Непосредственно образовательная деятельность по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Экскурсия в научный центр «Всезнайка»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Игнатьева Наталья Ивановна

Лексико-грамматическое развитие речи детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Непосредственно образовательная деятельность по развитию речи

для детей старшего дошкольного возраста

«Экскурсия в научный центр «Всезнайка»

Цель: лексико-грамматическое развитие речи детей

Задачи: способствовать усвоению норм согласования существительного с числительным в речи детей; развивать умение определять род существительного, образовывать форму существительных во множественном числе в родительном падеже; упражняться в составлении полных, распространенных предложений по картинке.

Оборудование: билеты с вопросами, игрушки-лошадки, коврограф  с набором картинок и комплектом цифр, карточки с изображением овощей, картина с изображением петуха, серия картин «Чего не хватает у животных?», индивидуальные картинки с изображением нескольких предметов, таблички с названиями лабораторий.

1 задание. Организационный момент

Воспитатель предлагает одному ребенку сосчитать мальчиков (один мальчик, два мальчикА, три мальчикА, четыре мальчикА, пять мальчикОВ и.т.д),а другому – девочек (одна девочка, две девочкИ, три девочкИ, четыре девочкИ, пять девочЕК и.т.д Итак, всего….Всем билетов хватило?).

Воспитатель: Мы ответили на вопрос: сколько мальчиков и сколько девочек. А вы заметили, как изменялись эти  слова – мальчик и  девочка, когда они вставали рядом с числом 2 и с числом 5? Давайте повторим: два мальчикА, пять мальчикОВ, две девочкИ, пять девочЕК.

Запомните!

Воспитатель: Ребята, посмотрите, на билетах что-то написано. Прежде, чем войти в научный центр,  мы должны ответить на вопросы, составленные в экологической лаборатория центра. Давайте, я вам помогу прочитать.

2 задание. Экологическая лаборатория.

Ребенку предлагают ответить на вопрос и после этого  сесть на свое место:

  1. Кого много в зоопарке? (Животных)
  2. Кого много в море? (рыб)
  3. Чего много в море? (Воды,  водорослей)
  4. Чего много летом на деревьях? (Листьев)
  5. Кого много в конюшне? (Лошадей)
  6. Кого много в курятников? (Кур)
  7. Чего много в лесу? (Деревьев)
  8. Чего много у тебя на голове? (Волос)
  9. Кого много в ульях? (пчел)
  10. Чего много на ёлке? (Шишек, иголок)
  11. Кого много в гнезде? (Птиц)
  12. Чего много у ежика? (Колючек)
  13. Чего много на клумбе? (цветов)
  14. Чего много у подсолнуха? (семечек)
  15. Чего много на небе? (Звезд)
  16. Кого много живет в доме? (людей)
  17. Чего много в большом доме? (окон)
  18. Кого много в автобусах? (Пассажиров)

Воспитатель: Ну, вот мы с вами находимся в научном центре, а это – Вычислительная лаборатория (показывает табличку). Здесь учатся считать.

3 задание. Вычислительная лаборатория

На столе стоит семь игрушечных лошадок.

Воспитатель: Сколько лошадок стоит на столе? (Дети считают хором?) Кто еще хочет посчитать? (Считает один ребенок?) А теперь закройте глаза. (Убирает две лошадки?) Сколько я убрала лошадок ? Сколько осталось? (Две лошадки убрали, пять лошадок осталось).

Воспитатель открывает коврограф, на котором рядами расположены картинки : две бабочки, три зайчика, пять зонтиков, шесть яблок, семь шариков. Дети считают предметы в первом ряду полотна, во втором и.т.д. и ставят рядом с ними карточки с нужными цифрами (2, 3, 5, 6, 7).

Динамическая пауза. Лаборатория здоровья.

Переходим в Лабораторию здоровья (дети встают), здесь занимается спортом.

Раз – согнуться, разогнуться,

Два – нагнуться, потянуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять, шесть – тихо сесть,

Семь, восемь – лень отбросим.

Девять, десять – руки вниз,

Сели, делом занялись.

4 задание. Картинная галерея

Воспитатель: Итак, ребята, мы с вами в картинной галерее, знакомимся с изобразительным искусством (выставляет на мольберт картину с изображением петуха). Кто изображен на этой  картинке? Верно, петух. Про что у петуха можно сказать «одна»? (Одна голова, одна бородка). Про что можно сказать «две»? (Две ноги.  Две шпоры). Про что можно сказать «один»? (Один хвост, один клюв). Про что можно сказать «два»? (Два крыла, два глаза). А чего у петуха много? (Перьев) Да, у этого петушка есть все. А теперь посмотрите на этих животных и скажите, чего у них не хватает и сколько. Чего не хватает у кошки? (четырех лап, двух ушей). Чего не хватает у барана? (Двух рогов). Чего не хватает у лисенка? (хвоста). Чего не хватает у волка? (одного уха и одной лапы). Чего не хватает у осла? (Двух ушей).

5 задание. Творческая лаборатория.

Воспитатель: Сейчас нам предстоит побывать в Творческой лаборатории (дети пересаживаются за столы). Для вас приготовлены картинки, они лежат изображением вниз, переверните их и рассмотрите. Что изображено на ваших картинках? Ответить нужно полным  предложением (у меня в тарелке пять слив).

6 задание. Игровая лаборатория

Воспитатель: поиграем напоследок?? Мы ведь  с вами находимся в Игровой лаборатории (дети становятся в круг). Подвижная игра «Мы делили апельсин»:

Мы делили апельсин.

Много нас, а он один.

Эта долька – для ежа.

Эта долька – для чижа.

Эта долька – для утят.

Эта долька – для котят.

Эта долька – для бобра,

А для волка – кожура.

Воспитатель: Наша экскурсия подошла концу. Ребята, что вам запомнилось, где мы были, что делали?  Вам понравилось? Возвращаемся в детский сад.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно - образовательной деятельности «Труд пожарных» для детей старшего дошкольного возраста.

Конспект непосредственно - образовательной деятельности «Труд пожарных» для детей старшего дошкольного возраста....

Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности по эмоциональному воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» с интеграцией образовательной области Социально-коммуникативное развитие

Научить детей понимать собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации. Развитие эмоционально...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию у детей старшего дошкольного возраста «Лаборатория познания: «Свойства песка и его значение для жизни людей»

Данный конспект может лечь в основу проектно-исследовательской работы с детьми дошкольного возраста. Дети с удовольствием подключатся к исследовательской деятельности, с интересам будут участвовать в ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологии для детей старшего дошкольного возраста "В морских глубинах"

Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологии для детей старшего дошкольного возраста...

Непосредственно образовательная деятельность «Свойства магнита» для детей старшего дошкольного возраста (познавательно- исследовательская деятельность).

Тема НОД:  «Свойства магнита».Образовательная область: познаниеВид: познавательно- исследовательская деятельностьинтегрированная Форма:экспериментированиеподгрупповаяИнтегри...

Непосредственно образовательная деятельность по развитию речи детей старшего дошкольного возраста Пересказ сказки "Как ежик шубу менял"

Продолжать учить детей в пересказе небольшого литературного произведения, передаваю сюжет, диалоги героев....