Методическая разработка. Пояснительная записка.
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)
Игра - домино "Дружная семейка слов". Данная игра предназначена для индивидуальной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями. Игра поможет дошкольникам в овладении закономерностей словообразования на практическом уровне, что является необходимым условием для пополнения словарного запаса за счёт производных слов, в овладении грамматичекой системой яэыка, в создании основы орфографического правильного письма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska_k_metod._razrabotke_marina.doc | 27.5 КБ |
poyasnitelnaya_zapiska_k_metod._razrabotke_marina.doc | 27.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
Пояснительная записка
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №22 комбинированного вида Красногвардейского района Санкт-Петербурга.
195027, Санкт-Петербург, пр. Металлистов дом 20 литера А,
тел. (812) 224- 21- 66 эл. адрес gdou22@mail.ru
Воспитатель Снегирева Марина Николаевна
Высшая квалификационная категория
Данная игра предназначена для индивидуальной работы с детьми старшего
дошкольного возраста с речевыми нарушениями.
Игра поможет дошкольникам в овладении закономерностей словообразования
на практическом уровне, что является необходимым условием для пополнения
словарного запаса за счёт производных слов, в овладении грамматической
системой языка, в создании основы орфографического правильного письма.
Актуальность
Формирование у старших дошкольников начальных лингвистических знаний и
представлений о слове как основной единице языка, о словесном составе
предложения имеет значение для общего речевого развития. Дошкольники,
экспериментируя со словами, ориентируются как на смысловую, так и
грамматическую сторону языка. С другой стороны, оно выявляет, вскрывает важный
механизм усвоения лексики: ребёнок усваивает слова не только как готовые
единицы, но и сам создаёт, конструирует их.
Словесная игра способствует решению одной из главных задач умственного
воспитания, а именно развитию речи детей: пополняет и активизирует словарь,
формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение
правильно выражать свои мысли, становления и развитие всех сторон
фонетической, лексической, грамматической.
Проблема
У многих детей имеются разнообразные нарушения процесса
словообразования. Многие дети испытывают затруднения в подборе однокоренных
слов, не могут образовывать слово, используя приставки или суффиксы; изменяя
окончание, теряют смысл слова, проявляются трудности в дифференциации
родственных слов; в невозможности выполнения заданий на словообразование.
Цель
Формирование функции словообразования у дошкольников. Развитие словарного запаса у детей.
Задачи:
- формирование умения анализировать, сравнивать слова по смыслу и звучанию;
- закрепление понятия «родственные слова»;
- закрепление словообразовательных навыков;
- расширение и систематизация словарного запаса по группам родственных слов;
- развитие памяти внимания, мышления, творческих способностей, связной речи в процессе составления предложений и текстов с родственными словами.
Кто может использовать в занятиях с детьми: учителя-логопеды, воспитатели, родители.
Игра домино «Дружная семейка слов»
Цель игры: Формирование функции словообразования у дошкольников. Развитие словарного запаса у детей.
Комплект игры: из 24 карточек домино,
6 гнезд родственных слов (по 4 слова в каждом)
Возраст: от 5 лет.
Состав играющих: от 2 до 8 человек.
Гнезда родственных слов в игре сформированы вокруг следующих слов: (снег, дом, вода, лёд, сад, рука)
Правила игры: игра имеет несколько вариантов сложности: от простого к более сложному.
1 вариант «Домино» (количество играющих от 2 и более):
Играющим сдаются по5-7 карточек, остальные – резерв. С помощью жребия или считалки определяется первый, выполняющий ход, который выкладывает любую карточку. Переход хода выполняется по часовой стрелке. Следующий игрок кладет карточку с подходящим родственным словом. Если подходящей карточки нет, то играющий берет одну из резерва. Если и взятую карточку некуда подставить, игрок пропускает ход.
Игра заканчивается, когда один из играющих выложит последнюю карточку – он победитель. Возможно окончание игры блокировкой выкладки, когда на руках еще есть карточки, но доложить их некуда. В таком случае выигрыш принадлежит тому, у кого на руках меньше всех карточек.
2 вариант «Рядочки» (количество игроков от 3 и более):
Раздающий выкладывает горизонтально на столе лицевой стороной карточки на одну меньше, чем игроков. Остальные раздаются между игроками поровну, лишние карточки, если остались, откладываются (они в игре не участвуют). С помощью жребия или считалки определяется первый, выполняющий ход. Игрок вертикально подставляет карточку, с подходящим родственным словом к любой из горизонтально расположенных карточек. Переход хода выполняется по часовой стрелке. В ряду карточки подставляют в любом порядке. Пока не закончен один ряд, нельзя переходить к следующему. Если нет возможности подставить карточку, играющий пропускает ход.
Выигрывает тот, кто первый выложит свои карточки, или тот, у кого меньше всего останется карточек, при варианте блокировки выкладки, выигрывает тот, у кого на руках меньше всех карточек.
3 вариант «У кого больше» (количество игроков от 3 и более):
Карточки раздаются между игроками поровну. Игроки кладут карточки стопкой лицевой стороной вниз около себя. С помощью жребия или считалки определяется первый, выполняющий ход. Игрок берет верхнюю карточку из своей стопки и кладет ее в центр стола в открытом виде. Следующий по часовой стрелке делает то же самое до тех пор, пока на карточках, наложенных друг на друга, не окажутся родственные слова. В этом случае игрок, последний игрок, забирает себе всю стопку и кладет рядом с собой, не смешивая с другими карточками. Игра продолжается. Когда все карточки, полученные игроками в начале игры, будут выложены, игра считается законченной. Победителем считается игрок, у кого окажется больше всего «захваченных» карточек.
Варианты дополнительных заданий:
- Ребенок берет любую карточку или несколько и составляет предложения со словами, изображенными на них. Предложения могут быть независимыми друг от друга, а могут быть объединены одним сюжетом.
- Ребенок отбирает карточки с родственными словами и придумывает с этими словами предложения. Предложения могут быть независимыми друг от друга, а могут быть объединены одним сюжетом.
- Ребенок берет любую карточку и придумывает предложение с использованием обоих слов.
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
Пояснительная записка
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №22 комбинированного вида Красногвардейского района Санкт-Петербурга.
195027, Санкт-Петербург, пр. Металлистов дом 20 литера А,
тел. (812) 224- 21- 66 эл. адрес gdou22@mail.ru
Воспитатель Снегирева Марина Николаевна
Высшая квалификационная категория
Данная игра предназначена для индивидуальной работы с детьми старшего
дошкольного возраста с речевыми нарушениями.
Игра поможет дошкольникам в овладении закономерностей словообразования
на практическом уровне, что является необходимым условием для пополнения
словарного запаса за счёт производных слов, в овладении грамматической
системой языка, в создании основы орфографического правильного письма.
Актуальность
Формирование у старших дошкольников начальных лингвистических знаний и
представлений о слове как основной единице языка, о словесном составе
предложения имеет значение для общего речевого развития. Дошкольники,
экспериментируя со словами, ориентируются как на смысловую, так и
грамматическую сторону языка. С другой стороны, оно выявляет, вскрывает важный
механизм усвоения лексики: ребёнок усваивает слова не только как готовые
единицы, но и сам создаёт, конструирует их.
Словесная игра способствует решению одной из главных задач умственного
воспитания, а именно развитию речи детей: пополняет и активизирует словарь,
формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение
правильно выражать свои мысли, становления и развитие всех сторон
фонетической, лексической, грамматической.
Проблема
У многих детей имеются разнообразные нарушения процесса
словообразования. Многие дети испытывают затруднения в подборе однокоренных
слов, не могут образовывать слово, используя приставки или суффиксы; изменяя
окончание, теряют смысл слова, проявляются трудности в дифференциации
родственных слов; в невозможности выполнения заданий на словообразование.
Цель
Формирование функции словообразования у дошкольников. Развитие словарного запаса у детей.
Задачи:
- формирование умения анализировать, сравнивать слова по смыслу и звучанию;
- закрепление понятия «родственные слова»;
- закрепление словообразовательных навыков;
- расширение и систематизация словарного запаса по группам родственных слов;
- развитие памяти внимания, мышления, творческих способностей, связной речи в процессе составления предложений и текстов с родственными словами.
Кто может использовать в занятиях с детьми: учителя-логопеды, воспитатели, родители.
Игра домино «Дружная семейка слов»
Цель игры: Формирование функции словообразования у дошкольников. Развитие словарного запаса у детей.
Комплект игры: из 24 карточек домино,
6 гнезд родственных слов (по 4 слова в каждом)
Возраст: от 5 лет.
Состав играющих: от 2 до 8 человек.
Гнезда родственных слов в игре сформированы вокруг следующих слов: (снег, дом, вода, лёд, сад, рука)
Правила игры: игра имеет несколько вариантов сложности: от простого к более сложному.
1 вариант «Домино» (количество играющих от 2 и более):
Играющим сдаются по5-7 карточек, остальные – резерв. С помощью жребия или считалки определяется первый, выполняющий ход, который выкладывает любую карточку. Переход хода выполняется по часовой стрелке. Следующий игрок кладет карточку с подходящим родственным словом. Если подходящей карточки нет, то играющий берет одну из резерва. Если и взятую карточку некуда подставить, игрок пропускает ход.
Игра заканчивается, когда один из играющих выложит последнюю карточку – он победитель. Возможно окончание игры блокировкой выкладки, когда на руках еще есть карточки, но доложить их некуда. В таком случае выигрыш принадлежит тому, у кого на руках меньше всех карточек.
2 вариант «Рядочки» (количество игроков от 3 и более):
Раздающий выкладывает горизонтально на столе лицевой стороной карточки на одну меньше, чем игроков. Остальные раздаются между игроками поровну, лишние карточки, если остались, откладываются (они в игре не участвуют). С помощью жребия или считалки определяется первый, выполняющий ход. Игрок вертикально подставляет карточку, с подходящим родственным словом к любой из горизонтально расположенных карточек. Переход хода выполняется по часовой стрелке. В ряду карточки подставляют в любом порядке. Пока не закончен один ряд, нельзя переходить к следующему. Если нет возможности подставить карточку, играющий пропускает ход.
Выигрывает тот, кто первый выложит свои карточки, или тот, у кого меньше всего останется карточек, при варианте блокировки выкладки, выигрывает тот, у кого на руках меньше всех карточек.
3 вариант «У кого больше» (количество игроков от 3 и более):
Карточки раздаются между игроками поровну. Игроки кладут карточки стопкой лицевой стороной вниз около себя. С помощью жребия или считалки определяется первый, выполняющий ход. Игрок берет верхнюю карточку из своей стопки и кладет ее в центр стола в открытом виде. Следующий по часовой стрелке делает то же самое до тех пор, пока на карточках, наложенных друг на друга, не окажутся родственные слова. В этом случае игрок, последний игрок, забирает себе всю стопку и кладет рядом с собой, не смешивая с другими карточками. Игра продолжается. Когда все карточки, полученные игроками в начале игры, будут выложены, игра считается законченной. Победителем считается игрок, у кого окажется больше всего «захваченных» карточек.
Варианты дополнительных заданий:
- Ребенок берет любую карточку или несколько и составляет предложения со словами, изображенными на них. Предложения могут быть независимыми друг от друга, а могут быть объединены одним сюжетом.
- Ребенок отбирает карточки с родственными словами и придумывает с этими словами предложения. Предложения могут быть независимыми друг от друга, а могут быть объединены одним сюжетом.
- Ребенок берет любую карточку и придумывает предложение с использованием обоих слов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка
Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...
Рубрика "Воспитатель года" Пояснительная записка к методической разработке «Взаимодействие с семьей как важнейшее условие обеспечения целостного развития ребенка»
Пояснительная записка к методической разработке «Взаимодействие с семьей как важнейшее условие обеспечения целостного развития ребенка»...
Рубрика "Воспитатель года". Пояснительная записка к методической разработке "Сказка, как средство экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста"
Пояснительная записка к методической разработке "Сказка, как средство экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста"...
Рубрика "Воспитатель года" Пояснительная записка к методической разработке «Формирование основ безопасного поведения детей на улицах города через проектную деятельность».
Пояснительная записка к методической разработке «Формирование основ безопасного поведения детей на улицах города через проектную деятельность»....
Методическая разработка.Пояснительная записка к рабочей программе воспитателя детского сада.
Методическая разработка. Пояснительная записка к рабочей программе воспитателя детского сада....
Методическая разработка.Пояснительная записка к рабочей программе воспитателя детского сада.
Пояснительная записка к рабочей программе воспитателя детского сада. Методическая разработка....