Путешествие в прошлое
методическая разработка по развитию речи

Бусова Надежда Дмитриевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_proshloe.docx23.18 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированное занятие в старшей группе

«Путешествие в прошлое»

Программное содержание:

  • Познакомить детей с крестьянской избой и предметами крестьянского быта.
  • Познакомить с формами вежливого обращения и с русскими национальными традициями приема гостей.
  • Продолжать работу по ознакомлению детей с устным и музыкальным фольклором, приобщать к русской национальной культуре.
  • Формировать умение украшать предметы декоративного искусства узорами, учить расписывать изделия гуашью.
  • Познакомить детей с нетрадиционным способом рисования (рисование углем на бересте)

Словарная работа:

Активизация словаря - пословицы, поговорки, отгадывание загадок.

Пассивный словарь - горница, красный угол, престол, рукомой, рушник, кочерга, ухват.

Раздаточный материал: глиняные горшочки для росписи, кусочки бересты, древесный         уголь для рисования, салфетки.

Предварительная работа:

1 .Изучение специальной литературы о русской национальной культуре, составление конспекта занятия, посещение мини - музея в школе №32; городского музея.

2 .Сбор экспонатов для мини- музея, подбор иллюстративного материала по теме.

Предварительная работа с детьми:

        1. Знакомство с предметами русского быта по иллюстрациям русских народных         сказок, потешек.

        2. Беседы с детьми о культуре, традициях русского народа, слушание и разучивание песен, пословиц и поговорок, отгадывание загадок, знакомство с народными  подвижными и хороводными играми.

        3 .Экскурсия в мини-музей ДОУ.

        4. Использование различных нетрадиционных приемов и техники рисования на          занятиях по изобразительной деятельности.

Оформление зала: зал оформлен  в виде русской горницы, где находятся печь, скамейки,         стол с самоваром и посудой, а также и другие предметы быта - рукомойник, вышитые полотенца, расписные ведра и коромысло.

Структура занятия:

I        часть:   Вводная часть -

а)        приветствие Хозяюшки;

б)        приглашение в избу;

в)        слушание русской народной мелодии.

II        часть: Основная часть -

а) беседа о предметах быта русского народа;

б)  называние детьми пословиц и поговорок;

в)  дидактическая игра: «Бабушкин сундук»;

г)   сюрпризный момент: домовенок Кузя;

д)   танец «Лапти»;

е)   детская игра: «Найди отгадки в русской избе» (загадывание загадок о
предметах крестьянского быта)

III        часть: изобразительная деятельность по подгруппам -

За первым столом: рисование углем на бересте;

За вторым столом: раскрасить глиняную посуду (Анализ работ)

Заключительная часть:

а)   хороводная песня;

б)  угощение блинами;

  в)прощание с хозяюшкой.

 Ход занятия:

Зал оформлен в виде русской горницы: в углу стоит печка, в левом углу окно с занавесками, под окном стол, лавочки.

На расшитом рушнике стоит самовар и посуда. Возле печки находиться ухват, кочерга, чугунки.

На стенах висят расшитые полотенца, лапти, икона. На полочках сувениры: матрешки, деревянные свистульки. В избе также находиться рукомойник, рядом висит рушник, ведро с коромыслом, лампада.

В горнице суетится Хозяюшка в русском народном костюме.

Раздается стук.

Хозяйка встречает детей с хлебом и солью. Кланяясь говорит:

-Здравствуйте,  гости дорогие,  детушки милые! Милости прошу! Заходите в горницу, садитесь. Дети, вы заметили, какими словами я всех приветствовала?   И вы мне тоже «Здравствуйте» сказали. Каждый день говорят люди друг другу это слово. Что это слово означает? (ответы детей)

- «Здравствуйте»- от слова «здравие»- здоровье,  т.е. мы желаем человеку здоровья, желаем ему не болеть. Это пожелание доброе или злое?

  • Поэтому как мы будем говорить это слово? (ласково, приветливо)
  • А еще я вам сказала «Милости прошу». Что эти слова означают, как вы думаете? (ответы детей)
  • Милость - от слова милый т.е. прошу Вас быть милыми. Милый человек какой он? (добрый, ласковый, внимательный, заботливый)

-Все это не просто слова, а добрые пожелания.

-Вы у меня в гостях в горнице, теперь вы не просто мальчики и девочки, а добры молодцы и красны девицы.

Звучит русская народная мелодия.

Хозяйка предлагает пройтись по избе и внимательно осматриваться вокруг.

Посмотрите, какая у меня изба светлая, чистая. Все то в ней прибрано, все на своих местах: каждой вещи - свое место. Присаживайтесь посидим рядком, да поговорим ладком.

Все гостей приглашают в красный угол.

-А вы знаете, что означало в старину слово «красный»? (красивый, главный, торжественный). В красном углу висят иконы. Это самое светлое, самое солнечное место. Здесь и стол с угощениями. Русские люди очень гостеприимны, поговорка такая есть: «Доброму гостю хозяин рад» или «Гость в дом — что есть на стол».

Дети, а какие пословицы о гостеприимстве вы знаете?

  • «Гостю почет, а хозяину честь».
  • «Умей в гости звать - умей и угощать»
  • «Не красна изба углами, а красна пирогами »
  • «Все что в печи - на стол мечи»

- А вы обратили внимание с чем я вас встретила? (с хлебом и солью)

 А еще в старину говорили:

•   «Хлеб на стол, так и стол престол (священное место), а хлеба ни куска, так и стол - доска».

Еду заранее не солили, соль очень берегли. Солонку ставили на стол. Чтобы каждый солил по вкусу. Нежеланному гостю соль не предлагали. Про такого говорили: «ушел не солоно хлебавши».

  • Что необходимо сделать перед едой? (вымыть руки).
  • Как мыли руки в старину? (из рукомоя, вытирали руки рушником)
  • Почему это полотенце так называется? (рушник - для рук)

Во время еды в старину сидели важно, о пустяках не говорили. На середине стола ставилась одна большая миска на всю семью. Во главе стола сидел хозяин и никто раньше его не начинал есть. Он черпал деревянной ложкой первым, а потом все остальные. Под ложечку подкладывали кусочек хлеба.

- Зачем как вы думаете? (чтобы каша с ложки не капала на стол)

 -        Что же подавали на стол? (кашу)

  • «Каша — мать наша» — говорили тогда. А вы какие пословицы о еде знаете?
  • «Где щи да каша, там и место наше»
  • «Гостю щей не жалей, да погуще налей»
  • «Гречневая каша - матушка наша, а хлебец ржаной - отец наш родной»
  • «Ешь калачи, пока горячи»
  • «Кашу маслом не испортишь»

•        «Без теста пироги не испечешь»

Молодцы ребятки, много полезных пословиц вы знаете.

-        А скажите где пекли хлеб? (в печке)

В старину о ней говорили: «Она и поилица, и кормилица, и телосогревательница».

  • Что стоит у печи? (кочерга, ухват)
  • Зачем они? 

Хозяйка обращает внимание на лавки.

-        Почему они такие длинные и широкие? (на них сидят во время обеда, а ночью на лавках спят).

Все свои наряды я храню в сундуке.

Хозяйка предлагает поиграть в детскую игру «Бабушкин сундук»

-        «Эй ребята! Что сидите? А поиграть вы не хотите?»

Дети по очереди достают фрагменты одежды и называют. За печкой начинает чихать домовенок выходит весь в саже, начинает отряхиваться и не довольно говорит:

- Что же вы меня в гости не зовете, все балакаете, думы думаете?

- Ой ребятки, ведь это домовенок Кузя к нам пожаловал. Ну, Кузьма Кузмич - уважь, отведай кашки - то, да с ребятишками поиграй (кормит его).

-        Ну как, хороша каша наша?

Домовой Кузя: Ай, хороша!

Как куснешь, так уснешь,

Как вскочишь, так еще захочешь!

Нет ли хозяйка еще чего?

Хозяйка подходит к печке и достает чугунок ухватом (в чугунке картошка из папье-маше, внутри загадки).

Домовенок достает самую большую картошку и предлагает поиграть в игру «Горячая картошка».

Дети под музыку передают друг другу картошку, музыка останавливается и у кого остается картошка, тому задание, хозяйка читает загадку, а ребенок находит отгадку в избе. (Загадки: ведра, коромысло, печь, рукомойник, кочерга, ухват).

Игра со зрителями (загадывание загадок)

Хозяйка:

- Кузя, а Кузя, а что ты ребятишкам приготовил? Не прячь, покажи!

Домовенок Кузя:

-        Я за печкой сижу лапти вяжу, на вот примерь (лапти подает ребенку).

Ребенок:

-        Знатные лапти век не сносить!

Домовенок Кузя:

-        Понравились значит мои лапти! А теперь Кузю уважьте, спляшите!

Дети исполняют танец «Лапти».

Домовенок:

Молодцы детишки, хорошо, ладно сплясали, а теперь принимайте от меня подарки. Вот вам горшочки глиняные и угольки черненькие и в придачу бересту березовую.

Хозяйка благодарит от имени детей и предлагает открыть в горнице художественную мастерскую.

  • «Умелые руки не знают скуки!»
  • «Не будет скуки, коли заняты руки!»

Дети за первым столом расписывают горшки гуашью (рисунок произвольный).

За вторым столом на бересте, рисуют углем. Самостоятельная работа детей под русскую народную мелодию.

Хозяйка помогает детям. В конце оценивает работы детей.

Хозяйка:

-        Выходи чесной народ, становися в хоровод.

Дети образуют круг.

Хороводная песня «Ходит Ваня».

Хозяйка:

-        Играми да плясками сыт не будешь. Славиться русский народ гостеприимством да угощеньем!

- Чем же гости вас угостить? Не красна изба углами, а красна пирогами. Угощайтесь гости дорогие. (С поклоном хозяйка подает пироги).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по математике с детьми подготовительной к школе группы "Путешествие в прошлое часов"

Представленное авторское занятие опровергает стереотипы и формирует у детей научные временные отношения. Данное занятие является актуальным, так как в какой бы среде не находился человек, каким бы вид...

Путешествие в прошлое. Познавательное занятие-путешествие в подготовительной к школе группе.

Программные задачи:·               Закрепить знания детей о железной дороге и её роли в современном обществе.·...

ФЦКМ НОД Игра-путешествие «Путешествие в прошлое электрической лампочки».

       Аннотация: Игры – путешествия в прошлое предметов окружающего мира помогают раскрыть перед детьми дошкольного возраста удивительный, многооб...

«Путешествие в прошлое Петербурга» конспект занятия-путешествия

Обучающие задачиОбогатить  представления детей о том, как выглядела территория современного Санкт-Петербурга  315 лет назадПознакомить с  историей строительства Петропавловской крепости...

Конспект игры-путешествия для младшей группы "Путешествие в прошлое ложки"

В конспекте игры-путешествия для младшей группы "Путешествие в прошлое ложки"раскрывается понятие о том, что человек создает предметы для своей жизни....