Районное методическое выступление по теме "Развитие элементарных математических представлений у детей с ТНР"
учебно-методический материал по математике (подготовительная группа)
Вашему вниманию предоставляется работа с детьми по развитию элементарных математических представлений у детей с ТНР"
Главная образовательная задача базируется на понимании того, что дети с тяжелыми нарушениями речи должны овладеть тем же объемом знаний, умений и навыков, что и дети с нормальным речевым развитием.
В своей работе по формированию элементарных математических представлений я опираюсь на программу Нищевой. В программе уделено должное внимание введению детей в мир логики и математики с ТНР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_matematika.docx | 28.57 КБ |
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «БРУСНИЧКА»
Г.ТАРКО-САЛЕ ПУРОВСКОГО РАЙОНА
629850 ЯНАО, Пуровский район, г.Тарко-Сале, Мкр.Молодежный д.7, тел. 2-54-05, 6-32-58
ИНН 8911016680, КПП 891101001, ОКПО 48731581, ОКОНХ 92400
E-mail:brusnichka-tsale@yandex.ru
Районное методическое объединение
Тема: «Развитие элементарных математических представлений у детей с ТНР»
Воспитатель: Конева А.А.
г. Тарко-Сале
2019г.
Я работаю воспитателем на группе компенсирующей направленности с детьми ТНР. Формирование математических представлений у детей с нарушениями речи имеют некоторые особенности.
Наблюдая за детьми своей группы, могу сделать следующие выводы. В начале обучения дети имели значительные трудности: внимание детей было неустойчивое, они часто отвлекались, отмечалась низкая работоспособность, трудности в запоминании названий геометрических фигур, в определении пространственного положения предметов, в обозначении этих явлений словом, испытывали трудности в согласовании имени существительного с именем числительным. Основные ошибки при выполнении математических заданий допускаются из-за неумения осуществлять самоконтроль, пояснять свои действия, включать математические термины в речевое высказывание.
Процессы восприятия у детей с ТНР замедлены, недостаточно избирательны, часто фрагментарны и не обобщены. Они затрудняются в обследовании предметов, выделении нужных свойств, а главное – обозначении этих свойств словом.
Эти особенности оказывают серьезное влияние на успешное усвоение математических представлений детьми.
Главная образовательная задача базируется на понимании того, что дети с тяжелыми нарушениями речи должны овладеть тем же объемом знаний, умений и навыков, что и дети с нормальным речевым развитием.
В своей работе по формированию элементарных математических представлений я опираюсь на программу Нищевой. В программе уделено должное внимание введению детей в мир логики и математики с ТНР.
Поскольку у детей была выявлена слабая мелкая моторика, в коррекционную работу мы включали упражнения на развитие мелкой моторики ( шнуровки, трафареты, штриховки). ТРИЗ – «Проб и ошибок», развиваем мыслительные процессы детей и умение делать выводы. Играем в интеллектуальную игру «Сложи квадрат», Игра «Сортировка», где выполняли задание по карточкам. В игре решали такие задачи как цвет, форма, размер, количество. Использовали в своей работе «Дощечки Сегена», цветные счетные палочки Кюизенера, в которых работа построена в 3 этапа от простого к сложному. Использовали палочки для освоения количественного и порядкового счета. Сравнивали по длине и высоте, ориентировка на плоскости. Для успешной реализации поставленных задач в группе выделен центр «Занимательная математика», где представлены различные дидактические игры, схемы, модели. В математическом уголке всегда находятся игры «Весёлый счёт», «Математика в сказке», «Чудо крестики», « Весёлые клоуны» «Цветные палочки» – все это необходимо для развития логического мышления и необходимо для реализации программы .
В центре широко представлены дидактические игры с блоками и счётными палочками, например, «Засели домики», «Угадай, кто?», «Лесенка», «Зашифрованное число» и т.д. Весь материал находится в доступном для детей месте, соответствует возрасту детей, эстетически оформлен.
Использую в работе с детьми развивающие игры Воскобовича. «Квадрат», «Чудо крестики», «Шнур затейник», «Геоконт» и др.
Карточки-свойства помогают детям перейти от наглядно-образного к наглядно-схематическому мышлению, а карточки с отрицанием свойств становятся мостиком к словесно-логическому мышлению.
На основе логических блоков я разработала игровые упражнения., серию д/игр с разной степенью сложности.
Работу строю по принципу – от простого к сложному.
Работу целесообразно начинать со знакомства с цветом, затем формой, предлагать детям игры и упражнения на развитие умения оперировать одним свойством. Когда ребенок легко и безошибочно справляется с заданием определенной ступени, следует предложить игры и упражнения на развитие умения оперировать сразу 2 свойствами, а затем тремя, и четырьмя.
Все занятия с детьми строю в форме познавательной игры и связываю единым сюжетом.
Полезным упражнением для развития логического мышления являются и лабиринты. В поисках дороги к кладу, выхода из мышеловки, дети учатся анализировать, делать умозаключения.
Часто на занятиях и в совместной деятельности использую задачи – шутки, задачи в стихах, художественное слово.
Ежедневно планирую «Математическую минутку». Это развивающие задания, например: «Чего в группе больше – столов или кукол?», «Что находится от тебя справа?», «Разложи по порядку», различные математические турниры, математические паузы, индивидуальная коррекционная и развивающая работа с детьми. Создала проект по развитию графических навыков и умений, по которому работаем с детьми с ТНР дошкольного возраста.
Моя педагогическая позиция – сформировать ключевые компетенции, которые помогут успешно освоить курс математики.
Свою работу строю на следующих дидактических принципах:
- Проблема. Ребенок получает знания не в готовом виде, а добывает сам в процессе своей собственной деятельности.
- Интегративность – взаимосвязь всех разделов программы.
- Мотивация. Знания и идеи приобретают для ребенка субъективный личностный смысл.
- Психологическая комфортность. Создание спокойной, доброжелательной атмосферы, а так же вера в силы ребенка.
- Творчество. Формирование способности находить нестандартные решения.
- Индивидуализация. Эффективно способствует развитию личностных качеств через решение проблем разно уровневого обучения.
Для реализации принципов в практике работы с детьми выделила основные задачи:
- Формировать систему математических знаний, умений и навыков в соответствии с психологическими особенностями детей возрастной группы.
- Формировать приемы логического мышления
- Развивать самостоятельность познания, поощрять проявление творческой инициативы.
- Развивать мелкую моторику и зрительно - двигательную координацию.
В своей работе я использую развивающие методы и приемы.
- проблемные ситуации;
- логические задачи;
- театрализация;
- дидактические игры;
- сказки;
6 сюжетно-ролевые игры;
7 использование схем;
8 кодирование и декодирование информации.
9 Здоровье сберегающие технологии
Для полноценного развития детей выстраиваю систему сотрудничества с семьями воспитанников. С этой целью использую активные формы работы:
- «Дни открытых дверей»,
- творческие задания,
- совместные экскурсии,
- открытые занятия,
- консультации,
- родительские собрания в форме «круглого стола»,
- выставки совместного творчества,
- совместные развлечения математического содержания.
- использование индивидуальных тетрадей с заданиями,
Создала проект по развитию графических навыков и умений, по которому работаем с детьми с ТНР дошкольного возраста.
Считаю, что целенаправленная работа по формированию у детей интеллектуальной компетенции дала положительные результаты.
В перспективе я определила для себя следующие задачи:
- Продолжать работу с детьми по развитию интеллектуальной компетенции.
- Систематически пополнять картотеки по развитию логического мышления.
- Совершенствовать свое педагогическое мастерство через изучение и апробацию новых методик и технологий.
- Процесс формирования интеллектуальных представлений действительно способствует развитию психических процессов у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
Литература
- Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.
- Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.
- Коноваленко В.В. Коррекционная работа воспитателя в подготовительной логопедической группе (для детей с ФФН) на занятиях и в повседневной жизни и деятельности детей. Пособие для логопедов и воспитателей логогрупп. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001.
- Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. – М.: Просвещение, 1991.
- Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 6-7 лет с общим недоразвитием речи: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. – М.: Мозаика-Синтез, 2003.
- Хватцев М.Е. Предупреждение и устранение недостатков речи: Пособие для логопедов, студентов педагогических вузов и родителей. – СПб.: КАРО, Дельта+, 2004.
- Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология.– М.: Просвещение, 1988.
- Житникова Л.М. Учите детей запоминать: Пособие для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1985.
- Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза. – М.: Генезис, 2008.
- Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста: практическое пособие/ Н.Я. Семаго. – М.: Айрис-пресс, 2007.
- Никитин Б.П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры. – М.: Просвещение, 1990.
- Давайте поиграем: Мат. Игры для детей 5-6 лет: Кн. Для воспитателей дет. сада и родителей/ Н.И. Касабуцкий, Г.Н. Скобелев, А.А. Столяр, Т.М. Чеботаревская; Под. Ред. А.А. Столяра. – М.: Просвещение, 1991.
- Фидлер М. Математика уже в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1981.
- Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: Кн. Для воспитателя дет сада / Л.А. Венгер, О.М. Дьченко, Р.И. Говорова, Л.И. Цеханская; Сост. Л.А. Венгер, О.А. Дьяченко. – М.: Просвещение, 1989.
- Чего на свете не бывает?: Занимательные игры для детей от 3 до 6 лет: Кн. Для воспитателей дет. сада и родителей / Е.Л. Агаева и др., Под ред. О.М. Дьяченко, Е.Л. Агаевой. – М: Просвещение, 1991.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Методическое пособие по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста. Игровые упражнения для развития мелкой моторики с использованием прищепок».
Рекомендуется воспитателям как пособие по ФЭМП с использованием нестандартного оборудования-прищепок....
Методическая разработка по развитию элементарных математических представлений у детей старшего возраста
Методическая разработка по развитию элементарных математических представлений у детей старшего возраста...
Методическая разработка по развитию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Развитие элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста....
Методическая разработка по формированию элементарных математических представлений у детей раннего возраста.
Развитие любознательности и познавательной мотивации у малышей, формирование познавательных действий, первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере,...
Методическая разработка по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Актуальность темы обусловлена тем, что дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям(форма, количество, величина, время, пространство), которые способс...
Методическая разработка по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Методическая разработка по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.Автор: Попова Екатерина Алексеевна Мето...