Районное методическое выступление по теме "Развитие элементарных математических представлений у детей с ТНР"
учебно-методический материал по математике (подготовительная группа)

Конева Алла Александровна

Вашему вниманию предоставляется работа с детьми по развитию элементарных математических представлений у детей  с ТНР"

Главная образовательная задача базируется на понимании того, что дети с тяжелыми нарушениями речи должны овладеть тем же объемом знаний, умений и навыков, что и дети с нормальным речевым развитием.

В своей работе по формированию элементарных математических представлений я опираюсь на программу Нищевой.  В программе уделено должное внимание введению детей в мир логики и математики с ТНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_matematika.docx28.57 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ  ФЕДЕРАЦИЯ

ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ  АВТОНОМНЫЙ  ОКРУГ  

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  

УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ  САД  «БРУСНИЧКА»

Г.ТАРКО-САЛЕ ПУРОВСКОГО РАЙОНА

629850 ЯНАО, Пуровский район, г.Тарко-Сале, Мкр.Молодежный д.7, тел. 2-54-05, 6-32-58

ИНН 8911016680, КПП 891101001, ОКПО 48731581, ОКОНХ 92400

E-mail:brusnichka-tsale@yandex.ru

Районное методическое объединение

Тема: «Развитие элементарных математических представлений  у детей с ТНР»

                                                           Воспитатель: Конева А.А.

г. Тарко-Сале

2019г.

Я работаю воспитателем на группе компенсирующей направленности   с детьми ТНР. Формирование математических представлений у детей с нарушениями речи  имеют некоторые особенности.

Наблюдая за детьми своей группы, могу сделать следующие выводы. В начале обучения дети имели значительные трудности:  внимание детей было неустойчивое, они часто отвлекались, отмечалась низкая работоспособность, трудности в запоминании названий геометрических фигур, в определении пространственного положения предметов, в обозначении этих явлений словом, испытывали трудности в согласовании имени существительного с именем числительным.  Основные ошибки при выполнении математических заданий допускаются из-за неумения осуществлять самоконтроль, пояснять свои действия, включать математические термины в речевое высказывание.

Процессы восприятия у детей с ТНР замедлены, недостаточно избирательны, часто фрагментарны и не обобщены. Они затрудняются в обследовании предметов, выделении нужных свойств, а главное – обозначении этих свойств  словом.

Эти особенности оказывают серьезное влияние на успешное усвоение математических представлений детьми.

Главная образовательная задача базируется на понимании того, что дети с тяжелыми нарушениями речи должны овладеть тем же объемом знаний, умений и навыков, что и дети с нормальным речевым развитием.

В своей работе по формированию элементарных математических представлений я опираюсь на программу Нищевой.  В программе уделено должное внимание введению детей в мир логики и математики с ТНР.

Поскольку у детей была выявлена слабая мелкая моторика, в коррекционную работу мы включали упражнения на развитие мелкой моторики ( шнуровки, трафареты, штриховки). ТРИЗ – «Проб и ошибок», развиваем мыслительные процессы детей и умение делать выводы. Играем в интеллектуальную игру «Сложи квадрат», Игра «Сортировка», где выполняли задание по карточкам. В игре решали такие задачи как цвет, форма, размер, количество. Использовали в своей работе «Дощечки Сегена», цветные счетные палочки Кюизенера, в которых работа построена в 3 этапа от простого к сложному. Использовали палочки для освоения количественного и порядкового счета. Сравнивали по длине и высоте, ориентировка на плоскости. Для успешной реализации поставленных задач в группе выделен центр «Занимательная математика», где представлены различные дидактические игры, схемы, модели. В математическом уголке всегда находятся игры «Весёлый счёт», «Математика в сказке», «Чудо крестики», « Весёлые клоуны» «Цветные палочки»  – все это необходимо для развития логического мышления и необходимо для реализации программы .

В центре широко представлены дидактические игры с блоками и счётными палочками, например, «Засели домики», «Угадай, кто?», «Лесенка», «Зашифрованное число» и т.д. Весь материал находится в доступном для детей месте, соответствует возрасту детей, эстетически оформлен.

Использую в работе с детьми развивающие игры Воскобовича.  «Квадрат», «Чудо крестики», «Шнур затейник», «Геоконт» и др.

Карточки-свойства помогают детям перейти от наглядно-образного к наглядно-схематическому мышлению, а карточки с отрицанием свойств становятся мостиком к словесно-логическому мышлению.

На основе логических блоков я разработала игровые упражнения., серию д/игр с разной степенью сложности.

Работу строю по принципу – от простого  к сложному.

Работу целесообразно начинать со знакомства с цветом, затем формой, предлагать детям игры и упражнения на развитие умения оперировать одним свойством. Когда ребенок легко и безошибочно справляется с заданием определенной ступени, следует предложить игры и упражнения на развитие умения оперировать сразу 2 свойствами, а затем тремя, и четырьмя.

 Все занятия с детьми строю в форме познавательной игры и связываю единым сюжетом.

Полезным упражнением для развития логического мышления являются и лабиринты. В поисках дороги к кладу, выхода из мышеловки, дети учатся анализировать, делать умозаключения.

Часто на занятиях и в совместной деятельности использую задачи – шутки, задачи в стихах, художественное  слово.

Ежедневно планирую «Математическую минутку». Это развивающие задания, например: «Чего в группе больше – столов или кукол?», «Что находится от тебя справа?», «Разложи по порядку», различные математические турниры, математические паузы, индивидуальная коррекционная и развивающая работа с детьми. Создала  проект по развитию графических навыков и умений, по которому работаем с детьми с ТНР  дошкольного возраста.

Моя педагогическая позиция – сформировать ключевые компетенции, которые помогут успешно освоить курс математики.

Свою работу строю на следующих дидактических принципах:

  1. Проблема. Ребенок получает знания не в готовом виде, а добывает сам в процессе своей собственной деятельности.
  2. Интегративность – взаимосвязь всех разделов программы.
  3. Мотивация. Знания и идеи приобретают для ребенка субъективный личностный смысл.
  4. Психологическая комфортность. Создание спокойной, доброжелательной атмосферы, а так же вера в силы ребенка.
  5. Творчество. Формирование способности находить нестандартные решения.
  6. Индивидуализация. Эффективно способствует развитию личностных качеств через решение проблем разно уровневого обучения.

Для реализации принципов в практике работы с детьми выделила основные задачи:

  1. Формировать систему математических знаний, умений и навыков в соответствии с психологическими особенностями детей  возрастной группы.
  2. Формировать приемы логического мышления
  3. Развивать самостоятельность познания, поощрять проявление творческой инициативы.
  4. Развивать мелкую моторику и зрительно - двигательную координацию.

В своей работе я использую развивающие методы и приемы.

  1. проблемные ситуации;
  2. логические задачи;
  3. театрализация;
  4. дидактические игры;
  5. сказки;

6 сюжетно-ролевые игры;

 7 использование схем;

8 кодирование и декодирование информации.

9 Здоровье  сберегающие технологии

Для полноценного развития детей выстраиваю систему сотрудничества с семьями воспитанников. С этой целью использую активные формы работы:

  1. «Дни открытых дверей»,
  2. творческие задания,
  3. совместные экскурсии,
  4. открытые занятия,
  5. консультации,
  6. родительские собрания в форме «круглого стола»,
  7. выставки совместного творчества,
  8. совместные развлечения математического содержания.
  9. использование индивидуальных тетрадей с заданиями,

Создала  проект по развитию графических навыков и умений, по которому работаем с детьми с ТНР  дошкольного возраста.

Считаю, что целенаправленная работа по формированию у детей интеллектуальной компетенции дала положительные результаты.

В перспективе я определила для себя следующие задачи:

  1. Продолжать работу с детьми по развитию интеллектуальной компетенции.
  2. Систематически пополнять картотеки по развитию логического мышления.
  3. Совершенствовать свое педагогическое мастерство через изучение и апробацию новых методик и технологий.  
  4. Процесс  формирования интеллектуальных  представлений  действительно способствует развитию психических процессов у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.

Литература

  1. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.
  2. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.
  3. Коноваленко В.В. Коррекционная работа воспитателя в подготовительной логопедической группе (для детей с ФФН) на занятиях и в повседневной жизни и деятельности детей. Пособие для логопедов и воспитателей логогрупп. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001.
  4. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. – М.: Просвещение, 1991.
  5. Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 6-7 лет с общим недоразвитием речи: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. – М.: Мозаика-Синтез, 2003.
  6. Хватцев М.Е. Предупреждение и устранение недостатков речи: Пособие для логопедов, студентов педагогических вузов и родителей. – СПб.: КАРО, Дельта+, 2004.
  7. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология.– М.: Просвещение, 1988.
  8. Житникова Л.М. Учите детей запоминать: Пособие для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1985.
  9. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза. – М.: Генезис, 2008.
  10. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста: практическое пособие/ Н.Я. Семаго. – М.: Айрис-пресс, 2007.
  11. Никитин Б.П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры. – М.: Просвещение, 1990.
  12. Давайте поиграем: Мат. Игры для детей 5-6 лет: Кн. Для воспитателей дет. сада и родителей/ Н.И. Касабуцкий, Г.Н. Скобелев, А.А. Столяр, Т.М. Чеботаревская; Под. Ред. А.А. Столяра. – М.: Просвещение, 1991.
  13. Фидлер М. Математика уже в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1981.
  14. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: Кн. Для воспитателя дет сада / Л.А. Венгер, О.М. Дьченко, Р.И. Говорова, Л.И. Цеханская; Сост. Л.А. Венгер, О.А. Дьяченко. – М.: Просвещение, 1989.
  15. Чего на свете не бывает?: Занимательные игры для детей от 3 до 6 лет: Кн. Для воспитателей дет. сада и родителей / Е.Л. Агаева и др., Под ред. О.М. Дьяченко, Е.Л. Агаевой. – М: Просвещение, 1991.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по развитию элементарных математических представлений у детей старшего возраста

Методическая разработка по развитию элементарных математических представлений у детей старшего возраста...

Методическая разработка по развитию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Развитие элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста....

Методическая разработка по формированию элементарных математических представлений у детей раннего возраста.

Развитие любознательности и познавательной мотивации у малышей, формирование познавательных действий, первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере,...

Методическая разработка по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Актуальность темы обусловлена тем, что дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям(форма, количество, величина, время, пространство), которые способс...

Методическая разработка по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Методическая разработка по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.Автор: Попова Екатерина Алексеевна       Мето...