ПРОГРАММА профессионального самообразования воспитателя
рабочая программа по развитию речи (старшая группа)

Петрушина Вера Владимировна

ПРОГРАММА профессионального самообразования воспитателя  

 

Тема по самообразованию  «Формирование у детей дошкольного возраста (5-7 лет) монологической речи с помощью мнемотаблиц»

 

Задачи самообразования:

 

  1. Повысить собственный уровень знаний путем изучения научной и  методической литературы, передового опыта педагогов ДОУ работающих по данной теме (в том числе и на интернет сайтах).
  2. Исследовать актуальность темы в рамках  ДОУ.
  3. Создать условия для реализации программы через пополнения предметно-развивающей среды (театральный уголок, уголок книги).
  4. Провести мастер-классы для родителей на темы «Пересказ сказок с помощью мнемотаблиц», «Заучивание стихотворений с помощью мнемотаблиц», «Составления описательных рассказов с помощью мнемотаблиц»
  5. Организация выставки мнемотаблиц составленных детьми «Мнемотаблицы  руками детей».
  6. Составить картотеку мнемотаблиц по сказкам, стихотворениям, описательных рассказов с целью развития у детей монологической речи, воображения, творческих способностей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu.docx305.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад 258 г.Ростова-на-Дону»

                                                          ПРОГРАММА

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

САМООБРАЗОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ

Старшей группы детского сада

Петрушиной Веры Владимировны

на 2019-2020 г.

C:\Users\Ирина Эдуардовна\Desktop\fee1354b1c07b1693088d5f4ec6ae9a0.jpg

                                  г.Ростов-на-Дону

Личная карта воспитателя

ФИО: Петрушина Вера Владимировна

Дата рождения: 22.07.1983 год.

Специальность: воспитатель

Место работы: МБДОУ «детский сад 258 г.Ростов-на-Дону»

 Педагогический стаж: 7 лет 10 месяцев

Образование: высшее

Квалификационная категория: высшая.

Дата начала работы над темой: 01.10.2019  учебный год.

Предполагаемая дата окончания работы: 30.05.2020 учебный год.

Тема по самообразованию  «Формирование у детей дошкольного возраста (5-7 лет) монологической речи с помощью мнемотаблиц»

Срок реализации: 2019 -2020 учебный год.

2019-2020 учебный  год – Тема «Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков составления описательных рассказов с помощью мнемотаблиц»

Цель: Повышение  теоретического, научно-методического уровня, профессионального мастерства и компетентности педагога,  путем внедрения инноваций в образовательный процесс.

Задачи самообразования:

  1. Повысить собственный уровень знаний путем изучения научной и  методической литературы, передового опыта педагогов ДОУ работающих по данной теме (в том числе и на интернет сайтах).
  2. Исследовать актуальность темы в рамках  ДОУ.
  3. Создать условия для реализации программы через пополнения предметно-развивающей среды (театральный уголок, уголок книги).
  4. Провести мастер-классы для родителей на темы «Пересказ сказок с помощью мнемотаблиц», «Заучивание стихотворений с помощью мнемотаблиц», «Составления описательных рассказов с помощью мнемотаблиц»
  5. Организация выставки мнемотаблиц составленных детьми «Мнемотаблицы  руками детей».
  6. Составить картотеку мнемотаблиц по сказкам, стихотворениям, описательных рассказов с целью развития у детей монологической речи, воображения, творческих способностей.

Актуальность темы:

Дошкольное образование – это первая ступень в системе образования, поэтому основная задача педагогов, работающих с дошкольниками – формирование интереса к процессу обучения и его мотивации, развитие и формирование речи. Работая с детьми дошкольного возраста и сталкиваясь с проблемами в их обучении,   воспитателю приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми нового материала. Одним из таких средств является наглядное моделирование.

Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.
Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними. Как отмечали  Выготский Л.С.  и Леонтьев А.А.,  это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Ребенок дошкольного возраста лишен возможности, записать, сделать таблицу, отметить что-либо. На занятиях в детском саду в основном задействован только один вид памяти – вербальный.

Мнемотаблицы – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память. Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста. Ученые также отмечают, что использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников.

            Следует сказать также, что метод мнемотаблиц не требует значительных затрат для обогащения предметно-развивающей среды, поскольку схемы и картинки в любом эстетическом оформлении и в любом количестве всегда можно найти в интернете, кроме того, они могут быть нарисованы на бумаге, на доске самими детьми или воспитателем.

К.Д.Ушинский писал:

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

                           Формы работы по самообразованию

на 2019-2020 учебный  год.

2019-2020 учебный  год – Тема «Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков составления описательных рассказов с помощью мнемотаблиц»

Формы работы по самообразованию на 2020-2021 учебный  год.

План работы

Мероприятия

Уровень

Сроки

Предпологаемый результат

1.

Изучения научной и  методической литературы.

Ильина М.В. «Воображение и творческое мышление». Серия «Психологическая служба». Книголюб. М. 2005

  Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. СПб., 2009.

ДОУ

Октябрь

2019г.

Повышение  теоретического, научно-методического уровня

2

Разработать проект по описательным рассказам с помощью мнемотаблиц для детей 5-6 лет

Составление плана работы по проекту

ДОУ

Ноябрь

2019г.

Повышение  профессионального мастерства и компетентности педагога

3

Подбор материала согласно возрастным особенностям дошкольника для работы по описательным рассказам

Составление мнемотаблиц

ДОУ

Декабрь

2019г.

Использование мнемотаблиц в работе с детьми по описательным рассказам

4

Консультация для родителей. «Описательные рассказы»

Ознакомление родителей с консультацией

ДОУ

Декабрь

2019г.

Повышение компетентности родителей

5

Реализация проекта

Работа по плану проекта

ДОУ

Январь

2020г.

Использование программы в работе с детьми

6

Подготовить НОД с учётом ФГТ

Открытый просмотр НОД «Учим стихотворение с помощью мнемотаблицы»

ДОУ

Февраль

2020г.

Поделится опытом работы по данной теме проекта с педагогами  ДОУ

7

Подготовить выступление  на тему «Формирование у детей навыков заучивания стихотворений с помощью мнемотаблиц»

Выступление на семинаре

ДОУ

Март

2020г.

Поделится опытом работы с педагогами ДОУ .

8

Совместный проект с воспитанниками старшей возрастной группы  по изготовлению мнемотаблиц «Описательные рассказы с помощью мнемотаблиц»»

Выставка мнемотаблиц изготовленных дошкольниками.

C:\Users\Ирина Эдуардовна\Desktop\hello_html_m7d57296d.jpg

ДОУ

Апрель

2020г.

Вызвать желание детей заниматься по мнемотаблицам

9

Составить картотеку мнемотаблиц по русским народным сказкам,  стихотво-рениям и описательным рассказам.

Пополнение предметно-развивающей среды (театральный уголок, уголок книги)

ДОУ

Май

2020г.

Использование картотеке в дальнейшей работе с детьми


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План профессионального самообразования воспитателя на тему: «Сенсорное воспитание детей через дидактические игры»

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.Задачи.Работа над программой профессионального самообразования поможет мне:- научить детей различать ос...

План профессионального самообразования воспитателя первой младшей группы Третьяковой Г.В.

Тема: «Сенсорное воспитание детей 2-3 лет через дидактические игры».Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности....

План профессионального самообразования воспитателя .

Тема: «Роль дидактических игр и игровых упражнений в формировании сенсорной культуры детей младшего возраста»....

План профессионального самообразования воспитателя на пять лет.

План самообразованияПлан профессионального самообразованияна 5 лет (2017-2021г.)Тема самообразования:  «Развитие познавательной  активности воспитанников ДОУ в проектной деяте...

План профессионального самообразования воспитателей

План профессионального самообразования воспитателей...

Программа профессионального самообразования воспитателя 2022-2023 учебный год

Программа разработана в соответствиие с темой.Методичекая работа по формированию у детей знаний по ПДД рассчитана на 2022 - 2023 учебный год....

Программа профессионального самообразования. Методы развития профессиональных речевых умений

Речь воспитателя, который находится постоянно в поле зрения малышей, в общении с ними, является для детей основным образцом родного языка, культурной речи, поэтому она должна быть не только правильной...