Методическая разработка.Пояснительная записка к рабочей программе воспитателя детского сада.
методическая разработка

Назарова Мария Владимировна

Пояснительная записка к рабочей программе воспитателя детского сада. Методическая разработка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка к рабочей программе  

                воспитателя детского сада

                                     

                                         

Государственное бюджетное дошкольное образовательное              

                                    учреждение

детский сад №17 комбинированного вида Приморского района

                                    Санкт -Петербурга

                                          2020-2021 год

Пояснительная записка

Рабочая Программа воспитания предусматривает обеспечение процесса разработки рабочей программы воспитания на основе требований Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» с учетом Плана мероприятий по реализации в 2021–2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Работа по воспитанию, формированию и развитию личности обучающихся в дошкольных образовательных организациях (далее – ДОО) предполагает преемственность по отношению к достижению воспитательных целей начального общего образования (далее – НОО), к реализации Примерной программы воспитания, одобренной федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол от 2 июня 2020 г. № 2/20)

Программа воспитания является структурным  компонентом основной образовательной программы МБДОУ № 5 (далее – ДО). В связи с этим в структуру Программы воспитания включены три раздела – целевой, содержательный и организационный, предусмотрев в каждом из них обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений.

Воспитание детей дошкольного возраста в настоящее время ориентируется на гармоничное развитие личности, развитие жизнестойкости и адаптивности растущего человека в условиях глобальной неопределённости и стремительных изменений во всех сферах жизни и деятельности на основе формирования ядра базовых ценностей Российского общества и установок личности, ведущее значение среди которых имеет социальная солидарность, понимаемая не только как общность прошлого, но, прежде всего, и как общее будущее.

В процессе разработки и реализации рабочей Программы воспитания детей дошкольного возраста требуется знание и понимание современных факторов, оказывающих влияние на воспитание и личностное развитие ребенка; особенностей психологического развития ребенка в условиях всеобщей цифровизации; гибкость в вопросах оперативного внесения в программы изменений, предопределенных документами стратегического планирования Российской Федерации, развитием территорий и отраслей; готовность к взаимодействию, обратной связи и информационной открытости в отношении социальных партнеров ОО.

Под воспитанием понимается «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде»1.

Программа основана на воплощении национального воспитательного идеала, который понимается как высшая цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке, его воспитание, обучение и развитие.

Реализация Программы основана на сетевом взаимодействии с разными субъектами воспитательно-образовательного процесса.

В основе процесса воспитания детей в ДОО лежит конституционные и национальные ценности российского общества.

Целевые ориентиры  рассматриваются, как возрастные характеристики возможных достижений ребенка, которые коррелируют с портретом выпускника ДОО
и с базовыми духовно-нравственными ценностями. Планируемые результаты определяются направлениями Программы воспитания.

С учетом особенностей социокультурной среды, в которой воспитывается ребенок, в Программе воспитания  отражены образовательные отношения сотрудничества образовательной организации (далее – ОО) с семьями дошкольников, а также со всеми субъектами образовательных отношений. Только при подобном подходе возможно воспитать гражданина и патриота, раскрыть способности и таланты детей, подготовить их к жизни в высокотехнологичном, конкурентном обществе.

Для того чтобы эти ценности осваивались ребенком, они  нашли свое отражение в основных направлениях воспитательной работы ДОО.

Ценности Родины и природы лежат в основе патриотического направления воспитания.

Ценности человекасемьидружбы, сотрудничества лежат в основе социального направления воспитания.

Ценность знания лежит в основе познавательного направления воспитания.

Ценность здоровья лежит в основе физического и оздоровительного направления воспитания.

Ценность труда лежит в основе трудового направления воспитания.

Ценности культуры и красоты лежат в основе этико-эстетического направления воспитания.

ДОО в части, формируемой участниками образовательных отношений, дополняет приоритетные направления воспитания с учетом реализуемой основной образовательной программой, региональной и муниципальной специфики реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, того, что воспитательные задачи, согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (далее – ФГОС ДО), реализуются в рамках образовательных областей – социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития.

Реализация  Программы воспитания предполагает социальное партнерство с другими организациями.

Раздел 11.1. Цель и задачи программы воспитания

Целью разработки и реализации Программы воспитания является формирование гармонично развитой высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества.

В соответствии с этим цель воспитания в ДОУ, осуществляющего образовательный процесс на уровне дошкольного образования – личностное развитие ребенка дошкольного возраста, и создание условий для их позитивной социализации на основе базовых ценностей российского общества через:

  • формирование ценностного отношения к окружающему миру, другим людям, себе;
  • овладение первичными представлениями о базовых ценностях, а также выработанных обществом нормах и правилах поведения;
  • приобретение первичного опыта деятельности и поведения в соответствии с базовыми национальными ценностями, нормами и правилами, принятыми в обществе.

Главной задачей является создание организационно-педагогических условий в части воспитания, личностного развития и социализации детей дошкольного на основе базовых национальных ценностей (ценности семьи, гражданские ценности, нравственные ценности, ценности труда, ценности культуры, ценности истории, экологические ценности)

Задачи воспитания формируются для каждого возрастного периода (от 0 до 3 лет, от 3 до 7 лет) на основе планируемых результатов достижения цели воспитания и реализуются в единстве с развивающими задачами, определенными действующими нормативными правовыми документами в сфере дошкольного образования. Задачи воспитания соответствуют основным векторам воспитательной работы.

  1. Методологические основы и принципы построения Программы воспитания

Процесс освоения ценностных ориентаций может быть представлен как расширяющееся жизненное пространство, в котором личность строит определенную траекторию своего движения, сообразуясь с ценностями самопознания, самооценки и саморазвития, а также исходя из того, что целью современного воспитания является формирование людей, способных строить новый социум и жить в нем.

Концепция Программы воспитания основывается на базовых ценностях воспитания, заложенных в определении воспитания, содержащемся в Федеральном законе от 29декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Методологическими ориентирами воспитания также выступают следующие идеи:

  • развитие субъектности и личности ребенка в деятельности;
  • личностно ориентированной педагогики сотрудничества;
  • развитие личности ребенка в контексте сохранения его индивидуальности;
  • духовно-нравственное, ценностное и смысловое содержания воспитания;
  • идея об онтологической (бытийной) детерминированности воспитания;
  • идея о личностном смысле и ценности воспитания, о сущности детства как сензитивном периоде воспитания;
  • теории об амплификации (обогащении) развития ребёнка средствами разных «специфически детских видов деятельности».

Программа воспитания построена на основе ценностного подхода, предполагающего присвоение ребенком дошкольного возраста базовых ценностей и опирается на следующие принципы:

Принцип гуманизма (гуманности).  Приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности; воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования;

Принцип ценностного единства и совместности. Единство ценностей и смыслов воспитания, разделяемых всеми участниками образовательных отношений, содействие, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение;

Принцип общего культурного образования. Воспитание основывается на культуре и традициях России, включая культурные особенности региона;

Принцип следования нравственному примеру. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребенка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нем нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребенку реальную возможность следования идеалу в жизни;

 Принцип безопасной жизнедеятельности. Защищенность важных интересов личности от внутренних и внешних угроз, воспитание через призму безопасности и безопасного поведения;

Принцип совместной деятельности ребенка и взрослого. Значимость совместной деятельности взрослого и ребенка на основе приобщения к культурным ценностям и их освоения;

Принцип интеграции образовательного процесса. Комплексный и системный подходы к содержанию и организации образовательного процесса. В основе систематизации содержания работы лежит идея развития базиса личностной культуры, духовное развитие детей во всех сферах и видах деятельности;

Принцип возрастносообразности. Содержание и методы воспитательной работы должны соответствовать возрастным особенностям ребенка;

Принцип индивидуально-дифференцированного подхода. Индивидуальный подход к детям с учетом возможностей, индивидуального темпа развития, интересов. Дифференцированный подход реализуется с учетом семейных, национальных традиций и т.п;

Принцип инклюзивности. Организация образовательного процесса, при котором все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования.

Принцип уклада. Содержание воспитательной работы определяется укладом образовательной организации: среда, общность, деятельность и события.

1.3. Воспитательная среда дошкольной образовательной организации

Конструирование воспитательной среды дошкольной образовательной организации строится на основе следующих элементов: социокультурный контекст, социокультурные ценности, уклад, воспитывающая среда, общность, деятельность и событие. Каждая из этих категорий обеспечивает целостность содержания и имеет свое наполнение для решения задач воспитания и становления личности ребенка.

Социокультурный контекст – это социальная и культурная среда, в которой человек растет и живет, а также включает влияние, которое среда оказывает на его идеи и поведение.

Социокультурные ценности – это основные жизненные смыслы, определяющие отношение человека к окружающей действительности и детерминирующие основные модели социального поведения, которыми руководствуется человек в повседневной жизни и деятельности. Социокультурные ценности являются определяющей структурно-содержательной основой программы воспитания.

Уклад – это система отношений в образовательной организации сложившаяся на основе нравственно-ценностных идеалов, традиций и характера организации различных воспитательных процессов. Уклад основан на социокультурном контексте; определяет смысл, стиль и характер взаимоотношений в ОО. Уклад всегда основывается на человеческой культуре, поэтому объединяет в себе устоявшийся порядок жизни, общественный договор, нормы и правила, традиции, психологический климат (атмосферу), безопасность и систему ценностей дошкольного воспитания.

Воспитывающая среда – это совокупность окружающих ребенка социально-ценностных обстоятельств, влияющих на его личностное развитие и содействующих его включению в современную культуру.

Воспитывающая среда определяется, с одной стороны, целями и задачами воспитания, с другой – культурными ценностями, образцами и практиками. В этом контексте, основными характеристиками среды являются ее насыщенность и структурированность. Воспитывающая среда строится по трем линиям:

  •  «от взрослого», который создает предметно-пространственную среду, насыщая ее ценностями и смыслами;
  •  «от совместности ребенка и взрослого»: воспитывающая среда, направленная на взаимодействие ребенка и взрослого, раскрывающего смыслы и ценности воспитания;
  • «от ребенка»: воспитывающая среда, в которой ребенок самостоятельно творит, живет и получает опыт позитивных достижений, осваивая ценности и смыслы, заложенные взрослым.

Цели и задачи воспитания реализуются во всех видах деятельности дошкольника, обозначенных в ФГОС ДО. Все виды детской деятельности опосредованы разными типами активностей:

  • предметно-целевая (виды деятельности, организуемые взрослым, в которых он открывает ребенку смысл и ценность человеческой деятельности, способы ее реализации совместно с родителями, воспитателями, сверстниками);
  • культурные практики (активная, самостоятельная апробация каждым ребенком инструментального и ценностного содержаний, полученных от взрослого и способов их реализации в различных видах деятельности через личный опыт);
  • свободная инициативная деятельность ребенка (его спонтанная самостоятельная активность, в рамках которой он реализует свои базовые устремления: любознательность, общительность, опыт деятельности на основе усвоенных ценностей).

Общность – это качественная характеристика любого объединения людей, определяющая степень их единства и совместности, для которой характерно содействие друг другу, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение, наличие общих симпатий, ценностей и смыслов.

Понятие общность основывается на социальной ситуации развития ребенка, которая представляет собой исходный момент для всех динамических изменений, происходящих в развитии в течение данного периода. Она определяет целиком и полностью те формы и тот путь, следуя по которому, ребенок приобретает новые и новые свойства своей личности, черпая их из среды, как из основного источника своего развития, тот путь, по которому социальное становится индивидуальным.

Процесс воспитания детей дошкольного возраста связан с деятельностью разных видов  общности (детских, детско-взрослых, профессионально-родительской,  профессиональной).

Воспитательное событие – это единица воспитания, в которой активность взрослого приводит к накоплению ребенком собственного опыта переживания базовых ценностей.

Событием может быть не только организованное мероприятие, но и любой режимный момент, традиции утренней встречи детей, индивидуальная беседа, общие дела и совместно реализуемые проекты, и прочее.

1.4. Общие требования к личностным результатам выпускников образовательной организации, осуществляющей образовательный процесс на уровне дошкольного образования

        Планируемые результаты воспитания носят отсроченный характер, но деятельность воспитателя нацелена на перспективу развития и становления личности ребенка. Поэтому результаты достижения цели воспитания представлены в виде целевых ориентиров, представленных в виде обобщенных портретов ребенка к концу раннего и дошкольного возрастов. Основы личности   зарождается именно в дошкольном детстве, и, если какие-либо линии развития не будут заложены в детстве, это может отрицательно сказаться на гармоничном развитии человека в будущем.

1.4.1. Портрет выпускника образовательной организации, осуществляющей образовательный процесс на уровне ДО.

Таблица 1

Базовые направления воспитания

Портрет выпускника ОО,

Планируемые результаты

Патриотическое

-любящий свою семью, принимающий ее ценности и поддерживающий традиции.

- любящий свою малую Родину и имеющий представление о России в мире, испытывающий симпатии и уважение к людям разных национальностей.

-эмоционально и уважительно реагирующий на государственные символы; демонстрирующий

интерес и уважение к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, места, в котором он живет;

- активно участвующий в делах семьи, группы детского сада, своей малой Родины (города, села).

-имеет представления о семейных ценностях, семейных традициях, бережном отношение к ним;

- проявляет нравственные чувства, эмоционально-ценностное отношение к семье;

-проявляет ценностное отношение к прошлому и будущему – своему, своей семьи, своей страны;

-проявляет уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;

-имеет первичные представления о гражданских ценностях, ценностях истории, основанных на национальных традициях, связи поколений, уважении к героям России;

-знает символы государства – Флаг, Герб Российской Федерации и символику субъекта Российской Федерации, в которой находится образовательная организация;

-проявляет высшие нравственные чувства: патриотизм, уважение к правам и обязанностям человека;

-имеет начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища;

-проявляет познавательный интерес и уважение к важнейшим событиям истории России и ее народов, к героям России;

- проявляет интерес к государственным праздникам и имеет желание участвовать в праздниках и их организации в ОО.

Социальное

-уважающий этнокультурные, религиозные особенности других людей (сверстников, взрослых);

-принимающий ценность человеческой жизни и неповторимость прав и свобод других людей;

-доброжелательный по отношению к другим людям, включая людей с ОВЗ, эмоционально отзывчивый, проявляющий понимание и сопереживание, готовый оказать посильную помощь нуждающимся в ней сверстникам и взрослым;

-знающий и понимающий основы правовых норм, регулирующих отношения между людьми;

-способный к оценке своих действий и высказываний, оценке их влияния на других людей;

-осознающий и принимающий элементы гендерной идентичности, психологических и поведенческих особенностей человека определенного пола, включая типичное ролевое поведение.

-имеет представления об этических нормах взаимоотношений между людьми разных этносов, носителями разных убеждений, представителями различных культур.

-имеет первичные представления о многонациональности России, об этнокультурных традициях, фольклоре народов России;

- понимает, что все люди имеют равные права и могут выступать за них.

Познавательное

-способный выразить себя в разных видах деятельности (игровой, трудовой, учебной и пр.) в соответствии с нравственными ценностями и нормами;

-проявляющий личностные качества, способствующие познанию, активной социальной деятельности: инициативный, самостоятельный, креативный, любознательный, наблюдательный, испытывающий потребность в самовыражении, в том числе творческом.

-проявляет любознательность и интерес к поиску и открытию информации, способствующей осознанию и обретению своего места в обществе (коллективе сверстников в детском саду и новых общностях, в кругу знакомых и незнакомых взрослых);

-проявляет инициативу по улучшению качества жизни окружающих людей в процессе постановки и посильного решения практических проблем в реализации собственных проектных замыслов.

Физическое и оздоровительное

-обладающий жизнестойкостью и оптимизмом, основными навыками личной и общественной гигиены, стремится соблюдать правила безопасного поведения в быту, социуме, природе;

-обладающий элементарными представлениями об особенностях здорового образа жизни;

-обладающий элементарными представлениями о правилах безопасности дома, на улице, на дороге, на воде;

-соблюдающий правила здорового, экологически целесообразного образа жизни и поведения, безопасного для человека и окружающей среды;

-чутко и гуманно относящийся ко всем объектам живой и неживой природы;

-признающий жизнь как наивысшую ценность.

-владеет основами умения регулировать свое поведение и эмоции в обществе, сдерживать негативные импульсы и состояния;

-знает и выполняет нормы и правила поведения в общественных местах в соответствии с их спецификой (детский сад, транспорт, поликлиника, магазин, музей, театр и пр.);

Трудовое

-ценящий труд в семье и в обществе, уважает людей труда, результаты их деятельности, проявляющий трудолюбие при выполнении поручений и в самостоятельной деятельности.             -бережно и уважительно относящийся к результатам своего труда, труда других людей;

-имеющий элементарные представления о профессиях и сферах человеческой деятельности, о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;

-стремящийся к выполнению коллективных и индивидуальных проектов, заданий и поручений;

-стремящийся к сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в трудовой деятельности;

-проявляющий интерес к общественно полезной деятельности.

-имеет первичные представления о ценностях труда, о различных профессиях;

-проявляет уважение к людям труда в семье и в обществе;

-проявляет навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми в трудовой деятельности.

Этико-эстетическое

-активный, проявляющий самостоятельность и инициативу в познавательной, игровой, коммуникативной и продуктивных видах деятельности и в самообслуживании .

- способный чувствовать прекрасное в быту, природе, поступках, искусстве, стремящийся к отображению прекрасного в продуктивных видах деятельности, обладающий основами художественно-эстетического вкуса.

-проявляет любознательность и интерес к поиску и открытию информации, способствующей осознанию и обретению своего места в обществе (коллективе сверстников в детском саду и новых общностях, в кругу знакомых и незнакомых взрослых);

-проявляет инициативу по улучшению качества жизни окружающих людей в процессе постановки и посильного решения практических проблем в реализации собственных проектных замыслов;

- проявляет инициативу в получении новой информации и практического опыта, мотивируя ее потребностью в саморазвитии и желанием помогать другим людям, взаимодействовать с ними в решении посильных, но серьезных общественных задач.

1.4.2. Планируемые результаты воспитания детей в раннем возрасте (к 3 годам)

Для достижения личностных результатов выпускника ДОУ (Таблица 1) к окончанию раннего возраста (достижение 3 лет) у ребенка должны быть сформированы следующие качества:

Таблица 2

Портрет ребенка раннего возраста

Планируемые результаты

Проявляющий привязанность, любовь к семье, близким.

- имеет первоначальные представления о нормах, ограничениях и правилах, принятые в обществе;

-проявляет эмоциональное отношение к семье;

- проявляет интерес и желание участвовать в семейных праздниках и мероприятиях, организуемых в образовательной организации.

Доброжелательный по отношению к другим людям, эмоционально отзывчив, проявляющий понимание и сопереживание .

- способен понять и принять, что такое «хорошо» и «плохо», что можно делать, а что нельзя в общении со взрослыми;

- совместно взаимодействует с одним или несколькими детьми;

- способен не мешать другим в играх и быту.

Способный к простейшим моральным оценкам и переживаниям.

Способный осознать первичный «образ Я», осознавать себя представителем определенного пола.

-доброжелателен, проявляет сочувствие, доброту;

-способен к самостоятельным активным действиям в общении вс взрослым;

- проявляет независимость, позицию «Я сам!»

Обладающий элементарными представлениями об особенностях гигиены, самообслуживания

- выполняет действия по самообслуживанию: моет руки, самостоятельно ест, ложиться спать.

- стремиться быть опрятным;

- соблюдает элементарные правила безопасности в быту, на природе.

Имеющий элементарные представления о труде взрослых. Способный к самостоятельности при совершении элементарных трудовых действий.

-поддерживает порядок в быту, после игр и т.д.;

-выполняет элементарные трудовые поручения;

стремится к самостоятельности в самообслуживании, в быту, в игре, в продуктивных видах деятельности.

Раздел 2. Содержание Программы воспитания ДОУ, осуществляющей образовательный процесс на уровне дошкольного образования

2.1. Содержание программы воспитания на основе формирования духовно-нравственных ценностей в дошкольном образовании

Содержание Программы реализуется в ходе освоения детьми дошкольного возраста всех образовательных областей, обозначенных в ФГОС ДО, одной из задач которого является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества:

- социально-коммуникативное развитие;

- познавательное развитие;

- речевое развитие;

- художественно-эстетическое развитие;

- физическое развитие.

Планируемые результаты воспитания в соответствии с образовательными областями

Таблица 3

Образовательная область

Планируемые результаты воспитания

Социально-коммуникативное развитие

- усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;                            - становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;

- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Познавательное развитие

- развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания;

-развитие воображения и творческой активности;

- формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Речевое развитие

- владение речью как средством общения и культуры;                             -обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

-развитие речевого творчества; знакомство с книжной культурой.

Художественно-эстетическое развитие

- развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;

- становление эстетического отношения к окружающему миру;               - формирование элементарных представлений о видах искусства;

- восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;                - стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений.

Физическое развитие

- становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;

- становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

 С целью согласования требований ФГОС ДО с концепцией Примерной программы, построенной на идее развития базовых направлений воспитания духовно-нравственных ценностей на уровне дошкольного образования, предлагается осуществление содержания воспитательного процесса в рамках нескольких взаимосвязанных модулей.

Модули Примерной программы воспитания ДОУ, осуществляющего образовательный процесс на уровне дошкольного образования

Таблица 4

Модули Примерной программы воспитания

Общие задачи воспитания при реализации программ воспитания в ДОУ, соотнесенных с проектом Портрета выпускника ДОУ

Возможные виды и формы деятельности

Развитие основ нравственной культуры.

Формировать у ребенка:

-нравственные чувства: милосердия, сострадания, сопереживания, доброе, гуманное отношение к окружающему миру, дружелюбия, взаимопомощи, ответственности и заботы;

-представления о добре и зле, правде и лжи, трудолюбии и лени, честности, милосердия, прощении;

-основные понятия нравственного самосознания – совесть, добросовестность, справедливость, верность, долг, честь, благожелательность;

-нравственные качества: скромность, стыдливость, заботливое отношение к младшим и старшим;

- умения строить отношения в группе на основе взаимоуважения и взаимопомощи, находить выход из конфликтных ситуаций, не обижать других, прощать обиды, заступаться за слабых, проявлять солидарность и толерантность к другим людям, преодолевать агрессию и гнев, сохранять душевно спокойствие;

-формы нравственного поведения, опираясь на примеры нравственного поведения исторических личностей, литературных героев, в повседневной жизни;

-умения оценивать свои поступки в соответствии с этическими нормами, различать хорошие и плохие поступки;

- умения признаться в плохом поступке и проанализировать его;

-способность брать ответственность за свое поведение, контролировать свое поведение по отношению к другим людям;

-способность выражать свои мысли и взгляды, а также возможность влиять на ситуацию;

-способность участвовать в различных вида совместной деятельности и принятии решений;

-

виды и формы деятельности реализуются на основе последовательных циклов, которые при необходимости могут повторяться в расширенном, углубленном и соответствующем возрасту варианте неограниченное количество раз.

Последовательность циклов может изменяться. Например, цикл может начинаться с яркого события, после которого будет развертываться погружение и приобщение к культурному содержанию на основе ценности.

Каждый педагог разрабатывает конкретные формы реализации воспитательного цикла. В ходе разработки должны быть определены смысл и действия взрослых, а также смысл и действия детей в каждой из форм.

В течение всего года воспитатель осуществляет педагогическую диагностику, на основе наблюдения за поведением детей.

В фокусе педагогической диагностики находится понимание ребенком смысла конкретной ценности и ее проявление в его поведении.

Формирование семейных ценностей

Формировать у ребенка:

-представление о семье, роде, семейных обязанностях, семейных традициях;

- уважение к свой семье, фамилии, роду;

-представление о материнстве, отцовстве, о ролевых позициях в семье;

- чувства уважения к собственной семье, к семейным традициям, праздникам, к семейным обязанностям;

-терпимое отношение к людям, участвующим в воспитании ребенка;

-умения достигать баланс между стремлениями к личной свободе и уважением близких людей, воспитывать в себе сильные стороны характера, осознавать свои ценности, устанавливать приоритеты;

-навыки конструктивного общения и ролевого поведения;

-интерес к биографии и истории семьи других детей.

Формирование основ межэтнического взаимодействия

(Воспитание уважения к людям других национальностей).

Формировать у ребенка:

-умение воспринимать собственные взгляды как одну из многих различных точек зрения;

- представления о народах России, об их общей исторической судьбе;

-интерес к разным культурам, традициям и образу жизни других людей;

-уважение к культурным и языковым различиям;

-умение узнавать и бороться с дискриминацией, ксенофобией или расизмом;

-сознательность и умение бороться с более слабыми формами дискриминации или оскорблениями, например, неуважение, частично неосознанное игнорирование или обобщение с социальными маргинальными группами, языковыми и этническими меньшинствами;

-умение уважать непохожесть других людей, даже если дети до конца не понимают ее;

-способы взаимодействия с представителями разных культур.

Формирование основ экологической культуры (Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)

Формировать у ребенка:

-интерес к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;

-чуткое, бережное и гуманное отношение ко всем живым существам и природным ресурсам;

-умение оценивать возможность собственного вклада в защиту окружающей среды и бережного обращения с ресурсами;

-начальные знания об охране природы;

-первоначальные представления об оздоровительном влиянии природы на человека;

-представления об особенностях здорового образа жизни.

Формирование основ социокультурных ценностей (Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях).

Формировать у ребенка:

-представления о душевной и физической красоте человека;

-эстетические вкусы, эстетические чувства, умение видеть красоту природы, труда и творчества;

-интерес к произведениям искусства, литературы, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке;

-интерес к занятиям художественным творчеством и желание заниматься творческой деятельностью;

-бережное отношение к фольклору, художественным промыслам и ремеслам, произведениям культуры и искусства, зданиям, сооружениям, предметам, имеющим историко-культурную значимость, уникальных в историко-культурном отношении;

-интерес к народным промыслам и желание заниматься техниками, используемыми в народных промыслах;

-способность с уважением и интересом относится к другим культурам;

-отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.

Воспитание культуры труда (воспитание трудолюбия, творческого отношения к труду)

Формировать у ребенка:

-уважение к труду и творчеству взрослых и сверстников;

-начальные представления об основных профессиях, о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;

- первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации проектов;

-умения соблюдать порядок в процессе игровой, трудовой, продуктивной и других видах деятельности;

-бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей;

-отрицательное отношение к лени и небрежности в различных видах деятельности, небережливому отношению к результатам труда людей.

Формирование основ гражданской идентичности

Формировать у ребенка:

-представления о символах государства – Флаге, Гербе Российской Федерации, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательная организация;

-элементарные представления о правах и обязанностях гражданина России;

-высшие нравственные чувства: патриотизм, гражданственность, уважение к правам и обязанностям человека;

-интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;

-уважительное отношение к русскому языку как государственному, а также языку межнационального общения;

-стремление и желание участвовать в делах группы;

-уважение к защитникам Родины;

-представления о героях России и важнейших событиях истории России и ее народов;

-интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, субъекта Российской Федерации, края, в котором находится образовательная организация.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа воспитателя детского сада

Рабочая программа воспитателя детского сада по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" (прибощение к изобразительному искусству, изобразительная деятельность) для средней группы ...

Рабочая программа воспитателя детского сада

Рабочая программа воспитателя по образовательной области "Познавательное развитие" в средней группе детского сада...

Рабочая программа воспитателя детского сада

Программа для средней группы...

Методическая разработка.Пояснительная записка к рабочей программе воспитателя детского сада.

Методическая разработка. Пояснительная записка к рабочей программе воспитателя детского сада....