются трудности в дифференциации

родственных слов; в невозможности выполнения заданий на словообразование.

Цель 

    Формирование функции словообразования у дошкольников. Развитие словарного запаса у детей.

Задачи:

  • формирование умения анализировать, сравнивать слова по смыслу и звучанию;
  • закрепление понятия «родственные слова»;
  • закрепление словообразовательных навыков;
  • расширение и систематизация словарного запаса по группам родственных слов;
  • развитие памяти внимания, мышления, творческих способностей, связной речи в процессе составления предложений и текстов с родственными словами.

Кто может использовать в занятиях с детьми: учителя-логопеды, воспитатели, родители.

 

Игра  домино «Дружная семейка слов»

    Цель игры: Формирование функции словообразования у дошкольников. Развитие словарного запаса у детей.

Комплект игры:  из 24 карточек домино,

  6 гнезд родственных слов (по 4 слова в каждом)

Возраст: от 5 лет.

Состав играющих:  от 2 до 8 человек.

Гнезда родственных слов в игре сформированы вокруг следующих слов: (снег, дом, вода, лёд, сад, рука)

Правила игры: игра имеет несколько вариантов сложности: от простого к более сложному.

1 вариант «Домино» (количество играющих от 2 и более):

    Играющим сдаются по5-7 карточек, остальные – резерв. С помощью жребия или считалки определяется первый, выполняющий ход, который выкладывает любую карточку. Переход хода выполняется по часовой стрелке. Следующий игрок кладет карточку с подходящим родственным словом. Если подходящей карточки нет, то играющий берет одну из резерва. Если и взятую карточку  некуда подставить, игрок пропускает  ход.

   Игра заканчивается, когда один из играющих выложит последнюю карточку – он победитель. Возможно окончание игры блокировкой выкладки, когда на руках еще есть карточки, но доложить их некуда. В таком случае выигрыш принадлежит тому, у кого на руках меньше всех карточек.

2 вариант «Рядочки» (количество игроков от 3 и более):

      Раздающий выкладывает горизонтально на столе лицевой стороной карточки на одну   меньше, чем игроков. Остальные раздаются между игроками поровну, лишние карточки, если остались, откладываются (они в игре не участвуют). С помощью жребия или считалки определяется первый, выполняющий ход. Игрок вертикально подставляет карточку, с подходящим родственным словом к любой из горизонтально расположенных карточек. Переход хода выполняется по часовой стрелке. В ряду карточки подставляют в любом порядке. Пока не закончен один ряд, нельзя переходить к следующему. Если нет возможности подставить карточку, играющий пропускает ход.

   Выигрывает тот, кто первый выложит свои карточки, или тот, у кого меньше всего останется карточек, при варианте блокировки выкладки, выигрывает тот, у кого на руках меньше всех карточек.

3 вариант «У кого больше» (количество игроков от 3 и более):

    Карточки раздаются между игроками поровну. Игроки кладут карточки стопкой лицевой стороной вниз около себя. С помощью жребия или считалки определяется первый, выполняющий ход. Игрок берет верхнюю карточку из своей стопки и кладет ее в центр стола в открытом виде. Следующий по часовой стрелке делает то же самое до тех пор, пока на карточках, наложенных друг на друга, не окажутся родственные слова. В этом случае игрок, последний игрок, забирает себе всю стопку и кладет рядом с собой, не смешивая с другими карточками. Игра продолжается. Когда все карточки, полученные игроками в начале игры, будут выложены, игра считается законченной. Победителем считается игрок, у кого окажется больше всего «захваченных» карточек.

Варианты дополнительных заданий:

  1. Ребенок берет любую карточку или несколько и составляет предложения  со словами, изображенными на них. Предложения могут быть независимыми друг от друга, а могут быть объединены одним сюжетом.
  2. Ребенок отбирает карточки с родственными словами и придумывает с этими словами предложения. Предложения могут быть независимыми друг от друга, а могут  быть объединены одним сюжетом.
  3. Ребенок берет любую карточку и придумывает предложение с использованием обоих слов.



Предварительный просмотр:

Методическая разработка

Пояснительная записка

 

  Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №22 комбинированного вида Красногвардейского района Санкт-Петербурга.

   195027, Санкт-Петербург,  пр. Металлистов дом 20 литера А,

тел. (812) 224- 21- 66 эл. адрес gdou22@mail.ru 

   Воспитатель Снегирева Марина Николаевна

   Высшая квалификационная категория

 Данная игра предназначена для индивидуальной работы с детьми старшего

дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

      Игра поможет дошкольникам  в овладении закономерностей словообразования

на практическом уровне,  что является необходимым условием  для пополнения

словарного запаса за счёт производных слов, в овладении  грамматической

системой языка, в создании  основы орфографического  правильного письма.

 

Актуальность 

     Формирование у старших дошкольников начальных лингвистических знаний и

представлений о слове как основной единице языка, о словесном составе

предложения имеет значение для общего речевого развития. Дошкольники,

экспериментируя со словами, ориентируются как на смысловую, так и

грамматическую сторону языка. С другой стороны, оно выявляет, вскрывает важный

механизм усвоения лексики: ребёнок усваивает слова не только как готовые

единицы, но и сам создаёт, конструирует их.      

    Словесная игра способствует решению одной из главных задач умственного

воспитания, а именно развитию речи детей: пополняет и активизирует словарь,

формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение

правильно выражать свои мысли, становления и развитие всех сторон

фонетической, лексической, грамматической.

Проблема 

      У многих детей имеются разнообразные нарушения процесса

словообразования. Многие дети испытывают затруднения в подборе однокоренных

слов, не могут образовывать слово, используя приставки или суффиксы; изменяя

окончание, теряют смысл слова, проявляются трудности в дифференциации

родственных слов; в невозможности выполнения заданий на словообразование.

Цель 

    Формирование функции словообразования у дошкольников. Развитие словарного запаса у детей.

Задачи:

  • формирование умения анализировать, сравнивать слова по смыслу и звучанию;
  • закрепление понятия «родственные слова»;
  • закрепление словообразовательных навыков;
  • расширение и систематизация словарного запаса по группам родственных слов;
  • развитие памяти внимания, мышления, творческих способностей, связной речи в процессе составления предложений и текстов с родственными словами.

Кто может использовать в занятиях с детьми: учителя-логопеды, воспитатели, родители.

 

Игра  домино «Дружная семейка слов»

    Цель игры: Формирование функции словообразования у дошкольников. Развитие словарного запаса у детей.

Комплект игры:  из 24 карточек домино,

  6 гнезд родственных слов (по 4 слова в каждом)

Возраст: от 5 лет.

Состав играющих:  от 2 до 8 человек.

Гнезда родственных слов в игре сформированы вокруг следующих слов: (снег, дом, вода, лёд, сад, рука)

Правила игры: игра имеет несколько вариантов сложности: от простого к более сложному.

1 вариант «Домино» (количество играющих от 2 и более):

    Играющим сдаются по5-7 карточек, остальные – резерв. С помощью жребия или считалки определяется первый, выполняющий ход, который выкладывает любую карточку. Переход хода выполняется по часовой стрелке. Следующий игрок кладет карточку с подходящим родственным словом. Если подходящей карточки нет, то играющий берет одну из резерва. Если и взятую карточку  некуда подставить, игрок пропускает  ход.

   Игра заканчивается, когда один из играющих выложит последнюю карточку – он победитель. Возможно окончание игры блокировкой выкладки, когда на руках еще есть карточки, но доложить их некуда. В таком случае выигрыш принадлежит тому, у кого на руках меньше всех карточек.

2 вариант «Рядочки» (количество игроков от 3 и более):

      Раздающий выкладывает горизонтально на столе лицевой стороной карточки на одну   меньше, чем игроков. Остальные раздаются между игроками поровну, лишние карточки, если остались, откладываются (они в игре не участвуют). С помощью жребия или считалки определяется первый, выполняющий ход. Игрок вертикально подставляет карточку, с подходящим родственным словом к любой из горизонтально расположенных карточек. Переход хода выполняется по часовой стрелке. В ряду карточки подставляют в любом порядке. Пока не закончен один ряд, нельзя переходить к следующему. Если нет возможности подставить карточку, играющий пропускает ход.

   Выигрывает тот, кто первый выложит свои карточки, или тот, у кого меньше всего останется карточек, при варианте блокировки выкладки, выигрывает тот, у кого на руках меньше всех карточек.

3 вариант «У кого больше» (количество игроков от 3 и более):

    Карточки раздаются между игроками поровну. Игроки кладут карточки стопкой лицевой стороной вниз около себя. С помощью жребия или считалки определяется первый, выполняющий ход. Игрок берет верхнюю карточку из своей стопки и кладет ее в центр стола в открытом виде. Следующий по часовой стрелке делает то же самое до тех пор, пока на карточках, наложенных друг на друга, не окажутся родственные слова. В этом случае игрок, последний игрок, забирает себе всю стопку и кладет рядом с собой, не смешивая с другими карточками. Игра продолжается. Когда все карточки, полученные игроками в начале игры, будут выложены, игра считается законченной. Победителем считается игрок, у кого окажется больше всего «захваченных» карточек.

Варианты дополнительных заданий:

  1. Ребенок берет любую карточку или несколько и составляет предложения  со словами, изображенными на них. Предложения могут быть независимыми друг от друга, а могут быть объединены одним сюжетом.
  2. Ребенок отбирает карточки с родственными словами и придумывает с этими словами предложения. Предложения могут быть независимыми друг от друга, а могут  быть объединены одним сюжетом.
  3. Ребенок берет любую карточку и придумывает предложение с использованием обоих слов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка

Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...

Рубрика "Воспитатель года" Пояснительная записка к методической разработке «Взаимодействие с семьей как важнейшее условие обеспечения целостного развития ребенка»

Пояснительная записка к методической разработке «Взаимодействие с семьей как важнейшее условие обеспечения целостного развития ребенка»...

Рубрика "Воспитатель года". Пояснительная записка к методической разработке "Сказка, как средство экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста"

Пояснительная записка к методической разработке "Сказка, как средство экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста"...

Рубрика "Воспитатель года" Пояснительная записка к методической разработке «Формирование основ безопасного поведения детей на улицах города через проектную деятельность».

Пояснительная записка к методической разработке «Формирование основ безопасного поведения детей на улицах города через проектную  деятельность»....

Методическая разработка.Пояснительная записка к рабочей программе воспитателя детского сада.

Методическая разработка. Пояснительная записка к рабочей программе воспитателя детского сада....

Методическая разработка.Пояснительная записка к рабочей программе воспитателя детского сада.

Пояснительная записка к рабочей программе воспитателя детского сада. Методическая разработка....