Практикум для родителей "Развитие речи детей"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая, подготовительная группа)
Овладение речью у детей успешнее идет тогда, когда с ними занимаются не только в дошкольном учреждении, но и в семье. Знание родителями того, чему учат их ребенка в дошкольном учреждении, правильное понимание задач воспитания и обучения в целях подготовки дошкольника к следующей ступени детства – школе, знание некоторых методических приемов, используемых воспитателем в работе по развитию речи детей, все это, несомненно, поможет родителям организовать речевые занятия и дома, в условиях семьи.
Цель.
- Способствовать развитию родительской уверенности, радости и удовлетворения от общения со своими детьми.
- Повысить уровень их компетентности в вопросах речевого развития.
- Нацелить родителей на создание условий для речевого развития своих детей.
- Установить партнерские взаимоотношения в семье путем поощрения активности и самостоятельности детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_-_praktikum_dlya_roditeley.docx | 25.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар – практикум для родителей
в подготовительной группе
Овладение речью у детей успешнее идет тогда, когда с ними занимаются не только в дошкольном учреждении, но и в семье. Знание родителями того, чему учат их ребенка в дошкольном учреждении, правильное понимание задач воспитания и обучения в целях подготовки дошкольника к следующей ступени детства – школе, знание некоторых методических приемов, используемых воспитателем в работе по развитию речи детей, все это, несомненно, поможет родителям организовать речевые занятия и дома, в условиях семьи.
Цель.
- Способствовать развитию родительской уверенности, радости и удовлетворения от общения со своими детьми.
- Повысить уровень их компетентности в вопросах речевого развития.
- Нацелить родителей на создание условий для речевого развития своих детей.
- Установить партнерские взаимоотношения в семье путем поощрения активности и самостоятельности детей.
Задачи.
- Ориентировать родителей на развитие речевой деятельности ребенка, обогащение его кругозора, словарного запаса, элементов логического мышления, монологической речи в ходе игр, общения с взрослыми и самостоятельной детской деятельности.
- Помочь родителям создать условия для развития умений использовать в речи средств языковой выразительности: антонимов, синонимов, многозначных слов, метафор, образных сравнений, олицетворений.
- Способствовать развитию партнерской позиции родителей в общении с ребенком, развитие положительной самооценки, уверенности в себе.
Методы и приёмы образовательной деятельности:
- наглядный – наглядно-зрительные, предметная наглядность, наглядно-слуховые;
- информационно-рецептивный – совместная деятельность педагога и родителя;
- словесный – описание и объяснение;
- игровой – использование игр для организации деятельности;
- практический.
Рассмотрим, с какими проблемами мы сталкиваемся:
- односложная речь (состоит из простых предложений);
- речь бедная (недостаточный словарный запас);
- слова-паразиты (употребление нелитературных слов и выражений);
- неграмотные вопросы (неумение грамотно и доступно сформулировать вопрос);
- речь не выразительна;
- плохая дикция.
Выпускник детского сада должен иметь определённый словарный запас, включающий в себя обозначения названий предметов, действий, признаков, использовать в речи синонимы, существительные с обобщающим значением, антонимы. Использовать их точно по смыслу.
У ребенка должно быть правильное звукопроизношение, развитый фонематический слух:
- называть слова с определённым звуком,
- находить слова с этим звуком в предложении,
- определять место звука в слове,
- внятно и отчётливо произносить слова и словосочетания с естественной интонацией.
Ребенок должен иметь достаточно сформированный грамматический строй речи:
- уметь согласовывать существительные с прилагательными,
- местоимения с существительными,
- образовывать существительные с суффиксами по образцу,
- глаголы с приставками,
- сравнительную и превосходную степень прилагательных (красивый – красивее – красивейший)
- образовывать однокоренные слова.
Должен иметь развитую связную речь, уметь отвечать на вопросы, задавать их. Иметь представления о культуре речевого общения. А также сочетать речь с движением.
Предлагаем вам игры и упражнения, в которые вы можете поиграть с ребенком дома,
и это поможет нам с вами подготовить ребенка к школе.
Упражнение «Давайте поприветствуем друг друга» - «Имена прилагательные»
Предлагаю подобрать имя прилагательное, которое должно начинаться с той же буквы, что и имя родителя. (Например, веселая Валентина, ласковая Лариса).
Игра «Как это можно использовать».
Предложите ребенку игру: найти, возможно, большее число вариантов использования какого – либо предмета.
Например, вы называете слово «карандаш», а ребенок придумывает, как можно использовать этот предмет. Называет такие варианты: рисовать, писать, использовать как палочку, указку, балку в строительстве, градусник для куклы, скалку для раскатывания теста, удочку.
Предлагаю родителям предметы (ручка, лист бумаги…)
Игра «Найди лишнее слово»
Предлагаю родителям послушать серию слов. Каждая серия состоит из 4 слов. 3 слова в каждой серии являются однородными и могут быть объединены по общему для них признаку, а одно слово отличается от них и которое является «лишним».
Старый, дряхлый, маленький, ветхий.
Храбрый, злой, смелый, отважный.
Думать, ехать, размышлять, соображать.
Яблоко, слива, огурец, груша.
Час, минута, лето, секунда.
Платье, свитер, шапка, рубашка.
Мыло, метла, паста зубная, шампунь.
Выбежал, вошел, вылетел, выскочил.
Игра с мячом «Прибавь песенку коровы»
Мячик я бросаю, полслова называю.
Кто мячик получает, тот к «му» прибавляет и слово получает.
Му-ха, му-равей, му- скулы, му-хомор, му-чение, му-ляж, му-жик, му-зыка, му-фта, му-зыкант, му-ндир, му-холовка, му-шкетёр, му-сор, му-дрец.
"Антонимы в сказках и фильмах".
Я буду произносить название сказок, а вы должны будете угадать истинное название сказки.
"Рассказ о простой курочке" - "Сказка о золотой рыбке"
"Мышь в сапогах" - "Кот в сапогах"
"Зеленый платочек" - "Красная шапочка"
"Знайка в Лунной деревне" - "Незнайка в Солнечном городе"
"Рассказ о живой крестьянке и одном слабаке" - "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях"
"Деревянный замочек" - "Золотой ключик"
"Веселые рифмы"
свечка – печка, трубы – губы, ракетка – пипетка, мишка – шишка, рак – лак, мак, бак, так;
кузнец – молодец, удалец, скворец, муха – ухо, брюхо.
Игра «Пословицы и поговорки».
Цель игры - развивать умение находить слова-антонимы в пословицах и поговорках.
«Ученье - свет, а неученье - тьма».
«Меньше говори, а больше делай».
«Труд кормит, а лень портит".
«Готовь сани летом, а телегу зимой».
«Большая работа лучше большого безделья».
«Лето собирает, а зима подъедает».
«Чужбина - калина, родина – малина».
Игра «Чудесный мешочек» Овощи – фрукты. Угадать, что это, описать какой предмет.
Игра «Профессии»
Цель: Соотносить существительное с глаголом.
Взрослый задает вопросы, дети отвечают.
Пашет, сеет, хлеб убирает, кто? (Хлебороб.)
А кто хлеб нам выпекает? (Пекарь.)
Кто лекарства отпускает? (Аптекарь.)
Кто одежду шьет нам на стужу и зной? (Портной.)
Кто ее продает, наконец? (Продавец.)
К нам приходит с письмом прямо в дом — кто же он? (Почтальон.)
Служит дорогой Отчизне Старший брат. Охраняет наши жизни, Он ... (Солдат.)
Вопросы викторины:
1.Сколько бегемотов плавает в Чёрном море?
2. Если стол выше стула, то стул…
3. Чем отличается гайка от винта?
4. На берёзе висели четыре яблока. Одно яблоко упало. Сколько яблок осталось на берёзе?
5. На столе лежали 2 луковицы,1 помидор и 3 груши. Сколько всего овощей на столе?
6. Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас всего? (двое)
7. Каштан, клён, ромашка, дуб. Что лишнее и почему?
8. Если брат старше сестры, то сестра…
9. Что общего между вентилятором и холодильником?
10. Гусь весит 5 килограммов. Сколько он будет весить, если встанет на одну ногу?
11. Как с помощью только одной палочки образовать на столе треугольник? (положить её на угол стола)
12. На столе стоит 3 стакана с ягодами. Витя съел 1 стакан ягод и поставил его на стол. Сколько стаканов стоит на столе?
Пальчиковая гимнастика:
«ГРАЧИ»
Мы лепили куличи, прилетели к нам грачи (Лепить пирожки, помахать крыльями-ладошками)
Первый грач испек пирог, а второй ему помог,
Третий грач накрыл на стол, а четвертый вымыл пол,
Пятый долго не зевал и пирог у них склевал (Поочередно массировать каждый палец)
Раз, два, три, четыре, пять, выходи грачей считать! (Хлопки).
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум по развитию речи детей «ГОВОРИМ И РАЗВИВАЕМСЯ» для детей и родителей младшей группы
Цели:- познакомить родителей с особенностями развития речи детей четвертого года жизни, с методами и средствами, способствующими совершенствованию речи детей;- создание положительного эмоционального н...
Семинар-практикум «Развитие связной речи детей»
Семинар-практикум «Развитие связной речи детей»...
Протокол семинара-практикума "Развитие саязной речи детей старшего дошкольного возраста в детском саду и дома"
Протокол данного семинара-практикума включает повестку собрания, которая состоит из трех частей и ход самого собрания, где кратко описан деятельность воспитателя, родителей и детей. Семинар-практикум ...
Семинар-практикум "Развитие связной речи детей дошкольного возраста через знакомство с русско-народными сказками"
Семинар - практикум Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через знакомство с русско-народными сказками ...
Разработка семинар практикума по развитию речи детей среднего возраста
Методическая разработка направлена для повышения профессиональной компетентности педагогов в эффективной работе по формированию фонематического слуха у детей дошкольного возраста.Создания совмес...
семинар - практикум «Развитие связной речи детей 5–6 лет в детском саду и дома»
семинар - практикум «Развитие связной речи детей 5–6 лет в детском саду и дома»...
Семинар-практикум "Играя, развиваем речь детей"
Все мы знаем, что речь — одна из важных линий развития ребенка. Она тесно связана с его интеллектуальным развитием, оказывает огромную услугу в познании окружающего мира.Дошкольный возраст &mda...