Районное методическое выступление по теме: Моделирование технологии «Рисуем просто сказки»
учебно-методический материал по развитию речи (подготовительная группа)
Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи — одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в дошкольном образовательном учреждении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Районное методическое выступление по теме: Моделирование технологии «Рисуем просто сказки» | 26.94 КБ |
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «БРУСНИЧКА»
Г.ТАРКО-САЛЕ ПУРОВСКОГО РАЙОНА
Тема: Моделирование технологии
«Рисуем просто сказки»
Выполнила: Конева А.А.
г. Тарко-Сале
«Рисуем просто сказки»
Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи — одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в Дошкольном образовательном учреждении.
Работая в группе компенсирующей направленности, мы выделили одну из форм работы Александра Михайловича Лобка «Ритуал создания сказок», который является комплексной системой, направленной на обучение грамоте и позволяет в рамках сказки решать обучающие, коррекционные и воспитательные задачи.
Цель: развитие интереса у детей к письменной речи, посредством создания личных сказок у каждого ребенка. Данная форма ставит следующие задачи:
- Формировать разговорную речь (диалогическую и монологическую) и интерес к письменной речи.
- Расширять речевые и познавательные возможности детей.
- Способствовать развитию у детей мысленной активности, памяти, внимания, воображения, речевой самостоятельности.
Двадцать лет назад екатеринбургский ученый Александр Лобок, работая с группой шестилетних детей, изобрел и исследовал неожиданную форму обучения грамоте. Он быстро записывал за детьми множество высказываний - а в ходе обсуждения возникающих текстов, характера записи, ситуаций общения как бы сама собой происходила постановка навыков чтения, письма. Вскоре за эту работу взялась Лариса Журавлева, работающая воспитателем в детском саду “Школы самоопределения” им. А.Н.Тубельского г. Москвы. Она просила детей зарисовать что – то по желанию, а потом рассказывать об этом. Эти рассказы записывали, в то же утро и читали детям. Со временем в эту работу втянулись все группы детского сада. Ведь они увидели, что в результате им многое становится понятно про себя и про детей, То есть дети без специальных традиционных занятий осваивают письмо и чтение.
«Ритуал создания сказок»
Каждое утро начинается с такой встречи воспитателя и ребенка, один на один. Это редкие минуты, когда воспитателя целиком и полностью принадлежит только ему. У каждого есть свой блокнотик, который он из дня в день, приходя в группу, открывает и что-то рисует в нем – самое важное, с чем он пришел сегодня и то, что должно быть обязательно услышано всеми.
Обязательно дети рисуют карандашами и мелками. В каждом блокноте “календаре” написана печатными буквами «сегодняшняя» дата. Со своим рисунком ребенок подходит к воспитателю и рассказывает историю, которую воспитатель записывает печатными буквами со всеми подробностями, не исправляя детские неточности, слово в слово, как тот рассказал.
Мы стараемся, не вмешивается в речь ребенка, стараемся реже задавать вопросы, чтобы своими репликами не сбить ребенка с его ритма, с его состояния.
Ведь сказка (текст) ребенка - это его зеркало, отражающая реальный мир ребенка. Она никогда не наскучит ребенку, так как мысли могут быть каждый день разные.
Каждый день - утренний круг
Утренний круг - очень живая подвижная часть нашей жизни; это и встреча, и настройка, и немножко занятие, и объединение, и развлечение.
Задача круга входит настрой детей на общий тон и ритм дня, внимания друг друга и настрой работы в команде. В кругу привычны: утреннее приветствие двигательная часть, игровая часть, словесная часть, общение.
На утреннем кругу мы также выбираем волшебным способом Сказочника.
Главный человек дня- сказочник
Как правило, быть Сказочником - это очень почетно, и все дети этого очень хотят и ждут. Сказочником становится тот, в чьей сказке присутствует некая новизна, оригинальность, изюминка, необычность образа или яркость передачи впечатления. Сказочник может повторятся, а может и меняться, ведь все зависит от содержания сказки.
Сказочник это правая рука воспитателя на определенный день: он выбирает себе помощника в группе, контролирует порядок в группе, и всегда сам убирает игрушки; задает ритм дня - как выходить из спальни, как идти по коридору; Сказочник имеет право решающего голоса.
Вечером каждый день мы проигрываем ту сказку, которую придумал именно Сказочник: яркую, интересную, оригинальную. Мы приходим в театральную студию, где у нас есть разные атрибуты, и разные декорации, и музыка. Да ,именно музыка, всю сказку мы проигрывает под музыкальное сопровождение. Музыку каждый день подбираем разную, в зависимости от сказки.
И так начинается представление: Сказочник, смотря в свой блокнот, рассказывает свою сказку детям. Выбирает героев сам, кого он видит в определенной роли. Роли в сказке, занимают одушевленные и неодушевленные предметы. Допустим Саша может быть солнцем: ярким, веселым, а Миша беспорядком- который все роняет и ломает. Сказочник помогает героям найти их место в зале. Атрибутами создает какие то интересные постройки и называет их: -”Это будет дом”.
Когда все решено, и герои воплотились в персонажей сказки, Сказочник предлагает начать сказку. Сказку может читать воспитатель, а может и кто- то другой, как решит Сказочник.
Вот и начинается представление: музыка, слова, герои, и все делают все, что описано в сказке. После, сказку можно проиграть еще раз и поменять местами героев.
И после всего дня, вечером мы обсуждаем нашу сказку, какой был Сказочник, как прошел день. А дети уже ждут завтрашнего дня и, что же будет завтра. Работая по данной методике в компенсирующей группе уже практически целый год. Мы, увидели следующие результаты. У детей развились графо-моторные навыки, мыслительные операции память, внимание, воображение. Расширились речевые и познавательные возможности. Появился интерес к письменной речи. Если в начале ребята просто в блокноте перечисляли предметы, то что нарисовали, то сейчас в сказке появилась диалогическая и монологическая речь.
Таким образом, мы создаем условия, при которых у детей возникает собственный интерес к письменной речи. Данная форма работы, помогает детям развивать свои мысли и отражать на листе бумаги, рассуждать и рассказывать свою “сказку”, появляется интерес к письму и к чтению. Дети начинают проявлять интерес к азбуке, пытаются сами написать какую то букву. Воспитывается уважение к товарищам, к их сказкам, а также у детей развивается чувство доверия к воспитателю, и к сверстникам.
Практическая часть.
1 Рисуют впечатление о вчерашним дне, или сегодняшнем утре - 3-4 мин
2. Записываем – 5-8 мин
3. Круг, выбор « Сказочника», игра – «Ритм», коммуникация «Дружба с карандашами»
4 Проигрывание сказки со всеми гостями.
Литература:
- Александрова О. Разыгрываем сказки //Дошкольное воспитание. – 1998. - №12.
- Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2000. - 400 с.
- Выготский Л.С. Мышление и речь // Собрание сочинений: В 6 т. – М.: Просвещение, 1982. – Т.2.
- Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. - М.: Владос, 2002. – 280 с.
- Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников. - М.: Просвещение, 1985. - 112 с.
- О.С.Ушакова. Развитие речи и творчества дошкольников: игры, упражнения, конспекты занятий. – М., 2001.
- Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим с литературой детей 5-7 лет. Конспекты занятий. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 244 с.
- Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. Монография. - М.: РИЦ «Альфа» МГОПУ, 2001. - 411 с.
- Филичева Т.Б., Соболева А.Р. Развитие речи дошкольника: Методическое пособие с иллюстрациями. - Екатеринбург: АРГО, 1996. - 80 с.
- Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – Москва, 1988.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на заседании районного методического объединения заведующих МБДОУ Буинского муниципального района по теме: "Достижения МБДОУ в сфере здоровьесбережения на тему: "Использование здоровьесберегающих технологий в работе с родителями"
Выступление на семинаре заведующих по теме: Работа с родителямипо использованию здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовательном учреждении....
Выступление на районном методическом объединении воспитателей групп раннего возраста. Тема выступления: «Развитие личности ребенка, его успешности и творческого потенциала через проектный метод»
Развитие личности, ее творческой индивидуальности должно лежать в основе современного педагогического процесса. Эффективное решение этой проблемы зависит от содержательных и структурно-...
Методическая разработка на тему: Моделирование в экологическом воспитании.
Моделирование в детском саду – это совместная деятельность воспитателя и дошкольника, направленная на создание и использование моделей. Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов п...
Выступление на районном методическом объединении. Тема: «Развитие социально-коммуникативных навыков младших дошкольников через сказку».
Проблема приобщения к социальному миру всегда была и остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности дошкольника. В современных условиях актуальность данного вопроса возрастает в связи с ос...
Районное методическое выступление по теме "Развитие элементарных математических представлений у детей с ТНР"
Вашему вниманию предоставляется работа с детьми по развитию элементарных математических представлений у детей с ТНР"Главная образовательная задача базируется на понимании того, что дети с т...
Выступление на районном методическом объединении педагогов Калининского района города Новосибирска
В выступлении представлен опыт работы по теме "Формирование основ экологической культуры дошкольников в процессе познания и решения экологических проблем"...
Выступление на районной методической конференции из опыта работы по теме: методической конференции по теме: «Современные подходы к формированию художественно - творческих способностей дошкольников в условиях продуктивных видов деятельности»
Уважаемые коллеги, сегодня мы с вами обсудим современные подходы к формированию художественно-творческих способностей дошкольников в условиях продуктивных видов деятельности.Сегодня много ...