Учим звуки
консультация по развитию речи
Звук мы слышим и произносим. Буквы мы видим, пишем и читаем. Звуки бывают гласными и согласными
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvuk_o.docx | 18.59 КБ |
zvuk_y.docx | 15.25 КБ |
zvuk_u.docx | 93.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Обучение грамоте «Звук [о] и буква О»
Представьте, что мы оказались на необитаемом острове. Сначала удивились: «О!» Потом огорчились: «О-о-о!» Увидели корабль и радостно воскликнули: «О-о-о!»
Прислушайтесь к слову остров. Какой первый звук вы услышали? Сегодня мы и будем на нашем уроке знакомиться со звуком [о], будем слушать и произносить слова со звуком [о].
Какой это звук? Докажите!
1. Игра «Поймай звук». Хлопните в ладоши, если услышите звук [о].
а, о ,и ,п, о ,оп, ма, ко, ос, зи, фо, ол, дом, мода, Окна, сон, кол, крыло, бор, осень, перо.
2. Послушайте сказку и попробуйте запомнить как можно больше слов со звуком [о].
Сказка Г. Юдина «Ослиный огород»
Решил осел огород завести. Посадил огурцы, сел и ждет, когда они вырастут. А ему говорят:
– Огород-то поливать надо!
Взял осел ведро и давай бегом воду из колодца носить.
Носил, носил, устал, сел отдохнуть. А рядом кот на солнышке грелся.
– Чего ты мучаешься? – говорит. – Посади свой огород в овраге, там всегда мокро! Поливать не надо.
Обрадовался осел, повыдергал всю огуречную рассаду и посадил ее в овраге. А ночью пошел дождь, вся вода в овраг стекла и смыла весь огород.
Утром пришел осел.
– Так я и знал! Воры все съели. Надо охранять.
Опять посадил огурцы. Сделал вокруг ограду и сел охранять. Только сел, откуда ни возьмись овцы с козами лезут.
– Вон из моего огорода! – заорал осел и давай гонять их по грядкам.
Пока гонял, все огурцы потоптал.
– И зачем они мне нужны, эти огурцы? – рассердился осел. – Все равно я их не ем… Одни хлопоты да огорчения с ними.
И полез из оврага на чужом поле овес воровать.
3. Игра «Много — один»
Кольца – кольцо седла – седло колеса — колесо
Зерна – зерно крылья – крыло окна — окно
Стекла – стекло перья — перо
4. Доскажи словечко…
- В конце предложения ставится… (точка). С буквой Д растет у мамы… (дочка).
- С К я на болоте… (кочка). Б в начале слова… (бочка).
- О на А заменим – … (качка). Слева Т – и слово… (тачка).
- Вместо А кто У возьмет, В небе… (тучка) поплывет.
- Маленькую тучку я возьму за… (ручку). Было очень жарко, и мама открыла все… (окна).
- Бабушка варила варенье, и в открытое окно влетели злые… (осы).
- Я очень люблю кедровые… (орехи).
- Ничто не предвещало дождя, по небу плыло воздушное… (облако).
- Летом в огороде – свежие, зеленые,А зимою в бочке – желтые, соленые.Отгадайте, молодцы,Как зовут нас?.. (Огурцы).
- Осел лениво в гору брел, а над ним парил… (орел).
- Шубу теплую в колечках носит тихая… (овечка).
- Ты со мною не знаком?Я живу на дне морском,Голова и восемь ног,Вот и весь я – … (осьминог).
- Апельсины и бананы очень любят… (обезьяны).
- Стройный, быстрый, рога ветвисты, пасется весь день. Кто же это?.. (Олень).
5. И г р а «Кто больше?»
- Придумайте слова, а которых звук [о] расположен в начале (отдых, овод, орех), в конце (кольцо, молоко, сито).
- Придумайте слова, оканчивающиеся на «орт» (порт, борт, торт, аэропорт).
А вот и буква О. На что она похожа?
7. И г р а «Десять птиц»
Вспомните птиц, в названиях которых по две буквы О, а в одном – даже три О.
О т в е т : сокол, сорока, ворона, соловей, воробей, коростель, поползень, коноплянка, мухоловка, жаворонок.
Словарь
- Оазис — место среди пустыни, покрытое растительностью и имеющее источник.
- Обоюдный — взаимный, общий для обеих сторон. (например, решение)
- Обстоятельство — явление
- Обязанность — действия, возложенные на кого-нибудь
- Озорник — шалун
- Окраина — самая удалённая от центра часть города, деревни и т.д.
- Олигарх — человек с очень большим капиталом, очень богатый человек.
- Олимпиада — соревнование
- Орфография — наука о правописание слов.
- Осанка — положение тела человека
- Отечество, отчизна — родная страна.
- Очарование — большее впечатление,
Крылатые выражения или фразеологизмы
- Обещать золотые горы — обещать слишком много.
- Остаться с носом/в дураках — потерпеть неудачу, позволить одурачить себя.
- Отделаться лёгким испугом — избежать тяжелых последствий при каком-нибудь неблагоприятном случае.
Предварительный просмотр:
Обучение грамоте «Звук [ы] и буква ы»
Сегодня на очередном нашем занятии мы познакомимся с очень интересным звуком. Он ни когда не слышится в начале слова. Он любит прятаться среди других звуков. Попробуйте его отыскать.
Звук — невидимка
Спрятался в часы.
А его братишка —
Дедушке в усы.
Звук [ы] — гласный. Давайте вспомним, какие гласные звуки вы уже знаете?…
1. Знаю я, и знаешь ты, что нет слов, начинающихся на звук [ы].
— Но в словах этот звук встречается часто. Его можно услышать в середине или конце слов. Давайте поищем слова с этим звуком….
2. И г р а «Кто больше?»
Назовите как можно больше слов со звуком [ы] в середине.
О т в е т : дырка, прыгать, забыть, умный, плыть, улыбка.
3. Хлопните в ладоши, если в словах услышите звук [ы]: сыр, заяц, усы, цветок, бутылка, дым, велосипед, дыня, весы, лампа, рысь, мышь, дятел, камыш, рыба, часы.
4. Игра «Один – много»
Кукла – (куклы), гриб – (грибы), машина –…, лимон – …, шкаф – …, стол – …, шар – …, тыква – …, кот – …, зонт – …, ягода —…, дуб – …, зуб – …, банан – …., лев – …, пол – …, сыр – …..
5. Игра Рифма» ( придумайте африканское животное в рифму).
Дилы-дилы-дилы – повились …(крокодилы)
(Дети изображают охотящегося крокодила).
Афы-афы-афы – жуют листики …(жирафы)
(Дети тянутся вверх, изображая жирафов).
Ны-ны-ны – водой брызгают …(слоны).
(Дети надувают щеки, как бы набирая воду, а затем брызгаются)
Яны-яны-яны – по веткам скачут …(обезьяны).
(Дети изображают скачущих обезьян).
6. И г р а «Слоговой аукцион»
1. Бросая мяч, ведущий называет начало слова. Ученик, поймавший мяч, должен назвать конец слова и бросить мяч обратно. Н а п р и м е р : лы (-жи), мы (-ло), сы (-рок), тык (-ва), малы (-ши).
2. Вставьте пропущенные слоги со звуком [ы].
Ум (-ный), ост (-рый), аккурат (-ный), че (-ты-) ре, во-пер (-вых), во-вто (-рых), цве (-ты), фрук (-ты), тра (-вы).
Вот топор, полено рядом-
Получилось то, что надо.
Получилась буква ы.
Все мы знать её должны.
Предварительный просмотр:
Обучение грамоте «Звук [у] и буква У»
Дома стоят,
Друг на друга глядят.
Пешеходы идут,
Сумки несут.
И автомобили
Куда-то покатили. Что это?
Это улица.
На улицах всегда большое движение, много людей, много машин и …. опасностей. Вы знаете правила безопасности на улице? Давайте, повторим! ….
Правила безопасного поведения на улице
- Нельзя разговаривать с незнакомцами, брать любые предметы из их рук, уходить с ними. В случае, если незнакомец хочет применить силу, кричите, зовите на помощь, убегайте.
- Нельзя брать с земли и даже подходить к опасным предметам: шприцы, ножи, битые бутылки, непонятные свёртки и т.д.
- Нельзя убегать от родителей, прятаться от них, забегать в помещения, транспорт без родителей.
- Выучите наизусть важную информацию о себе: фамилия и имя, адрес. Это пригодится если вдруг потеряетесь.
- Выучите основные правила поведения на дороге (когда и где переходить улицу).
В начале урока мы вспомнили правила поведения на улице — это очень хорошо. Но ещё сегодня мы познакомимся с новым звуком. С каким? Конечно, с первым звуком слова улица. Что это за звук? Проговорите звук [у]. Где этот звук встречается? Какой он?
Верно, звук [у] — гласный!
1. «Лови звук». Хлопните в ладоши, если услышите звук [у] в словах: паук, цветок, лужа, диван, стол, стул, голуби, курица.
2. Определите позицию звука [у] в словах: зубы, утка, наука, кенгуру, глобус.
3. «Доскажи словечко»
Идут ко мне унылые –
С морщинками, со складками,
Уходят очень милые,
Веселые и гладкие!
Значит, я надежный друг –
Электрический… (утюг)
***Длинная и гибкая,
Охотится за рыбками,
Порой пуста, как дудочка,
А петь не может… (удочка)
***Он не птицей называется,
Хоть откладывает яйца.
У него утиный нос,
Зверь не страшный… (утконос)
А вы знаете, что… утконосы живут в Австралии.
Клюв утконоса не жёсткий как у птиц, а мягкий. Во рту утконоса имеются защечные мешки, как у хомяка.
Будучи всего 30-40 см в длину, утконосы роют норы длиной до 10 м. В нору ведут два хода: один подводный, другой располагается под корнями деревьев или в зарослях.
Оказывается, укол роговых шпор этого млекопитающего (на задних ногах) является ядовитым и несет смерть небольшим животным. Для человека он в целом не смертелен, однако вызывает очень сильную боль и отек, который может продолжаться много дней или даже месяцев.
4. Чистоговорки
- Уа-уа – в коляске плачет детвора.
- Ау-ау – кто потерялся, не пойму.
- У-у-у-у – воет волк в лесу.
- Ух-ух-ух – накалился наш утюг.
- Уч-уч-уч – светит в окна солнца луч.
- Ур-ур-ур – кошка нам сказала: «Мур».
5. Один — много. (образование существительного множественного числа):
- утка – утки, учитель –, ухо –, ученик –, участок –, узел –, учебник –, улей –, угол -, улица –, утюг –, удочка –умник –, улитка –, ум –
6. Какие предметы, названия которых начинаются со звука [у], нарисованы на картинке? Раскрасить их (сохранить на компьютере и распечатать)
Знакомьтесь с буквой У. Удобная буква! Удобно в ней то, что можно на букву повесить пальто! А ещё У умная!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия Тема: «Гном Весельчак учит звук –Р»
Задачи:1. Образовательная – учить изолированно и в сочетании с другими звуками произносить звук Р; развивать фонематический слух через определение звука в слове и подборе рифм; упражнять в умении пере...
Учим звуки "С" и "Ш"
Игры и задания , представленные в этой методической разработке,помогут выработать четкую артикуляцию звуков "С" и "Ш", закрепить навыки правильного произношения этих звуков....
Речевой материал "Учим звук [ш]".
Речевой материал для автоматизации звука [ш] оформлен в виде карточек, удобен в применении. Поможет родителям отработать правильное произношение поставленного звука....
Речевой материал "Учим звук [ж]".
Речевой материал для автоматизации звука [ж] оформлен в виде карточек, с постепенным усложнением. Для одного занятия с ребёнком рекомендуется выполнить задание по одной из карточек, соблюдая последова...
Конспект логопедического занятия "Учим звук Р в деревне Простоквашино"
Конспект занятия в логопедической группе для детей с ОНР , направленный на актоматизацию звука Р....
Учим звуки Л - Ш, Л - Ж, Л- В.
В пособии собраны задания по автоматизации звуков Л-Ш, Л-Ж и дифференциацию звуков Л-В...
Лэпбук "Учим звук Ш"
Автоматизация звука Ш изолированного, в словах, предложениях и тексте...