Конспект организованной образовательной деятельности Заучивание стихотворения И. А. Белоусова «Осень» по мнемотаблице (ОО «Речевое развитие») Старшая группа (5-6 лет)
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Данное занятие проводится с детьми старшего дошкольного возраста по лексической теме "Осень". Проводя с дошкольниками занятие, мы создаем условия для развития умения заучивания стихотворения посредством мнемотехники, формируем интерес к художественной литературе, способствуем развитию психических процессов посредством развивающих игр и упражнений. Занятие включает развивающие задания с применением наглядного материала (иллюстрации) и аудио оборудования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_po_razvitiyu_rechi.docx | 27.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
организованной образовательной деятельности
Заучивание стихотворения И. А. Белоусова «Осень» по мнемотаблице
(ОО «Речевое развитие»)
Старшая группа (5-6 лет)
Цель:
развитие умения дошкольников заучивания стихотворения
посредством мнемотехники.
Задачи:
- Образовательные: формировать умение слушать и понимать услышанное, учить стихотворение и выразительно его рассказывать, формировать интерес к художественной литературе, активизировать словарь детей по теме занятия.
- Развивающие: создавать условия для развития зрительного и слухового восприятия, памяти, внимания, образного мышления, воображения, координации движений, умения согласовывать текст с движениями, общей и мелкой моторики, связной речи.
- Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе и любовь к её красоте, стимулировать интерес к окружающему миру, умение работать в коллективе, воспитывать культуру речевого общения детей друг с другом и педагогом.
План занятия:
1. Вводная часть – сюрпризный момент (2 минуты).
2. Основная часть – разучивание стихотворения посредством мнемотехники (20 минут).
3. Заключительная часть – оценка деятельности детей (3 минуты).
Вопросы и задания:
Рассуждения
Чтение стихотворения (2 раза)
Вопрос, ответ
Игра «Раз-Два-Три! Этот лист скорей бери!»
Динамическая пауза «Осень»
Гимнастика для глаз «Ветер»
Дидактическая игра «Выложи ряд».
Релаксационная пауза «Звуки леса».
Предварительная работа: рассматривание картин об осени, чтение стихотворений, рассказов про осень, беседа по теме, рассматривание листьев и деревьев на прогулке, физкультминутки, пальчиковые игры.
Материалы и оборудование: мягкая игрушка Лиса, письмо, портрет автора стихотворения, текст стихотворения, иллюстративный материал по тексту стихотворения, осенние листья, аудиозапись «Звуки леса», фоновая музыка, лужи из бумаги, волшебный клубок, угощение (конфеты).
Вводная часть
Ход занятия
1. Организационный момент
Воспитатель: - Ребята, обратите внимание, что к нам сегодня пришли гости. Поздоровайтесь с нашими гостями.
Воспитатель: - Доброе утро, ребята! Вы проснулись? Вы друг другу улыбнулись? Я желаю вам всем, хорошего дня и отличного настроения!
Воспитатель: - Ребята, а к нам пришла еще одна гостья: Рыжая краса-хитрая…
Дети: - Лиса!
Воспитатель: - Здравствуй, лисонька-лиса!
- Ребята, посмотрите, лиса принесла для нас письмо, интересно, от кого оно? (Дорогие ребята, я приглашаю вас к себе на день рождение, приходите, буду рада! С уважением Осень!).
Воспитатель: - Вот здорово, Осень пригласила к себе на праздник! Но на праздник нужно идти с подарком, а у нас его нет.
- Ребята, как вы думаете, что можно подарить Осени?
Дети: Рисунок, песню, букет цветов, стихотворение (предполагаемые ответы детей).
Воспитатель: - Молодцы ребята, а я хочу вам предложить разучить стихотворение для Осени, по веселым картинкам. Согласны? Педагог предлагает присесть на стулья.
Основная часть
Воспитатель: - Про осень написано много стихов, но сегодня я вас познакомлю со стихотворением «Осень», написал его замечательный поэт Иван Алексеевич Белоусов. Педагог показывает портрет автора.
- Я сейчас вам буду читать стихотворение. Ваша задача: слушать очень внимательно. Вы готовы слушать?
Садик мой веселый,
Где ж твои цветы?
Под дождем осенним
Изменился ты!
Ветер злой, холодный
Листья оборвал
По дорожкам грязным
Все их разбросал.
Как тебя утешить,
Что тебе сказать?
Жди – весна вернется,
Зацветешь опять!
Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, какое стихотворение по характеру?
Дети: веселое, грустное, хмурое (предполагаемые ответы детей).
Воспитатель: - Друзья мои, кто мне скажет, а какой был садик?
Дети: Садик был веселый.
Воспитатель: - Почему садик был веселый?
Дети: В нем цвели цветы.
Воспитатель: - Что изменило веселый садик?
Дети: Садик изменил осенний дождь.
Воспитатель: - Ребята, когда прошел дождь – поэт увидел совсем другой садик и удивился. - А кто из вас попробует произнести эту фразу с удивлением?
Дети: Садик мой веселый, где ж твои цветы (один, два ребенка произносят фразу удивленно).
Воспитатель: - А какой был ветер в стихотворении?
Дети: Ветер в стихотворении был злой, холодный.
Воспитатель: - А кто вспомнит, что ветер с листьями в садике сделал?
Дети: Он их оборвал, по дорожкам грязным все их разбросал.
Воспитатель: - Друзья мои, какие вы молодцы, сразу видно, что слушали стихотворение внимательно! Педагог предлагает детям выйти в центр помещения и встать в круг.
Игра «Раз-Два-Три! Этот лист скорей бери!»
В центре круга – осенние листья 3 видов деревьев. Количество листьев каждого дерева равно количеству играющих. Дети водят хоровод со словами: «Раз, два, три, этот лист скорей бери!» Педагог показывает образец листа, и дети берут листья только этого дерева, поднимают их вверх.
Воспитатель: - Ребята, с какого дерева этот лист?
Дети: Этот лист с березы.
Воспитатель: Значит лист какой?
Дети: Березовый. Игра повторяется, алгоритм действий сохраняется (лист осины, лист тополя, лист клена).
Воспитатель: - Друзья мои, а что могут делать листья?
Дети: падать, шуршать, летать, кружиться и. т. д. (предполагаемые ответы детей).
Педагог хвалит детей и предлагает занять свои места.
Воспитатель: – Ребята, пока мы с вами играли, прошел осенний дождь и у нас образовались небольшие лужи. Как нам перебраться на стулья, кто знает?
Дети: Можно перепрыгнуть. Дети и педагог перепрыгивают лужи и присаживаются на стулья.
Воспитатель: - Ребята, сейчас я вам еще раз буду читать стихотворение, ваша задача внимательно слушать и запоминать. Каждая строчка стихотворения будет сопровождаться иллюстрацией (картинкой). Вы готовы? Педагог читает и демонстрирует иллюстративный материал. Далее педагог предлагает немного отдохнуть посредством динамической паузы.
Динамическая пауза «Осень»
Осень, осень, - трем ладошки друг о друга
Приходи! – по очереди сжимаем кулачки
Осень, осень, - трем ладошки друг о друга
Погляди! – положить ладошки на щеки
Листья желтые кружатся, - движение ладонями сверху вниз
Тихо на землю ложатся. – поглаживаем коленки
Солнце нас уже не греет, - по очереди сжимаем кулачки
Ветер дует все сильнее, - разводим одновременно ручки в разные стороны
К югу полетели птицы, - скрестить ручки и пошевелить пальчиками
Дождик к нам в окно стучится. – стучим пальчиками по ладошкам
Шапки, куртки надеваем – делаем вид
И ботинки обуваем – постучать ногами
Знаем месяцы: - похлопать ладошками по коленкам
Сентябрь, и Октябрь, и Ноябрь. - кулак, ребро, ладонь.
Педагог хвалит детей и предлагает занять свои места.
Воспитатель: – А сейчас, мы с вами вместе попробуем произнести текст стихотворения, опираясь на картинки. Вот и посмотрим, кто был самый внимательный. Вы готовы? Педагог и дети произносят текст стихотворения «Осень».
Гимнастика для глаз «Ветер»
Воспитатель: - Ребята, я думаю, что ваши глаза устали, от такого большого количества картинок, для того, чтобы глаза немного отдохнули, я предлагаю вам сделать гимнастику для них.
Ветер дует нам в лицо. (Часто моргают веками.)
Закачалось дepевцо. (Не поворачивая головы, смотрят влево-вправо.)
Ветер тише, тише, тише… (Медленно опускают глаза вниз.)
Деревца все выше, выше. (открывают глаза поднимают вверх.)
Воспитатель: – Друзья мои, я предлагаю вам еще раз повторить стихотворение и отправиться в путь, на день рождения Осени. Согласны? Педагог и дети закрепляют выученный материал.
Дидактическая игра «Выложи ряд»
Воспитатель: - Ребята, подул сильный ветер и разбросал все картинки. Ваша задача, выложить все картинки, не нарушая последовательность текста стихотворения. Готовы? Звучит фоновая музыка. Дети совместно выкладывают в один ряд картинки согласно тексту.
Воспитатель: – Ребята, думаю, что Осень, нас заждалась, поэтому нужно торопиться. А дорогу в лес нам покажет волшебный клубок. Звучит музыка, волшебный клубок указывает дорогу педагогу и детям.
Релаксация «Звуки леса» - Друзья мои, вы наверно устали, я предлагаю вам присесть на осенний ковер, отдохнуть и послушать звуки леса. Закройте пожалуйста глаза. Звучит аудиозапись «Звуки леса».
Воспитатель: - Ребята, откройте глаза и расскажите пожалуйста, что вы слышали?
Дети: звук ветра, шелест листьев, хруст веток, пение птиц, шум воды и. т. д.
Воспитатель: - Молодцы ребята, внимательно слушали! А теперь пора в путь. Педагог и дети передвигаются за волшебным клубком. Появляется Осень.
Осень: - Здравствуйте ребята, спасибо, что пришли ко мне на праздник!
Воспитатель: - Здравствуй, Осень, спасибо, что пригласила нас. Ребята выучили для тебя стихотворение. Дети рассказывают стихотворение без опорного материала (педагог оказывает помощь).
Осень благодарит ребят, угощает гостинцами и прощается с ребятами.
Воспитатель: - Ребята, а нам пора возвращаться в детский сад.
- Раз, два, три, в детском саде Я и Вы! Дети и педагог произносят слова и кружатся.
Заключительная часть
Воспитатель: - Скажите пожалуйста, чем мы с вами сегодня занимались? (ответы детей).
- Что больше всего вам понравилось? (ответы детей).
- Молодцы ребята! Мне очень понравилось, как вы сегодня работали!
- А мы благодарим гостей за внимание и прощаемся с ними!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непрерывной образовательной деятельности «Заучивание стихотворения Э. Успенского « Разгром» в старшей группе
Конспект непрерывной образовательной деятельности. Область "Речевое развитие"...
конспект образовательной деятельности по речевому развитию старшая группа. Тема: «Составление рассказа о весне с опорой на мнемотаблицу».
конспект образовательной деятельности Тема: «Составление рассказа о весне с опорой на мнемотаблицу»....
Конспект НОД по речевому развитию (старшая группа) Тема: Заучивание стихотворения А.Т. Твардовского «Осень»
Учить детей запоминать стихотворение. Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность. Развивать память, внимание, эстетическое восприятие стихов, музыки....
Конспект НОД по развитию речи для старшей группы. Заучивание стихотворения И.А Белоусова "Осень"
Заучивание стихотворений развивает память ребенка....
Конспект образовательной деятельности «Заучивание стихотворения И. Токмаковой «Купите лук» в младшей группе с использованием приёма мнемотехники»
Конспект образовательной деятельности "Заучивание стихотворения И.Токмаковой "Купите лук" во 2-й младшей группе...
Конспект НОД по речевому развитию (старшая группа.) «Заучивание наизусть стихотворения В. Орлова «Ты скажи мне, реченька лесная…».
Помочь детям вспомнить ранее изученные стихотворения и запомнить стихотворение В. Орлова «Ты скажи мне, реченька лесная… »....
Заучивание стихотворения И. А. Белоусова «Осень» по мнемотаблице по развитию речи в старшей группе (5-6 лет).
Цель: развитие умения дошкольников заучивания стихотворения посредством мнемотехники....